Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 18.12.2020

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Волкова, О. В. Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы) / О. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 360-363. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76761/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятельность способствует коррекции многих недостатков их психического и физического развития — эмоциональной и сенсорной сферы, внимания, речи, представлений об окружающей действительности, произвольности, серийности и выразительности движений и пр.

Тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР) — это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма, таких как интеллектуальные нарушения, двигательные нарушения, нарушения зрения и слуха, расстройства аутистического спектра, соматические заболевания и т. д.

Отделение интенсивного ухода для детей с ТМНР ГКУ ЦСПР «Роза ветров» предназначено для постоянного, временного проживания детей в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Педагогам отделения интенсивного ухода ГКУ ЦСПР «Роза ветров» крайне важным представляется перевести ребенка из объекта ухода в активного участника всех процессов, с ним происходящих . Важную роль при этом играет коммуникативный опыт , который мы должны дать детям. По нашему мнению, все действия взрослого, занятого уходом или проводящего занятия с детьми, должны быть озвучены: ребенку нужно объяснять, что с ним происходит в данный момент, какие действия планируются. Все действия специалистов должны быть направлены на формирование у ребенка ощущения собственного «я».

Пример конспекта досуговой деятельности с детьми с ТМНР.

Конспект досуга для детей «Новогоднее приключение»

Цель : Создать у воспитанников веселое, праздничное настроение.

Задачи:

Образовательные:

− продолжать знакомить воспитанников со временем года — зима.

− дифференцировать понятия «выше — ниже».

Коррекционно-развивающие:

− развивать слуховое восприятие в процессе имитации действий на основе стихотворных, ритмизированных произведений.

− корригировать внимание посредством обращенной речи, предлагаемых заданий.

− развивать зрительно-двигательную координацию путем выполнения пальчиковой гимнастики.

− развивать познавательный интерес к окружающему миру.

− повышать общий тонус воспитанника.

Воспитательные:

− воспитывать доброжелательные взаимоотношения друг к другу, чувства радости от совместной деятельности.

− воспитывать положительные эмоции у воспитанника.

− воспитывать элементарные умения взаимодействия.

Оборудование: наряженная елка, корзинка с колокольчиками, магнитофон, флэш-карта с записью детских песен, корзинка со снежками, газовая ткань голубая, костюмы Курочки, Цыплят, Лисы, Деда Мороза, Снежинки, Собачки.

Действующие лица:

Ведущий, Курочка, Цыплята-воспитанники, Лиса, Собачка, Дед Мороз, Снежинка, помощники в организации праздника, ответственный за музыку.

В актовом зале наряжена елка, расставлены декорации к празднику.

Звучит новогодняя мелодия (из м. ф. «Маша и Медведь»), дети с воспитателями занимают свои места.

Организационный момент (создание эмоционально положительного фона)

Ведущий: Ребята, здравствуйте! (отработка жеста — «Здравствуйте»)

Я приглашаю вас на праздник.

Ведущий:

Что за праздник к нам идёт ?

К нам стучится Новый год!

У новогоднейёлочки зелёные иголочки

И снизу до верхушки — красивые игрушки,

Висят на ветках шарики, волшебные фонарики,

И бусы, и снежинки, и голубые льдинки,

Усыпаны ветки пушистым снежком…

Мы песенку ёлочке нашей споём!

Хоровод « Маленькой елочке » (Дети с воспитателями водят хоровод вокруг елки).

Ведущий: Посмотрите, дети, кто на праздник к нам пожаловал!

Курочка:

Здравствуйте, дети! Меня зовут Хохлатка, а вот мои цыплятки.

Нам петух сказал вчера, что будет Новогодний праздник.

Мы красиво нарядились и на елку торопились!

Подходите к елке ближе, рассмотрите выше — ниже.

Сколько здесь на ней игрушек: шишек, шариков, игрушек.

Под музыку заходит Лиса. Цыплятки убегают.

Лиса: Я бежала и бежала, петушка вдруг услыхала!

Как цыпляток много здесь, можно мне любого съесть.

(Лиса крадется к цыплятам, приговаривает)

Лиса: А вот этот-то хорош, и этот просто объеденье, этот — просто чудо…

Как же мне так повезло?

(подходит к одному цыпленку): а вот тебя- то я цыпленок утащу к себе домой!

(«Курица» встает между цыпленком и лисой)

Курица: Ко — ко -ко. Это все не хорошо!

Ну-ка, лисонька, постой. Уходи скорей домой!

Нынче праздник у цыплят, все нарядные сидят.

Лиса: Никуда я не пойду и цыпленка утащу! (крадется к цыплятам)

Ведущий: Давайте, цыплята, лису напугаем, чтоб праздник не портила нам.

