Противодействие коррупции на федеральном и межрегиональном уровне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 июля, печатный экземпляр отправим 13 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 12.12.2020

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Резинкин, А. Ю. Противодействие коррупции на федеральном и межрегиональном уровне / А. Ю. Резинкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76484/ (дата обращения: 27.06.2022).



В статье автор дает характеристику современного этапа развития законодательства в сфере противодействия коррупции на центральном и межрегиональном уровнях.

Ключевые слова: межрегиональный уровень, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, государственное управление, исполнительная власть, национальная безопасность.

В современном мире вряд ли найдется государство, не заинтересованное в укреплении своей государственности, устойчивом социально-экономическом развитии, научном прогрессе. Однако, в тоже время, невозможно отвергать тот факт, что не существует ни одного государства, которое бы полностью победило бы коррупцию, как явление, препятствующее достижению данных целей, не смотря на прилагаемые силы и средства. Корни коррупции, как отмечают ученые, лежат в основе главных составляющих общественной жизни, к коим относят — публичную власть, собственность, государство [1 , с.18].

В современной России развитие антикоррупционной политики с момента распада СССР строилось на принятии нормативных правовых актов, планов и программ, которые не отличались единством. С принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ) стало ясно видно о стремлении федеральной власти к формированию единой политики в области противодействия коррупции, зарождении общих теоретико-правовых подходов, содействующих выработке эффективных организационных и правовых мер противодействия коррупции. Были определены основные понятия, источники правового регулирования деятельности государства в сфере противодействия коррупции, а также, намечены основные направления по повышению результативности мер противодействия коррупции.

Принятие Закона № 273-ФЗ дало толчок к дальнейшему развитию нормативно-правового регулирования в данной области, корректировке действующего законодательства и принятие нового, отсылающего к его положениям. На уровне центральной власти были приняты федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Немалую долю составляют и подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти. Они, в соответствии с Законом № 273-ФЗ, осуществляют свою деятельность в пределах предоставленных полномочий, в том числе и в сфере противодействия коррупции.

Как отмечают исследователи, наиболее подвержена коррупционным рискам деятельность государственных органов в области регистрации и лицензирования отдельных видов деятельности, экспертизы и сертификации товаров и услуг, а также других контрольно-надзорных и разрешительных полномочий [3]. В тоже время, упоминание о противодействии коррупции в функциях и полномочиях министерств и ведомств встречается немногим более чем в 10 положениях о федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации. Представляется, что существует необходимость внесения изменений в положения о государственных органах, определив в них полномочие по организации и осуществлению антикоррупционной деятельности в пределах своих компетенций, а руководителей этих органов уполномочить организовать работу по противодействию коррупции и по профилактике коррупционных правонарушений.

В 2000 году Президентом Российской Федерации было принято решение о создании нового межрегионального органа государственной управления на уровне федеральных округов. Это стало реакцией на возникающие негативные тенденции в государственном строительстве. Целью являлось децентрализация властных полномочий федерального уровня, а следствием стало создание на межрегиональном уровне государственного управления структур (представительств, территориальных органов) федеральных органов исполнительной власти, в большинстве своем наделенными контрольно-надзорными функциями. Надо признать, что данный уровень управления, хоть и занимает весомое место в механизме государственного управления, имеет крайне важное значение для обеспечения национальной безопасности в регионах, в том числе и в части осуществления мероприятий противодействия коррупции, но, как отмечается в правовой литературе, исследован недостаточно [4] .

Особенностями правового регулирования деятельности в области противодействия коррупции на уровне федеральных округов являются, во-первых, отсутствие на данном уровне собственного правового регулирования антикоррупционной политики. На данном уровне все властные структуры являются представительствами или территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, соответственно их деятельность регулируется на федеральном уровне, в том числе и в сфере противодействия коррупции.

Во-вторых, в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», на полномочного представителя возложены задачи организации работы:

– по осуществлению органами государственной власти на местах основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации;

– по контролю за исполнением решений федерального центра;

– по обеспечению реализации кадровой политики главы государства;

– представление главе государства докладов об обеспечении национальной безопасности, внесение соответствующих предложений по данным вопросам.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что на полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах возлагаются обязанности, в том числе и по реализации антикоррупционной политики на межрегиональном уровне государственного управления.

