Административные правонарушения: правовая характеристика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 22.10.2020

Статья просмотрена: 1650 раз

Библиографическое описание:

Абилова, З. И. Административные правонарушения: правовая характеристика / З. И. Абилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74364/ (дата обращения: 29.03.2024).



Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных право нарушениях установлена административная ответственность. Как любое правонарушение, административный проступок имеет следующие признаки: общественную опасность, противоправность, виновность, наказуемость, аморальность.

Ключевые слова: право, правонарушение, ответственность, административное наказание, предупреждение, штраф, конфискация, арест.

На протяжении всего периода существования человеческого общества проблема совершения административных правонарушений была весьма актуальной. Таковой остается она и на сегодняшний день. Кроме того, эта проблема не утрачивает своей значимости при любой формации и строе. Дело в том, что правонарушения допускались во все времена.

Административное правонарушение является юридическим и социальным антиподом нормального поведения человека в обществе. Согласно КоАП, этот термин означает действие или бездействие индивида, которое посягает на общественный или государственный порядок, свободы, собственность и права граждан. При этом за такие проступки законодательством предполагается несение административной ответственности [3, c.44].

Признаки административного правонарушения:

– совершение действия или бездействия одним человеком или группой (сюда не включают умозаключения или желания индивида);

– посягательство на общественный или государственный порядок, свободу, собственность или право граждан, а также на устанавливаемый законом порядок управления;

– административная противоправность;

– деяния юридического, а также физического лица;

– наличие виновности;

– наказуемость [5, c.78].

В рамках Особенной части вышеназванного кодекса административные правонарушения подразделяются на семнадцать видов:

– правонарушения, которые посягают на права граждан, закрепленные в рамках административного законодательства;

– нарушение норм права, которые ведут к посягательству на физическое, психическое и эмоциональное здоровье общества;

– нарушение прав, в рамках административного законодательства, которые относятся к охране прав собственности;

– правонарушения, которые связаны с вредом для окружающей среды;

– правонарушения, которые возникают в рамках административного законодательства, в области энергетики, промышленности, строительства и т. д.;

– нарушения норм законодательства в области сельского хозяйства;

– транспортные правонарушения; нарушения норм права в сфере правил дорожного движения;

– правонарушения, которые относятся к административной отрасли права, в сфере информации и связи;

– нарушения права в сфере предпринимательства;

– правонарушения, связанные с денежной наличностью, кассовыми операциями, правилами ведения банковских счетов;

– правонарушения, которые связанны с таможенными правилами;

– правонарушения, которые могут быть классифицированы как посягательство на институты государственной власти страны;

– нарушения правил пересечения границы страны, а так же режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на ее территории;

– правонарушения в сфере общественного порядка;

– нарушения норм права, связанных с порядком управления; правонарушения, которые относятся к сфере воинского учета [3, c.237].

Обязательными элементами состава административного правонарушения являются:

– объект,

– субъект,

– объективная сторона,

– субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — общественные отношения, на которые посягает деяние. Этот объект посягательства охраняет закон. КоАП РФ или закон субъекта России. Он бывает общим (здоровье, общественная безопасность и т. п.), родовым, видовым и непосредственным (конкретные отношения, которым причинен ущерб).

Объективная сторона как элемент состава административного правонарушения — это внешнее проявление проступка. Совокупность или единичный акт действия или бездействия. А также наступившие в результате причинно-следственной связи с ним последствия (вред). Обязательные его признаки:

– деяние — действие или бездействие

– последствия нарушения — вред, угроза вреда, ущерб

– деяние — причина, вред (его угроза) — следствие.

Дополнительными элементами являются место совершения административного правонарушения, время, способ, обстановка [7, c.62].

Субъект — это тот, кто совершил правонарушение. Соответственно, это лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности.

Закон предъявляет отдельные требования к субъекту. В общем смысле, это физические и юридические лица. Физические лица — независимо от гражданства, но достигшие 16 лет. Причем в ряде случаев для несовершеннолетних комиссия может применить освобождение от административной ответственности. Помимо требований к возрасту, закон закрепляет и вменяемость. То есть способность понимать свои действия и руководить ими. Временное или постоянное психическое расстройство могут стать причиной освобождения от ответственности.

Особыми субъектами являются военнослужащие, работники силовых структур и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе. Некоторые виды административных наказаний к ним не применяются. А в некоторых случаях наказание применяется только к ним.

Отношение субъекта к совершенному деянию есть субъективная сторона правонарушения. Именно поэтому невменяемость автоматически означает отсутствие состава правонарушения.

