О семейном неблагополучии как социальном явлении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 1773 раза

Библиографическое описание:

Рожкова, Е. С. О семейном неблагополучии как социальном явлении / Е. С. Рожкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 549-551. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76183/ (дата обращения: 24.04.2024).



Семья является важнейшей ценностью человеческой жизни, это первый социальный мир ребенка, в котором он получает опыт взаимодействия с окружающими людьми, навыки межличностного общения, в ней зарождаются основы нравственности и морали, формируются нормы поведения. Таким образом, именно в семье происходит первичная социализация ребенка.

На сегодняшний день социальное неблагополучие семей становится печальным и широко распространенным явлением нашей действительности, это тесно связано с такими проблемами нашего социума, как: падение жизненного уровня, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов и т. д.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Во многих публикациях употребляются синонимы данного понятия: семья группы риска, негармоничная семья, деструктивная семья. Проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются совершенно разных сторон жизни: материальной и правовой, социальной и медицинской, педагогической и психологической и т. д. При этом один вид проблем у семей встречается редко, поскольку все они взаимосвязаны. Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых и т. д.

В Федеральном законе от 24.06.1999 г. «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ не дано определение «неблагополучной семьи», акцент ставится на «семье, находящийся в социально опасном положении». В данном нормативном правовом акте в качестве источника социально опасного положения семьи рассматриваются не только состояние субъектов-родителей, но и состояние объектов-детей. Таким образом, под неблагополучными семьями понимаются семьи, имеющие детей, находящиеся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или законные представители не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, и содержанию, а также отрицательно влияют на их поведение, либо жестко обращаются с ними [1, ст.11].

Сегодня существуют разные классификации неблагополучных семей, одна из самых известных предложена профессором Б. Н. Алмазовым [2]:

  1. Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи. В таких семьях наблюдается недостаточно высокий общий уровень развития родителей, которые не имеют возможности оказывать детям помощь в учебе.
  2. Конфликтные семьи, где наблюдается напряженная обстановка между родителями, и дети держатся оппозиционно.
  3. Нравственно неблагополучные семьи. В таких семьях наблюдаются различия в мировоззрении, стремление подчинить своей воли другого, использовать чужой труд и пр.
  4. Педагогически некомпетентные семьи. В них придуманные представления о ребенке заменяют настоящую картину его развития, что может привести к безнадзорности, слепому подчинению и т. д.

Все вышеперечисленные виды неблагополучных семей имеют в той или иной степени дефекты воспитания и вызывают тревогу, так как семья очень сильно влияет на развитие и становление личности ребенка. Несомненно, именно семейное неблагополучие является первой причиной неблагополучия ребенка. Трудно спрогнозировать и последствия негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка, чаще всего с детьми из таких семей очень сложно установить доверительные отношения и душевный контакт.

В колледже, в группах, где я работаю, только примерно у 30 % детей полные семьи, но назвать некоторые из них в полной мере благополучными нельзя. В остальных — родители находятся в разводе, либо воспитывает одна мама, либо опекуны/приемные родители. Я думаю, что при любом неблагополучии семьи ребенку в ней плохо и это не может не сказываться на его развитии. Главная трудность здесь заключается в том, что семьям не объясняют, как можно избежать всех проблем, а начинать это нужно еще в школе на воспитательных часах по данной тематике.

Современное семейное неблагополучие разнообразно и тесно связано с проблемами современного общества. Как отмечает академик Д. И. Фельдштейн [3], в современном социуме прослеживается интенсивная напряженность в развитии растущих людей, с которой связан, с одной стороны, рост их цинизма, грубости, жестокости, а с другой, за этими внешними проявлениями кроются внутренние переживания современного ребенка — чувства одиночества, неуверенности, страха. Исследователи наблюдают также прогрессирующий эгоизм, инфантилизм, опустошенность духовную, то есть такие приобретения детства, которые являются тяжелым новообразованием и потерей, как для него, так и для общества в целом.

Устойчивым фактором, сильно усугубляющим процесс социализации ребенка и его благополучие, являются ошибки воспитания в семье. Чаще всего это связано с позицией родителей, где отмечается низкий уровень развития родительской мотивации. Многие родители переносят на детей свои личные проблемы, лишают ребенка с детства ощущения успеха, это создает барьеры для его социализации и подрывает уверенность. В результате это приводит к разрушению связи между ребенком и родителем, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности и криминализации среды. Сильнее всего на ребенка влияет не состав семьи, не уровень ее материального благополучия, а сложившейся в ней психологический климат и недостаток в семье доверительного общения ребенка с родителями.

В сегодняшних условиях актуальной задачей является формирование новой государственной политики профилактики семейного неблагополучия. Это должно способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства.