Третьей особенностью является то, что полномочные представители напрямую погружены в решение вопросов противодействия коррупции как угрозы национальной безопасности на федеральном уровне, так как входят в состав различных антикоррупционных структур, таких, как Совет Безопасности, Государственный Совет Российской Федерации и др.

В-четвертых, аппараты полномочных представителей Президента РФ являются важнейшей организационной структурой на межрегиональном уровне государственного управления. Департамент по вопросам государственной службы, кадров и государственных наград, являющийся структурной единицей аппарата, является одним из важнейших, на который и возложены задачи координации антикоррупционной политики на уровне федеральных округов.

Еще одной особенностью является создание на межрегиональном уровне под руководством полномочных представителей Президента РФ различных совещательных органов (советов, комиссий, групп). Вовлечение в их деятельность многочисленных субъектов гражданского общества придает борьбе против коррупции новые импульсы и гарантирует обратную связь с обществом. Такие структуры имеют разные компетенции, как общего характера, охватывающим широкий круг вопросов, в том числе и затрагивающих противодействие коррупции, напрямую не связанных с противодействием коррупции и национальной безопасности, так и исключительно узкой направленности, деятельность которая связана с проблемой государственной службы и антикоррупционной политики. Так или иначе, реализация полномочий всех названных структур, в той или иной степени затрагивает аспекты антикоррупционной деятельности [2].

Созданный механизм противодействия коррупции на уровне федеральных округов в целом соответствует вызовам и задачам, стоящим перед обществом в борьбе с данным явлением. Органы государственного управления на межрегиональном уровне выполняют задачи координации антикоррупционной деятельности в границах федеральных округов, в некоторой степени выполняя еще и контролирующие функции по отношению к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что в Российской Федерации сформирована правовая и организационная база противодействия коррупции на федеральном и межрегиональном уровне государственного управления, которая полностью соответствует международным стандартам. Однако нельзя не отметить, что нормы о противодействии коррупции, принятие которых отнесено к ведению государства, содержатся в большом количестве нормативных правовых актов различной юридической силы. На межрегиональном уровне часть вопросов в сфере противодействия коррупции не получили своего отражения в нормативной правовой базе. Систематизация и упорядочивание основных правовых норм, регулирующих отдельные аспекты противодействия коррупции, расширение и уточнение базового документа — Закона № 273-ФЗ, с одновременной отменой и изменением законодательной базы, входящей в противоречие с ним, позволит повысить эффективность антикоррупционной деятельности на всех уровнях государственной власти Российской Федерации.

Литература:

  1. Авакьян, С. А. Противодействие коррупции: конституционно-правовые подходы / С. А. Авакьян. Москва: Юстицинформ, 2016. — 512 c.
  2. Ишеков, К. А. Противодействие коррупции в механизме федерального государственного управления: центральный и межрегиональный уровни / К. А. Ишеков, К. В. Черкасов, Ю. В. Малеванова. // Всероссийский криминологический журнал. — 2019. — № 13. — С. 426–437.
  3. Субанова, Н. В. Разрешительная система — приоритетная сфера противодействия коррупции / Н. В. Субанова. // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2014. — № 4. — С. 63–68.
  4. Черкасов, К. В. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции на межрегиональном уровне государственного управления / К. В. Черкасов. // Административное и муниципальное право. — 2010. — № 8(32). — С. 30–32.
Основные термины (генерируются автоматически): межрегиональный уровень, противодействие коррупции, Российская Федерация, антикоррупционная политика, государственное управление, исполнительная власть, национальная безопасность, сфера противодействия коррупции, антикоррупционная деятельность, орган.


Похожие статьи

Государственная политика в сфере противодействия коррупции

Ключевые слова: коррупция, государственная политика, противодействие, антикоррупционная политика, общество, система. Демократические преобразования, которые сейчас происходят в Российской Федерации (РФ), сопровождаются сложными процессами реформирования политических, экологических и правовых отношений. Одной из важнейших составных частей этого процесса является предотвращение и противодействие коррупции. На сегодня в России зафиксировано относительно высокий уровень коррупции, признанный не только отечественными и зарубежными аналитиками, экспертами, общественными и международными организациями, но и отечественными представителями высших органов законодательной и исполнительной власти.

