Профилактика преступности в исправительных учреждениях как приоритетное направление деятельности специализированных органов прокуратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 29.11.2020

Статья просмотрена: 310 раз

Библиографическое описание:

Зубакина, А. Д. Профилактика преступности в исправительных учреждениях как приоритетное направление деятельности специализированных органов прокуратуры / А. Д. Зубакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 245-248. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75835/ (дата обращения: 19.04.2024).



В представленной статье автор на основе анализа действующего законодательства анализирует профилактическую работу органов прокуратуры, осуществляющих надзор за исполнением законов в местах лишения свободы

Ключевые слова: прокурор, профилактика правонарушений, прокурорская проверка, места лишения свободы, исправительное учреждение, координация деятельности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182 — ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», профилактика правонарушений представляет собой совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения [1].

При этом законодатель в ст. 23 названного выше Закона закрепил основные направления профилактики правонарушений: выявление, оценку и прогнозирование криминогенных факторов социального характера; разработку и принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по профилактике преступных деяний и иных правонарушений и др.

Органы прокуратуры, следуя положениям норм Закона, осуществляют профилактику правонарушений по указанным в Законе направлениям, но, следует отметить, что деятельность прокуратуры в данном направлении имеет некую специфику, поскольку соотносится с направлениями прокурорского надзора и подчинена общим принципам прокурорской деятельности [2, с. 6].

Специфические черты организации и деятельности прокуратур по надзору за исполнением законов в местах лишения свободы (далее — специализированных прокуратур) выражаются в следующем:

1) цель данной деятельности — обеспечение законности нахождения лиц в местах лишения свободы, соблюдение правил отбывания наказания, обеспечение законности предварительного расследования и судебного разбирательства дел, возникающих при исполнении наказания; защита прав и законных интересов человека и гражданина;

2) предмет прокурорского надзора — действия (бездействие) и решения, принимаемые администрациями исправительных учреждений и их должностных лиц;

3) особенности нормативных источников, регулирующих данные отношения, которые выражаются в сочетании норм прокурорского надзора и уголовно-исполнительного законодательства, а также целям рядом ведомственных актов;

4) наличие особых специфических полномочий и средств прокурорского реагирования на нарушения закона, определенные не только ФЗ «О прокуратуре РФ», но и уголовно-исполнительным, процессуальным и иным законодательством;

5) территориальная приближенность специализированных органов прокуратуры к поднадзорным ей органам и учреждениям, исполняющим наказание в виде лишения свободы;

6) функционирование особых органов, специализирующихся на надзоре в сфере исполнения наказаний.

Отсюда можно сделать вывод, что профилактическая деятельность специализированных прокуратур отличается от обще — профилактической деятельности, осуществляемой другими субъектами, по объекту, целям, источникам регулирования, формам и средствам профилактики.

Профилактика преступности подразумевает выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, поэтому первоочередное значение имеют полномочия прокурора, предусмотренные ФЗ «О прокуратуре РФ» и соответствующими приказами Генерального прокурора РФ, направленные на выявление нарушений правил содержания осужденных, прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание, а также полномочия по принятию мер к устранению допущенных нарушений.

Так, согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» и приказам Генерального прокурора Российской Федерации [3], прокуроры специализированных прокуратур вправе: беспрепятственно, в любое время, без специального разрешения посещать учреждения системы исполнения наказаний, находящиеся на территории субъекта РФ, в котором образована соответствующая прокуратура; производить опросы осужденных, требовать объяснения от должностных лиц; знакомиться с приговорами судов, приказами, распоряжениями, постановлениями и иными документами органов и учреждений, исполняющих наказания и т. д.

Очевидно, что указанные полномочия имеют скорее пресекательный характер, чем профилактический. Вместе с тем, они способствуют выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений, обеспечению неукоснительного соблюдения установленного законом порядка исполнения и отбывания наказания, защите прав и законных интересов осужденных.

