Развитие тонких движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи с помощью пальчиковых игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 16.12.2020

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Коцеруба, Л. В. Развитие тонких движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи с помощью пальчиковых игр / Л. В. Коцеруба, Т. Ф. Панфилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 377-378. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76700/ (дата обращения: 07.12.2021).



В статье авторы рассказывают о влиянии применения пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: тонкие движения пальцев, пальчиковые игры, мелкая моторик, дошкольник.

С развитием речи всегда самым непосредственным образом связано и развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, когда не может найти подходящее слово чтобы что-то объяснить, нередко жестикулирует или непроизвольно высовывает язык?

Такое поведение вызвано тем, что в ходе развития человека движения пальцев рук тесно связаны с речью. Первая форма контактов первобытных племен — это жестикуляция, особенно с помощью рук. Речевая функция и функция руки развивались параллельно. Так же и развивается речь ребенка.

Предварительно идет развитие тонких движений пальцев рук, после формируется артикуляция слогов, дальнейшее совершенствование речи в полной мере зависит от того, насколько натренированы движения пальцев [1].

Можно сказать, что кисть руки — это орган речи, как и артикуляционный аппарат. То есть проекция руки является еще одной речевой зоной головного мозга. Ученые отметили, если проводится систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев вместе со стимулирующим влиянием на развитие речи, это намного повышает работоспособность головного мозга. У ребенка значительно повышается концентрация внимания, улучшается память, зрение и слух.

Стоит напомнить о том, что уровень развития мелкой моторики является одним из важных индикаторов, показывающих, насколько ребенок готов к школе. Однако, для дошкольников важно, чтобы их подготавливали к письму, а не обучали ему, иначе это нередко вызывает формирование неверной техники письма.

Умение выполнять мелкие движения с предметами формируется у старших дошкольников. К семи годам созревают соответствующие зоны мозга, развиваются мелкие мышцы кисти. Очень важно, чтобы родители и воспитатели уделили особое внимание развитию мелкой моторики за несколько лет до того момента, как ребенок пойдет в учебное заведение.

Если родители уделяют пристальное внимание играм и упражнениям, которые направлены на то, чтобы развивать мелкую моторику и координацию движений рук, тогда они решают несколько задач: оказывают влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка, подготавливают к овладению навыком письма.

Родители должны насторожиться, если вдруг ребенок активно вращает лист, когда рисует или закрашивает. Он просто меняет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, тем самым не тренируя пальцы [2].

Если ребенок любит рисовать очень небольшие предметы, скорее всего это говорит о том, что кисть жестко фиксирована. Данный недостаток возможно определить так: пусть он нарисует одним движением окружность диаметром примерно 4 сантиметра по образцу. Если он склонен фиксировать кисть на плоскости, тогда ему не удастся это сделать, вместо окружности получится овал, или же он станет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться с раннего возраста. Младенцам разрешается делать бережный массаж пальчиков, активизируя работу коры головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо делать упражнения, которые должны сопровождаться стихами, не забывать о формировании навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывании шнурков.

У старших дошкольников совершенствованию тонких движений пальцев руки следует уделять самое пристальное внимание, так как в школе им придется очень много писать.

Как известно, возможность познавать окружающие предметы у детей в основном связана с развитием рук. Это взрослому кажется, что для ребенка не составляет никакого труда протянуть руку предмету и взять его. Это не так.

Дело в том, что у малышей еще нет возможности совершать целенаправленное действие. На протяжении первых месяцев жизни движения рук у малышей безусловно-рефлекторные. Целенаправленные действия появляются у детей только когда они обучаются им с помощью взрослых.

Пальчиковые игры

Любую пальчиковую игру следует начать с разминки: сгибая и разгибая пальчики, сопроводив упражнение такой присказкой:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

Прежде чем начать игру, обсудите с ребенком, как она будет проходить, покажите ему основные комбинации пальцев и кистей рук, главные движения. Первоначально движения пальцев надо делать медленно, так ребенок их лучше запоминает, а потом скорость и число повторов можно увеличить.

Игры надо выполнять совместно, показать, что вам тоже они интересны. Так ребенок быстрее вовлекается в игру, у него формируется позитивный настрой, укрепляется контакт с взрослым.

Помните о том, что практически всегда ребенок будет воспринимать ваши действия зеркально, так, что, когда будете произносить команду «влево», надо будет повернуть руку вправо, и наоборот [3].

Не надо ставить перед ребенком сразу комплекс задач, например, показать движение и произнести стих. Это вызвано тем, что объем внимания у ребят весьма ограниченный, и сложные задачи вызовут у них только одно желание — бросить игру.

Когда будете играть, обязательно надо стимулировать детей на то, чтобы они проговаривали стихи, так как ребенок концентрирует внимание по большей части на рифмованной речи. Еще лучше, если во время игры будет еще и пение.

Даже если ребенок сначала делает неверно что-то, не надо его критиковать, наоборот, подбадривайте его, чтобы он чувствовал уверенность в своих силах. Критика в данной ситуации не поможет!

Если вдруг у ребенка нет желания делать задание, не стоит принуждать его. Лучше всего разберитесь в том, почему он отказывается, или можете выбрать другую пальчиковую игру.

Для того чтобы кисти рук детей были подвижны, гибки, рекомендуется кроме пальчиковых игр: катать пальчиками камешки, бусины, шарики; мять руками пластилин, глину; хлопать в ладошки; нанизывать на нитку бусины; завязывать узлы на толстом шнурке; вырезать ножницами бумажные фигурки; закручивать небольшие гайки и шурупы.

Литература:

  1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников — М.: АСТ, 2010. — 48 с.;
  2. Дудьев В. П., Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи — М.: Владос, 2014. — 257 с.;
  3. Степанова М. А., Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей — М.: Альфа, 2017. — 306 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, головной мозг, игра, тонкое движение пальцев, движение пальцев, пальчиковая игра, развитие, развитие речи, тонкое движение пальцев рук.


Ключевые слова

дошкольник, пальчиковые игры, тонкие движения пальцев, мелкая моторик
Задать вопрос