К вопросу о принципах государственной судебной службы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.10.2020

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Цыпкайкина, Е. В. К вопросу о принципах государственной судебной службы / Е. В. Цыпкайкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74400/ (дата обращения: 29.03.2024).



Необходимость проведения данного исследования вызвана существующими специфическими особенностями прохождения государственной гражданской службы в аппаратах судов общей юрисдикции, которые обусловлены особым характером профессиональной деятельности служащих суда. Целью исследования является выявление уникальных принципов государственной судебной службы на основе анализа Федерального закона № 58-ФЗ, Федерального закона № 79-ФЗ, проекта федерального закона о государственной судебной службе в их системной взаимосвязи. Для достижения поставленной цели автором решались следующие задачи: — анализ теоретических подходов к научной категории «принцип права»; — характеристика легально закрепленных общих принципов государственной службы и частных принципов государственной гражданской службы; -анализ правотворческой деятельности в сфере интеграции в правовую материю специальных принципов судебной службы и ее промежуточных итогов.

В результате обоснована необходимость выделения принципов судебной службы из общей системы принципов государственной службы.

Ключевые слова: система государственной службы, государственная гражданская служба, судебная служба, принципы права.

Необходимость исследования принципов прохождения государственной службы применительно к судебным органам государственной власти объясняется тем обстоятельством, что указанный институт отражает уровень восприятия позитивных явлений правовой действительности в контексте реализации государственно-служебных отношений, которые являются фундаментом концепции государственной службы.

Принципы права, как наиболее общая категория, разработанная представителями науки теории права, понимаются в качестве «основных идей» и «руководящих начал» данного явления. Более того, дефиниция «принцип права» в научных исследованиях, посвященным различным отраслям права трактуется практически идентично друг другу. В этой связи Безруков С. С. отмечает: «В подавляющем большинстве случаев представители той или иной отрасли права основывают свои рассуждения исключительно на выводах теории права, лишь незначительно приспосабливая их к специфическим условиям правоотношений в конкретной отрасли права» [1, с. 25].

В свою очередь Барабаш А. С. делает обоснованный вывод о том, что «вне зависимости от того, что разные ученые вкладывают в содержание правовой категории «принцип», остается главное: это основа, которой должны соответствовать нормы той или иной правовой отрасли» [2, с. 99].

Принципы необходимо исследовать в контексте специфических особенностей правоотношений конкретной отрасли права.

На законодательном уровне существует двухуровневая система закрепления принципов государственной гражданской службы в судебных органах. Статья 3 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ [3] закрепляет основные принципы построения и функционирования системы государственной службы. В свою очередь, ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ [4] устанавливает принципы государственной гражданской службы как отдельного вида государственной службы. В этой связи, Хоринхоев А. О. сделал обоснованный вывод о том, что «система взаимосвязанных принципов охватывает государственную службу как правовой, социальный и организационный институты» [5, с. 56].

Как известно, сотрудники аппарата судов являются государственными гражданскими служащими, что подтверждается Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента РФ № 1574 от 31.12.2005 г. [6] Следовательно, в своей деятельности они должны руководствоваться принципами государственной и государственной гражданской службы, действие которых происходит в системной взаимосвязи.

Судебная деятельность как общая категория состоит из деятельности судей по отправлению правосудия, а также из обеспечительной деятельности сотрудников аппарата суда, предназначение которой заключается в содействии процессу отправления правосудия. Ученые выделяют фундаментальные принципы судебной деятельности: независимость, исключительность, открытость, подзаконность, властный характер полномочий суда, а также соблюдение строгой процессуальной формы [7, с. 146].

Именно аппарат суда обеспечивает непрерывную и бесперебойную деятельность судей по отправлению правосудия, тем самым государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства. При этом, исполняя должностные обязанности, помощники судей и секретари судебных заседаний выполняют не только обеспечительные, организационного характера функции, но и реализуют процессуальные функции. В частности, ст. 47.1 ГПК РФ [8] закрепляет процессуальный статус помощника судьи в качестве самостоятельного участника гражданского судопроизводства. Более того, правовой статус помощников судей и секретарей судебного заседания конкретизируется положениями ведомственных нормативных правовых актов Судебного Департамента при Верховном Суде РФ. Все это создает объективные предпосылки для выделения государственной службы в судебных органах в самостоятельный вид государственной службы.