На сегодняшний день правовое регулирование механизма реализации перечисленных прав нуждается в усовершенствовании. Так, полагаем, что в качестве одной из мер, направленных на совершенствование деятельности прокуратуры по предупреждению преступности в местах лишения свободы, является законодательное закрепление прокурорской проверки как обязанности работника прокуратуры.

При исполнении приговора в виде лишения свободы законодатель преследует такие цели, как: а) исправление лица, совершившего преступление; б) создание необходимых условий, устраняющих возможность совершения им новых преступлений. Вместе с тем, еще по традиции, сложившейся в советский период, лишение свободы часто понимается гражданами исключительно как кару за содеянное, как наказание, направленное на восстановление справедливости, изоляцию преступников от общества. Поэтому прокуроры вынуждены бороться с ситуациями, когда работники учреждений уголовно-исполнительной системы ставят в качестве цели наказания причинение страдания осужденным, подвергают их жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Основными средствами исправления осужденных являются:

1) установленный порядок и условия отбывания наказания. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих режим мест лишения свободы. Прокуроры должны незамедлительно реагировать как на незаконное ужесточение, так и на незаконное ослабление режима со стороны администрации учреждения.

2) воспитательная работа. Задача прокурора заключается в том, чтобы во время проведения личного приема осужденных проводить соответствующие беседы, оказывать им правовую и психологическую поддержку, способствовать их скорейшей ресоциализации [4, с. 27].

3) общественно — полезный труд. Каждый трудоспособный осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения [5, с. 21]. Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы соблюдались трудовые права осужденных; осужденные не привлекались на работы и должности, на которых запрещается использовать их труд; размер оплаты труда осужденных, полностью отработавших месячную норму и выполнивших установленные задания, не был меньше установленного в РФ минимального размера оплаты труда; несовершеннолетние, достигшие пенсионного возраста, инвалиды I или II группы привлекались к труду по их желанию [6].

Примеры нарушений закона в данном случае весьма многочисленны. Так, в сентябре 2018 года Хабаровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена проверка соблюдения должностными лицами одного из исправительных учреждений по Хабаровскому краю действующего уголовно-исполнительного и трудового законодательства РФ. В ходе проверки выявлены нарушения закона, связанные с неполнотой учета рабочего времени, отработанного трудоустроенными осужденными, что автоматически влечет нарушение прав осужденных на оплату труда, и осложняет возмещение осужденными ущерба, причиненного в результате совершенного ими преступления. Начальнику исправительного учреждения было внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого учет рабочего времени осужденных приведен в соответствие с требованиями действующего трудового законодательства [7].

4) Получение образования, профессиональное обучение. В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. одним из приоритетных направлений выступает создание условий, позволяющих осужденным получить общее, начальное, среднее и высшее профессиональное образование посредством обучения в заочной или дистанционной форме [8]. Проблемы получения образования, профессионального обучения осужденных могут вытекать исходя из необходимости поддержания режима содержания осужденных (единое помещение камерного типа, строгие условия отбывания наказания, изоляция в целях обеспечения личной безопасности, перевод в иное место отбывания наказания и т. п.), а также применения дисциплинарных наказаний (водворение в штрафной изолятор, перевод в помещение камерного типа и др.). В этих условиях функции прокуроров сводятся к тому, чтобы проверить законность налагаемых на осужденного ограничений.

Прокурорами осуществляется профилактическая работа и в иных направлениях (статистический учет, мониторинг, аналитика условий и причин преступности и др.). Основы организации этой деятельности регламентируются ведомственными актами прокуратуры. Так, в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 16 января 2012 г. № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» указывается на необходимость организовать взаимодействие и обмен информацией с правоохранительными органами по актуальным проблемам борьбы с преступностью и профилактики правонарушений.

Прокурорам предписывается обязанность не реже двух раз в год проводить анализ состояния преступности, её причин и условий, ей способствующих, для чего рекомендуется использовать статистические и иные данные, сведения контролирующих органов, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, дел об административных правонарушениях, результаты проверок обращений граждан, научных исследований, сообщения средств массовой информации, а также другие сведения, характеризующие криминогенную обстановку [9, с. 72].

