Тимбилдинг как метод управления педагогическим коллективом образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.10.2020

Статья просмотрена: 1811 раз

Библиографическое описание:

Серова, Е. В. Тимбилдинг как метод управления педагогическим коллективом образовательной организации / Е. В. Серова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74402/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье раскрыта сущность тимбилдинга, как метода управления педагогическим коллективом образовательной организации. Представлены организационно-педагогические условияэффективности тимбилдинга как метода управления педагогическим коллективом образовательной организации.

Ключевые слова: образовательная организация, педагогический коллектив, педагогический тимбилдинг, педагогическая команда.

Teambuilding представляет собой систему мер, направленных на построение из обычного рабочего коллектива успешной команды, где каждый участник максимально раскрывает свои способности и выполняет именно те задачи, в которых он особенно хорош. Кроме этого, данный инструмент любого успешного менеджмента производит качественные изменения в структуре коллектива и его взаимоотношениях, а именно:

– налаживаются связи между теми сотрудниками, которые до этого не общались,

– происходит перераспределение ролей среди сотрудников компании,

– выявляются новые лидеры,

– повышается лояльность сотрудников к компании,

– появляются навыки быстрого командного решения проблем,

– развивается система подстраховки друг друга,

– работа становится приятнее для человека, так как он находится теперь не в окружении малознакомых коллег, а в среде единомышленников и друзей,

– у коллектива появляется более мощная мотивация, после грамотно проведенного тимбилдинга, сотрудники не просто просиживают время на работе, а нацелены на получение конкретного результата [2].

Хотя тимбилдинг изначально возник в бизнес-сообществе, он также вполне применим и как технология повышения эффективности профессиональной деятельности любого коллектива, в том числе и педагогического [1].

Вопросы использования тимбилдинга как метода управления педагогическим коллективом в образовательных организациях разного типа (педагогическое командообразование) нашли отражение в исследованиях Е. А. Александровой, О. В. Божко, И. В. Волгиной, О. Н. Востриковой, С. А. Кузьминой , Т. И. Куликовой , Е. Н. Кургановой, О. Ю. Кошкиной, Т. И. Мозговой, Н. А. Солововой, М. Т. Сулеева , Е. Н. Черкашиной и др .

Педагогическое командообразование может выступать реальным средством повышения результативности профессиональной деятельности специалистов и достижения конкурентных преимуществ образовательной организации на рынке образовательных услуг.

Педагогическое командообразование, или педагогический тимбилдинг, представляет собой комплекс специально организованных мероприятий, направленных на организацию совместной деятельности педагогических работников ради достижения целей общеобразовательной организации [4].

Тимбилдинг в образовательной организации– это активная программа, ориентированная на мероприятия и тренинги с элементами командообразования, участие педагогов в командных конкурсах и состязаниях, построение результативных рабочих взаимоотношений, достижение высокого качества в реализации образовательных услуг [3].

В образовательных организациях создаются педагогические команды — группы педагогов и других субъектов (родителей, учащихся, субъектов социума, социальных партнеров и т. д.) — созданные для решения стратегических и тактических задач развития организации.

Цель педагогического тимбилдинга: создание высокопрофессионального, мобильного, креативного педагогического коллектива.

Задачи педагогического тимбилдинга:

  1. Формирование и развитие навыков коллективной работы в педагогической команде (рабочей группе), таких как гармонизация общей цели с целями персональными; принятие ответственности за результат коллективной работы; ситуационное лидерство (лидерство под задачу) и гибкое изменение стиля работы в соответствии с особенностями поставленной задачи; конструктивное взаимодействие и самоуправление; принятие единого коллективного решения и согласование его с членами педагогического коллектива.
  2. Формирование общекомандного духа, т. е. совокупности психологических феноменов, характеризующих неформальные отношения сотрудников к коллегам и образовательной организации. Развитие коллективного духа, по сути, представляет собой комплекс мер, направленных на: усиление чувства сплоченности, формирование устойчивого чувства «мы»; развитие доверия между членами педагогического коллектива, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга; создание мотивации на совместную деятельность; создание опыта высокоэффективных совместных действий; повышение неформального авторитета руководителей; развитие лояльности участников программы по отношению к образовательному учреждению, методической кафедре, творческой или рабочей группе
  3. Формирование педагогической команды, предполагающее механические действия по подбору, оптимизации структуры коллектива и функционально-ролевого распределения: эффективное использование сильных сторон состава коллектива; распределение ролей в коллективе для оптимального достижения результатов; гибкость, адаптация и эффективная модернизация коллектива при различных изменениях в системе образования; создание рабочей обстановки при формировании творческих или рабочих групп; налаживание горизонтальных связей внутри коллектива.
  4. Формирование личностных качеств педагогов, а именно: формирование навыков успешного взаимодействия в составе педагогической команды и рабочих групп сменного состава в различных ситуациях; повышение уровня личной ответственности за результат; переход из состояния конкуренции к сотрудничеству; повышение уровня доверия и заботы между членами команд; переключение внимания участника с себя на коллектив; повышение командного духа, получение заряда позитивного настроения; перевод коллектива на лидирующие позиции в системе образования района и города [6].

