Деятельность пионерской организации города Пушкина в докладах делегатов районной комсомольской конференции в середине 1960-х — начале 1980-х гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 19.10.2020

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Немна, С. А. Деятельность пионерской организации города Пушкина в докладах делегатов районной комсомольской конференции в середине 1960-х — начале 1980-х гг. / С. А. Немна. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 315-318. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74313/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматривается деятельность пионерской организации города Пушкина, отраженная в докладах делегатов от пионерских организаций района на комсомольских конференциях. Раскрывается деятельность районной пионерской дружины, ее взаимодействие с районной пионерией и деятельность по организации идеологической работы, военно-патриотического воспитания, а также досуговых мероприятий. Кроме того, статья содержит в себе воспоминания пионеров города Пушкина того времени.

Ключевые слова: город Пушкин, комсомол, комсомольская конференция, пионерская организация, пионервожатые, пионерская дружина, идеологическая работа, патриотическое воспитание.

The article examines the activities of the pioneer organization of the city of Pushkin, reflected in the reports of delegates from the pioneer organizations of the region at the Komsomol conferences. The article reveals the activities of the district pioneer squad, its interaction with the district pioneer and the organization of ideological work, military-patriotic education, as well as leisure activities. In addition, the article contains the memoirs of the pioneers of the city of Pushkin at that time.

Keywords: Pushkin, Komsomol, Komsomol conference, pioneer organization, pioneer leaders, pioneer squad, ideological work, patriotic education.

Районная конференция комсомольской организации города Пушкина проводилась регулярно, не реже одного раза в 2–3 года и была значимым событием в жизни районной комсомолии. Выступающие на конференции освещали основные моменты работы организации по различным направлениям. Серьезное место в докладах выступающих отводилось работе пионерских организаций района, объединенных в районную пионерскую дружину. Дошедшей до нас достоверной задокументированной информации о работе Пушкинской пионерской организации сохранилось немного. Поэтому стенографические отчеты выступлений делегатов, содержащие в себе эту информацию, представляют отдельную ценность.

Выступления делегатов районных конференций дают достаточно полное представление об основных направлениях деятельности районной пионерской дружины: постоянная организация шефской помощи, совместная со старшими пионервожатыми школьных дружин подготовка походов, соревнований и иных мероприятий по организации жизни пионеров города Пушкина. Работа с так называемыми «трудными» детьми и с попавшими на учет в детскую комнату милиции также проводилась совместно.

В середине 1960-х гг. районная дружина носила название «Спутник семилетки». Возглавлявшая ее старшая пионер-вожатая Татьяна Сиганова на XXI районной конференции говорила о помощи пионерам района в организации соревновательного движения, развернутого в пионерской организации района и носившего название «Малая олимпиада пяти колец». Татьяна отдельное внимание в своем докладе уделила работе по военно-патриотическому воспитанию в рамках проведения соревнования «Поход боевой славы». Характеризуя работу пионерской организации Пушкинского района в целом как удовлетворительную, она критикует молодых учителей района, которые не выполнили решение прошлой конференции по созданию Советов молодых учителей [1, с. 50].

Делегатами районных конференций были не только взрослые, а и учащиеся школ района. Так, на той же конференции, от районного пионерского штаба делегатом был ученик 9 класса 509 школы Шендерей. Он рассказал о начавшемся в школах соревновании, первый год которого было решено посвятить двум знаменательным датам: пятидесятилетию советской власти и двадцатилетию Победы над фашисткой Германией. Работу, которую проделали в этом направлении 477 и 464 школы, выступающий отметил как интересную, а работу 500 школы — как слабую, из-за плохой организации. Интересно то, что девятиклассник смело критикует работу не только школьных организаций, но и пушкинского райкома за несерьёзный подход к подготовке кадров для летних пионерских лагерей. Также Шендерей увидел недостаток в работе школьных первичных комсомольских организаций: подросткам, попавшим на учет в детскую комнату милиции, необходимо уделять гораздо большее внимание, а для этого комсомольцы должны работать в тесной связи с пушкинской пионерской дружиной [1, с. 79].