Важной составляющей профилактической работы прокуратуры является то обстоятельство, что прокуратурой не только используются статистические данные правоохранительных органов, но и осуществляется контроль за их работой в сфере уголовно-правовой статистики. Так, в информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. «О состоянии законности в сфере уголовно-правовой статистики» указывается, что прокурорами ежегодно выявляется более миллиона нарушений правил учета преступлений. Искажаются сведения, характеризующие преступленное деяние и лицо, его совершившее, что искажает в итоге социально-криминогенную характеристику преступности в целом [10, с. 72].

Хотелось бы отметить, что в указанном информационном письме не приведены сведения о фактах нарушения учета преступности должностными лицами органов и учреждений мест лишения свободы. Представляется, что контролю за ведением уголовно-правовой статистики в системе исполнения наказаний должно уделяться особое значение в связи с высоким уровнем латентности преступности в местах лишения свободы, которая объясняется рядом следующих причин:

– недостатки в системе оценки показателей работы исполнительных учреждений;

– ложное понимание ведомственных интересов, профессиональной и личной солидарности;

– удаленность исправительных учреждений, затрудняющая общественный и прокурорский контроль;

– сложность выявления преступных деяний, совершенных среди лиц, склонных к рецидиву и сокрытию преступлений, совершенных иными лицами;

– сложность доказывания таких преступлений как злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог в виду зависимости осужденных и их родственников от администрации мест лишения свободы в вопросах досрочного освобождения, получения льгот и послаблений.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что:

– организация работы прокуроров по профилактике правонарушений имеет определенную специфику, поскольку соотносится с направлениями прокурорского надзора и подчинена общим принципам прокурорской деятельности;

– профилактическая деятельность специализированных прокуратур отличается от общепрофилактической деятельности, осуществляемой другими субъектами: по объекту, целям, источникам регулирования, формам и средствам профилактики;

– специализированным прокуратурам следует передать полномочия по надзору за законностью следствия и дознания по уголовным делам о всех преступлениях, совершенных в указанных учреждениях. Благодаря территориальной приближенности, возможности посещения учреждений, проведения бесед с осужденными, осуществлению проверок работник специализированной прокуратуры может оперативно получать информацию о совершенном преступлении, о ходе следствия и дознания, а, следовательно, и более качественно, чем прокуроры территориальных прокуратур, осуществлять надзор в этой сфере;

– в процессе осуществления профилактической работы органы прокуратуры не только используют статистические данные правоохранительных органов, но и осуществляется контроль за их работой в сфере уголовно-правовой статистики. Контролю за ведением уголовно-правовой статистики в системе исполнения наказаний должно уделяться особое значение в связи с высоким уровнем латентности преступности в местах лишения свободы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СПС «Гарант» (дата обращения: 28.09.2020).
  2. Мыцыков А. Самостоятельность прокуроров субъектов Федерации, подлинная и мнимая... // Законность. 1999. № 7. С. 5–9.
  3. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 22.11.2020).
  4. Балина Т. Н. Психологические аспекты формирования индивидуального правосознания // Философия права. 2005. № 1. С. 25–30.
  5. Щедрин Ю. В. Формы и методы трудовой адаптации осужденных в современных условиях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. № 5. С. 21–23.
  6. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 // СПС «Гарант» (дата обращения: 28.09.2020).
  7. Результаты проверок Прокуратуры Республики Крым / https://procrf.ru/news/683257-v-hode-prokurorskoy-proverki.html (дата обращения: 28.09.2020).
  8. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержд. Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // СПС «Гарант» (дата обращения: 28.09.2020).
  9. Приказ Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. № 7 «Об организации работы органов Прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // Законность. 2012. № 3.
  10. Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04.04.2017 «О состоянии законности в сфере уголовно-правовой статистики» // https://genproc.gov.ru/anticor/met/inf/document-1297816/ (дата обращения: 12.09.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): место лишения свободы, профилактика правонарушений, Российская Федерация, уголовно-правовая статистика, прокурорский надзор, исправительное учреждение, осужденный, прокуратура, профилактическая деятельность, устранение причин.