Педагогический тимбилдинг ориентирован на формирование педагогической команды, которую мы рассматриваем как группу педагогов, организованную для совместной деятельности (работы) для достижения определенных целей и решения конкретных задач при условии осознания общей ответственности за результаты командной работы.

Команда занимает промежуточное место между рабочей группой и коллективом. Команда отличается от рабочей группы, тем, что команда — это специально организующиеся группы людей, входящие и не входящие в состав педагогического коллектива, объединенные общими интересами и едиными целевыми установками для осуществления деятельности творческого характера педагогического содержания, как правило, стратегического уровня развития образовательной организации. По времени деятельности команды более длительные, чем рабочие группы, более динамичны, мобильны, профессиональны, продуктивны, организуются административным и неадминистративным путем в отличие от рабочих групп [5].

Эффективность тимбилдинга как метода управления педагогическим коллективом образовательной организации определяется, с нашей точки зрения, рядом организационно-педагогических условий, такими как:

  1. Разработка нормативно-правового и методического обеспечения функционирования педагогической команды в образовательной организации;
  2. Формирование навыков межличностного взаимодействия средствами тренингов командообразования.
  3. Организация деятельности команд на основе алгоритма решения поставленных задач.

Литература:

  1. Божко, О. В. Технологии эффективного командообразования в образовании в условиях ФГОС / О. В. Божко. — Текст: электронный // www.pedrazvitie.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 14.10.2020).
  2. Основы тимбилдинга. — Текст: электронный // www.allbest.ru: [сайт]. — URL: http://knowledge.allbest.ru/management/3c0b65625a3bd78a5d43b88521306d37_0.html (дата обращения: 14.10.2020).
  3. Пинегина, А. А. Формирование команды педагогов в современной школе / А. А. Пинегина. — Текст: непосредственный // Академический вестник. вестник санкт-петербургской академии постдипломного педагогического образования. — 2014. — № 1 (24). — С. 33–34.
  4. Сиротюк, А. Л. Концептуальные основы моделирования ролевого взаимодействия в педагогической команде общеобразовательной школы / А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. Е. Шиманский. — Текст: непосредственный // Вестник экспериментального образования. — Тверь:, 2017. — С. 34–46.
  5. Соловова, Н. А. Методы организации командной работы в общеобразовательном учреждении: специальность 19.00.07 «педагогическая психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Соловова, Надежда Алексеевна; Самарскиий государственный педагогический университет. — Самара, 2007. — 188 c. — Текст: непосредственный.
  6. Сулеева, М. Т. Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом / М. Т. Сулеева. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 11–14.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, педагогический коллектив, педагогическая команда, метод управления, рабочая группа, совместная деятельность, группа педагогов, друг друга, задача, коллективная работа.


Похожие статьи

Психологическое обеспечение работы руководства школы по...

Педагогические коллективы школ по большей части состоят из женщин, которым зачастую приходится выполнять сверхурочную и мало оплачиваемую работу, ограниченных в общении друг с другом. Педагоги-предметники большинства школ Краснодарского и Ставропольского краев так же в 2016/2017 учебном году вынуждены проводить дополнительные занятия с учащимися старших классов на общественных началах, что так же увеличило нагрузку на педагогов и практически не отразилось на материальном благосостоянии учителей.

На данном этапе педагогический коллектив выступает как объект управления со стороны руководства школы. Результативность деятельности коллектива на данном этапе низка, так как члены его еще незнакомы и не уверены друг в друге. Происходит организационное оформление коллектива.

Эффективное взаимодействие руководителя и коллектива...

Организация совместной деятельности педагогического коллектива может проходить в различных формах. Оптимальными являются педагогические советы, педагогические часы. Эффективность взаимодействия руководителя и коллектива будет выше, если используются активные и интерактивные методы, например «мозговой штурм», метод номинальных групп, дискуссии, деловые игры, методы экспертного оценивания и др.  Управленческий компонент. К компетентности руководителя дошкольной организации могут быть предъявлены следующие основные требования: знание основ стратегического управления, основ управления проектами и программами, организация научно-исследовательской и экспериментальной работы, умение создавать положительную мотивацию у членов коллектива, создание условий, при которых перестанут сопротивляться противники нововведений и др.

Сущность изучения педагогического управления развитием...

Постоянная работа педагога над изменением характера и вида коллективной деятельности, дает возможность вводить учеников в новые отношения, служит фактором формирования адекватного статуса членам коллектива [1, с. 202–203]. Педагогическое управление как феномен возникает только в образовательных организациях для осуществления образовательного процесса, входит в функциональную структуру управления, имеет внутреннею направленность, и является частью структуры управления образовательной организацией.

