Интерактивные методы обучения в профессиональном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 17.12.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Бирюкова, Е. В. Интерактивные методы обучения в профессиональном образовании / Е. В. Бирюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76731/ (дата обращения: 07.12.2021).



Статья посвящена использованию интерактивных форм обучения для совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении.

Целью современного профессионального образования является подготовка квалифицированных кадров соответствующего уровня, конкурентоспособных на рынке труда, свободно владеющих профессией, обладающих социальной и профессиональной мобильностью. Качество образования в настоящее время характеризуются не только суммой усвоенных знаний и умений, но и опытом деятельности по применению знаний для решения нестандартных профессиональных задач и ситуаций. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание таких дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту профессионального образования (ФГОС СПО) необходимо использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий с целью формирования профессиональных компетенций и развития личности обучающихся.

Существуют различные методы обучения:

Пассивные методы — освоение материала студентами происходит только со слов преподавателя, а также материала, данного в учебниках. На таком занятии главным действующим лицом является педагог. Студенты являются просто пассивными слушателями. Связь студента с преподавателем при таком методе осуществляется посредством контрольных или самостоятельных работ, тестов, а также опросов. Данная метод в образовании является традиционной и продолжает использоваться педагогами. При этом студенты не выполняют никаких творческих заданий.

Активные методы являются такой формой взаимодействия преподавателя со студентами, когда обе стороны учебного процесса общаются друг с другом. Студенты при этом не являются пассивными слушателями. Они становятся активными участниками занятия, имея равные права с педагогом. Это стимулирует их познавательную деятельность и самостоятельность. При этом в процессе получения знаний возрастает роль творческих заданий. Он актуален при использовании технологий самообучения, саморазвития, самовоспитания и ведения самостоятельной деятельности. При этом активный режим не учит студентов обмену знаниями, не позволяет набраться опыта взаимодействия в группе.

Интерактивные методы обучения ориентированы на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие как между студентом и преподавателем, так и между самими студентами.

Дословный перевод с английского слова «интерактив» означает «взаимный» (inter) и «действовать» (act). Понятие «интерактивный» выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы или же взаимодействовать с кем-либо (например, с человеком), а также с чем-либо (компьютером). Таким образом, инновационная форма обучения представляет собой диалог, при котором осуществляется взаимодействие.

В отличие от традиционных методов интерактивное обучение предусматривает роль преподавателя как помощника, активизирующего потоки информации, направляющего деятельность студентов к выполнению поставленных задач. Обучающийся становится главной действующей фигурой.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Данный метод развивает способности обучающегося, учит его самостоятельно мыслить и принимать решения.

Целью интерактивных методов является создание комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает сам процесс обучения продуктивным.

Технология интерактивных методов обучения призвана:

− активизировать индивидуальные умственные процессы учащихся;

− пробуждать внутренний диалог студента;

− обеспечить понимание той информации, которая служит предметом обмена между студентами;

− осуществлять индивидуализацию педагогического взаимодействия;

− вывести студента на позицию, где он станет субъектом обучения;

− обеспечить двухстороннюю связь в процессе обмена информацией между студентами.

При использовании интерактивного обучения необходимо придерживаться следующих основных правил:

− в работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники;

− надо позаботиться о психологической подготовке участников (полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации);

− оптимальное количество участников — 25 человек;

− аудитория должна быть подготовлена с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах;

− необходимо четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента (об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его);

− следует отнестись с вниманием к делению участников семинара на группы (вначале использовать принцип добровольности, а затем уместно использовать принцип случайного выбора).

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

− доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимся;

− демократический стиль;

− опора на личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

− многообразие форм и методов представления информации;

− включение внутренней и внешней мотивации деятельности.

Различают игровые и неигровые интерактивные методы обучения.

К игровым интерактивным методам обучения относятся: деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг.

К неигровым интерактивным методам обучения относятся: анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного обучения.

Использование интерактивных технологий, например, дебатов, позволяет избавиться от боязни выступать перед аудиторией и развивает речь. Работа в сменных парах даёт возможность развить умение адаптироваться к разным партнёрам, «мозговой штурм» учит быстро и чётко излагать свои идеи, не теряя времени на анализ.

При таких условиях студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Другим эффективным методом можно назвать метод кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Центральным понятием метода УКС является понятие ситуация, т. е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.

Использование преподавателем современных методов обучения в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к практическим ситуациям, развитию профессиональных и общих компетенций обучающихся.

Литература:

  1. Плаксина, И. В. Интерактивные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / И. В. Плаксина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: ЮРАЙТ, 2018. — 151 с. — (Бакалавр. Академический курс).
  2. Эрганова, Н. Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении [Текст]: учеб. пособие / Н. Е. Эрганова. — Москва: Академия, 2014. — 160 с.
  3. Максимова, Т. В. Метод проектов как средство развития познавательной активности и творческих способностей студентов [Текст] / Т. В. Максимова // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». — 2016. — № 8. — С. 82–86.
  4. Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза// [электронный ресурс]/ режим доступа https://youthworker.by/images/_library/Reutova.pdf
  5. Марико В. В., Михайлова Е. Е. Использование дискуссионных форм обучения для развития коммуникативных компетенций студентов// [электронный ресурс]/ режим доступа: http://diss.seluk.ru/m-pedagogika/751836–1-vv-mariko-mihaylova-ispolzovanie-diskussionnih-form-obucheniya-dlya-razvitiya-kommunikativnih-kompetenciy-studentov-metodicheskoe-p.php
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивный метод обучения, студент, учебный процесс, интерактивное обучение, интеллектуальная состоятельность, работа, сам процесс обучения, ситуация, субъект обучения.


Задать вопрос