Опека и попечительство: осуществление прав и обязанностей по воспитанию ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 18.12.2020

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Ложкина, А. В. Опека и попечительство: осуществление прав и обязанностей по воспитанию ребенка / А. В. Ложкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76816/ (дата обращения: 01.12.2021).



В своей статье автор рассматривает проблемы при осуществлении прав и обязанностей по воспитанию ребенка.

Ключевые слова: опека и попечительство, попечение родителей, ребенок, устройство детей, семья.

Защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных закреплена Гражданским кодексом, также указано, что опека и попечительство над несовершеннолетними назначается с намерением их воспитывать и представлять их интересы. И поэтому выявление детей, которые остались без попечения родителей, и будет своего рода гарантией по защите их прав.

У граждан Российской Федерации согласно Семейному кодексу Российской Федерации в частности статьей 122, имеется обязанность о сообщении сведений о несовершеннолетних в органы опеки и попечительства по месту жительства о том, что они остались без попечения законных представителей. В свою очередь, после поступления таких сведений должностные лица устанавливают факт отсутствия попечения родителей с фиксацией в журнале первичного учета органов исполнительной власти субъектов РФ и принимают меры к устройству детей в замещающую семью либо в специализированные учреждения.

В нашей стране в полной мере работает федеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Кроме детей в банке данных имеются сведения о кандидатах в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, с целью оказания содействия в устройстве несовершеннолетних на воспитание в замещающие семьи, а также для создания благоприятных условий для осуществления их прав. В соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» должностные лица согласно своих должностных регламентов несут ответственность за предоставленные сведения региональному оператору о каждом ребенке, оставшемуся без попечения родителей, в определенные сроки в виде анкеты установленной формы. В свою очередь, региональные операторы передают полученные сведения для формирования федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В 2016 году на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос «О профилактике социального сиротства, развитии форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и приняты решения по контролю вопросов по:

— адресной поддержке семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и на совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание несовершеннолетних детей — сирот;

— обеспечению в учреждениях для детей-сирот, условий соответствующих установленным законодательством требованиям, а также на контроль за исполнением указанными организациями полномочий по содействию устройства на воспитание в семьи;

— повышению качества подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью детей, с учётом индивидуальных особенностей детей.

Задачи, поставленные перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, были учтены, и как результат Банк данных сократился более чем на 100 тысяч анкет. По состоянию на 31.12.2018 количество несовершеннолетних, которые остались без попечения родителей, учитываемых в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составило более 47 тысяч детей.

Количественные показатели опубликованные на сайте Усыновите.ру, показали, что устройство детей, в масштабах страны, в замещающие семьи нашей страны в 2015 году составило более 59 тысяч детей, из них:

— 6,7 тысяч детишек ушли на усыновление;

— 52,7 тыс. детишек были взяты под опеку (попечительство), в том числе более 20 тыс. — на возмездную форму опеки (попечительства).

Рассмотренная статистика показывает, что самой распространенной формой устройства детей в России всё-таки является опека — форма воспитания, основывающаяся на финансовом обеспечении замещающего родителя.

Разделяя убеждения Михеевой Л. Ю. что кроме формы устройства в семью, как усыновление, опека (попечительство) с индивидуальным подходом к каждому ребенку быть не должно. В связи с этим необходимо продумать и специальные формы и виды устройства детей в замещающие семьи, которые соответствовали как интересам опекунов, так и их подопечных. Это была бы единая система подходов к определению правового положения законных представителей опекаемых и эффективней представлять интересы и защиту прав несовершеннолетних, и соответственно предусмотреть их на федеральном и региональном уровнях.