Педагогический коллектив — общность педагогов образовательного учреждения, объединённая на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач. Идею о консолидации педагогов в единую общность высказывали ещё К. Д. Ушинский и Л. Н...

Проблема формирования сплоченности педагогического...

Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации имеет свои особенности: многофункциональность, поскольку педагоги ДОУ не только занимаются воспитанием, развитием и обучением дошкольников, но и формируют педагогическую культуру родителей и общества; феминизация, поскольку педагогический коллектив ДОУ полностью состоит из женщин, которые отличаются эмоциональностью, импульсивностью, но в то же время более предрасположены к воспитательной и развивающей работе, более гибки в альтернативе педагогических воздействий; тенденция к обновлению педагогического. коллектива — на смену педагогам с большим стажем педагогической деятельности приходят молодые специалисты. Анализ теории и практики выявил ряд трудностей.

Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе...

Педагогический коллектив — объединение педагогов образовательной организации, взаимодействующих на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач. Коллектив педагогов обладает многими общими признаков коллектива, но вместе с тем имеет специфические особенности. Отличительной особенностью педагогического коллектива является специфика профессиональной деятельности — обучение и воспитание детей.

Именно в коллективе педагогов зарождается особый тип взаимоотношений, для которого характерна высокая сплоченность, коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация, социально ценный характер мотивации межличностных выборов, высокая референтность педагогов в отношении друг друга, объективность при передаче и принятии ответственности за результат совместной деятельности.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Деятельность педагога-организатора, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации. Важнейшей для организаторской деятельности является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов[13]. Отсюда организаторская деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия. Общие функции организаторской деятельности специфически проявляются в деятельности педагога. Первое место среди них занимает функция групповой интеграции, формирования межличностного внутреннего единства. Результатом осуществления этой функции являются установившиеся взаимосвязи, взаимоотношения и скоординированные действия внутри группы, т.е. внутренние коммуникации.

Этапы управления организационной культурой педагогического...

Совместно-творческая деятельность предполагает реализацию следующих интересных форм работы в ДОУ: – участие коллектива педагогов в городских и районных конкурсах «Грани талантов», «Путь к успеху», «КВН», «Одаренные дети» и др.; – организацию и проведение традиционных праздников: Новый год, 8 Марта, окончание учебного года, юбилеи, День рождения детского сада, День дошкольного работника и др.

Основные термины (генерируются автоматически): организационная культура, педагогический коллектив, дошкольное образовательное учреждение, управление развитием, коллектив, направляющий этап, образовательное учреждение, педагог, психологический климат, управленческая деятельность. Ключевые слова. управление, организационная культура, руководитель, этапы управления организационной культурой, педагоги ДОУ.

Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим...

Перед всем коллективом ставится определенная задача. Но решить они ее могут, только объединившись все вместе. Это ли не лучший способ сплотить коллектив? Такое коллегиальное решение проблемы способно выявить настоящих лидеров. Но не только это важно.

– создать и поддержать дружеские отношения в коллективе; – познакомиться сотрудникам друг с другом в неформальной обстановке, адаптировать новых сотрудников в коллективе; – снять психологическое напряжение, снять конфликт; – повысить уровень доверия и взаимопомощи в коллективе

человеческие факторы (личностные, статусно-ролевые, возрастные. группы — учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не. Межличностные отношения связывают, прежде всего, студентов с друг другом.

Организационно-методические условия деятельности команды...

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики. Авторы: Иванова Светлана Валерьевна, Бросова Татьяна Владимировна, Князева Светлана Геннадьевна, Наськина С. В. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

С введением ФГОС ДО перед дошкольными образовательными учреждениями возникла задача: осуществить успешный переход педагога к реализации ФОГС ДО в рамках инклюзивной практики. В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья воспитанников.

Похожие статьи

Психологическое обеспечение работы руководства школы по...

Педагогические коллективы школ по большей части состоят из женщин, которым зачастую приходится выполнять сверхурочную и мало оплачиваемую работу, ограниченных в общении друг с другом. Педагоги-предметники большинства школ Краснодарского и Ставропольского краев так же в 2016/2017 учебном году вынуждены проводить дополнительные занятия с учащимися старших классов на общественных началах, что так же увеличило нагрузку на педагогов и практически не отразилось на материальном благосостоянии учителей.

На данном этапе педагогический коллектив выступает как объект управления со стороны руководства школы. Результативность деятельности коллектива на данном этапе низка, так как члены его еще незнакомы и не уверены друг в друге. Происходит организационное оформление коллектива.

Эффективное взаимодействие руководителя и коллектива...