А для этого проведем разминку для пальчиков, чтобы быть сильными и не бояться лисы. Фоном звучит музыка, и Ведущий проводит с воспитанниками пальчиковую гимнастику, воспитатели помогают (сопряжено с детьми).

Пальчиковая гимнастика «Цыплята».

Раз, два, три, четыре пять

Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.

Будем мы цыплят считать

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Раз — цыпленок на крыльце,

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.

Два — еще сидит в яйце,

Три — цыпленок самый смелый,

А четыре — самый белый,

Пятый — маленький цыпленок,

загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу

Кушать захотел спросонок

стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони

Лиса (удивленно): Я цыпляток не боюсь!

Курочка: Что ж Собачку позовем, мы помощников найдем.

Прибегает собачка: Гав-гав-гав.

Лиса (заметалась, забегала перед цыплятами): Ой, я слышу грозный лай!

Собачка: Ты лисица, убегай! Шубку рыжую спасай! Закидаем Лису снежками! Игра в снежки под музыку.

(Лиса убегает и ворует корзинку с колокольчиками)

Курочка:

Что лисички не видать?

Можно праздник продолжать.

Наша ёлка так красива, так нарядна, так стройна.

Только не горит огнями, не блестит совсем она!

Колокольчики возьмём, ёлочку сейчас зажжём.

(Подходят к ёлочке, смотрят, а колокольчиков нет)

Курочка: Что же делать нам цыплятки? Мои милые ребятки?

(Звучит смех, с веточки падает снежинка, Ведущий берёт её в руки)

Ой смотрите- ка снежинка, развесёлая пушинка

Я слышала, что когда падает снежинка, надо загадывать желание.

«Хочу, чтобы к нам на праздник Дед Мороз пришёл, и Лису плутовку на праздник привёл»

(Звучит музыка, залетает Снежинка.)

Снежинка: Ой, куда же я попала?

Позвольте представиться.

Я, цыплята, Веселинка, ну а попросту Снежинка.

Курочка: Здравствуй, Снежинка-Веселинка.

Ты прилетела на праздник к ребятам?

Снежинка: Я летаю! Я сверкаю!

И кружусь, кружусь, кружусь!

Я желанья исполняю, когда в ладошке окажусь!

Ведущая: Прилетела ты сюда, ну конечно же не зря!

Мимо лисонька бежала, колокольчики украла,

Надо нам ее найти к нам на праздник привести.

Танец снежинок под музыку. Танцует Снежинка с воспитанниками.

Курочка: По лесу идём, идём, а Деда Мороза не найдём. Устали мы.

Ведущий: Давайте, отдохнем.

Релаксирующее упражнение с газовой тканью, имитация метели.

Звучит волшебная музыка.

Снежинка: Так мы уже пришли!

Под музыку заходит Дед Мороз

Снежинка: Вот же он Дед Мороз, самый настоящий!

ДМ: Здравствуйте, цыплята! Здравствуйте гости!

Дед Мороз: Я настоящий из глухой дремучей чащи,

Где стоят в сугробах ели, где холодные метели!

Вижу что-то здесь ни так!

Что случилось у цыплят?

Снежинка: Хоровод снежинок падает с небес.

Детки ожидают праздничных чудес.

А лиса — плутовка вздумала вредить,

И цыпляток хочет праздника лишить!

Курочка: Ко, ко, ко, ко, ко, ко убежала далеко!

Как нам лисоньку поймать?

Колокольчики забрать!

ДМ: Эту мы беду исправим

Все огни гореть заставим!

(Стучит посохом)

А, ну плутовка появись,

И прям под ёлкой окажись!

(Под музыку появляется Лиса, за спиной держит корзинку с колокольчиками)

ДМ: А, ну, рыжая отвечай, куда колокольчики дела?

Зачем цыпляток съесть хотела?

(Лиса испуганно пятиться к ёлке и ставит корзинку с колокольчиками)

Лиса: Больно нужны мне ваши колокольчики, да и цыплятки малы ещё, есть там нечего!

Дед Мороз: Ах, ты хитрая плутовка, чуть цыплятам праздник не испортила!

Лиса: Ладно, ладно, так и быть. Буду с ними я дружить.

Курочка: Ко, ко, ко, ко, ко, ко наше счастье велико.

Снежинка: Я так рада, что ваше желание исполнилось цыплятки!

Колокольчики берите

Ёлочку скорей зажгите.

Музыкальный оркестр колокольчиков

(Зажигается ёлочка)

Снежинка: Ура! Волшебство случилось!

Ваша ёлка заискрилась!

Ведущий: Приглашаю всех на праздничный хоровод «В лесу родилась елочка».

Поздравляем всех с праздником и провожаем в группы.