На XXIII районной конференции впервые за много лет возможность рассказать о пионерских делах была предоставлена члену районного совета пионерской организации, делегату Леониду Егоровичу Бондареву. В октябре 1968 года стартовал Ленинский марш — смотр пионерских отрядов и дружин, посвященный знаменательной дате, столетию со дня рождения В. И. Ленина. Поэтому первую часть доклада Л. Е. Бондарев посвятил этому событию. Кроме того, он сообщил, что районная пионерская организация насчитывает 6700 человек, членов 150-ти пионерских отрядов. Во главе этих отрядов стоят вожатые-комсомольцы, а руководящим органом является районный Совет пионерской организации, куда входят представители дома пионеров, райисполкома, райкома комсомола и райкома партии [2, с. 93]. Подготовка к знаменательной дате проходит следующим образом: по программе «Ориентир» проводятся семинары классных руководителей, работают школы комсомольского и пионерского активов, идет разъяснительная работа заветов Ленина [2, с. 94]. Несмотря на необходимость интенсивной подготовки к знаменательной дате, Бондарев заявляет, что главное в работе районного Совета — воспитание у детей ответственного отношения к учебе, борьба не только со второгодничеством, но и с тройками. Были приведены следующие показатели: в районе низкий процент успеваемости (97,4 %), 386 учащихся имеют двойки. Чтобы исправить ситуацию, в каждой школе района созданы посты всеобуча, недели науки и олимпиады проводятся в каждой пионерской дружине [2, с. 95]. Об идейно-политическом воспитании докладчиком было сказано следующее: пионерская организация района в отчетный период за работу в этом направлении получила оценку отлично, имена героев Советского Союза носят десять пионерских дружин, пионерские дружины 462 и 500 школ удостоились права участия в параде на Дворцовой площади, поскольку добились звания лучших. Успехом в военно-патриотическом воспитании выступающий считает то, что в игре «Зарница» участвуют уже более двух тысяч человек, причем юнармейцы 409 школы, ставшие победителями в районе, приняли участие в областном этапе игры. Кроме того, в районе работают следопыты, которые составляют летопись о ленинских местах Пушкинского района, приводят их в порядок, готовят карту ленинских мест района. Эта работа высоко оценена докладчиком, но обозначена такая трудность — не хватает руководителей походов [2, с. 96]. Об общественных делах, которые по решению районного Совета имели каждый пионерский отряд и дружина, Бондарев рассказал следующее: от сдачи пионерскими организациями района металлолома и макулатуры выручено более 70 тысяч рублей, эти средства направлены на строительство дворца пионеров на Чукотке [2, с. 97]. Кроме того, в Пушкине у Дома пионеров высажено 2 тысячи многолетников, более 4 тысяч кустарников, озеленены Ленинградская улица, бульвар Алексея Толстого и высажены деревья на «Зеленом поясе славы». Проблемами в работе районной пионерской организации выступающий считает следующее: невысокий уровень активности каждого пионера, отсутствие у некоторых пионерских отрядов вожатых-комсомольцев и текучесть кадров старших вожатых: за отчетный период их численность обновилась на 50 %.

Интересным на той же конференции было выступление старшей пионервожатой 477 школы Татьяны Орловой, которая рассказала о работе отряда старших пионервожатых «Мечтатель». Орлова сама является членом отряда, в который входит 23 человека — старшие пионервожатые школ Пушкинского района. Орлова рассказала о традициях «Мечтателя» и об интересных мероприятиях: о ежемесячных днях пионервожатых, о ежегодном посвящении в вожатые, о майской переаттестации старших пионервожатых и о выезде отряда на семинар в лагерь комсомольского актива «Зеркальный» [2, с. 149].

На XXVI конференции от имени старших пионервожатых выступал тов. Бельчич. Его выступление практически полностью было посвящено вопросам воспитания идейной убежденности среди районной пионерии. Докладчик считал, что с его решением дела обстоят далеко не благополучно, а именно он (этот вопрос), является главным в работе пионерских вожатых. Были названы следующие серьезные просчеты: формализм при подготовке и проведении политинформаций, недостаточное внимание к изучению истории комсомола и к пропаганде идей коммунизма, однообразность проводимой работы, отсутствие учета возрастных особенностей детей, неумение затронуть внутренний мир школьника [3, с. 24]. Бельчич подчеркнул, что качественно вести работу по воспитанию идейной убежденности ничто не мешает: в каждой школе есть ленинские залы и музеи, работают кружки и лектории по изучению истории комсомола, проходят встречи с различными людьми и так далее. Выступающий высмеял такие политинформации, когда перед классом, сменяя друг друга, учащиеся пересказывают или зачитывают газетный материал, причем последующее обсуждение отсутствует. В качестве успешной Бельчич отметил работу школ 297, 406, 407, 409, 410, 462, 463, 500, 530 в ленинских залах и музеях: здесь действуют советы этих залов, проходят экскурсии, изучается жизнь В. И. Ленина, ребята воспитываются на боевых и революционных традициях. Серьезным успехом в работе школьных пионерских дружин можно считать награждение пяти школ района дипломами за подписью маршала Советского Союза Конева. Формализм же в работе, по убеждению Бельчича, приводит к тому, что ребята, не имеющие убежденности в правоте идей коммунизма, становятся хулиганами и фарцовщиками [3, с. 25]. Приход на торжественный прием в комсомол вчерашних пионеров, не знающих Устава, выступающий называет провалом идеологической работы комитета комсомола санатория «Дружба» [3, с. 26]. Отдельное беспокойство выступающего вызывает то, что многие школьники черпают информацию из передач западных радиостанций. Для исправления этих недочетов Бельчич предлагает освещать события, происходящие в стране и мире, комсомольским органам печати, причем своевременно и, разумеется, в нужном ключе. Кроме того, идеологическому отделу обкома ВЛКСМ предлагается проводить политинструктаж среди вожатых и организаторов по внеклассной работе, давать им в руки не просто газетный материал, а веские и убедительные документы. Райкому же предлагается максимально серьезно подходить к вопросу набора кадров в пионервожатые, не допускать приема людей, которым нужно просто где-нибудь работать, бороться с таким явлением как частая смена школьных пионервожатых [3, с. 28]. В докладе представителя старших пионервожатых содержится даже резкая критика первого секретаря райкома ВЛКСМ Пушкинского района О. Филина: тот не нашел времени помочь пионерам в таком важном деле как создание районного штаба по руководству игрой «Зарница» [3, с. 29].