Обязательным элементом субъективной стороны является вина. Она может быть выражена в форме умысла:

– субъект понимает противоправность своих действий, осознает и желает наступления вредных последствий (прямой умысел)

– он понимает противоправность действий, осознает наступление вредных последствий, но безразлично относиться к их наступлению (косвенный умысел)

Вина может быть выражена в форме неосторожности:

– субъект предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал их предотвратить (легкомыслие)

– он не предвидел наступление последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть

Дополнительными элементами субъективной стороны являются мотив и цель.

Отсутствие вины, а в ряде случаев конкретной формы вины, означает отсутствие состава административного правонарушения, а, значит, и неприменение административного наказания [9, c.104].

Для привлечения к административной ответственности необходимо:

– наличие правового (юридического) основания, т. е. наличие правовой нормы, устанавливающей правовое поведение;

– наличие фактического основания: лицо должно нарушить указанную норму, т. е. совершить административное правонарушение;

– наличие установленного порядка привлечения к ответственности [5, c.220].

Административные наказания регулирует глава 3 КоАП РФ. В ней закреплено 10 видов административной ответственности, то есть наказаний:

– Письменное предупреждение.

– Денежный штраф.

– Конфискация орудия или предмета нарушения (денег, контрафактной продукции, оружия и т. д.), то есть безвозмездное их изъятие в государственную собственность.

– Лишение физического лица специального права (на управление транспортом, хранение и ношение оружия и других).

– Арест, т. е. содержание нарушителя в условиях изоляции от общества.

– Выдворение иностранцев и лиц без гражданства за пределы страны.

– Дисквалификация, то есть запрет занимать определенные должности на государственной или муниципальной службе либо заниматься определенными видами деятельности (например, руководить организацией).

– Приостановление деятельности предпринимателей или организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений и т. п. полностью или частично.

– Обязательные работы, то есть принудительное выполнение полезных для общества работ в свободное от учебы или работы время.

– Запрет на посещение спортивных мероприятий [2].

Этот перечень является исчерпывающим. Определение иных видов наказаний в региональном законодательстве недопустимо.

На пути реализации мер административной ответственности существует достаточно много правовых и организационных проблем. Действующее законодательство об административных правонарушениях не определяет административную ответственность, что нельзя считать положительным моментом [6, c. 219].

Что касается оснований административной ответственности, то к ним относятся административные правонарушения, имеющие ряд признаков, позволяющих выделить ее из совокупности других противоправных деяний, совершенных в административно-правовой сфере. Одним из существенных признаков административного правонарушения должен быть признак общественной опасности. Добавление этого признака обусловлено тем, что деяние, за которое предусмотрено столь строгое административное наказание, просто не может не иметь признака общественной опасности.

Первоочередной задачей при привлечении к административной ответственности является правильная правовая оценка противоправного деяния, правовая квалификация правонарушения, не нарушающего конституционных прав физических и юридических лиц, что на практике не всегда осуществимо.

Такая ситуация сложилась в связи с тем, что таможенное законодательство является одним из обширных блоков российского законодательства, которое часто вступает в противоречие с другими нормами российского законодательства [4, c.25].

Ошибки, допущенные при квалификации административного правонарушения, влекут за собой ряд негативных последствий: незаконное применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, отмену постановления и, как следствие, освобождение лица, совершившего правонарушение, от ответственности [10, c.121].

Таким образом, значение административного законодательства и его нормы в настоящее время пользуются наибольшим социальным спросом. Сегодня потребность в нормах административного права можно наблюдать в деятельности органов государственной власти различных уровней, предпринимательской деятельности, сфере услуг, а также в деятельности различных ведомств, действующих в условиях рыночной экономики и свободного гражданского общества.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. -26.01.2009.
  2. КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 20.08.2020).
  3. Букша Н. Ю. Субъективная сторона административного правонарушения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 11.
  4. Жеребцов А. Н. Дифференциация административной ответственности: понятие, критерии, значение // Современное право: междунар. науч.-практ. журн. — 2018. — N 9. — С. 24–29.
  5. Зырянов С. М. Концептуальные проблемы третьей кодификации законодательства об административных правонарушениях // Сибирское юридическое обозрение. 2019. № 4.
  6. Ивашкина, А. В. К вопросу о классификации мер административного принуждения / А. В. Ивашкина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2019. Т. 22. № 4. С. 218–221.
  7. Побежимова Н. И. Административное правонарушение и уголовный проступок // Сибирское юридическое обозрение. 2019. № 4.
  8. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / Р. В. Амелин, М. Б. Добробаба, М. Э. Капитанец и др.; под общ. ред. Л. В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1. 1120 с.
  9. Русских В. В. Юридическая ответственность как правовой феномен // Академический вестник: науч.-практ. журн. — 2018. — N 2(31). — С. 103–108.
  10. Сургутсков В. И. К вопросу о категоризации административных правонарушений // Сибирское юридическое обозрение. 2019. № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): административное правонарушение, административная ответственность, правонарушение, административное законодательство, лицо, нарушение норм, общественная опасность, субъективная сторона, административное наказание, Российская Федерация.


