Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста

Педагогика
20.10.2020
321
Поделиться
Библиографическое описание
Малинко, С. В. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста / С. В. Малинко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74311/.


Воспитание детей — очень сложный и ответственный процесс. Известный русский педагог-психолог С. Л. Соловейчик о данном процессе говорил так: «Воспитание детей — старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив... и это сложнейшее из дел».

За последние годы произошло много различных изменений в сфере образования работы с дошкольниками.

Особо острое внимание ФГОС отводит экологическому воспитанию, так как его основа закладывается с раннего возраста. В связи с этим необходимо с детства прививать детям любовь к природе и экологии в целом. По мнению многих российских ученых, детская память, как губка, способна впитывать любой материал, заложенный взрослыми. В раннем возрасте ребенок более эмоционален и впечатлителен. Получая какой-либо материал, у них складывается определенного рода мировоззрение, закладывается основная база культуры поведения в природе, а также происходит момент накапливания представлений о разных формах жизни.

В процессе экологического воспитания закладываются основы взаимодействия с природой. При помощи взрослых дети учатся осознавать ее красоты как общую ценность всех людей. Известные педагоги-психологи на протяжении многих десятилетий признают живую природу, как жизненно важный фактор в педагогическом процессе обучения и воспитания дошкольников.

Дети данной возрастной категории, знакомятся с окружающей средой посредством общения с растительным и животным миром. Углубляясь в многообразие красот и разновидностей природных явлений, постепенно приходят к осознанию ее ценности для человека, что пробуждает у дошкольников чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Задевая нравственно-эстетические чувства, мы направляем ребенка на мысли о сохранении, рациональном использовании природных ресурсов и их приумножении. Планируя годовую работу по данной области, воспитатель ставит конкретную цель, которая отражает в себе формирование у детей представления о животном и растительном мире, экологически грамотного поведения в природе. Для ее реализации также разрабатывается ряд образовательных задач:

− Посредствам игровой деятельности привить дошкольникам начальные экологические знания.

− В ходе использования нетрадиционных методов работы по теме экологического воспитания дошкольников развивать творческую, общественную, познавательную активность;

Работая по разделу экологического воспитания дошкольников, воспитатель осуществляет образовательную деятельность в двух направлениях: в повседневной жизни — тематические прогулки, наблюдения, беседы, рассматривания и т. д. и на занятиях. Полученные знания дети активно используют в различных ситуациях.

Но не стоит забывать о том, что для большего эффекта проводить работу по экологическому воспитанию необходимо проводиться не только в стенах детского сада, но и дома.

С двух лет детям показывают отдельные яркие моменты и события, которые связаны с разными временами года и природными явлениями.

Данный материал изучается детьми сбалансированно и постепенно. Посредствам различных видов деятельности: забав, загадок, разнообразных игр, и, конечно же, занятий и иллюстрационного материала: дидактических картин, фотографий, диапозитивов, схем-моделей, мультфильмов и обучающих презентаций и т. д.

Все мы знаем, что основным видом деятельности дошкольников является игра, но не стоит забывать о том, что немаловажная роль образовательного процесса отводится занятиям.

Во время ступени дошкольного образования немаловажная доля первичных экологических знаний о различных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям именно на занятиях.

Для проведения какого-либо занятия отведено конкретное время.

Занятия по ознакомлению детей с природным миром проводятся во всех возрастных категориях дошкольного учреждения.

Помимо стандартных типов занятий можно отметить ряд нетрадиционных, которые непосредственно отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения — это квест-игры, театрализация, инсценировка, экскурсия и т. д. Данного рода работа, проводимая по разделу экологического воспитания дошкольников, позволяет педагогу формировать знания о природе в определенной системе и последовательности с учетом возрастных и физиологических особенностей детей и природного окружения.

При планировании проведения занятия-экскурсии воспитателю необходимо проработать определенного рода сценарий, также можно взять кормушки и корм для птиц, еще следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлекать к такому роду занятий родителей, так как данный вид деятельности сближает взрослого и ребенка.

В результате экскурсионной деятельности дети учатся обобщать результаты полученных знаний, размышлять, проверять и строить гипотезы, отстаивать и формулировать свое мнение. Посредствам разновидности образовательной деятельности дошкольники начинают понимать природные закономерности, основы экологически безопасного и грамотного поведения в окружающей среде.

Исходя из этого, можно утверждать, что в ходе данного вида деятельности у детей происходит формирование системы элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей, что является немаловажным условием в овладении детьми элементарных способностей познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности.

Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и трудовой деятельности в повседневной жизни.

Данного рода материал способствует активному изучению, закреплению и уточнению представления детей, полученных в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (диких или домашних зверей других климатических зон).

Начинается работа по формированию экологического воспитания в дошкольном учреждении с ясельной группы и продолжается до самого выпуска. Поручая детям уход за растениями в группе, воспитатель закрепляет навыки заботы и бережного отношения к живой природе.

В результате работы в этой области у ребят начинает формироваться личный опыт воздействия на экологическую среду, природные богатства, формируются практические знания, вырабатывается потребность деятельности среди природы. Но чтобы воспитать экологически грамотного гражданина работы в рамках ДОУ недостаточно.

Необходимо правильно организовать работу взаимодействия детского сада с семьей, для того чтобы процесс по формированию экологического воспитания продолжалась и дома. Распланированная педагогом работа с родителями должна быть непрерывным, но постепенным процессом, а материал, касающийся тем экологии, который мы — воспитатели пытаемся донести до детей через работу с семьей должен быть подобран с учетом требований ФГОС и возрастными особенностями дошкольников. Грамотно распланированные виды деятельности ребенка и взрослого приведут к их сотрудничеству, психологическому и эмоциональному сближению.

Совместно с традиционными формами работы в семье и в дошкольном учреждении, активно используются инновационные методы и формы работы:

  1. Различные тематические выставки, например, выставка рисунков «Не поджигай сухостой!», «Мы природу сбережем», фотовыставка «Домашние питомцы», «Красоты природы», «Мы в зоопарке»;
  2. Совместные мероприятия экологической направленности воспитателей, родителей и детей, например, акция «Дерево добра», «Экологическая тропа на участке детского сада»;
  3. Проведение конкурса лучший скворечник «Птичья столовая».

Таким образом, на основе всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на дифференцированные, индивидуальные возрастные особенности детей.

Литература:

  1. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. С. 79.
  2. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе.
  3. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. М.: ТЦ Сфера, 2010. С. 171. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. М., 2009. С. 57.
  4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 105-107):
Часть 2 (стр. 69-145)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 105-107стр. 145

Молодой учёный