Задача же образовательного учреждения — приложить максимальные усилия, чтобы заметить первые признаки неблагополучия, однако, стратегия раннего выявления кризисных семей еще недостаточно разработана. Помощь социального педагога, педагога-психолога, специалистов социальных центров должна быть ориентирована на то, чтобы ситуация в семье не ухудшалась и вопрос о лишении родительских прав не смог бы стать актуальным. Для этого необходимо осуществлять профилактику безнадзорности несовершеннолетних детей в семье, поддерживать семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, создавать условия для духовного и нравственного развития семьи. Часто бывает, что ребенок «сопровождается до совершеннолетия», далее семья снимается с учета. Однако, затем может последовать новый виток: на учет встает уже молодая семья, созданная таким ребенком, и система продолжает поддерживать следующее поколение социально неблагополучной семьи, что говорит нам о проблемах в существующей системе. Часто дети из неблагополучных семей, даже получая поддержку от государства, образовательного учреждения, не используют в полной мере все представленные им возможности в силу отсутствия мотивации, инфантильности в соблюдении обязанностей и защите своих прав, поэтому наша задача помочь им в этом. Возможно, со временем в таких семьях установятся гармоничные внутрисемейные отношения, повысится социально-правовая грамотность и улучшаться условия жизни.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120 –ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  2. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск: Уральский университет, 2006.
  3. Фельдштейн Д. И. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества. — Москва, РАО.- Доклад 29 октября 2013 г.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, неблагополучная семья, образовательное учреждение, опасное положение, полная мера, проблема, родитель, семейное неблагополучие.


Похожие статьи

Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание...

Дети из неблагополучной семьи, очень рано стали самостоятельными и им требуется помощь.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, неблагополучная семья, ребенок, родитель

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом...

семья, ребенок, неблагополучная семья, семейное...

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для

Семейное неблагополучие многообразно. Это не только ссоры, взаимное непонимание, пьянство родителей и т. д. Это и...

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Исследованием проблем неблагополучных семей занимались В. М. Целуйко, А. Я. Варга, М

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны

Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или...

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

- контрольное: оценка состояния семьи и ребёнка, динамика проблем [если контакт с

Важной формой работы с неблагополучной семьёй является социальный мониторинг семьи.

семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья...

К вопросу о влиянии неблагополучной семьи на воспитание...

Неблагополучная семья рассматривается как семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные

Такие неблагополучные семьи оказывают негативное влияние на детей, они не могут в полной мере справляться со своими основными...

Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие

семья, ребенок, неблагополучная семья, семейное неблагополучие, воспитание детей, отношение, отношение родителей, неблагополучие семьи

Особенности воспитания в неблагополучных семьях. семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие...

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья, неблагополучие семьи, Классификация

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует...

Формирование семейных традиций как профилактика семейного...

Под неблагополучными cемьями понимаются семьи, в которых размыты внутренние границы, нарушено поло-ролевое поведение, игнорируются основные семейные функции, имеются скрытые или явные дефекты воспитания. Семья — основной социальный институт для ребенка.

Работа социального педагога в образовательном учреждении...

семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья, неблагополучие семьи, Классификация типов, девиантное поведение, воспитание детей. Роль педагога-психолога в работе с неблагополучными семьями.

Похожие статьи

Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание...

Дети из неблагополучной семьи, очень рано стали самостоятельными и им требуется помощь.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, неблагополучная семья, ребенок, родитель

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом...

семья, ребенок, неблагополучная семья, семейное...

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для

Семейное неблагополучие многообразно. Это не только ссоры, взаимное непонимание, пьянство родителей и т. д. Это и...

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

Исследованием проблем неблагополучных семей занимались В. М. Целуйко, А. Я. Варга, М

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны

Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или...

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

- контрольное: оценка состояния семьи и ребёнка, динамика проблем [если контакт с

Важной формой работы с неблагополучной семьёй является социальный мониторинг семьи.

семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья...

К вопросу о влиянии неблагополучной семьи на воспитание...

Неблагополучная семья рассматривается как семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные

Такие неблагополучные семьи оказывают негативное влияние на детей, они не могут в полной мере справляться со своими основными...

Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие

семья, ребенок, неблагополучная семья, семейное неблагополучие, воспитание детей, отношение, отношение родителей, неблагополучие семьи

Особенности воспитания в неблагополучных семьях. семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие...

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья, неблагополучие семьи, Классификация

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует...

Формирование семейных традиций как профилактика семейного...

Под неблагополучными cемьями понимаются семьи, в которых размыты внутренние границы, нарушено поло-ролевое поведение, игнорируются основные семейные функции, имеются скрытые или явные дефекты воспитания. Семья — основной социальный институт для ребенка.

Работа социального педагога в образовательном учреждении...

семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья, неблагополучие семьи, Классификация типов, девиантное поведение, воспитание детей. Роль педагога-психолога в работе с неблагополучными семьями.

Задать вопрос