Похожие статьи

Повышение эффективности прокурорского надзора за...

Основные термины (генерируются автоматически): лишение свободы, прокурорский

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции

Российская Федерация, прокурорский надзор, разрешительная система, национальная...

Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний...

Законодательство Российской Федерации относит надзор за соблюдением законов в

Прокурорский надзор за их деятельностью требует системной организации, включающей

Если для устранения выявленных нарушений необходимо время, указания прокурора вносятся...

Правовой статус прокуратур по надзору за соблюдением...

Так, правовой статус деятельности прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, помимо Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплен также в ст. 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской...

Влияние на детерминанты преступности как способ достижения...

 Цель прокурорского надзора за исполнением законов в местах исполнения наказания в виде лишения свободы предопределяются целью уголовно-исполнительной политики государства — исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как...

Прокурорский надзор за деятельностью...

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции. Общая характеристика и методика проведения

 Наказания и иные меры уголовно-правового характера, несвязанные с лишением свободы, занимают значительное место в системе...

Причины и условия совершения преступлений в местах лишения...

В настоящее время в местах лишения свободы все чаще и чаще осужденными совершаются преступления. Все это препятствует исправлению осужденных, а также дезорганизует работу учреждений. Основной причиной совершения осужденными преступлений является их...

Преступления, совершаемые в исправительных учреждениях

Преступления в местах лишения свободы — это совокупность правонарушений (уголовно наказуемых деяний), совершенных в учреждениях исполнения наказаний за определенный период времени, характеризующаяся количественными и качественными показателями.

Прокурорский надзор за деятельностью...

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции по постановке и снятию с учета осужденных.

Исполнение наказаний без лишения свободы (условное осуждение, ограничение свободы, исправительные и обязательные работы, лишение права...

Предупреждение пенитенциарной преступности средствами...

Предупреждение преступности в местах лишения свободы является направлением деятельности как органов уголовно-исполнительной

уголовно-исполнительная система, осужденные, пенитенциарная преступность, исправительные учреждения, голодовка, сухая...

Похожие статьи

Повышение эффективности прокурорского надзора за...

Основные термины (генерируются автоматически): лишение свободы, прокурорский

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции

Российская Федерация, прокурорский надзор, разрешительная система, национальная...

Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний...

Законодательство Российской Федерации относит надзор за соблюдением законов в

Прокурорский надзор за их деятельностью требует системной организации, включающей

Если для устранения выявленных нарушений необходимо время, указания прокурора вносятся...

Правовой статус прокуратур по надзору за соблюдением...

Так, правовой статус деятельности прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, помимо Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплен также в ст. 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской...

Влияние на детерминанты преступности как способ достижения...

 Цель прокурорского надзора за исполнением законов в местах исполнения наказания в виде лишения свободы предопределяются целью уголовно-исполнительной политики государства — исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как...

Прокурорский надзор за деятельностью...

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции. Общая характеристика и методика проведения

 Наказания и иные меры уголовно-правового характера, несвязанные с лишением свободы, занимают значительное место в системе...

Причины и условия совершения преступлений в местах лишения...

В настоящее время в местах лишения свободы все чаще и чаще осужденными совершаются преступления. Все это препятствует исправлению осужденных, а также дезорганизует работу учреждений. Основной причиной совершения осужденными преступлений является их...

Преступления, совершаемые в исправительных учреждениях

Преступления в местах лишения свободы — это совокупность правонарушений (уголовно наказуемых деяний), совершенных в учреждениях исполнения наказаний за определенный период времени, характеризующаяся количественными и качественными показателями.

Прокурорский надзор за деятельностью...

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции по постановке и снятию с учета осужденных.

Исполнение наказаний без лишения свободы (условное осуждение, ограничение свободы, исправительные и обязательные работы, лишение права...

Предупреждение пенитенциарной преступности средствами...

Предупреждение преступности в местах лишения свободы является направлением деятельности как органов уголовно-исполнительной

уголовно-исполнительная система, осужденные, пенитенциарная преступность, исправительные учреждения, голодовка, сухая...

Задать вопрос