С 2013 года органы судейского сообщества активно занимаются продвижением вопроса о выделении судебной службы в отдельный вид государственной службы. В 2017 году направлен в Государственную думу Федерального Собрания РФ Проект Федерального закона № 102341–7

«О государственной судебной службе Российской Федерации» [9] (далее — Проект), статья 2 которого закрепляет в качестве предмета правового регулирования отношения, связанные с прохождением государственной судебной службы и определением правового статуса служащего судебной службы. Внесение указанного законопроекта явилось результатом кропотливой подготовительной работы, которая осуществлялась несколько лет.

Статья 3 Проекта выделяет государственную судебную службу в качестве самостоятельного вида государственной службы, что соответствует положению п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ, которое закрепляет государственную гражданскую службу и военную службу в качестве видов государственной службы, а также допускает выделение государственной службы иных видов. В свою очередь, ст. 4 Проекта закрепляет перечень принципов государственной судебной службы, которые в целом повторяют принципы, содержащиеся в ст. 4 Федерального закона № 79-ФЗ.

Но при этом в тексте статьи присутствуют принципы, отсутствующие в Федеральном законе № 79-ФЗ и выделенные разработчиками законопроекта в качестве уникальных, присущих только государственной службе в судебных органах:- законность организации и деятельности судебной службы; — укрепление доверия граждан и организаций к судебной власти; — обеспечение равного доступа граждан и организаций к правосудию; — ответственность судебных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; — деполитизация судебной службы.

Вызывает сомнение обоснованность включения принципа укрепления доверия граждан и организаций к судебной власти по причине наличия в ст. 4 законопроекта схожего по смысловому значению принципа взаимодействия с общественными объединениями и гражданами, что влечет излишнее дублирование. По нашему мнению, укрепление доверия граждан и организаций к судебной власти выступает желаемым результатом практической реализации принципа взаимодействия с общественными объединениями и гражданами и его нельзя рассматривать в качестве принципа. Следовательно, в целях устранения излишнего дублирования, данный принцип следует исключить из редакции законопроекта.

В целом, специальные принципы государственной судебной службы учитывают специфические особенности, присущие данному виду профессиональной деятельности.

Таким образом, без эффективной деятельности аппарата суда, состоящего из федеральных государственных гражданских служащих, невозможна качественная и результативная деятельность судей в сфере отправления правосудия. С учетом того, что правоотношения в сфере прохождения государственной гражданской службы в судебных органах обладают уникальными характеристиками, считаем необходимым закрепление на законодательном уровне государственной судебной службы. Соответственно, после вступления в силу Проекта Федерального закона № 102341–7

«О государственной судебной службе Российской Федерации», на законодательном уровне закрепятся и принципы прохождения государственной судебной службы. В целях устранения юридико-технических пробелов из действующей редакции ст. 4 законопроекта необходимо исключить принцип укрепления доверия граждан и организаций к судебной власти, который идентичен по смысловому значению принципу взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

Литература:

  1. Безруков С. С. Принципы уголовного процесса: дис.... д-ра юрид. наук. М., 2016.
  2. Барабаш А. С. О содержании понятия «принцип» в разных отраслях права // Российский юридический журнал. 2019. № 2.
  3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.
  4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
  5. Хоринхоев А. О. Организационно-правовые проблемы государственной службы в аппаратах судов общей юрисдикции: дисс. … канд. юрид. наук. М., 2005.
  6. Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 30.07.2020) «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ, 02.01.2006, № 1, ст. 118.
  7. Воронин С. А. Принципы судебной деятельности в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 3.
  8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от14.11.2002 № 138-ФЗ(ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
  9. Проект Федерального закона № 102341–7 «О государственной судебной службе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=156058#06119555610819307 (дата обращения: 22.09.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, государственная судебная служба, государственная гражданская служба, судебная служба, принцип, судебная власть, законодательный уровень, излишнее дублирование, общая категория, Российская Федерация.


