Выявление особенностей построения тренировочного процесса у детей 6–7 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 19.12.2020

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Завьялова, О. Б. Выявление особенностей построения тренировочного процесса у детей 6–7 лет / О. Б. Завьялова, А. Д. Григорьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 368-371. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76784/ (дата обращения: 07.12.2021).



В данной статье представлены результаты исследования, полученные методом анкетирования тренеров. Нами было выявлено, что тренеры не уделяют в тренировочном процессе должного внимания развитию координационных способностей.

Ключевые слова: футбол, координационные способности, тренировочный процесс.

Футбол — это одно из самых доступных, массовых и популярных средств физического развития и укрепления здоровья людей разного возраста и уровня подготовки. Игра в футбол не требует особенной экипировки, и поэтому данный вид спорта доступен для разных слоёв населения. Футболом в России занимается более 3,5 млн. человек. Игра занимает одно из основных мест в общей системе физического воспитания и пользуется популярностью среди остальных спортивных игр. Командная направленность футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимовыручки. Развивает такие важные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность, самореализация.

Развитие современного футбола требует совершенствования тренировочного процесса, начиная со спортивно-оздоровительного этапа, учитывая возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста. По мнению специалистов, качественное становление спортивного мастерства во многих видах спорта определяется поэтапным формированием двигательных способностей в соответствии с их возрастными особенностями.

Герасимова Е. Н. и Гамова С. Н. отмечают, что развитие координационных способностей является основой физической подготовки детей младшего школьного возраста.

Координация движений — это двигательная способность, которая развивается через сами движения. И чем больше у ребенка двигательных навыков, тем богаче будет его двигательный опыт и тем шире база для освоения новых форм двигательной активности. Мы знаем, что координационные способности человека достигают высокого уровня развития к 6–7 годам жизни. Также отмечается, что дети, занимающиеся спортом, достигают виртуозности движений, которым их учат. Это дает возможность тренировать и улучшать координацию движений.

Сейтвелиева Э. Э. отмечает, что в настоящее время, большинство детей младшего школьного возраста обладает малым запасом движений и они просто не способны выполнять упражнения для развития физических качеств.

Просмотр план-конспекта тренировочного занятия позволяет выявить количество времени и внимания уделяемого на развитие координационных способностей детей.

С целью выяснения точки зрения тренеров по футболу на использование в тренировочном процессе специальных упражнений для развития координации было проведено анкетирование, в котором приняло участие 60 человек:

80 % тренеры города Красноярска, из них 2 % тренеры с тренерской лицензией категории A PRO, 4 % тренеры с тренерской лицензией категории B, 50 % тренеры с тренерской лицензией категории С и остальные 33 % тренеры без тренерского образования, 20 % тренеры футбольной академии Краснодар, из них 67 % имеют тренерскую лицензию категории С, 33 % имеют тренерскую лицензию категории В.

Для максимального развития координационных способностей необходимо знать сенситивный период, мы выяснили, какое количество опрошенных знает, в каком возрасте начинается и заканчивается этот период (Рисунок 1).

Сенситивный период развития координационных способностей по мнению тренеров по футболу.

Рис. 1. Сенситивный период развития координационных способностей по мнению тренеров по футболу.

На графике видно, в каком возрасте, по мнению респондентов, проявляется сенситивный период развития координационных способностей. Так нами было установлено что 30 % опрошенных считают, что возраст от 7-ми до 9-ти лет является сенситивным периодом развития координационных способностей, 25 % опрошенных посчитали, что сенситивны период развития координационных способностей начинается с 5-ти лет и заканчивается в 7 лет, 20 % тренеров отметили, что в возрасте от 7-ми до 12-ти лет создается возможность для максимального развития координационных способностей, всего 13 % опрошенных посчитали, что возраст от 9-ти до 12 лет является сенситивным периодом развития координационных способностей, 12 % считают, что в возрасте от 3-х до 5-ти лет создается возможность для максимального развития координационных способностей.

Важно отметить, что всего 20 % точно знают, в каком возрасте стоить максимально уделять время на развитие координационных способностей.

Далее нам было необходимо вычислить в течение какого времени тренера дают упражнения для развития координации (Рисунок 2).

Время, затрачиваемое на упражнения для развития координации

Рис. 2. Время, затрачиваемое на упражнения для развития координации

На этом графике видно, что 58 % опрошенных дают упражнения на развитие координации по 5–10 минут за тренировочное занятие, 26 % тренеров используют 11–20 минут тренировочного занятия для развития координации, 12 % опрошенных указали свой вариант ответа, в котором уточнили, что в зависимости от цели тренировки, они задействуют время на развитие координации по разному и всего 4 % используют 21–30 минут тренировочного времени на развитие координационных способностей.

Более половины опрошенных затрачивают минимальное количество времени на развитие координационных способностей в тренировочном процессе.

После проведенного нами анализа, можно утверждать, что тренеры не в полной мере используют упражнения для развития координационных способностей и минимально задействуют их в тренировочном процессе. Так же можно отметить, что подавляющее большинство опрошенных не знают сенситивного периода развития координационных способностей.

Мы рекомендуем тренерам ответственно относиться к подготовке юных футболистов и использовать большее количество времени и упражнений на развитие координационных способностей. На наш взгляд, развитие координационных способностей является одной из важнейших задач физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Литература:

  1. Лях В. И. Развитие координационных способностей у дошкольников. — М.: ООО «Издательство «Спорт», 2016. — 128 с.
  2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  3. Сейтвелиева Э. Э. Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема // Вопросы дошкольной педагогики. — Казань: ООО «Издательство Молодой ученый», 2016. — № 1(4). — С. 54–56.
  4. Футбол: учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. М. С. Полишкиса, В. А. Выжгина. — М.: Физкультура, образование и наука, 1999. — 254 с.
  5. Герасимова Е. Н., Гамова С. Н. Развитие эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры // Вестник Тамбовского университета. — Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2007. — Серия: Гуманитарные науки. — № 5 (49). — С. 123–126.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие координации, способность, тренировочный процесс, сенситивный период развития, младший школьный возраст, развитие, какой возраст, максимальное развитие, тренерская лицензия категории, тренировочное занятие.


Задать вопрос