Вот небольшая часть той информации, которую можно почерпнуть из стенографических отчетов районных комсомольских конференций города Пушкина, чтобы получить представление о деятельности районной пионерской организации. Дополняют картину и служат живой иллюстрацией воспоминаниях тех, кто тогда были пионерами. Эти люди многое помнят и с удовольствием рассказывают о той поре своей жизни.

В. Сапожникова, закончившая 403 школу и бывшая пионеркой в середине 70-х годов, вспоминает, что выучить клятву юного ленинца ей было очень трудно. Мешала боязнь того, что не примут в пионеры, если она запнется во время торжественного мероприятия. Стать пионеркой очень хотелось, носить пионерский значок и красный галстук представлялось крайне заманчивым. Она рассказывает, что руки до сих помнят ощущения тонкой бечёвки, которой перевязывались пачки макулатуры. Сбором ненужной бумаги они с подругами занимались постоянно в течение всей своей пионерской жизни. На вопрос о том, помнит ли она своих школьных пионервожатых, В. Сапожникова рассказала, что в памяти осталось постоянное усилие старших ребят по вовлечению их в активную жизнь школьной пионерской дружины, привлечение к участию в классных, отрядных и общешкольных мероприятиях [4].

Антонина Кузнецова были пионеркой в начале 80-х годов. Ей нравились белая рубашка и синяя юбка, которые в те годы были пионерской формой. О том, как она маршировала в составе пионерской дружины своей 500 школы под звуки барабанов и горнов в торжественные дни, Антонина вспоминает с удовольствием. В воспоминаниях бывшей пионерки прозвучало забытое слово «звено». На звенья делился пионерский отряд. Антонина вспоминает, что она была членом звена, отвечающего за выпуск стенгазеты. В этом органе стенной печати критиковали отстающих и приводили в пример хорошистов, отличников, а также тех, кто принимает участие в мероприятиях отряда и школьной пионерской дружины [5].

Таким образом, обратившись к документам и воспоминаниям, можно сделать следующие выводы о деятельности пионерской организации Пушкинского района в исследуемый период: большое внимание уделялось подбору кадров пионерских вожатых, работа школьных пионерских организаций была направлена не только на повышение качества знаний пионеров, но и на воспитание их достойными звания юного ленинца. Из докладов делегатов конференций ясно, что комсомольцы систематически работали над вовлечением пионерии в дела района и старались сделать жизнь пионеров разнообразной и насыщенной. Подавляющее большинство проводимых мероприятий имели не столько развлекательное, сколько воспитательное значение. Недостатки, имевшиеся в работе пушкинской районной пионерской дружины не замалчивались. На конференции им уделялось отдельное внимание и обязательно обозначались пути их исправления.

Литература:

  1. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб), Ф. — К-314, оп. 12. д. 39.
  2. ЦГАИПД СПб, Ф. — К-314, оп. 13, д. 48.
  3. ЦГАИПД СПб, Ф. — К-314, оп. 15, д. 37.
  4. Воспоминания Сапожниковой В. С., записанные автором 17 октября 2019 года.
  5. Воспоминания Кузнецовой А. Т., записанные автором 17 октября 2019 года.
Основные термины (генерируются автоматически): работа, пионерская организация, Пушкинский район, пионерская организация района, районный Совет, школа, военно-патриотическое воспитание, знаменательная дата, пионерская дружина, районная конференция.


Похожие статьи

Молодежные организации в истории советского общества

В деятельности пионерских и комсомольских организаций в исследуемые годы был

ЦК ВЛКСМ одобрил опыт работы комсомольской организации школы № 30 г. Пензы с

Большинство детей привлекали в пионерской организации, именно обрядово — игровые...

Похожие статьи

Молодежные организации в истории советского общества

В деятельности пионерских и комсомольских организаций в исследуемые годы был

ЦК ВЛКСМ одобрил опыт работы комсомольской организации школы № 30 г. Пензы с

Большинство детей привлекали в пионерской организации, именно обрядово — игровые...

Задать вопрос