Противодействие коррупции в государственных...

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации. Авторы: Лебедева Юлия Николаевна, Косач Ксения Николаевна. Рубрика: Юриспруденция.

Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография в 2-х т. Т. 1.М.: Научный эксперт, 2008.

Противодействие коррупции в сфере публичного права. Противодействие коррупции при прохождении службы в полиции. Взаимодействие органа исполнительной власти субъекта... Ключевые слова: противодействие коррупции, орган исполнительной власти, образовательные организации, субъект Российской Федерации, Оренбургская область.

Современное состояние законодательства Российской...

Антикоррупционное законодательство Российской Федерации содержит достаточный правовой инструментарий для проведения эффективной борьбы с коррупцией, который создает необходимые предпосылки для организации целостной системы мер по противодействию коррупции. Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5] (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [6] (далее — Федеральный закон № 172-ФЗ), а также иными федеральными законами закреплены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные.

Коррупция в современной России: пути противодействия

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, государственная власть. В современных условиях коррупция признана «одной из самых серьезных мировых проблем, затрагивающих все государства.

В Национальном плане противодействия коррупции закреплены основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти в отношении противодействия коррупционной составляющей российского общества, определена

Основы антикоррупционной политики, которые положены ещё в 2008 году, а именно в Национальном плане противодействия коррупции, которые позже были модифицированы в Федеральный закон, в настоящее время еще не воплощены и находятся на стадии разработки и...

Организационные основы противодействия коррупции

В Российской Федерации сформированы организационные основы противодействия коррупции, т. е. определены должностные лица и органы, осуществляющие противодействие коррупции, а также установлены функции (одновременно и обязанности, и полномочия) этих должностных лиц и органов в сфере противодействия коррупции. Система органов противодействия коррупции включает в себя Президента РФ, министерства и ведомства, а также органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Важную роль в борьбе с коррупцией играет Президент РФ. В целях определения основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции Президент РФ принимает нормативные Указы. Указом Президента РФ от 19.05.2008 г...

К вопросу о противодействии коррупции в системе...

В Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, констатируется, что, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене. Рост и размах уровня коррупции становятся серьезной проблемой для Российской Федерации. Экономическая и социальная сферы недополучают финансовых и материальных ресурсов, разрушаются незыблемые ранее нравственные основы.

Противодействие коррупции в России | Статья в журнале...

области противодействия коррупции». При этом деятельность органов государственной власти, направленная на борьбу с коррупцией и устранение причин, ее порождающих регламентируется Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1]

Реализуется это посредством общественного контроля в сфере противодействия коррупции, путем деятельности средств массовой информации и общественных объединений по распространению имеющихся у них данных о том или ином (потенциально) коррупционном поведении. Подобные публикации не только способствуют расширению сферы контроля общества и успешному преследованию правонарушителей, но и выполняют функцию общей превенции коррупционных правонарушений в будущем.

Антикоррупционная политика в Российской Федерации...

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, юридическая ответственность. Коррупция определяется в учебной и научной литературе как социальный феномен, характеризующийся взяточничеством — коррупцией государственные и другие служащие, их прием материалов и нематериальные выгоды и выгоды для действий, которые могут быть осуществляется с использованием

Антикоррупционная политика — это разработка и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества в рамках принятых данным государством основ конституционного строя с целью устранения причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни . [6]. Разработка антикоррупционной политики начинается с понимания ее основных направлений.

Правовые основы антикоррупционной политики России

Антикоррупционная политика — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества, связанная с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий

Антикоррупционная политика — это скоординированная деятельность органов государственной власти и структур гражданского общества, направленная на искоренение коррупции в обществе, развитии антикоррупционного сознания, на укрепление законности

Естественно, основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции не исчерпываются вышеуказанными проблемами. Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы» [16]...

