Эмоциональное выгорание специалистов, работающих с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 13.12.2020

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Рыбас, Е. С. Эмоциональное выгорание специалистов, работающих с детьми с ОВЗ / Е. С. Рыбас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76588/ (дата обращения: 07.12.2021).



В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у психологов и студентов психологических специальностей, которые осуществляют клинико-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены наиболее распространенные симптомы эмоционального выгорания специалистов — «редукция профессиональных обязанностей», «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «тревога и депрессия», «загнанность в клетку», «эмоционально-нравственная дезориентация».

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, ограниченные возможности здоровья, клинико-психологическое сопровождение, профилактика.

Актуальность: В мире с каждым годом увеличивается рождение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Следовательно, возникает потребность в увеличении численности специалистов клинико-психологического сопровождения особых детей [5]. Особенности профессиональной среды требуют высокой ответственности, постоянного самоконтроля, самообладания, терпимости, стрессоустойчивости. Зачастую специалисты клинико-психологического сопровождения детей с ОВЗ подвержены эмоциональному выгоранию.

Первые научные работы, посвященные проблеме эмоционального выгорания, появились благодаря американскому психиатру Дж. Фрейденбергу в 1974 году в США. Исследуемое явление получило название «burnout». Термин «выгорание» введен для описания состояния личности, которая в своей профессиональной деятельности находится в постоянном эмоциональном общении с людьми. Эмоциональное выгорание отражает состояние предболезни и ухудшает качество жизни [4]. В отечественном подходе синдром эмоционального выгорания определен как защитный механизм человека, возникающий в ответ на длительное воздействие психотравмирующих стрессов, связанных с профессией [3]. Важное место в обязанностях работодателя должна занимать профилактика и коррекция эмоционального выгорания среди сотрудников. В. В. Бойко выделяет фазы синдрома эмоционального выгорания: напряжения, резистенции, истощения. Каждая фаза имеет собственные симптомы [1].

Первая фаза — напряжения — сопровождается следующими симптомами:

– «переживание психотравмирующих обстоятельств» — у человека постоянно растет раздражение, накапливается отчаяние. Неразрешимость ситуации может привести к развитию других явлений «выгорания»;

– «неудовлетворённость собой» — в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие ситуации, человек испытывает недовольство собой, профессией, должностью;

– «загнанность в клетку» — является продолжением развития стресса, при этом симптоме возникает чувство безысходности, так же возникает чувство интеллектуально-эмоционального затора;

– «тревога и депрессия» — проявляется в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию; данный симптом является крайней точкой в формировании тревожной напряженности.

На второй фазе — резистенции — наблюдаются симптомы:

– «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» — профессионал перестает понимать разницу между экономией эмоций и полной экономией эмоций, то есть человек не понимает, когда можно воспользоваться дружелюбными жестами;

– «эмоционально-нравственная дезориентация» — у профессионала возникает потребность в самооправдании, человек может разделять субъектов профессиональной деятельности на «плохих» и «хороших»;

– «расширение сферы экономии эмоций» — проявляется в экономии эмоций помимо профессиональной сферы, проявляется уже и в отношении с родными, приятелями и знакомыми;

– «редукция профессиональных обязанностей» — человек пытается упростить свои профессиональные обязанности, которые требуют эмоционального вложения.

Третья фаза — истощения — характеризуется симптомами:

– «эмоциональный дефицит» — человек начинает постепенно ощущать, что он уже не в состоянии эмоционально помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение;

– «эмоциональная отстраненность» — личность полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, ничего не вызывает эмоциональный отклик;

– «личностная отстранённость» — отмечается, что при этом симптоме у человека происходит полная или частичная утрата интереса к субъекту своей деятельности;

– «психосоматические и психовегетативные нарушения» — симптом проявляется уже в самочувствии профессионала [2].

Цель и задачи исследования . Цель — определение особенностей эмоционального выгорания специалистов клинико-психологического сопровождения детей с ОВЗ. Задачи: установить, какие симптомы эмоционального выгорания превалируют у специалистов клинико-психологического сопровождения, работающих с детьми с ОВЗ; выявить основные направления профилактики и коррекции наиболее часто встречаемых симптомов эмоционального выгорания.

Методы исследования, характеристики выборки. Методы исследования: теоретические — анализ научной литературы; эмпирические — анкетирование, тестирование, методы математической оценки. В качестве основной методики исследования применен тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко. Дополнительные методики — методика оценки субъективного благополучия под русскоязычной адаптацией М. В. Соколовой; опросник «Индекс жизненной удовлетворенности» под русскоязычной адаптацией Н. В. Паниной; методика оценки проявления агрессивности в отношениях А. Ассингера. Базы исследования — ФГБОУ ВО РНИМУ имени Н. И. Пирогова Минздрава России (Островитянова, д. 1) и Центр психодиагностики и психокоррекции Т. Г. Горячевой (ул. Ивана Бабушкина, д. 23, корпус 1). Исследование проведено в период с 10.10.2020 г. по 30.11.2020 г. Выборка представлена практикующими психологами-профессионалами (8 участников; женщины в возрасте от 24 и до 58 лет) и студентами (14 участников; женщины в возрасте от 21 и до 26 лет), занятыми в клинико-психологическом сопровождении детей с ОВЗ.

