Проблема педагогического руководства самообразованием школьников в ХХ–ХХI веках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2020

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Лаврова, Н. В. Проблема педагогического руководства самообразованием школьников в ХХ–ХХI веках / Н. В. Лаврова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 485-488. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76491/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье раскрываются подходы современных политических деятелей к вопросам самообразования школьников с позиции государства. Показаны возможности и этапы теоретических вопросов самообразования школьников в трудах учёных 60–80-х гг. ХХ века, которые разработали важнейшие вопросы теории самообразования.

Ключевые слова: современный подход к обучению школьников, развитие теории самообразования, взаимосвязь современного взгляда на формы обучения учащихся, педагогическое руководство самообразованием школьников, проблемы самообразования в трудах учёных-педагогов.

The article reveals the approaches of modern politicians to the issues of self-education of schoolchildren from the state's perspective. The possibilities and stages of theoretical questions of self-education of schoolchildren in the works of scientists of the 60–80s of the XX century, who developed the most important questions of the theory of self-education.

Keywords: modern approach to school education, development of the theory of self-education, interrelation of the modern view on forms of education of students, pedagogical management of self-education of schoolchildren, problems of self-education in the works of scientists and teachers.

Меняющиеся ситуации и общественные перемены актуализируют ранее накопленный педагогический опыт. Решение сегодняшних проблем самообразования школьников особенно отчётливо просматривается с позиции отечественного наследия прошлого. Поиск новых путей развития нынешнего учебного процесса перекликается с усиленным развитием концептуальных основ самообразования в СССР в 60–80-е годы ХХ века. Учёные отмечают, что с ростом интеллекта и культуры личности увеличивается потребность в знаниях, повышается качество их усвоения и формы их получения. Исторические закономерности образования недавнего прошлого, педагогические теории и идеи государство рассматривает в качестве важнейшего ресурса гражданского общества, способствовавшие развитию самообразования в России. В современном образовательном пространстве становится очевидным, что без самообразования невозможно удовлетворить увеличивающиеся потребности гражданина в возможности самостоятельного выбора стратегии собственного образования, принятия личных решений.

В нынешних непростых современных условиях государство оперативно принимает кардинальные решения по проблемам отечественного образования на всех его ступенях от детского сада и начальной школы до высших учебных заведений. От чёткости и взвешенности решений, оперативности выполнения задач, зависит будущее нашей страны. Образование выступает обстоятельством дальнейшего развития современного общества необходимого для успешного социально-культурного и экономического роста экономики, модернизации, реформирования системы образования, разработки новых педагогических стратегий и моделей. Повышение доступности инновационного и качественного образования — стратегическая цель государственной политики в области образования Российской Федерации.

В процессе актуализации государственной политики в области образования, всё чаще поднимается вопрос повышения роли самообразования. Интерес к воспитанию самообразования школьников обусловлен целями, стоящими перед отечественным образованием. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» ставит новые задачи в обучении с учётом инновационной экономики, увеличения числа детей обучающихся по дополнительным программам [1]. В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации рассматривает обучение во внешкольном образовании как «…огромный ресурс гармоничного развития личности» [2]. В. В. Путин предложил возродить систему дополнительного образования в сфере ответственности государства [3].

Положения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определяет задачи современной школы, воспитание личности готовой к жизни в высокотехнологичном мире, где «…возрастает общественная потребность и значимость самообразования…». Основные школьные знания становятся стержневыми для самообразования и для внешкольного дополнительного образования [4]. Сформированные знания и умения самообразовательной работы, позволяют личности получать непрерывное образование и быть востребованной в жизни.

Педагогическая наука нашей страны опирается на прогрессивные теоретические и практические труды, которые исследовали развитие основных концепций самообразования: формирование готовности к самообразованию у младших и старших школьников; самообразование как составная часть самовоспитания; воспитание потребности в самообразовании; педагогическое руководство самообразованием в учебной, внешкольной и дополнительной деятельности учеников. Разработки учёных помогают решению современных проблем самообразования детей.

