Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 18.12.2020

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Коноваленко, Е. А. Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников / Е. А. Коноваленко, С. А. Скрыпцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 375-377. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76689/ (дата обращения: 01.12.2021).



В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Ключевые слова: диалог, монолог, виды мышления, внутренняя и внешняя речь.

Умение красиво говорить, облекать свои мысли в слова — важнейший жизненный навык, который необходимо развивать с раннего детства. Конечно, самым верным помощником для детей в этом возрасте являются родители. Ведь именно они постоянно находятся рядом и знакомят с предметами и понятиями окружающей действительности. В то же время невозможно заставить ребенка думать и давать правильный ответ. Вы можете только на собственном примере показать, как передать словами те идеи, которые возникли у вас в голове.

В начале начальной школы интеллектуальное развитие ребенка достигает довольно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мысль, воображение, речь — уже прошли достаточно долгий путь развития. Различные когнитивные процессы, которые предлагают различные виды деятельности для детей, не работают изолированно друг от друга, но представляют собой сложную систему, каждый из которых связан со всеми остальными. Эта связь не остается неизменной на протяжении всего детства: в разные периоды один из процессов приобретает наибольшее значение для общего интеллектуального развития.

В своих трудах Д. Карнеги писал «лишь немногие люди мыслят логически, в большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней, завистью» [5].

Человек не сразу рождается с определенными склонностями делать правильные выводы и строить логические построения. Логическое мышление человека не врожденное, а приобретенное свойство.

Все познавательные процессы, обеспечивающие различные виды деятельности ребенка, представляют собой сложную систему. Эта связь не остается неизменной на протяжении всего детства. В различные периоды один из процессов получает ведущее значение для общего интеллектуального развития.

В младшем школьном возрасте, в развитии познавательной активности преобладает мышление, что оказывает немаловажное влияние на остальные процессы.

В зависимости от меры восприятия мыслительного процесса различают три основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-логическое) [1].

Предметно-действенное — вид мыслительной операции, связанный с практическими действиями, а наглядно-образная операция мышления опирается на восприятие или представление (характерно для маленьких детей). Наглядно — образное мышление позволяет решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению — это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности. Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста.

Естественно, в 6–7 лет мышление при помощи понятий еще недостаточно развито, но все же задатки этого вида мышления уже присутствуют.

Первые исследования были основаны на мышлении детей и их эволюции, в частности переходе от практики к логике Л. С. Выготским. Он же и наметил основные пути и условия этого перехода.

Осознавая роль практического действия как начальной ступени развития всех высших форм мыслительной деятельности человека, строится концепция, которую современный психолог П. Я. Гальперин рассматривал как, «поэтапное формирование умственного действия».

На первоначальном этапе ребенок применяет внешние материальные действия для решения проблемы. На втором эти действия только представляются и проговариваются ребенком. Лишь только на последнем, третьем этапе внешнее предметное действие «сворачивается» и уходит во внутренний план.

Логическое мышление, по мнению А. А. Люблинской, «зарождается в самом мыслительном процессе». В отличие от практического мышления, логическое мышление осуществляется только на словах. Человек должен установить, проанализировать и мысленно установить необходимые связи, выбрать и применить соответствующие правила, методы и действия, которые он знает для конкретной задачи. Он должен сравнивать и устанавливать желаемые связи, группировать разные и различать подобное, и все это происходит только посредством умственных действий.

В своей разработке «Психология мышления» современный психолог О. К. Тихомиров [6] определяет логическое мышление, как «рассуждающее, теоретическое мышление, характеризующееся использованием понятий, логических конструкций, существующих функционирующих на базе языка, языковых средств и речи».

По мнению Ахмановой О. С. [1] «Речь — одна из сложных психических функций человека. Речевой акт выполняется сложной системой, в которой главная и главная роль принадлежит деятельности мозга».

Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть думать. Словесно-логическое мышление формируется в начальной школе и развивается в течение всей жизни. Психолог Н. И. Жинкин писал, что «речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Следовательно, речевое развитие способствует развитию мышления.

По мнению Т. А. Ладыженской [3], «речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь делится на устную и письменную речь, так же как внешняя речь является диалогической и монологической».

Внутренняя речь — это ментальная речь, которая течет на лингвистическом материале, но без особых внешних проявлений. Это как разговор с самим собой. Внешняя речь — это речь, сопровождаемая звуками графических знаков, чаще всего адресованными другим.

Развитие речи обучающихся — это длительный и сложный процесс, который требует систематизации и целенаправленного вмешательства учителя.

Главной задачейпо развитию речи в этом случае является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать свои и чужие мысли.

Высказывания младшего школьника, зачастую непосредственны. Часто это слова, которые повторяются, преобладает сжатая, непроизвольная, диалоговая речь.

В своих трудах А. А. Леонтьев высказывается о том, что «развитие речи протекает не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку, но и тогда, когда ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания». По мнению, А. А. Леонтьева [5], «в младшем школьном возрасте ребенок достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какие настолько плохи, что их стыдно произносить».

Устная форма монологической речи отличается от диалогической не только подачей, но и тщательностью предварительной подготовки. Изучая трудности, которые испытывают младшие школьники при построении устного монологического высказывания, Н. И. Жинкин установил, что они связаны:

− бедностью активного словаря, так как устная речь предусматривает мгновенную реализацию мыслей в словах. То есть, устная речь строится спонтанно.

− со слабо развитой оперативной памятью, основной функцией которой является удержание связных слов, во время построения устного высказывания.

Таким образом, овладение родным языком, как единицей речи зависит не только от запаса слов и грамматических форм, но и от умения правильно передать свою мысль, используя рассуждения и доказательства для выражения связанного и обоснованного собственного суждения. Поэтому работа по развитию и совершенствованию устной речи младших школьников должна проводиться регулярно и целенаправленно, опираясь на богатство родного языка и осознании себя в обществе.

Литература:

  1. Ахманова О. С. Развитие устной связной речи / О. С. Ахманова. — М.: Просвещение, 2013. — 369 с.
  2. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. — М.: Просвещение, 2008. — 446 с.
  3. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. — М.: Наука, 2011. — 136 с.
  4. Мaтюшкин А. М. Прoблeмныe ситуaции в мышлeнии и oбучeнии / А. М. Матюшкин. — М.: Просвещение, 2007. — 168 с.
  5. Севастьянова О. И. Как развивать мышление? / О. И. Севастьянова // Начальная школа. — 2012. — № 6. — С. 35.
  6. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с
Основные термины (генерируются автоматически): внешняя речь, вид мышления, логическое мышление, младший школьный возраст, начальная школа, ребенок, сложная система, устная речь, общее интеллектуальное развитие, родной язык.


Ключевые слова

диалог, монолог, виды мышления, внутренняя и внешняя речь
Задать вопрос