Результаты исследования. В результате исследования выявлено, что для 75 % профессионалов характерно умеренное субъективное благополучие, что может говорить об отсутствии серьезных эмоциональных проблем. У 25 % респондентов наблюдаются отклонения в сторону субъективного неблагополучия, возможно, им уже сложно переносить напряженные профессиональные ситуации. Среди студентов, находящихся в начале профессионального пути, — 86 % имеют умеренное субъективное благополучие, у 7 % прослеживаются отклонения в сторону субъективного неблагополучия и у 7 % обнаружено полное эмоциональное благополучие.

Выявлено, что 50 % практикующих психологов демонстрируют высокий индекс удовлетворенности жизнью. Низкий индекс удовлетворенности жизнью обнаружен у 37,5 %, а у 12,5 % — средний индекс жизненной удовлетворенности. Соответственно у специалистов, находящихся в начале профессионального пути у 43 % обнаружен высокий индекс удовлетворенности жизни, у 35 % выражен низкий индекс удовлетворенности жизнью, 22 % имеют средний уровень жизненной удовлетворенности.

Показатели агрессивности характеризуют сложившихся специалистов следующим образом: 75 % имеют умеренную агрессивность; 12,5 % миролюбивы; 12,5 % излишне агрессивны. Среди студентов, занятых в клинико-психологическом сопровождении детей с ОВЗ, показатели агрессивности указывают, что 64 % имеют умеренную агрессивность; 29 % миролюбивы; 7 % демонстрируют излишнюю агрессивность.

Результаты иерархического распределения симптомов эмоционального выгорания среди сложившихся специалистов и студентов, занятых в клинико-психологическом сопровождении детей с ОВЗ, представлены в Таблице 1.

Таблица 1

№ №

Специалисты-профессионалы (с законченным высшим образованием; сфера профессиональной занятости — клинико-психологическое сопровождение детей с ОВЗ)

Специалисты-студенты (совмещают процесс обучения с профессиональным сопровождением детей с ОВЗ)

1

«редукция профессиональных обязанностей» — 62,5 %

«неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» — 64 %

2

«неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» — 50 %

«загнанность в клетку» — 35 %

3

«расширение сферы экономии эмоций» — 37,5 %

«эмоционально-нравственная дезориентация» — 35 %

4

«тревога и депрессия» — 37,5 %

«редукция профессиональных обязанностей» — 28 %

5

«эмоциональная отстраненность» — 25 %

«тревога и депрессия» — 28 %

6

«эмоционально-нравственная дезориентация» — 25 %

«переживание психотравмирующих обстоятельств» — у 21 %

7

«эмоциональный дефицит» — 25 %

«расширение сферы экономии эмоций» — 21 %

8

«переживание психотравмирующих обстоятельств» — 12,5 %

«эмоциональная отстраненность» — 21 %

9

«психосоматические и психовегетативные нарушения» — 12,5 %

«эмоциональный дефицит» — 14 %

10

«загнанность в клетку» — 0 %

«личностная отстраненность» — 7 %

11

«личностная отстраненность» — 0 %

«психосоматические и психовегетативные нарушения» — 7 %

12

«неудовлетворенность собой» — 0 %

«неудовлетворенность собой» — 0 %

Выводы и практическая значимость. Эмпирическое исследование симптомов эмоционального выгорания специалистов клинико-психологического сопровождения, работающих с детьми ОВЗ, показало, что у сложившихся специалистов наиболее распространены симптомы: «редукция профессиональных обязанностей»; «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»; «тревога и депрессия»; «расширение сферы экономии эмоций». Среди специалистов, находящихся в начале профессионального пути, наиболее распространены симптомы: «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»; «загнанность в клетку»; «эмоционально-нравственная дезориентация». Также у большинства испытуемых выявлена умеренная агрессивность.

Полученные данные эмпирического исследования могут быть использованы при организации профилактики эмоционального выгорания. Профилактику эмоционального выгорания следует осуществлять комплексно и целенаправленно на выявленные симптомы. В профилактике таких симптомов как: «редукция профессиональных обязанностей»; «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»; «расширение сферы экономии эмоций» — целесообразно применять тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков, обучение эффективному взаимодействию и самоконтролю эмоциональных проявлений, упражнения по увеличению диапазона значимых межличностных связей для человека. Для профилактики симптомов «загнанность в клетку» и «тревога и депрессия» необходима отработка техник релаксации, направленных на снижение напряжения человека в целом: к примеру, техники прогрессирующей мышечной релаксации (телесно ориентированные упражнения; дыхательные методики). Для профилактики симптома «эмоционально-нравственная дезориентация» применимы тренинги, направленные на развитие уверенности в себе, упражнения на поднятие самооценки. Комплексная профилактика симптомов эмоционального выгорания специалистов клинико-психологического сопровождения детей с ОВЗ дает возможность избежать возникновения синдрома эмоционального выгорания, повысить не только качество выполняемой работы, но и улучшить психофизиологическое состояние профессионалов.

Литература:

  1. Бойко В. В. Психоэнергетика / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 490 с.
  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. — Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2004. — 256 с.
  3. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 338 с.) 4. — 247 с.
  4. Maslach C., Jackson S. E. Burnout in organizational settings. BeverlyHills, CA: Sage, 1994. — 247p.

5. Итоги года: социальная защита инвалидов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/social/invalid-defence/433 (Дата обращения 29.10.20).

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, клинико-психологическое сопровождение детей, симптом, клинико-психологическое сопровождение, эмоциональное выгорание специалистов, жизненная удовлетворенность, ограниченная возможность здоровья, профессиональная деятельность, профессиональный путь, умеренная агрессивность.


Ключевые слова

профилактика, ограниченные возможности здоровья, эмоциональное выгорание, клинико-психологическое сопровождение
Задать вопрос