Литература:

  1. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Книга 3. Навыки общения. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. [3, с.33]
  2. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Книга 6. Восприятие речи. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. [6, с.57]
  3. Перкинс Школа: Руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития / Под ред. Кэти Хайд. — М.: Теревинф, 2011.
  4. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Метод. пособие. Изд. 2-е испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2002. [3, с.176]
  5. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков, А. Зарин. — Псков: ПОИПКРО, 2009. [4, с. 168]
  6. Основы коррекционной педагогики. Учеб.-метод. пособие / Авторы-сост. Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. — Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского., 2009. [5, с.110]
  7. Васильева Н. Н., Новотворцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль. «Академия развития», 1997 г. [с.27]
Основные термины (генерируются автоматически): лис, цыпленок, праздник, ребенок, снежинка, ведущий, колокольчик, курочка, музыка, пальчиковая гимнастика.


Похожие статьи

Викторина «Путешествие по зимним сказкам» для детей средней...

Ребенок из команды снеговичков будет медведем, а ребенок из команды снежинок сыграет роль петушка. Покажите, как по-разному они прогоняли лису из

Продолжим наше путешествие по зимним сказкам. Звучит музыка. Дети берутся за руки и идут змейкой. Воспитатель.

«В гостях у Белоснежки и гномов». Конспект развлечения...

Музыкальная распевка «Эхо» музыка Андреевой. Пальчиковая гимнастика «Мама». Ритмические загадки на музыкальном инструменте.

Для начала нам придется пройти по музыкальной дорожке. Музыкально- игровая гимнастика «По дорожке».

Конспект открытого показа образовательной деятельности во...

Материалы и оборудование: игрушка-курочка, демонстративный материал: «Одуванчики цветут», «Цыплята гуляют», наборное полотно, листы

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка)... Технологии: пальчиковая гимнастика, познавательно...

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его.

Конспект интегрированного занятия «Пасхальный заяц»

По окончании пальчиковой гимнастики воспитатель интересуется у детей, какой материал им понадобится для выполнения работы, напоминает

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной... Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников...

Конспект комплексного занятия на тему: «Все мы очень любим...»

Дети под музыку П. И. Чайковского «Времена года» рисуют.

Пальчиковая гимнастика «Мы снежок слепили». Основные термины (генерируются автоматически): Королев белых снегов, ребенок, снежинка, пальчиковая гимнастика, снег, зим, воспитатель, Ребята.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми. Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, развитие мышления.

Выпускной праздник для детей группы комбинированной...

(Маленький ребенок звенит колокольчиком). Ведущая предлагает всем детям сесть на стульчики. Ведущая: Итак, сегодня в нашем детском саду прощальный вечер, и к нашим выпускникам пришли друзья и подруги. Они хотят поздравить их с праздником и красиво...

Похожие статьи

Викторина «Путешествие по зимним сказкам» для детей средней...

Ребенок из команды снеговичков будет медведем, а ребенок из команды снежинок сыграет роль петушка. Покажите, как по-разному они прогоняли лису из

Продолжим наше путешествие по зимним сказкам. Звучит музыка. Дети берутся за руки и идут змейкой. Воспитатель.

«В гостях у Белоснежки и гномов». Конспект развлечения...

Музыкальная распевка «Эхо» музыка Андреевой. Пальчиковая гимнастика «Мама». Ритмические загадки на музыкальном инструменте.

Для начала нам придется пройти по музыкальной дорожке. Музыкально- игровая гимнастика «По дорожке».

Конспект открытого показа образовательной деятельности во...

Материалы и оборудование: игрушка-курочка, демонстративный материал: «Одуванчики цветут», «Цыплята гуляют», наборное полотно, листы

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка)... Технологии: пальчиковая гимнастика, познавательно...

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его.

Конспект интегрированного занятия «Пасхальный заяц»

По окончании пальчиковой гимнастики воспитатель интересуется у детей, какой материал им понадобится для выполнения работы, напоминает

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной... Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников...

Конспект комплексного занятия на тему: «Все мы очень любим...»

Дети под музыку П. И. Чайковского «Времена года» рисуют.

Пальчиковая гимнастика «Мы снежок слепили». Основные термины (генерируются автоматически): Королев белых снегов, ребенок, снежинка, пальчиковая гимнастика, снег, зим, воспитатель, Ребята.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми. Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, развитие мышления.

Выпускной праздник для детей группы комбинированной...

(Маленький ребенок звенит колокольчиком). Ведущая предлагает всем детям сесть на стульчики. Ведущая: Итак, сегодня в нашем детском саду прощальный вечер, и к нашим выпускникам пришли друзья и подруги. Они хотят поздравить их с праздником и красиво...

Задать вопрос