В 60-е — 80-е годы ХХ века в отечественной педагогике выделялась группа исследователей теоретических проблем самообразования: А. Я. Айзенберг, А. Я. Арет, В. Б. Бондаревский, А. К. Громцева, Л. В. Занков, Н. Д. Иванова, М. П. Кашин, И. И. Колбаско, А. И. Кочетов, П. И. Пидкасистый, И. А. Редковец, М. Н. Скаткин, В. А. Сухомлинский, Ю. В. Шаров [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18].

Увеличилось число научных публикаций, в которых учёные анализировали вопросы развития самообразования школьников:

− в условиях дифференцированного подхода в процессе обучения [19];

− при овладении чтением [20, 21];

− в ракурсе самообразования как составная часть самовоспитания [22];

− в обстоятельствах стремления к самообразованию [23];

− в ситуациях преодоления трудностей самообразовательной деятельности [24];

− в аспекте потребности и готовности учащихся к самообразованию [25, 26, 27, 28, 29, 30];

− в обстановке педагогического руководства развития самообразования [31, 32];

− самовоспитания самообразования [33, 34].

Системный анализ научно-педагогической литературы 1960-х — 1980-х годов, посвященный проблеме самообразования школьников, показал, что в ней были заложены теоретические положения, которые с соответствующей коррекцией, могут быть, использоваться в практике современного образования.

