Мониторинг социализации детей 6–7 лет, воспитывающихся в МАДОУ «Детский сад № 293 комбинированного вида» Советского района г. Казани | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 09.12.2020

Статья просмотрена: 196 раз

Библиографическое описание:

Марданова, И. Р. Мониторинг социализации детей 6–7 лет, воспитывающихся в МАДОУ «Детский сад № 293 комбинированного вида» Советского района г. Казани / И. Р. Марданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 489-492. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76287/ (дата обращения: 23.04.2024).



В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе внимание исследователей привлекает проблема прогностической способности дошкольников, как способности действовать и принимать те или иные решения в отношении ожидаемых будущих событий. Важной социально обусловленной способностью личности является умение предвосхищать события в своей жизни, опираясь на ранее полученный опыт. Данную способность личности принято называть прогностической компетентностью. Актуальность проблемы прогностической компетентности определяется необходимостью объяснения психологического содержания трудностей социализации и возникновения различных форм нарушенного поведения у детей дошкольного возраста.

Исследование проходило на базе МАДОУ «Детский сад № 293 комбинированного вида» Советского района г. Казани. Управление дошкольным учреждением основано на нормативно-правовой базе, носит общественно-государственный характер. Государственная составляющая управления представлена руководителем учреждения и его заместителю, деятельность которого определена рамками должностных инструкций. В детском саду функционируют 15 групп.

Материально-технические условия пребывания ребенка в ДОУ соответствуют содержанию и методам воспитания и обучения. В ДОУ оборудованы помещения в соответствии с государственными нормативами и требованиями.

Приоритетные направления деятельности МАДОУ:

  1. охрана и укрепление здоровья детей, формирование потребности в физическом совершенствовании, воспитание привычки к здоровому образу жизни;
  2. коррекция речевых нарушений.

Программы, используемые в дошкольном учреждении:

1) «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой;

2) «Кроха» Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова;

3) «Региональная программа дошкольного образования» Р. К. Шаехова;

4) «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;

5) «Говорим на родном языке» Ф. В. Хазратова, З. Г. Шарафутдинова.

В исследовании приняло участие 5 детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет). Перед обследованием была проведена следующая процедура: были собраны анамнестические данные, беседа с воспитателями, педагогом-психологом, родителями, подготовка к исследованию, беседа с ребенком, установление положительного эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий. Для диагностики была использована «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» А. М. Казьмина, Н. А. Коновко, О. Г. Сальникова, Е. К. Тупициной, Е.В, Фединой, в структуру которой входят 5 субшкал: «неконтактность», «тревога», «депрессия», «дезадаптивное поведение», «гиперактивность/расторможенность», в каждой по 5 пунктов и методика «Прогностические истории», разработанная коллективом преподавателей кафедры психологии и педагогики специального образования КФУ, с помощью которой изучаются способности детей дошкольного возраста давать прогнозы развития ситуаций в различных сферах взаимодействия.

Изучив анамнестические данные, были сделаны следующие выводы:

  1. по словам родителей, течение беременности и роды проходили без патологий;
  2. физическое и психическое развитие соответствует норме у всех детей;
  3. отношения между родителями и детьми, детьми и родственниками — дружеские;
  4. тип воспитания у детей гармоничный. Однако, по словам педагога-психолога, у одного ребенка тип воспитания — тревожно-мнительный;
  5. отношения к ребенку в детском коллективе в основном дружеские, иногда наблюдается индифферентное по отношению к двум детям;
  6. контактируют дети в основном между собой, со взрослыми;
  7. агрессия ни у кого не наблюдается;
  8. ведущие симптомы и синдромы: по словам воспитателя, у одного ребенка наблюдается частая тревога, стереотипные действия. У двоих детей наблюдается утомляемость во время занятий;
  9. словарный запас соответствует возрасту, имеются нарушения речи;
  10. внимание, память у некоторых детей находятся на среднем уровне;
  11. особенности характера: у всех детей отмечается трудолюбие, осторожность, застенчивость.

Процедура исследования способности давать прогнозы развития ситуаций в различных сферах взаимодействия с помощью «Прогностических историй» заключалась в демонстрации изображения мальчика/девочки-медведя, затем задавался вопрос «Что будет дальше?», ответы ребенка регистрировались в протокол, время ответа фиксировалось. При исследовании были проанализированы следующие структурные компоненты:

  1. Прогнозирование в ситуации организованного взаимодействия ребенка с родителями.
  2. Прогнозирование в ситуации организованного взаимодействия ребенка со взрослыми.(педагогами).
  3. Прогнозирование в ситуации организованного взаимодействия ребенка с другими детьми.
  4. Прогнозирование в ситуации свободного взаимодействия ребенка с родителями.
  5. Прогнозирование в ситуации свободного взаимодействия ребенка со взрослыми (чужими).
  6. Прогнозирование в ситуации свободного взаимодействия ребенка с другими детьми.

