Игра как средство развития интереса к предмету | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.10.2020

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Мазнева, Т. Н. Игра как средство развития интереса к предмету / Т. Н. Мазнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 104-105. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74406/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье раскрывается содержание понятия «игра». Основное внимание автора обращено на сущность игры, как средства развития интереса к предмету. В работе приведен пример использования игры на уроке, как средство развития интереса. Автор статьи показывает, как игра может повлиять на учебный процесс.

Ключевые слова: игра, дидактическая игра, познавательная деятельность, творческая активность.

Снижение интереса учащихся к предметам школьной программы, неумение правильно, логично выражать мысль является проблемой сегодняшней школы. Что необходимо сделать, чтобы заинтересовать учащихся изучением русского языка? С помощью каких средств заинтересовать учащихся?

Познавательный интерес, как мотив учения, призывает учащихся к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь влияет на укрепление интереса.

Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения гордости, успеха, т. е. создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.

Ученые доказали, что знания, которые усваиваются без интереса не становятся полезными. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и создавать разнообразные игровые моменты, которые будут вызывать у учеников положительную мотивацию к изучению предметов школьной программы. Давно известный факт, что проще запомнить то, что интересно [1].

На сегодняшний момент школа требует активизации форм и методов учебного процесса. Учебная игра выступает средством активизации познавательной деятельности учащихся и воспитания умственной активности. Благодаря ей у учащихся активизируются психические процессы. Игра способна вызвать живой интерес к процессу познания. В процессе игры учащиеся тренируют свои силы, развивают способности и умения, проверяют свои возможности. Она помогает упростить процесс усвоения знаний.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это большое светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается животворный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, которая зажигает огонек пытливости и любовь к знаниям» [4].

Игровые задания способствуют развитию у школьников внимания, памяти, логического мышления. Игры требуют от учащихся организованности, умения придерживаться правил игры, подчиняют свои интересы интересам коллектива. Игры помогают привлечь и сконцентрировать внимание даже у самых инертных детей. Изначально ученики проявляют интерес только к игре, а потом уже и к учебному материалу, без которого игра невозможна.

Игра способствует формированию творческой активности учащихся, развитию и совершенствованию личностных качеств, углубляет и развивает интерес учащихся к предмету, способствует выявлению одаренных детей, а у слабоуспевающих учащихся увеличивает веру в свои силы. Также при подборе и использовании игры необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка.

Ученые всех времен утверждали, что в игре ребенок может накопить знания, развить способности, сформировать познавательные интересы. Именно на этом основано создание игр, которые подразделяются на: интеллектуальные, развивающие, познавательные, учебные, обучающие, дидактические. Обучающий характер дидактических игр основан на важнейшей закономерности игровой деятельности детей и подростков — стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. Воображаемые условия, присутствующие в играх учащихся, служат лишь оболочкой для игр с дидактическими правилами. Побуждает детей проявить к ним догадку, ловкость, смекалку в умственной деятельности. В основе любой дидактической игры лежит какая — то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры — ведущее к разрядке приключение. Её мотив с процесса деятельности перемещается на результат — выигрыш в соревновании, завоевание первенства своей командой или личного первенства в умственном состязании.

Результативность применения дидактической игры зависит от систематического ее применения, а также от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями [3].

Так, уроки русского языка в 5 классе можно провести с использованием следующих игр: «Кто назовет больше?», «Зоопарк», «Старинные вещи», «Архив», «В гостях у лингвистической сказки», «Объедини предметов одним словом», «Перевёртыши». Педагог здесь выступает в качестве затейника. Задача игры «Кто назовет больше?» — подобрать как можно больше фразеологизмов с представленными словами (например, со словом «глаза» можно подобрать следующие фразеологизмы: мозолить глаза, хлопать глазами, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу).

Сущность «Зоопарка» — подобрать фразеологизмы, в составе которых должны быть название зверей и птиц, которые изображены на карточках (заячья душа, ехать зайцем, медвежья услуга, медведь на ухо наступил, не в коня корм, работать как лошадь, собака на сене, собачий холод, гадкий утенок).

В «Старинных вещах» представлены названия вещей: перчатка, рубашка, свеча, шляпа. Задача учащихся — подобрать фразеологизмы к заданным словам, а также дать им характеристику. Пример правильно выполненного задания: свеча (игра не стоит свеч); о не оправдавшем себя деле, занятии. Изначально: выигрыш так мал, что не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры в карты.

В игре «Архив» предлагаются 2000 фразеологизмов и разнообразные формы их употребления. Задача учащихся — подобрать синонимы к словосочетаниям:

а) кот наплакал — с гулькин нос;

б) во всю прыть — сломя голову;

в) заруби на носу — намотай на ус.

В конце урока учащимся предлагается оценить свою работу с помощью фразеологизмов, в составе которых должны быть имена числительные. Учащиеся должны переделать предложения, употребив фразеологизмы.

— Работа выполнена очень быстро (в один миг).

— Вы устали, так как работали прилежно (до седьмого пота).

В игре «В гостях у лингвистической сказки» необходимо придумать продолжение сказки о похождениях двух братьев Лаг и Лож: «За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- и -лож-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -лаг- и -лож-, того награжу по-царски».

Цель игры «Объедини предметов одним словом» — научить определять многозначность слова. Учащимся предлагаются слова, которые имеют несколько значений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.