Объективные причины развития дистанционного обучения в современной системе образования, помимо получения школьных и других знаний, способствуют воспитанию у школьников силы воли, концентрации внимания, умения работать и получать знания из различных источников, используя современные технологии, развивать своё самообразование.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012. № — 599. / О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// kremlin. ru / events / presiden / news / 15236.
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 04.12.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www. kremlin. ru > d / 47173.
  3. Путин, Владимир Владимирович. Строительство справедливости. Социальная политика для России. Предвыборная статья. 13.02.2012. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. Putin-itoqi. ru
  4. Приказ Президента РФ от 04.02. 2010. № — 271. / Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www. kremlin. ru > events / president / news / 6683.
  5. Айзенберг, Аркадий Яковлевич. Научно-технический прогресс и самообразование рабочих. — М.: Высшая школа, 1973. — 47 с. Айзенберг, Аркадий Яковлевич. Педагогическое руководство самообразованием в культурно-просветительных учреждениях. Лекция по курсу «Педагогика» для студентов института культуры.Московского государственного института культуры. М.: Министерство культуры РСФСР. 1975. — 49 с.
  6. Арет, Аулис Якобович. Основные положения теории самовоспитания: Дис.... д-ра пед. наук: В 2 — х тт.; — Фрунзе , 1963. — 780 с.
  7. Бондаревский, Владислав Борисович. Беседы о самовоспитании: для учащихся старших классов. — М.: Просвещение, 1976. — 127 с. Бондаревский, Владислав Борисович. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  8. Громцева, Ангелина Константиновна. Самообразование как социальная категория: [Учебно — методическое пособие к спецкурсу]. — Ленинград: ЛГП ин-т им. А. И. Герцена, 1976. — 88 с.
  9. ЗанковЛеонид Владимирович. Беседы с учителем (Вопросы обучения в начальных классах) . 2-е изд, перераб. — М.: Просвещение, 1975. — 191 с.
  10. Иванова, Надежда Дмитриевна. Опыт приобщения учащихся старших классов к работе по самообразованию: Дис. …канд. пед. наук. — Алма — Ата, 1968 . — 278 с.
  11. Кашин, Михаил Петрович. Взаимосвязь содержания образования и методов обучения // Доклад директора ин-та члена-корреспондента АПН СССР М. П. Кашина (с приложениями). — М.: 1976. — 153 с.
  12. Колбаско, Иван Иванович. Учащимся о самообразовании. — Минск: Народная асвета, 1976. — 157 с.
  13. Кочетов, Александр Ильич. Педагогические основы самовоспитания. — М.: Знание, 1974. — 64 с.
  14. Пидкасистый, Павел Иванович. Н. К. Крупская о содержании образования в советской общеобразовательной школе: Дис. …канд. пед. наук. — М.: 1960. — 485 с. Пидкасистый, Павел Иванович. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: Дис. …д — ра пед. наук. — М.: 1973 . — 392 с. Пидкасистый, Павел Иванович. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. — М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  15. Редковец, Инна Алексеевна. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования: [Учеб. пособие к спецкурсу]. — Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1986. — 88 с. Редковец, Инна Алексеевна. Повышение развивающей функции обучения для формирования у учащихся стремления и умений заниматься самообразованием: Дис. …канд. пед. наук. — Волгоград, 1973. — 256 с.
  16. Скаткин, Михаил Николаевич. Вопросы дидактики. Стенограмма лекции члена — корреспондента АПН СССР М. Н. Скаткина (15–25 апреля). — М .: Министерство просвещения СССР , 1969. — 62 с . Скаткин, Михаил Николаевич. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения. — М.: Педагогика, 1971. — 206 с.Скаткин, Михаил Николаевич. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей. — М.: Просвещение, 1980. — 144 с .
  17. Сухомлинский, Василий Александрович. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 3 — х тт.; / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. — М .: Педагогика, 1979. Т. I. — 558 с . Сухомлинский, Василий Александрович. Павлышская средняя школа // Избр. пед. соч.: В 3 — х тт.; / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. — М.: Педагогика, 1980. Т. II. — 383 с . Сухомлинский, Василий Александрович. Разговор с молодым директором школы // Избр. пед. соч.: В 3 — х тт.; / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. — М.: Педагогика, 1981. Т. III. — 639 с.
  18. Шаров, Юрий Владимирович. Формирование духовных потребностей советских школьников как социально — педагогическая проблема: Дис. …д — ра пед. наук. — Новосибирск, 1970. — 1086 с.
  19. Авдеев, Алексей Петрович. Самообразование старшеклассников в условия дифференцированного подхода в процессе обучения: Дис....кан. пед. наук. — Волгоград, 1978. — 187 с.
  20. Богуславская, Белла Аркадьевна. Индивидуальные различия учащихся I класса в овладении чтением: Дис. …канд. пед. наук. — Киев, 1966. — 232 с.
  21. Гантя, Ирина Сергеевна. Педагогическая организация самостоятельного Детского чтения в начальных классах как основа самообразования учащихся: Дис....канд. пед. наук. — М.: 1980. — 157 с.
  22. Голованова, Надежда Филипповна. Самообразование как составная часть самовоспитания старших школьников: Дис....канд. пед. наук. — Рязань, 1976. — 169 с.
  23. Земскова, Людмила Алексеевна. Формирование у учащихся VIII — IХ классов стремления к самообразованию. (На основе связи обучения с жизнью в преподавании иностранного языка и географии): Дис. … канд. пед. наук. — Волгоград, 1976. — 171 с.
  24. Бондаренко, Вера Павловна. Педагогические основы преодоления трудностей в самообразовании старшеклассников : Дис....канд. пед. наук. — Рязань, 1976. — 170 с.
  25. Закиров, Гали Салихжанович. Педагогические условия формирования у Школьников потребности в самообразовании (На материале курсов математики и физики 8 класса) : Дис....канд. пед. наук. — М.: 1968. — 229 с.
  26. Ильин, Василий Сергеевич. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников: Дис. …д — ра пед. наук: В 2 — х тт.; — Ростов на Дону, 1971. — 595 с.
  27. Калинина, Светлана Васильевна. Формирование готовности старшеклассников к самообразованию в условиях домашней учебной работы: Дис. …канд. пед. наук. — Л.: 1980. — 274 с.
  28. Каразян, Лариса Феодосьевна. Формирование у старших подростков готовности к самообразованию в процессе клубной деятельности: Дис. …канд. пед. наук. — Киев, 1989. — 165 с.
  29. Райский, Борис Федорович, Скаткин, Михаил Николаевич. Руководство самообразованием школьников (Из опыта работы) // Ред. — сост. Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин. — М.: Просвещение, 1983. — 143 с.
  30. Телюк, Александр Николаевич. Формирование у школьников — подростков готовности к самообразованию: Дис. …канд. пед. наук. — М.: 1984. 177 с.
  31. Волощенко, Геннадий Григорьевич. Пути повышения эффективности педагогического руководства досугом молодежи в клубе: Дис. …канд. пед. наук. — Л.: 1977. — 176 с.
  32. Гаученова, Мария Андреевна. Педагогическое руководство самостоятельной работой учащихся вечерней школы с научно — популярной литературой как средство подготовки их к самообразованию: Дис. …канд. пед. наук. — Л.: 1980. — 217 с.
  33. Чернышева, Ирина Михайловна. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся вечерней школы: Дис. …канд. пед. наук. — Л.: 1965. — 364 с.
  34. Яркина, Надежда Ивановна. Деятельность клуба по организации самообразования молодежи: Дис. …канд. пед. наук. — Л.: 1976. — 194 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная политика, область образования, самообразование, самообразование школьников, знание, отечественное образование, педагогическое руководство, проблема самообразования школьников, Российская Федерация, составная часть самовоспитания.