Как отмечает Л. В. Петрановская, в нашем государстве требуются преобразования в части защиты прав детей, которые оказались в сложной ситуации, и необходимо начинать с родной, кровной семьи. Как несовершеннолетние попадают в детские дома и что делать, чтобы этого не допустить. Изначально необходимо не допускать той ситуации, когда ребенок остался без попечения родителей, целесообразно оказывать содействие семьям, которые находятся под пристальным вниманием органов, они и так уже находятся в трудной жизненной ситуации или в социально-опасном положении. С такими семьями необходимо работать и проводить профилактику профессиональными специалистами и психологами, оказывать финансовую поддержку для того, чтобы не доводить до ситуации, когда родители злоупотребляют своими правами. Но если таковая ситуация случилась, и решением суда родители лишены родительских прав предлагается предусмотреть вариант по внесению изменений, в соответствии с которым при решении вопроса о лишении родителей родительских прав, необходимо выслушать мнение ребенка, достигшего возраста 6 лет. В Семейном кодексе прописано что ребенка возможно передать на усыновление в другую семью по истечении полугода с того момента, как суд вынесет решение о лишении родителей родительских прав. Для того чтобы у родителей была реальная возможность восстановиться в родительских правах необходимо увеличить срок с полугода до одного года.

На основании нормативно-правовых актов, действующих в нашей стране, а именно Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» несовершеннолетним данной категории, которые не имеют пригодного для проживания жилья, по достижению возраста 18 лет, гарантируется по договору социального найма предоставление благоустроенного специализированного жилого помещения. Но как показывает практика, после выхода из учреждения или замещающей семьи лицам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не сразу удается получить благоустроенное жилье. По состоянию на 01.01.2020 года более 279 тысяч человек состоят в очереди на получение жилого помещения. В связи с такой ситуацией по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Генеральной Прокуратурой и Счетной палатой был проведен анализ и эффективность выполнения заданий, направленных на улучшение жизни ребят, которые остались без попечения родителей в части выполнения органами государственной власти обязательств по предоставлению жилья в период 2019–2020 гг.

По итогам проверки выявлено, что ежегодно на исполнение обязательств государства перед лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей в бюджетах предусматривается более 32 млрд, рублей. В 2019 году были направлены 39,2 млрд, рублей, за счет федерального и региональных бюджетов. Однако это только часть денежных средств для того, чтобы обеспечить жилым помещением всех лиц, состоящих в очереди, для получения жилья. Но как показала проверка, выделяемые деньги не расходуются в полном объеме. В 2018 году остался, не исполнен бюджет в сумме более 3 млрд. рублей. На эти денежные средства можно было бы приобрести жилые помещения на 2,3 тысячи человек, которые состоят в очереди на получение квартир.

То есть принимаемые меры со стороны государства не в полной мере влияют на ситуацию в сфере обеспеченности жильем данной категории, и как показывает судебная практика из-за долгого ожидания своей очереди в получения жилья, дети-сироты обращаются за помощью в судебные органы.

Перечисленные проблемы являются лишь малой частью из ряда имеющихся в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. По этой причине особую роль в РФ приобретает предстоящее усовершенствование методов правового воздействия форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в частности опеки и попечительства, а также решение проблем по обеспечению жильем детей-сирот, с осуществлением контроля на федеральном и региональном уровнях.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. от 12.05.2020) Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12.1995 г. (ред. от 06.02.2020) Режим доступа: http://www.consultant.ru
  3. Федеральный закон № 44-ФЗ от 16.04.2001 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (ред. 02.08.2019) Режим доступа http://www.consultant.ru
  4. Михеева Л. Ю. Проблемы систематизации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей / М: Институт государства и права РАН. — 2004. — 122 с.
  5. Петрановская Л. Опека не может быть поддерживающей структурой / Коммерсантъ Власть. — 2013. — № 7. С. 24.
  6. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка выполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на улучшение жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период 2017–2019 годов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/caf/cafa7c08b272e3db63b65ed7f525b2cf.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, устройство детей, попечительство, семья, жилое помещение, полная мера, региональный уровень, Семейный кодекс.


Ключевые слова

семья, ребёнок, опека и попечительство, попечение родителей, устройство детей
Задать вопрос