Права и обязанности медицинских работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гуц, В. Н. Права и обязанности медицинских работников / В. Н. Гуц, В. К. Хромых, М. В. Шакуло. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 420-423. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76661/ (дата обращения: 24.04.2024).



Главный постулат медицины — не навреди! В этом и заключается проблематичность работы в сфере медицины, ведь исполнителем обязанностей перед пациентом является медицинский работник — такой же человек, как и все, обладающий собственным внутренним миром и способный на совершение ошибок. Но, как известно, за каждую, даже непроизвольную ошибку, приходиться отвечать. В последнее время всё чаще и чаще к ответственности, как административной, так и уголовной, привлекаются медицинские работники. Во избежание несправедливого наказания и предотвращения конфликтных ситуаций с пациентами и руководством медицинскому работнику важно знать, грамотно использовать свои права и качественно выполнять обязанности.

Права и обязанности медицинских работников утверждены на законодательном уровне и представлены в Федеральном законе от 21ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (глава 9; ст. 72, 73) и Трудовом кодексе Российской Федерации.

Согласно статье 72 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский работник имеет право на:

1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;

5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;

6) создание профессиональных некоммерческих организаций;

7) страхование риска своей профессиональной ответственности. [1]

Необходимо отметить, что в пункте 2 вышеуказанной статьи прописано: «Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». [1]

На основании представленной статьи Федерального закона, можно сделать вывод, что правовые аспекты в большей степени касаются взаимоотношений медицинского работника и руководства организации.

В статье 73 уже упомянутого закона для медицинских работников также ряд обязанностей, сформулированных с учетом специфики профессионального направления:

  1. Медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.
  2. Медицинские работники обязаны:

1) оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;

2) соблюдать врачебную тайну;

3) совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

4) назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

5) сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию, предусмотренную частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и частью 3 статьи 96 настоящего Федерального закона. [2]

В том числе, в обязанности медицинского персонала в настоящее время входит информирование пациента и его ближайших родственников о состоянии его здоровья, диагнозе, проводимых манипуляций, исследований в независимости от полученных результатов. Также врач обязан объяснять ожидаемое действие, побочные эффекты, противопоказания, возможные взаимодействия назначаемых лекарственных средств с препаратами других групп, доступными для понимания пациента словами.

Однако, часто поступают жалобы от пациентов на недостаток времени для беседы с врачом, ведь беседа, несомненно, является очень важной частью в составлении анамнеза жизни пациента. Но необходимо понимать, что это зачастую не связано с нежеланием врача помочь и в полной мере выполнить свои обязанности, а связано с ограниченным временем, выделяемым на прием пациента.

Следовательно, на медицинских работниках лежит огромный груз ответственности не только на законодательном уровне, но и в морально-этическом отношении.

Некоторые особенности труда медицинских работников предусмотрены в статье 350 Трудового кодекса Российской Федерации:

  1. Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.
  2. Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.
  3. Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.
  4. В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.
  5. Дежурство на дому — пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).
  6. При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.
  7. Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
  8. Должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.
  9. Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников указанной медицинской организации.
  10. Руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.
  11. Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, руководителем филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии с настоящей статьей. [3]

Медицинский труд выделяется как особая отрасль, требующая к себе специфического подхода в отношении регулирования трудовой деятельности.

Несмотря на то, что для данной сферы деятельности выделены свои права и обязанности, хотелось бы обратить внимание на еще один немаловажный вопрос, включающий в себя запреты и ограничения, относящиеся к работе медицинского персонала. Они представлены в статье 74 ФЗ № 323 от 21.11.2011г. «Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности»:

  1. Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:

1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;

5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;

6) создание профессиональных некоммерческих организаций;

7) страхование риска своей профессиональной ответственности.

  1. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. [4]

Анализируя изложенное, невозможно не обратить внимание на важность изучения правовых аспектов в отношении медицинских работников, ведь данная деятельность очень уязвима со стороны законодательства. Зная свои конкретные права, медицинский работник сможет предотвратить судебные, или иные другие разбирательства в его отношении. Но на наш взгляд правовая сторона недостаточно полно защищает медицинский персонал, так как не всегда удается избежать конфликтов различного рода не только с руководством, но и с самим пациентом или его родственниками.

