Манипулятивное поведение в межличностных отношениях студентов вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 09.12.2020

Статья просмотрена: 427 раз

Библиографическое описание:

Глотова, В. А. Манипулятивное поведение в межличностных отношениях студентов вузов / В. А. Глотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 416-418. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76281/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматривается феномен манипулятивного поведения студентов с точки зрения стратегии поведения в обществе. Выявление взаимосвязи манипулятивных форм общения с личностными особенностями, которые могут создавать препятствия на пути к самоактуализации.

Ключевые слова: манипулятивное поведение, межличностное общение, социализация студентов, самоактуализация личности.

В современной системе образования одним из основных требований общества является формирование и воспитание ответственной, инициативной, всесторонне развитой личности, способной находить нестандартные решения в сложных ситуациях, мыслить творчески и учиться на протяжении всей жизни.

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия [4].

Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления.

В своей статье «Межличностные отношения» Голубева Н. В. характеризует виды и формы межличностных отношений [1]. Она считает, что формами межличностного общения являются:

Диалог. Форму общения в виде диалога считают наиболее позитивной. Отношения выстраиваются с учетом открытости и равенства партнеров.

Манипуляция (или манипулятивная форма). Манипуляцией называют форму общения, предполагающую воздействие на партнера с целью реализации желаний и намерений, которые скрываются от него или подменяются другими.

Императив. К императивному общению относят авторитарную форму воздействия на собеседника, стремление которой — прямое склонение его к некоторым действиям. Их можно трактовать как приказ, требования или предписания.

Особенно актуально изучение проблем манипулятивной формы общения в молодежной среде, которые проявляются в виде конфликтов среди студентов или в виде конфликтов студентов с преподавателями.

Обучение в вузе неминуемо связано с фактом проверки знаний, который в свою очередь предполагает несимметричную коммуникацию, когда один из ее участников определяет содержание, способы, формы и методы взаимодействия, а другой лишь подчиняется. В этой связи возникает закономерный исследовательский интерес к проблеме манипуляции как стилю взаимодействия студентов и преподавателей в процессе проверки знаний, а также студентов между собой, где также нередко возникают ситуации манипуляции.

Доценко А. Е. предложил следующие определения манипуляции [2]:

Манипуляция — это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент.

В процессе получения высшего образования студенты вступают во взаимодействие с новыми для себя людьми: с одной стороны — это преподаватели, от которых во многом будет зависеть успеваемость и уровень усвоения профессиональных знаний, навыков и умений. С другой стороны, студенты, общение с которыми способствует профессиональному и личностному развитию, а также удовлетворяет базовые актуальные потребности этого жизненного периода.

Петрова Н. П. и ряд авторов считают, что манипуляция является достаточно распространенным явлением в общении преподавателей и студентов.

Выбор манипулятивных приемов во многом определяется особенностями личности самого преподавателя. Информацию о них студенты получают как из поведения преподавателя, так и от старшекурсников, а также по другим неофициальным каналам [3].

Петрова Н. П. и ряд авторов определили, что 66 % опрошенных преподавателей не сомневаются в том, что и сами манипулируют студентами. Основными приемами скрытого управления, которые используют педагоги, названы: попытки заинтересовать предметом, расположить к себе, а также упоминание о зачете или экзамене («запугивание»), «завышение или занижение оценок» и т. п. 68 % преподавателей считают, что следует различать манипуляцию и скрытое управление человеком ради его же блага. 26 % преподавателей рассматривают манипуляцию как выражение естественной потребности человека влиять на других людей. Лишь 6 % опрошенных полагают, что любая манипуляция безнравственна [3].

С другой стороны, по мнению авторов, психологические воздействия несут вред общению студента и преподавателя, а также причиняют урон их собственному Я. Страдает от этого в первую очередь качество обучения в вузах, что наносит и огромный моральный урон поколениям вступающих в самостоятельную жизнь выпускников вузов. Из данных исследования Петрова Н. П и ряд авторов сделали вывод о том, что наиболее высокими манипулятивными способностями обладают люди со средней самооценкой, и таких большинство. Возможно, это потому, что их самооценка не устойчива, зависит от ситуации, т. е. в одной ситуации у них самооценка адекватная, в других она завышена или занижена. Это может провоцировать потребность к манипулированию другими людьми [3].