Организация совместной деятельности педагогического коллектива может проходить в различных формах. Оптимальными являются педагогические советы, педагогические часы. Эффективность взаимодействия руководителя и коллектива будет выше, если используются активные и интерактивные методы, например «мозговой штурм», метод номинальных групп, дискуссии, деловые игры, методы экспертного оценивания и др.  Управленческий компонент. К компетентности руководителя дошкольной организации могут быть предъявлены следующие основные требования: знание основ стратегического управления, основ управления проектами и программами, организация научно-исследовательской и экспериментальной работы, умение создавать положительную мотивацию у членов коллектива, создание условий, при которых перестанут сопротивляться противники нововведений и др.

Сущность изучения педагогического управления развитием...

Постоянная работа педагога над изменением характера и вида коллективной деятельности, дает возможность вводить учеников в новые отношения, служит фактором формирования адекватного статуса членам коллектива [1, с. 202–203]. Педагогическое управление как феномен возникает только в образовательных организациях для осуществления образовательного процесса, входит в функциональную структуру управления, имеет внутреннею направленность, и является частью структуры управления образовательной организацией.

Педагогический коллектив — общность педагогов образовательного учреждения, объединённая на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач. Идею о консолидации педагогов в единую общность высказывали ещё К. Д. Ушинский и Л. Н...

Проблема формирования сплоченности педагогического...

Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации имеет свои особенности: многофункциональность, поскольку педагоги ДОУ не только занимаются воспитанием, развитием и обучением дошкольников, но и формируют педагогическую культуру родителей и общества; феминизация, поскольку педагогический коллектив ДОУ полностью состоит из женщин, которые отличаются эмоциональностью, импульсивностью, но в то же время более предрасположены к воспитательной и развивающей работе, более гибки в альтернативе педагогических воздействий; тенденция к обновлению педагогического. коллектива — на смену педагогам с большим стажем педагогической деятельности приходят молодые специалисты. Анализ теории и практики выявил ряд трудностей.

Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе...

Педагогический коллектив — объединение педагогов образовательной организации, взаимодействующих на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач. Коллектив педагогов обладает многими общими признаков коллектива, но вместе с тем имеет специфические особенности. Отличительной особенностью педагогического коллектива является специфика профессиональной деятельности — обучение и воспитание детей.

Именно в коллективе педагогов зарождается особый тип взаимоотношений, для которого характерна высокая сплоченность, коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация, социально ценный характер мотивации межличностных выборов, высокая референтность педагогов в отношении друг друга, объективность при передаче и принятии ответственности за результат совместной деятельности.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Деятельность педагога-организатора, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации. Важнейшей для организаторской деятельности является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов[13]. Отсюда организаторская деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия. Общие функции организаторской деятельности специфически проявляются в деятельности педагога. Первое место среди них занимает функция групповой интеграции, формирования межличностного внутреннего единства. Результатом осуществления этой функции являются установившиеся взаимосвязи, взаимоотношения и скоординированные действия внутри группы, т.е. внутренние коммуникации.

Этапы управления организационной культурой педагогического...

Совместно-творческая деятельность предполагает реализацию следующих интересных форм работы в ДОУ: – участие коллектива педагогов в городских и районных конкурсах «Грани талантов», «Путь к успеху», «КВН», «Одаренные дети» и др.; – организацию и проведение традиционных праздников: Новый год, 8 Марта, окончание учебного года, юбилеи, День рождения детского сада, День дошкольного работника и др.

Основные термины (генерируются автоматически): организационная культура, педагогический коллектив, дошкольное образовательное учреждение, управление развитием, коллектив, направляющий этап, образовательное учреждение, педагог, психологический климат, управленческая деятельность. Ключевые слова. управление, организационная культура, руководитель, этапы управления организационной культурой, педагоги ДОУ.

Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим...

Перед всем коллективом ставится определенная задача. Но решить они ее могут, только объединившись все вместе. Это ли не лучший способ сплотить коллектив? Такое коллегиальное решение проблемы способно выявить настоящих лидеров. Но не только это важно.

– создать и поддержать дружеские отношения в коллективе; – познакомиться сотрудникам друг с другом в неформальной обстановке, адаптировать новых сотрудников в коллективе; – снять психологическое напряжение, снять конфликт; – повысить уровень доверия и взаимопомощи в коллективе

человеческие факторы (личностные, статусно-ролевые, возрастные. группы — учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не. Межличностные отношения связывают, прежде всего, студентов с друг другом.

Организационно-методические условия деятельности команды...

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики. Авторы: Иванова Светлана Валерьевна, Бросова Татьяна Владимировна, Князева Светлана Геннадьевна, Наськина С. В. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

С введением ФГОС ДО перед дошкольными образовательными учреждениями возникла задача: осуществить успешный переход педагога к реализации ФОГС ДО в рамках инклюзивной практики. В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья воспитанников.

Задать вопрос