В Российском законодательстве имеется перечень обязанностей медицинских работников перед пациентами, а обязанности пациентов носят только декларативный характер, что ведет к приостановлению обязанностей работником, если это ведет к угрозе жизни пациента. Очевиден явный перевес в сторону прав пациентов.

Литература:

1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Статья 72.

2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Статья 73.

3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Статья 350

4. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Статья 74.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, исполнительная власть, медицинская организация, медицинский работник, работник, рабочее время, местное самоуправление, федеральный орган, орган, уполномоченный федеральный орган.


Похожие статьи

Компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере...

Федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в сфере

С одной стороны, выполняя свои обязанности, профсоюзы защищают интересы работников

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь, государственное...

Административно-правовой статус медицинских сотрудников

Задачи: Изучить юридическую ответственность медицинских работников. Рассмотреть права и обязанности медицинских работников.

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного...

Административно-правовое регулирование здравоохранения

Анализ предписаний, выдаваемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, позволяет прийти к выводу

Еще один субъект управления — Федеральная служба по надзору в сфере

На основании проведенного анализа полагаем целесообразным отделить от органа...

Правовое регулирование труда медицинских работников

О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или)

рабочее место, работник, трудовой договор, ТК РФ, Российская Федерация, работодатель, рабочее время, контроль работодателя, трудовая...

Кадровая политика в медицинских учреждениях Российской...

Анализ и оценка работы органов государственной власти.

Кадровая политика Министерства здравоохранения Российской Федерации наиболее значима в развитии медицины в целом и признана на всех

– ухудшение высокопрофессиональной подготовки на рабочих местах.

Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной...

 Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации. По своему административно-правовому статусу Правительство РФ является коллегиальным...

Понятие и признаки правового статуса федеральных органов...

Согласно энциклопедическому словарю конституционного права федеральный орган исполнительной власти — обобщенное наименование органов исполнительной власти РФ, используемое Конституцией и другими нормативными актами РФ [9].

Органы федеральной исполнительной власти РФ

Система федеральных органов исполнительной власти включается в себя федеральные

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 9

Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на...

Система и структура федеральных органов исполнительной...

По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской

Орган исполнительной власти — это государственная организация, являющаяся целостным самостоятельным структурным...

Похожие статьи

Компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере...

Федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в сфере

С одной стороны, выполняя свои обязанности, профсоюзы защищают интересы работников

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь, государственное...

Административно-правовой статус медицинских сотрудников

Задачи: Изучить юридическую ответственность медицинских работников. Рассмотреть права и обязанности медицинских работников.

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного...

Административно-правовое регулирование здравоохранения

Анализ предписаний, выдаваемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, позволяет прийти к выводу

Еще один субъект управления — Федеральная служба по надзору в сфере

На основании проведенного анализа полагаем целесообразным отделить от органа...

Правовое регулирование труда медицинских работников

О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или)

рабочее место, работник, трудовой договор, ТК РФ, Российская Федерация, работодатель, рабочее время, контроль работодателя, трудовая...

Кадровая политика в медицинских учреждениях Российской...

Анализ и оценка работы органов государственной власти.

Кадровая политика Министерства здравоохранения Российской Федерации наиболее значима в развитии медицины в целом и признана на всех

– ухудшение высокопрофессиональной подготовки на рабочих местах.

Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной...

 Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации. По своему административно-правовому статусу Правительство РФ является коллегиальным...

Понятие и признаки правового статуса федеральных органов...

Согласно энциклопедическому словарю конституционного права федеральный орган исполнительной власти — обобщенное наименование органов исполнительной власти РФ, используемое Конституцией и другими нормативными актами РФ [9].

Органы федеральной исполнительной власти РФ

Система федеральных органов исполнительной власти включается в себя федеральные

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 9

Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на...

Система и структура федеральных органов исполнительной...

По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской

Орган исполнительной власти — это государственная организация, являющаяся целостным самостоятельным структурным...

Задать вопрос