Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2020

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Пчелина, Н. В. Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Пчелина, Ю. В. Карих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 505-506. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76467/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова изобразительные навыки, предметно-пространственная среда, художественно-эстетическое развитие, дошкольники.

Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов художественно-эстетического развития.

Составляющей этого процесса становится изобразительная деятельность: рисование, аппликация, лепка. Изобразительные навыки заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. Для формирования изобразительных навыков наиболее благоприятным является старший дошкольный возраст. В этот период интенсивно развиваются внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, происходит формирование личностных качеств. Для того чтобы процесс развития изобразительных навыков протекал более эффективно, необходим ряд педагогических условий: раннее начало работы по развитию изобразительных навыков, свобода в выборе видов деятельности и их многоплановость, поддержание постоянного интереса к изобразительной деятельности. Особая роль в развитии изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста принадлежит развивающей предметно-пространственной среде.

Мы считаем, что предметно-пространственная среда будет способствовать развитию изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста, если она отвечает следующим требованиям: имеет разнообразие материалов, оборудования; предполагает возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации; все средства, необходимые детям для осуществления изобразительной деятельности, находятся в поле зрения либо в доступе ребенка.

Практическая часть исследования по апробации педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ «Чайка» г. Черногорска. Общая выборка исследования составила 40 детей старшего дошкольного возраста. Для выявления исходного уровня развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста были использованы методики: «Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества» (Т. С. Комаровой) [1]; «Свободный рисунок» (Г. А. Урунтаевой и Ю. Ф. Афонькиной) [3].

Полученные первоначальные данные позволили сделать вывод о том, что уровень развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста является недостаточным. Это обусловливает необходимость внедрения в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды с целью повышения уровня изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста.

В группе была обогащена развивающая предметно-пространственная среда, направленная на повышения уровня изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста. При создании предметно-пространственной среды учтены требования ФГОС ДО.

В работе по обогащению предметно-развивающей среды организованы следующие мероприятия: внесены разнообразные материалы, оборудование, предполагающее возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации; подготовлены альбомы для самостоятельного рассматривания детьми с образцами произведений искусства, качественными репродукциями, творческими работами самих детей; подобраны дидактические игры, направленные на развитие изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста; создан лэпбук «От карандаша до кисточки», в котором собран дидактический материал по изобразительной деятельности; оформлена выставка в фойе группы «Веселые пальчики», оформление стенд для родителей «Наше творчество». Все материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления изобразительной деятельности, находятся в поле зрения либо в доступе ребенка.

Результатами работы по обогащению предметно-пространственной среды для развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста стали творческие находки не только по перепланировке и наполнению зон активности, но и по изготовлению игрового оборудования, созданию условий для творческой активности детей: «Говорящие стены», как вариант мобильного размещения информации о детях и продуктов детской деятельности; «Зона творческого самовыражения», где дети рисуют все, что им хочется, мелками, которые впоследствии можно стереть. Для создания уголка творчества составлен перечень материалов и оборудования для изобразительной деятельности для подготовительной группы. На основании проведенной работы составлены методические рекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группе детского сада.

Согласно анализу показателей контрольного эксперимента, можно прийти к заключению, что в развитии изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста наблюдается положительная динамика, что является подтверждением выдвинутой гипотезы.

Таким образом, исследование показало, что созданные условия позволили повысить уровень развития изобразительных навыков у детей экспериментальной группы, что позволяет говорить об эффективности проведенной работы и ее положительных перспективах.

Литература:

  1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5–6 лет ФГОС. — Москва: Мозаика-синтез, 2019. — 128 с.
  2. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: [учеб. пособие] для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, изобразительный навык детей, изобразительная деятельность, детский сад, предметно-пространственная среда, педагогическое условие использования, ребенок, педагогический процесс, развивающая предметно-пространственная среда, художественно-эстетическое развитие.


Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическому воспитанию детей посвящены многие исследования, в том

Изучением особенностей художественно-эстетического развития детей дошкольного

Под художественно-эстетическим восприятием понимается процесс личностного...

Готовность педагога к изобразительной деятельности с детьми...

− педагоги дошкольной организации осознают значение предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельных форм игровой. Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

В группе продумала и организовала предметноразвивающую среду Художественный уголок привлекает внимание детей яркостью, насыщенностью, доступностью, большим разнообразием материалов. Эффективно использую раздевалку группы, где размещаю...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Предметно-пространственная развивающая среда через специально организованную работу воспитателей и активное взаимодействие с социумом помогает детям максимально раскрыть свои природные задатки. ППРС должна быть

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный кропотливый труд во всех видах творческой деятельности как самого

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна.

Организационно-педагогические условия творческой работы...

Аджимуратова, А. Р. Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста / А. Р

 обеспечение на занятиях по изобразительной деятельности необходимого содержания творческой работы детям старшего дошкольного...

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Одна из главных задачвоспитания детей в художественно-эстетической деятельности является развитие у них элементов творчества. Детское творчество — первое звено развития творческой деятельности, в которой ребенок проявляет свое понимание окружающего мира...

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей...

Коллективная изобразительная деятельность детей должна быть тесно связана с игрой. Эта связь определяется общностью игры и. Для успешного внедрения коллективной изобразительной деятельности в педагогический процесс детского сада как одной из...

Психолого-педагогические основы организации...

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность...

Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическому воспитанию детей посвящены многие исследования, в том

Изучением особенностей художественно-эстетического развития детей дошкольного

Под художественно-эстетическим восприятием понимается процесс личностного...

Готовность педагога к изобразительной деятельности с детьми...

− педагоги дошкольной организации осознают значение предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельных форм игровой. Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

В группе продумала и организовала предметноразвивающую среду Художественный уголок привлекает внимание детей яркостью, насыщенностью, доступностью, большим разнообразием материалов. Эффективно использую раздевалку группы, где размещаю...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Предметно-пространственная развивающая среда через специально организованную работу воспитателей и активное взаимодействие с социумом помогает детям максимально раскрыть свои природные задатки. ППРС должна быть

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный кропотливый труд во всех видах творческой деятельности как самого

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна.

Организационно-педагогические условия творческой работы...

Аджимуратова, А. Р. Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста / А. Р

 обеспечение на занятиях по изобразительной деятельности необходимого содержания творческой работы детям старшего дошкольного...

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Одна из главных задачвоспитания детей в художественно-эстетической деятельности является развитие у них элементов творчества. Детское творчество — первое звено развития творческой деятельности, в которой ребенок проявляет свое понимание окружающего мира...

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей...

Коллективная изобразительная деятельность детей должна быть тесно связана с игрой. Эта связь определяется общностью игры и. Для успешного внедрения коллективной изобразительной деятельности в педагогический процесс детского сада как одной из...

Психолого-педагогические основы организации...

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность...

Задать вопрос