Похожие статьи

Особенности государственной гражданской службы в судах...

 В статье проанализированы правовые основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации, выявлен ряд особенностей в связи с прохождением гражданской службы в органах судейского сообщества, а также отражены перспективы...

Проблемы прохождения государственной гражданской службы...

Ключевые слова: правовое регулирование, государственная гражданская служба

Таким образом, анализ правовых основ прохождения государственной гражданской службы в аппарате

Клеандров М. И. О Совете судебной власти Российской Федерации: Монография.

Конфликт интересов, препятствующий осуществлению...

конфликт интересов, судебная система, служащий, государственная служба, Российская Федерация, судебная власть, аппарат суда, государственная гражданская служба, личная заинтересованность... Запрещение принудительного труда как принцип трудового права.

Равный доступ к государственной службе как механизм...

Ключевые слова : государственная служба, конкурс на замещениевакантной должности

Право на равный доступ к государственной службе закреплено в статье 32 Конституции РФ

В Конституции указано, что народ может осуществлять свою власть как непосредственно, так и...

Конфликт интересов государственных гражданских служащих...

конфликт интересов, служащий, судебная система, государственная служба, аппарат суда, Российская Федерация, судебная власть, государственная гражданская служба, личная заинтересованность, собственная...

Понятие, система и принципы государственной...

 В статье представлено понятие государственной и муниципальной службы в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: субъект Российской Федерации, государственная и муниципальная служба, принцип, система, понятие.

Государственная служба Российской Федерации...

Государственная служба — это целый институт управления и делами государства, один из элементов системы государственного управления, таким образом, на нее возлагается функции, во-первых, это обеспечение деятельности всех ветвей власти и во-вторых...

государственная служба, гражданское общество...

категорию [7]. Судебная власть обладает такими признаками как самостоятельность и независимость от законодательной и исполнительной властей.

государственная служба, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация.

Проблемы процессуального положения отдельных должностей...

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон

7. О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы: указ Президента РФ

Российская Федерация, судебная власть, РФ, правовой статус, судья, Конституция РФ...

Похожие статьи

Особенности государственной гражданской службы в судах...

 В статье проанализированы правовые основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации, выявлен ряд особенностей в связи с прохождением гражданской службы в органах судейского сообщества, а также отражены перспективы...

Проблемы прохождения государственной гражданской службы...

Ключевые слова: правовое регулирование, государственная гражданская служба

Таким образом, анализ правовых основ прохождения государственной гражданской службы в аппарате

Клеандров М. И. О Совете судебной власти Российской Федерации: Монография.

Конфликт интересов, препятствующий осуществлению...

конфликт интересов, судебная система, служащий, государственная служба, Российская Федерация, судебная власть, аппарат суда, государственная гражданская служба, личная заинтересованность... Запрещение принудительного труда как принцип трудового права.

Равный доступ к государственной службе как механизм...

Ключевые слова : государственная служба, конкурс на замещениевакантной должности

Право на равный доступ к государственной службе закреплено в статье 32 Конституции РФ

В Конституции указано, что народ может осуществлять свою власть как непосредственно, так и...

Конфликт интересов государственных гражданских служащих...

конфликт интересов, служащий, судебная система, государственная служба, аппарат суда, Российская Федерация, судебная власть, государственная гражданская служба, личная заинтересованность, собственная...

Понятие, система и принципы государственной...

 В статье представлено понятие государственной и муниципальной службы в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: субъект Российской Федерации, государственная и муниципальная служба, принцип, система, понятие.

Государственная служба Российской Федерации...

Государственная служба — это целый институт управления и делами государства, один из элементов системы государственного управления, таким образом, на нее возлагается функции, во-первых, это обеспечение деятельности всех ветвей власти и во-вторых...

государственная служба, гражданское общество...

категорию [7]. Судебная власть обладает такими признаками как самостоятельность и независимость от законодательной и исполнительной властей.

государственная служба, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация.

Проблемы процессуального положения отдельных должностей...

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон

7. О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы: указ Президента РФ

Российская Федерация, судебная власть, РФ, правовой статус, судья, Конституция РФ...

Задать вопрос