Типографика в дизайне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 15.12.2020

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Стрельникова, В. Э. Типографика в дизайне / В. Э. Стрельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76635/ (дата обращения: 29.11.2021).



В статье описывается понятие типографики. Раскрывается определение шрифта и его составляющих. Подробно рассматриваются правила работы с типографикой в веб-дизайне. Автор уделяет внимание важности соответствия шрифта проекту.

Ключевые слова: типографика, шрифт, адаптивный дизайн, засечка, веб-дизайн.

Типографика одна из важных составляющих дизайна и ключевой инструмент при проектировании сайтов. Люди взаимодействуют с ней на протяжении многих веков. В данной статье большое внимание уделяется рассмотрению типографики в контексте веб-дизайна.

Современная типографика — это искусство, которое призвано сделать сложный материал простым, а неинтересный товар — популярным [3].

Неотъемлемая и главная часть типографики — шрифт.

Шрифтом обычно называют графическую систему изображения знаков, имеющую свойственное только ей начертание [2]. Единицей шрифта считается буква.

Русскоязычные специалисты и обычные пользователи в большинстве случаев используют кириллические и латинские шрифты. Кириллический шрифт моложе латинского. Это связано, в первую очередь, с пересмотром состава кириллицы Петром I. Была проведена реформа, и для светской и уставной печати начали использовать антикву. Последующие века шрифт трансформировался и видоизменялся. Это длительный процесс, который происходит и сейчас.

Шрифт отражает идею проекта, так как способен повлиять на отношение к проекту. Существует несколько категорий шрифтов. Во-первых, шрифты делятся на две большие группы: с засечками и без засечек. Это необходимо знать как типографам и дизайнерам, так и верстальщикам.

Засечка, или сериф, — один из важнейших элементов шрифта. Настолько важный, что, даже если в самом шрифте нет засечек, упоминание о них все равно есть в названии класса таких шрифтов: sanserif — «без засечек» [1].

Существют следующие виды шрифтов:

— — Антиква — шрифты с засечками.

Антиква подразделяется на следующие категории: старого стиля, переходная, нового стиля, латинского стиля, брусковая. Первая наборная антиква поялилась в Италии и Германии в начале XV века.

— Гротески (рубленные) — шрифты без засечек.

Классификация гротесков: старые гротески, новые гротески, геометрические, гуманистические, антиква и прочие.

— Готические — данные шрифты были распространены в XIII-XVI веках. Различают следующие виды готических шрифтов: текстура, швабахер, фрактура, ротунда.

— Акцидентные — предназначенные для акцидентного набора. К ним иногда относят и рукописные шрифты.

Следует подробнее остановиться на акцидентных шрифтах. Акцидентный шрифт отличается от наборного своей декоративностью, выразительностью и архитектурой. Он может быть менее читабелен, но главная информация должна считываться посредством визуальных образов. Основная цель акцидентного шрифта — привлечь внимание потребителя, пользователя или читателя.

Из этого следует, что у каждой из этих шрифтовых групп свои задачи. Гротески XX века хорошо справляются с нейтральными задачами. Шрифт передает потребителю не только прямое содержание сообщения, но и вызывает у человека определенные ассоциации. Этот эмоциональный отклик зачастую субъективен, ведь он основывается на жизненном опыте человека и степени его образованности, однако посредством опроса фокус-групп были выявлены схожие реакции на определенные виды гарнитур [2].

То есть, необходимо смотреть на все шрифты через контекст истории и принадлежности к стилю. Это необходимо для передачи характера бренда. Дизайнеру следует для начала выявить задачу и только потом подбирать шрифт. Многие люди не замечают соответствия шрифтов для айдентики или сайтов, в которых выбранная гарнитура используется. Но если потребитель не осознает этой взаимосвязи, совершенно не значит, что ее нет. Мы можем испытывать когнитивный диссонанс или недоверие к бренду на интуитивном и подсознательных уровнях.

Есть определенные правила работы с типографикой. И если в графическом дизайне и плакатном искусстве дизайнеры часто нарушают правила для достижения определенных декоративных эффектов, то не стоит ими пренебрегать в верстке книг и журналов, а также в веб-дизайне и разработке мобильных приложений.

В контексте веба правильная работа с типографикой играет важную роль. Одной из главных причин этого является важность структурирования контента в веб-пространстве. Это продиктовано феноменом клипового мышления.

Чем больше элементов использовано, например, на сайте, в буклете или листовке, тем разнообразнее они по своему содержанию и оформлению, тем выше потребность в четкой структурированности пространства. В данном случае основной задачей типографики является становление частью графических композиций [5]. Правила типографики обширны, ибо они включают в себя: все параметры шрифта (начертания, кернинг, кегль, интерлиньяж и т. д.), расположение текста, тонкости расстояний между параграфами, красной строки в русской типографике, её уместное использование, а также расстояние между заголовками и основой массой текста и т. д. [4].

Рассмотрим основные правила работы с типографикой в вебе.

— Размер пункта — это размер шрифта. В печати наиболее удобный диапазон для основного текста — 10–12 пунктов. В Интернете — 15–25 пикселей.

— Межстрочный интервал — это расстояние между строками по вертикали. Он должен составлять 120–145 % от кегля. При верстке сайта, пользуясь каскадными таблицами стилей (CSS), можно использовать свойство line-height.

— Длина строки — это ширина текстового блока по горизонтали. Длина строки должна составлять в среднем 45–90 символов в строке

— Для грамотного структурирования контента важно использование различных начертаний. (Regular, Bold, Light).

— Висячих предлогов следует избегать.

— Если расстояние между символами выглядит неровно, можно поправить его с помощью кернинга, руководствуясь правилом: «Пространство между символами должно быть одинаковым».

При соблюдении этих правил проект будет выглядеть композиционно правильным, текст будет хорошо считываться и восприниматься пользователем.

В заключение необходимо подчеркнуть, что типографика в дизайне является первостепенным элементом, наряду с композицией. Она важнее анимации и ярких графических решений. Кроме того, она выполняет функции инклюзивного дизайна, рассчитанного на доступность всем. Поэтому необходимо выбрать правильный и соответствующий идеям проекта шрифт, подобрать оптимальные размеры, кегль и интерлиньяж. В веб-дизайне функциональность всегда важнее графических решений. Дизайнеры делают продукт для человека, и он должен быть удобным, простым и понятным.

Литература:

  1. Гордон Юрий. Книга про буквы от Аа до Яя. — Москва: Издательство студии Артемия Лебедева, 2006. — 384 с.
  2. Каменская А. А. М. Е. Карагодина Основные принципы работы со шрифтами в графическом дизайне // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики: сб. науч.тр. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2018. Вып. 2. — С.131–134.
  3. Любодарская К. В. Графический дизайн в системе маркетинговых коммуникаций на b-2-b рынке // Маркетинговые коммуникации. 2013. № 2. С.86–95.
  4. Мамаева Д. М. Взаимосвязь типографики и фирменного стиля. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43131906
  5. Старикова Е. А. Типографика как новая современная форма коммуникации в дизайне // Лучшая научная статья 2016: сбрник статей II Международного научно-практического конкурса. — Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». — 2016. — С.67–72.
Основные термины (генерируются автоматически): шрифт, засечка, CSS, XIII-XVI, акцидентный шрифт, век, длина строки, идея проекта, правило работы.


Задать вопрос