По мнению Слотиной Т. В. и Недошивиной Ю. С., тенденция к манипулированию характеристика динамичная, прежде всего, в юношеском возрасте, она изменяется во времени, особенно, в процессе получения профессионального образования. Кроме того, авторами установлено, что молодым людям, склонным к манипулированию, свойственны характеристики ригидного типа личности. При этом важной особенностью психической ригидности авторы считают неспособность личности изменяться в ситуациях, требующих новых форм поведения [6].

В. И. Окладников считает, что изучение особенности психологических защит личности студентов, в том числе с манипулятивными способностями необходимо учитывать при разработке методик преподавания, т. е. методики преподавания должны быть дифференцированы [5]. В связи с эти выделяются четыре стиля преподавания: рационально-логический, эмоциональный, интуитивный и иррационально-сенсорный. При рационально-логическом (дедуктивном) стиле изложения акцент делается на строгую последовательность, логичность изложения учебного материала, приводятся классификации, научные теории и концепции. Эмоциональный стиль включает личное отношение преподавателя к обсуждаемому вопросу, вспоминаются интересные случаи из собственной практики. Интуитивный стиль педагогики основан на использовании неожиданных ассоциаций, сравнений, метафор, с акцентом на научные перспективы изучаемого материала. Иррационально-сенсорные типы с трудом воспринимают теоретический материал. Однако эти студенты лидируют в освоении конкретно-практических вопросов. Опытный лектор во время лекции может менять стиль изложения материала, при этом хорошо видно, как сразу включаются в активную работу разные группы студентов, изменяется их поза, мимика, появляются и другие невербальные признаки повышенного внимания и интереса [5].

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать вывод, что многие авторы отметили тесную взаимосвязь манипулятивных форм общения с личностными особенностями. При обучении студента в вузе возможно учитывать взаимовлияние этих параметров с целью преодоления использования неосознаваемой манипуляции, которая создает препятствия на пути самоактуализации личности.

Литература:

  1. Голубева М. В. Статья «Межличностные отношения. Психология межличностных отношений». https://psychologist.tips/3834-mezhlichnostnye-otnosheniya-psihologiya-mezhlichnostnyh-otnoshenij.html- 2019
  2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. — М., 2012. 344 с.
  3. Петрова Н. П. и ряд авторов Психологические манипуляции в студенческой среде. Международный научный журнал «Символ науки» № 16, 2016 год.
  4. Погорельцева Ю. А. Психология личности. Учебное пособие/СПбГТУРП. — СПб, 2011. — 105 с.
  5. Окладников В. И. Личностно-типологический подход в вузовской педагогике. Сибирский медицинский журнал № 7, 2010 год.
  6. Слотина Т. В., Недошивина Ю. С. Гендерные особенности тенденции к макиавеллизму и психической ригидности студентов. «Вестник» Марийского государственного университета. 2018г. Т. 12 № 2.
  7. Нечаева, В. Г. Преподавание физики в медицинском вузе: история и современность / В. Г. Нечаева, Е. В. Шевченко, Л. К. Воронова, А. В. Коржуев. — Текст : электронный // Cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-fiziki-v-meditsinskom-vuze-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 08.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): форма общения, манипуляция, межличностное общение, ряд авторов, студент, преподаватель, процесс получения, скрытое управление.


Похожие статьи

Понятие манипуляции в общении | Статья в журнале...

М. Битянова определяет манипуляции как форма межличностного общения, которая предполагает

Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому. Эрих Фромм выдвигает вторую причину манипулирования: желая...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В процессе педагогического общения преподаватель исполняет свои ролевые обязанности по руководству образовательным процессом. Эффективность этого выбора и действия этих форм зависит, в том числе, и от уровня профессионального педагогического уровня учителя.

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со...

Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися

А. А. Леонтьев считал, что общение преподавателя со студентами должно содействовать

Наряду с вышерассмотренными стилями Л. Б. Ительсон выделял целый ряд промежуточных...

Невербальная манипуляция: теории и мнения | Статья в журнале...

Ключевые слова : манипуляция, невербальное общение, невербальная манипуляция, манипулятивное воздействие.

Таким образом, автор на основе выделенных свойств воздействия определяет манипуляцию как скрытое психологическое воздействие.

Манипуляционные воздействия в педагогической деятельности

Такая форма общения характерна для парадигмы традиционного образовательного процесса, для него предпочтительным оказывается монолог (см. табл. 1).

Манипулирование — это частный случай скрытого управления, зная универсальную схему такого управления, можно...

Законы коммуникации в общении студентов | Статья в журнале...

Законы коммуникации в общении студентов. Авторы: Мишина Надежда Андреевна

В учебнике «Теория коммуникации» под редакцией М. А. Василика авторы выделяют пять

В ситуации, когда преподаватель обращается к студентам с просьбой что-либо выполнить...

Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений...

межличностное взаимодействие, проблема, отношение, межличностное общение, ребенок, группа, автор, дошкольный возраст, взрослый ученик

Ансамбль межличностных отношений, в которые вплетается ребенок, формируется в процессе совместной деятельности и общения...

Представление о понятии «общение» и уровни общения по...

Видимая часть — процесс общения как серия каких-то речевых или неречевых действий, а

Форма общения — «контакт масок» [1]. Фаза направленности: Неудовлетворительна, так как

Были приведены и разобраны уровни общения и фазы общения, а также, были приведены...

Основные компоненты общения и их значение...

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психолого-педагогическая литература... Влияние стиля педагогического общения учителя...

Похожие статьи

Понятие манипуляции в общении | Статья в журнале...

М. Битянова определяет манипуляции как форма межличностного общения, которая предполагает

Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому. Эрих Фромм выдвигает вторую причину манипулирования: желая...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В процессе педагогического общения преподаватель исполняет свои ролевые обязанности по руководству образовательным процессом. Эффективность этого выбора и действия этих форм зависит, в том числе, и от уровня профессионального педагогического уровня учителя.

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со...

Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися

А. А. Леонтьев считал, что общение преподавателя со студентами должно содействовать

Наряду с вышерассмотренными стилями Л. Б. Ительсон выделял целый ряд промежуточных...

Невербальная манипуляция: теории и мнения | Статья в журнале...

Ключевые слова : манипуляция, невербальное общение, невербальная манипуляция, манипулятивное воздействие.

Таким образом, автор на основе выделенных свойств воздействия определяет манипуляцию как скрытое психологическое воздействие.

Манипуляционные воздействия в педагогической деятельности

Такая форма общения характерна для парадигмы традиционного образовательного процесса, для него предпочтительным оказывается монолог (см. табл. 1).

Манипулирование — это частный случай скрытого управления, зная универсальную схему такого управления, можно...

Законы коммуникации в общении студентов | Статья в журнале...

Законы коммуникации в общении студентов. Авторы: Мишина Надежда Андреевна

В учебнике «Теория коммуникации» под редакцией М. А. Василика авторы выделяют пять

В ситуации, когда преподаватель обращается к студентам с просьбой что-либо выполнить...

Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений...

межличностное взаимодействие, проблема, отношение, межличностное общение, ребенок, группа, автор, дошкольный возраст, взрослый ученик

Ансамбль межличностных отношений, в которые вплетается ребенок, формируется в процессе совместной деятельности и общения...

Представление о понятии «общение» и уровни общения по...

Видимая часть — процесс общения как серия каких-то речевых или неречевых действий, а

Форма общения — «контакт масок» [1]. Фаза направленности: Неудовлетворительна, так как

Были приведены и разобраны уровни общения и фазы общения, а также, были приведены...

Основные компоненты общения и их значение...

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психолого-педагогическая литература... Влияние стиля педагогического общения учителя...

Задать вопрос