Также исследовались функциональные характеристики прогнозирования. Каждая функция включала в себя и ряд определенных критериев. Ответы каждого ребенка были оценены баллами по каждым характеристикам.

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы: испытуемые дали ответы на все прогнозы, однако один ребенок делал невербальный выбор ситуации (только выбор картинки, без вербального ответа). В целом, по анализу полученных данных в ходе исследования функциональных характеристик было набрано в среднем 22 балла, что говорит о средней сформированности уровня прогностической способности. Данная методика позволяет оценить регулятивную, когнитивную и речекоммуникативную функции прогностической компетентности в сферах отношений, значимых для социализации дошкольников: ребенок-родитель (среднее количество баллов-8), ребенок-взрослый (среднее количество баллов-7), ребенок-ребенок (среднее количество баллов-7) в организованной и свободной деятельности.

В рамках исследования испытуемые набрали следующее среднее количество баллов: регулятивная (15 б), отражающая эмоционально-мотивационную сторону процесса построения прогноза будущих событий и его реализацию, когнитивная (6 б), отражающая характеристики мыслительный процессов, позволяющая выбрать способ действия, речекоммуникативная функция (0,6 б), говорит о возможности ребенка вербализировать информацию, фиксируемую в речевых моделях, используя которые, ребенок определяется с целесообразными вариантами выбора собственных стратегий построения образа желаемого будущего.

Самостоятельно некоторые дети не смогли дать прогнозы на все ситуации. Полученные данные свидетельствуют о том, что после наводящих вопросов не следовал прогноз. При ответе один ребенок показывал прогноз по предъявляемой картинке, другой ребенок отвечал на вопрос после наводящего вопроса, однако ответ не соответствовал заданному вопросу, например, «Что будут чувствовать дети?» — «Что это легко сделать». По структурным компонентам прогноза эти дети набрали следующее среднее количество баллов: прогнозирование действия-8 б, прогнозирование высказывания-5 б, прогнозирование чувств (эмоций)-0 б.

У троих детей наиболее выражено прогнозирование действия (среднее количество баллов 20), прогнозирование высказывания (среднее количество баллов 15), на среднем уровне развития находится прогнозирование чувств (10 б). В основном дети давали ответы после наводящих вопросов.

Прогнозирование в организованной и свободной деятельности находятся на одном уровне: 11 б.

При анализе регулятивной функции обращает на себя внимание наличие оптимистических установок на построение ожидаемого образа будущего, однако у одного ребенка были ответы пессимистического характера, в прогнозах дети видят себя, позиционируют себя как активного субъекта в разрешении ситуации (среднее количество баллов 6). При анализе данных, полученных при исследовании регулятивной функции и при экспресс-оценивании наличия рисков возникновения девиаций, при котором используется шкала «Отражение в прогнозе установки на просоциальное/асоциальное поведение», которая позволяет дать интегральную оценку благополучия протекания социализации испытуемого, можно сделать вывод о том, что риск возникновения девиаций не высок (среднее количество баллов 5).

При анализе данных, полученных при исследовании когнитивной функции можно говорить о том, что для детей характерна ориентация на единственный сценарий развития событий. При построении образа будущего представлена нерасчлененная, синкретическая оценка образа. Ответы детей ограничены наличной ситуацией, характерны реалистичные ситуации будущего. С учетом полученных данных, можно сделать вывод о том, что ребенок испытывает трудности в построении прогноза с учетом более широких социальных связей и отношений. В когнитивной функции было набрано следующее среднее количество баллов 6.

Исходя из данных, полученных при исследовании речекоммуникативной функции, можно сделать вывод о том, что данная функция является наименее сформированной у испытуемых. Для детей характерна бедность речеязыковых средств. Также характерна минимальная вербализация прогноза (среднее количество баллов 0,6), прогнозы испытуемого представлены в виде односложного ответа простого нераспространенного предложения или перечисления нескольких глаголов.