Ключевые слова

современный подход к обучению школьников, развитие теории самообразования, взаимосвязь современного взгляда на формы обучения учащихся, педагогическое руководство самообразованием школьников, проблемы самообразования в трудах учёных-педагогов

Похожие статьи

Самообразование — это важнейший признак качества...

Самообразование проявляется как проблема и становится все большей потребностью

Правительством Российской Федерации предприняты важные шаги в разработке и реализации новой

Самообразование — это способ воспроизводства профессиональной групповой...

Проблема самообразования педагога | Статья в сборнике...

Подчеркнем, что самообразование педагога будет заключаться не в том, чтобы «тащить»

Очевидно, что самовоспитание и самообразование возникают тогда, когда у человека

Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя...

Актуальные вопросы развития проблемы самообразования...

Самообразование — одна из важных педагогических проблем творческой деятельности школьников. В то время, в своих исследованиях ученые выявили, что без развитой техники самостоятельной работы школьников невозможен переход к самообразованию.

Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного...

Рассмотрена идея непрерывного образования. Непрерывное образование включает в себя не только собственно образование, но самообразование. На формирование потребности в самообразовании влияет ряд факторов, но прежде всего семья.

Самообразование и самовоспитание взрослого человека

Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

– установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания

Разработка форм и методов педагогического руководства...

Проблема педагогического руководства самообразованием школьников нашла своё продолжение в трудах деятелей педагогической науки и в исследованиях учёных, изучавших вопросы самообразования учащихся в процессе их обучения и во внеучебное время.

Самообразование – необходимость современного общества

Самообразование – это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него [2, с. 34].

Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности

Самообразование является одним из способов самовоспитания. Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса.

Сущность понятия «самообразование» и его взаимосвязь...

Подходы к проблеме самообразования традиционно представлены с позиции философии и

Самообразование как образование себя, сознательное созидание своей личности

Самостоятельное овладение знанием становится частью и основанием самообразования в...

Похожие статьи

Самообразование — это важнейший признак качества...

Самообразование проявляется как проблема и становится все большей потребностью

Правительством Российской Федерации предприняты важные шаги в разработке и реализации новой

Самообразование — это способ воспроизводства профессиональной групповой...

Проблема самообразования педагога | Статья в сборнике...

Подчеркнем, что самообразование педагога будет заключаться не в том, чтобы «тащить»

Очевидно, что самовоспитание и самообразование возникают тогда, когда у человека

Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя...

Актуальные вопросы развития проблемы самообразования...

Самообразование — одна из важных педагогических проблем творческой деятельности школьников. В то время, в своих исследованиях ученые выявили, что без развитой техники самостоятельной работы школьников невозможен переход к самообразованию.

Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного...

Рассмотрена идея непрерывного образования. Непрерывное образование включает в себя не только собственно образование, но самообразование. На формирование потребности в самообразовании влияет ряд факторов, но прежде всего семья.

Самообразование и самовоспитание взрослого человека

Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

– установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания

Разработка форм и методов педагогического руководства...

Проблема педагогического руководства самообразованием школьников нашла своё продолжение в трудах деятелей педагогической науки и в исследованиях учёных, изучавших вопросы самообразования учащихся в процессе их обучения и во внеучебное время.

Самообразование – необходимость современного общества

Самообразование – это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него [2, с. 34].

Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности

Самообразование является одним из способов самовоспитания. Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса.

Сущность понятия «самообразование» и его взаимосвязь...

Подходы к проблеме самообразования традиционно представлены с позиции философии и

Самообразование как образование себя, сознательное созидание своей личности

Самостоятельное овладение знанием становится частью и основанием самообразования в...

Задать вопрос