Похожие статьи

Понятие административного правонарушения и его состав

общественная опасность — важный признак административного правонарушения

4) субъективная сторона административного правонарушения определяет

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ...

Понятие и признаки административных правонарушений

При совершении административного правонарушения (административного проступка) возникает административная ответственность [4]. В этом случае административная ответственность за правонарушение наступит, если это нарушение по своему характеру не...

О понятии и признаках административного правонарушения

В отличие от преступлений административные правонарушения часто не характеризуют как общественно опасные деяния.

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение...

Правовой анализ административных правонарушений...

Объективными сторонами данного правонарушения являются: неуплата наложенного административного штрафа в установленный законом срок, самовольное оставление места отбывания, уклонение от исполнения наказания. Субъективная сторона — умышленная вина.

Юридическая природа административного правонарушения...

 В статье анализируется юридическая природа административного правонарушения, указывается на необходимость закрепления в проекте нового КоАП РФ в качестве одного из его признаков общественной вредности, а также определения понятия повторного и однородного...

Теоретические аспекты определения состава правонарушения

Субъективная сторона правонарушения — это внутренняя сторона правонарушения, которая характеризует причинную и психическую активность лица в момент совершения правонарушения. В структуре содержания данной деятельности различают: вину, мотив, цель...

Проблемы квалификации административных правонарушений...

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. В. В

Субъективная сторона — для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности.

Административная ответственность за нарушение порядка...

Административная ответственность в законодательстве...

Административная ответственность в законодательстве субъектов Российской Федерации: актуальные проблемы.

административное правонарушение, административная ответственность, РФ, общественная опасность, правонарушение, юридическое лицо...

Правовая сущность административной ответственности

Ключевые слова: административная ответственность, должностное лицо, Кодекс об административных правонарушениях РФ, правонарушение, принуждение, специальный правовой статус, субъект управления, функции права, штраф.

Похожие статьи

Понятие административного правонарушения и его состав

общественная опасность — важный признак административного правонарушения

4) субъективная сторона административного правонарушения определяет

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ...

Понятие и признаки административных правонарушений

При совершении административного правонарушения (административного проступка) возникает административная ответственность [4]. В этом случае административная ответственность за правонарушение наступит, если это нарушение по своему характеру не...

О понятии и признаках административного правонарушения

В отличие от преступлений административные правонарушения часто не характеризуют как общественно опасные деяния.

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение...

Правовой анализ административных правонарушений...

Объективными сторонами данного правонарушения являются: неуплата наложенного административного штрафа в установленный законом срок, самовольное оставление места отбывания, уклонение от исполнения наказания. Субъективная сторона — умышленная вина.

Юридическая природа административного правонарушения...

 В статье анализируется юридическая природа административного правонарушения, указывается на необходимость закрепления в проекте нового КоАП РФ в качестве одного из его признаков общественной вредности, а также определения понятия повторного и однородного...

Теоретические аспекты определения состава правонарушения

Субъективная сторона правонарушения — это внутренняя сторона правонарушения, которая характеризует причинную и психическую активность лица в момент совершения правонарушения. В структуре содержания данной деятельности различают: вину, мотив, цель...

Проблемы квалификации административных правонарушений...

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. В. В

Субъективная сторона — для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности.

Административная ответственность за нарушение порядка...

Административная ответственность в законодательстве...

Административная ответственность в законодательстве субъектов Российской Федерации: актуальные проблемы.

административное правонарушение, административная ответственность, РФ, общественная опасность, правонарушение, юридическое лицо...

Правовая сущность административной ответственности

Ключевые слова: административная ответственность, должностное лицо, Кодекс об административных правонарушениях РФ, правонарушение, принуждение, специальный правовой статус, субъект управления, функции права, штраф.

Задать вопрос