При оценивании эмоциональной сферы дошкольников 6–7 лет при помощи «Шкалы эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» было выявлено, что у 5 детей отклонений по всей шкале не наблюдалось. У одного ребенка по полной шкале было набрано 24 балла, высокие показатели были получены по группе «Легкие отклонения» по шкалам: «Тревога», «Депрессия» «Гиперактивность/расторможенность», что подтверждает наличие у него, по словам педагога-психолога, беспокойства, расторможенности, тревожности в режимных моментах и на занятиях.

По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что дети 6–7 лет, воспитывающиеся в МАДОУ «Детский сад № 293 комбинированного вида» Советского района г. Казани, в целом показали достаточно высокие результаты, что свидетельствует об их успешной социализации среди сверстников и взрослых, они активны, инициативны. Также можно говорить о среднем уровне развития прогностических способностей. Однако у двоих детей проявляются явные сложности в прогностической способности и социализации, они, по словам педагога-психолога, и на основе анмнеза, тревожны, стеснительны, не активны, быстро утомляются, но речевая активность у них соответствует возрасту. Для получения более высоких результатов и помощи в социализации рекомендуется проводить систематично коррекционно-разивающие занятия с педагогом-психологом, включая в работу воспитателей и родителей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, среднее, балл, Детский сад, организованное взаимодействие ребенка, прогнозирование, прогностическая компетентность, свободное взаимодействие ребенка, слово педагога-психолога, Советский район.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

- обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям; - расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах

- психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и...

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, детский сад, отношение, отношение ребенка, адекватная самооценка, уровень самооценки

Для детей 3–4 классов начальной школы общение со сверстниками выступает в качестве среды, в которой формируются как нормы...

Организация и содержание психолого-педагогического...

Для педагога-психолога наиболее важными являются следующие: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том

Обозначение психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка как одного из основных направлений работы дошкольной...

Развитие социальной компетентности старших дошкольников

Детский сад как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной

Низкий уровень социальной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной...

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей...

Основные принципы взаимодействия педагога-психолога с родителями

Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми, выбора способа улучшения

Педагог-психолог ДОУ широко использует в своей практике индивидуальные консультации с...

Формирование социальных компетенций при взаимодействии со...

Ключевые слова: социальная компетентность, непосредственная образовательная деятельность, взаимодействие со сверстниками. На современном этапе образование детей дошкольного возраста строится в соответствии с модернизацией общего образования России.

Особенности психологического сопровождения детей в рамках...

В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальную школу. Приводятся задачи психологической работы на дошкольной и школьной ступенях развития ребёнка, а так же направления работы психолога в...

Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста...

Правильно организованная педагогическая поддержка ребенка влияет на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста, дети с интересом воспринимают новую информацию, у них появляется потребность в мыслительной деятельности...

Готовность педагога к планированию образовательной работы...

Ключевые слова: готовность, компетентность, компетенции, декомпозиция. К настоящему времени общетеоретические основы готовности педагогов к работе с детьми, её содержание

Требования к организации образовательной работы с детьми выдвигались В. Ф. Одоевским.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

- обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям; - расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах

- психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и...

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, детский сад, отношение, отношение ребенка, адекватная самооценка, уровень самооценки

Для детей 3–4 классов начальной школы общение со сверстниками выступает в качестве среды, в которой формируются как нормы...

Организация и содержание психолого-педагогического...

Для педагога-психолога наиболее важными являются следующие: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том

Обозначение психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка как одного из основных направлений работы дошкольной...

Развитие социальной компетентности старших дошкольников

Детский сад как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной

Низкий уровень социальной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной...

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей...

Основные принципы взаимодействия педагога-психолога с родителями

Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми, выбора способа улучшения

Педагог-психолог ДОУ широко использует в своей практике индивидуальные консультации с...

Формирование социальных компетенций при взаимодействии со...

Ключевые слова: социальная компетентность, непосредственная образовательная деятельность, взаимодействие со сверстниками. На современном этапе образование детей дошкольного возраста строится в соответствии с модернизацией общего образования России.

Особенности психологического сопровождения детей в рамках...

В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальную школу. Приводятся задачи психологической работы на дошкольной и школьной ступенях развития ребёнка, а так же направления работы психолога в...

Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста...

Правильно организованная педагогическая поддержка ребенка влияет на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста, дети с интересом воспринимают новую информацию, у них появляется потребность в мыслительной деятельности...

Готовность педагога к планированию образовательной работы...

Ключевые слова: готовность, компетентность, компетенции, декомпозиция. К настоящему времени общетеоретические основы готовности педагогов к работе с детьми, её содержание

Требования к организации образовательной работы с детьми выдвигались В. Ф. Одоевским.

Задать вопрос