Похожие статьи

Государственная политика в сфере противодействия коррупции

Ключевые слова: коррупция, государственная политика, противодействие, антикоррупционная политика, общество, система. Демократические преобразования, которые сейчас происходят в Российской Федерации (РФ), сопровождаются сложными процессами реформирования политических, экологических и правовых отношений. Одной из важнейших составных частей этого процесса является предотвращение и противодействие коррупции. На сегодня в России зафиксировано относительно высокий уровень коррупции, признанный не только отечественными и зарубежными аналитиками, экспертами, общественными и международными организациями, но и отечественными представителями высших органов законодательной и исполнительной власти.

Противодействие коррупции в государственных...

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации. Авторы: Лебедева Юлия Николаевна, Косач Ксения Николаевна. Рубрика: Юриспруденция.

Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография в 2-х т. Т. 1.М.: Научный эксперт, 2008.

Противодействие коррупции в сфере публичного права. Противодействие коррупции при прохождении службы в полиции. Взаимодействие органа исполнительной власти субъекта... Ключевые слова: противодействие коррупции, орган исполнительной власти, образовательные организации, субъект Российской Федерации, Оренбургская область.

Современное состояние законодательства Российской...

Антикоррупционное законодательство Российской Федерации содержит достаточный правовой инструментарий для проведения эффективной борьбы с коррупцией, который создает необходимые предпосылки для организации целостной системы мер по противодействию коррупции. Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5] (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [6] (далее — Федеральный закон № 172-ФЗ), а также иными федеральными законами закреплены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные.

Коррупция в современной России: пути противодействия

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, государственная власть. В современных условиях коррупция признана «одной из самых серьезных мировых проблем, затрагивающих все государства.

В Национальном плане противодействия коррупции закреплены основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти в отношении противодействия коррупционной составляющей российского общества, определена

Основы антикоррупционной политики, которые положены ещё в 2008 году, а именно в Национальном плане противодействия коррупции, которые позже были модифицированы в Федеральный закон, в настоящее время еще не воплощены и находятся на стадии разработки и...

Организационные основы противодействия коррупции

В Российской Федерации сформированы организационные основы противодействия коррупции, т. е. определены должностные лица и органы, осуществляющие противодействие коррупции, а также установлены функции (одновременно и обязанности, и полномочия) этих должностных лиц и органов в сфере противодействия коррупции. Система органов противодействия коррупции включает в себя Президента РФ, министерства и ведомства, а также органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Важную роль в борьбе с коррупцией играет Президент РФ. В целях определения основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции Президент РФ принимает нормативные Указы. Указом Президента РФ от 19.05.2008 г...

К вопросу о противодействии коррупции в системе...

В Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, констатируется, что, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене. Рост и размах уровня коррупции становятся серьезной проблемой для Российской Федерации. Экономическая и социальная сферы недополучают финансовых и материальных ресурсов, разрушаются незыблемые ранее нравственные основы.

Противодействие коррупции в России | Статья в журнале...

области противодействия коррупции». При этом деятельность органов государственной власти, направленная на борьбу с коррупцией и устранение причин, ее порождающих регламентируется Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1]

Реализуется это посредством общественного контроля в сфере противодействия коррупции, путем деятельности средств массовой информации и общественных объединений по распространению имеющихся у них данных о том или ином (потенциально) коррупционном поведении. Подобные публикации не только способствуют расширению сферы контроля общества и успешному преследованию правонарушителей, но и выполняют функцию общей превенции коррупционных правонарушений в будущем.

Антикоррупционная политика в Российской Федерации...

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, юридическая ответственность. Коррупция определяется в учебной и научной литературе как социальный феномен, характеризующийся взяточничеством — коррупцией государственные и другие служащие, их прием материалов и нематериальные выгоды и выгоды для действий, которые могут быть осуществляется с использованием

Антикоррупционная политика — это разработка и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества в рамках принятых данным государством основ конституционного строя с целью устранения причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни . [6]. Разработка антикоррупционной политики начинается с понимания ее основных направлений.

Правовые основы антикоррупционной политики России

Антикоррупционная политика — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества, связанная с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий

Антикоррупционная политика — это скоординированная деятельность органов государственной власти и структур гражданского общества, направленная на искоренение коррупции в обществе, развитии антикоррупционного сознания, на укрепление законности

Естественно, основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции не исчерпываются вышеуказанными проблемами. Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы» [16]...

Задать вопрос