Суть игры «Перевёртыши» — заменить в словосочетаниях главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении. (Например: железный ключ (железные нервы), глухая кошка (глухая ночь), спящая царевна (спящий город)).

Таким образом, подобные упражнения, представленные в виде игр, позволяют нам сделать следующие выводы. Во-первых, дидактическая игра выступает как один из приемов обучения русскому языку, который помогает создать на уроке речевую ситуацию, следовательно, игра — средство активизации деятельности. Во-вторых, при правильной организации с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает выработать речевые умения и навыки. В-третьих, игра выступает средством преодоления пассивности учеников, а также стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес;

Литература:

  1. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: моногр. / Б. П. Бархаев. — М.: Питер, 2009. — 448 c.
  2. Гин, Анатолий Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / Анатолий Гин. — М.: Вита-Пресс, 2013. — 112 c.
  3. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов / И. П. Подласый. — М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2006. — 365 с.
  4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям/ В. А. Сухомлинский. — Изд. 2-ое. — Киев: Радянська школа, 1972. — 244с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, русский язык, дидактическая игра, учащийся, брат - лаг, задача учащихся, лингвистическая сказка, познавательный интерес, учебный процесс, школьная программа.


Похожие статьи

игра, русский язык, учебный материал, дидактическая игра...

Ключевые слова: дидактическая игра, сюжетная игра, ролевая игра, лингвистическая сказка. Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения является необходимость учета особого этапа жизни...

Применение дидактической игры на уроках русского языка...

Вопрос активизации деятельности учащихся в процессе изучения русского языка

Таким образом, в процессе игры у детей повышается познавательный интерес и стремление

игра, русский язык, учебный материал, дидактическая игра, учебная деятельность, урок, игровая...

Игры на уроках русского языка | Статья в журнале...

Дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка.

Игра — это один из методов, который я использую на уроках английского языка, во время которого дети очень активны.

Словесные игры, используемые на уроках русского языка

Игра — особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для её решения нужно совершить...

Дидактические игры на уроках русского языка

Библиографическое описание: Федюшина, В. В. Дидактические игры на уроках русского языка / В

 Известно, что интерес к учебной деятельности у обучающихся резко возрастает, если

Игры — упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор.

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе

Дидактическая игра — это игра, предназначенная для обучения, и на уроке-зачете она используется для уточнения, закрепления и приведения в систему полученных знаний, а также для проверки сформированности умений и навыков учащихся.

Лингвистическая сказка как один из методов работы на уроках...

Русский языкучебная дисциплина, обладающая высокой познавательной ценностью, так как

В этом и заключается её огромная дидактическая ценность. Чтобы оживить «сухую» и

Как и традиционная фольклорная сказка, лингвистическая сказка имеет такую же структуру...

Использование элементов игры на уроках русского языка

Программы по русскому языку для Х-Х1 классов и по русской литературе для 1Х-Х1

Учитывая ведущие цели обучения русскому языку учащихся национальных школ, а также

иностранный язык, язык, учащийся, учебный процесс, русский язык, коммуникативный...

Роль дидактической игры в преподавании русского языка

Дидактические игры — средство активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. Большой эффект усвоения материала дает проведение дидактических игр, при включении которых интерес учащихся к учебной деятельности резко...

Похожие статьи

игра, русский язык, учебный материал, дидактическая игра...

Ключевые слова: дидактическая игра, сюжетная игра, ролевая игра, лингвистическая сказка. Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения является необходимость учета особого этапа жизни...

Применение дидактической игры на уроках русского языка...

Вопрос активизации деятельности учащихся в процессе изучения русского языка

Таким образом, в процессе игры у детей повышается познавательный интерес и стремление

игра, русский язык, учебный материал, дидактическая игра, учебная деятельность, урок, игровая...

Игры на уроках русского языка | Статья в журнале...

Дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка.

Игра — это один из методов, который я использую на уроках английского языка, во время которого дети очень активны.

Словесные игры, используемые на уроках русского языка

Игра — особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для её решения нужно совершить...

Дидактические игры на уроках русского языка

Библиографическое описание: Федюшина, В. В. Дидактические игры на уроках русского языка / В

 Известно, что интерес к учебной деятельности у обучающихся резко возрастает, если

Игры — упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор.

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе

Дидактическая игра — это игра, предназначенная для обучения, и на уроке-зачете она используется для уточнения, закрепления и приведения в систему полученных знаний, а также для проверки сформированности умений и навыков учащихся.

Лингвистическая сказка как один из методов работы на уроках...

Русский языкучебная дисциплина, обладающая высокой познавательной ценностью, так как

В этом и заключается её огромная дидактическая ценность. Чтобы оживить «сухую» и

Как и традиционная фольклорная сказка, лингвистическая сказка имеет такую же структуру...

Использование элементов игры на уроках русского языка

Программы по русскому языку для Х-Х1 классов и по русской литературе для 1Х-Х1

Учитывая ведущие цели обучения русскому языку учащихся национальных школ, а также

иностранный язык, язык, учащийся, учебный процесс, русский язык, коммуникативный...

Роль дидактической игры в преподавании русского языка

Дидактические игры — средство активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. Большой эффект усвоения материала дает проведение дидактических игр, при включении которых интерес учащихся к учебной деятельности резко...

Задать вопрос