Налоговое администрирование на современном этапе развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 09.10.2020

Статья просмотрена: 576 раз

Библиографическое описание:

Султангулова, М. Р. Налоговое администрирование на современном этапе развития / М. Р. Султангулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74067/ (дата обращения: 16.04.2024).



Настоящая статья посвящена исследованию налогового администрирования на современном этапе развития. Проводится краткий анализ организационно-правового состояния налогового администрирования, рассматриваются некоторые существующие проблемы, определяется основа дальнейшего исследования.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговые администрации, налоговое законодательство

Налоги являются основным источником формирования доходов бюджетной системы страны и представляют собой часть валового внутреннего продукта, создаваемого в процессе производства и распределения посредством человеческого труда, капитала и природных ресурсов. Налоговые поступления влияют на экономический рост, развитие экономики, уровень благосостояния страны и на качество жизни в целом.

На постоянной основе государственным аппаратом осуществляется комплекс разносторонних мер, направленных на максимальное поступление налогов и сборов в бюджет страны. Одним из факторов успешного достижения поставленной цели является налоговое администрирование.

Понятие «налоговое администрирование» появилось в теории и практике налогообложения с переходом к рыночной системе хозяйствования. Его дефиниция в нормативно-правовых актах и различной литературе многозначна, при этом законодательно не закреплена. Отсутствие закрепленного определения способствует развитию большого интереса к данному вопросу и обуславливает актуальность исследования .

Объект исследования — общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налогового администрирования в России.

Предмет исследования — нормативные правовые акты РФ в области налогов и сборов, учебная и научная литература, посвященная правовому регулированию и содержанию налогового администрирования России.

Цель исследования заключается в развитии теории налогового администрирования, разработке рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности в области налогового администрирования.

Интерес к изучению дефиниции налогового администрирования, его содержания и правового регулирования в России начал проявляться в первом десятилетии 2000-х годов после употребления данного термина в нормативных правовых актах исполнительных органов федерального уровня. Изучению налогового администрирования посвятили свои работы следующие российские ученых: Б. Х. Алиев, А. В. Аронов, Л. И. Гончаренко, Т. В. Игнатова, В. А. Красницкий, И. А. Майбуров, М. Т. Оспанов, и др.

На сегодняшний день, налоговое законодательство является динамично развивающейся отраслью российского законодательства. Оно состоит из федерального, регионального и местного уровней.

Нормативные правовые акты федерального уровня действуют на территории всей страны. Основным нормативно-правовым документом является Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ). Также к данному уровню относятся Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, Федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и другие нормативные правовые акты.

К региональному уровню нормативно-правового регулирования относятся законодательные акты субъектов РФ, принимаемые в соответствии с НК РФ и действующие на территории определенного субъекта.

Нормативно-правовые акты муниципальных образований регулируют правоотношения местного уровня, принимаются в соответствии с НК РФ и действуют на территории конкретного муниципального образования.

Важную роль в осуществлении налогового администрирования играют органы власти, осуществляющие деятельность в области налогового администрирования (в литературе их называют «налоговые администрации (администраторы)»). К данной категории относятся:

а) налоговые органы — Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы (далее — ФНС России);

б) таможенные органы — Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы;

в) финансовые органы — Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы;

г) органы внутренних дел — Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы

Налоговые администраторы действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ, совмещают управляющее воздействие с исполнительными компетенциями.

Основным налоговым администратором является Федеральная налоговая служба, основной деятельностью которой является контроль и надзор в области налогообложения. Объем полномочий других администраций значительно меньше, права и обязанности уже.

В процессе своей деятельности налоговые администраторы и другие государственные ведомства и службы осуществляют тесное взаимодействие с целью обмена информацией и координации взаимных действий.

Отметим, что понятие «налоговые администрации (администраторы)», перечень органов власти, их права, обязанности, методы осуществления деятельности и формы взаимодействия в рамках налогового администрирования законодательно не закреплены, что размывает границы дозволенного со стороны органов власти и налогоплательщиков.

На протяжении длительного времени законодатель разрабатывает нормативно-правовые акты, нацеленные на улучшение налогового климата и совершенствование налогового администрирования, так например, приказом ФНС России от 15 декабря 2015 г. № ММВ-7–1/580@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2016–2020 годы» основной задачей обозначено повышение эффективности налогового администрирования.

Одной из задач стратегической карты ФНС России на 2019–2023 годы является развитие взаимодействия с налоговыми администрациями иностранных государств путем распространения опыта налогового администрирования, накопленного ФНС России, гармонизация принципов налогового администрирования и аккумулирование «лучших практик».

Актуальной задачей государственного аппарата и налоговых администраций является обеспечение полноты и своевременности налоговых поступлений в бюджет, одновременно с сокращением возможностей уклонения от уплаты налогов и повышением уровня удовлетворенности налогоплательщиками условиями исполнения налоговых обязанностей. Указанное ведет к изменению существующих взаимоотношений между субъектами налогового администрирования. Форма взаимоотношений, основанная на сочетании принципов партнерства, способствует повышению уровня мотивации налогоплательщиков надлежащему исполнению конституционных обязанностей, стабильному функционированию налогового администрирования и росту собираемости налогов.

ФНС России стремится к увеличению и качественному осуществлению аналитической работы, с целью побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.

Эффективность функционирования налогового администрирования во многом зависит от качества управления. На сегодняшний день существуют недоработки в налоговом законодательстве, пробелы и противоречия, отрицательно влияющие на экономическое развитие государства и осуществление деятельности налогоплательщиков, что приводит к снижению инвестиционной активности, росту уклонения от уплаты налогов, утаиванию доходов, расширению теневой экономики и сокращению налоговых поступлений.

Заключение. Налоговое администрирование — это часть управления налоговой системой, обеспечивающая полноту и своевременность поступления налогов и сборов в бюджет государства. Развитие налогового администрирования заключается в совершенствовании налогового законодательства, форм и методов управления данными правоотношениями.

Налоговое администрирование — осуществление уполномоченными государственными органами функций контроля и организации исполнения физическими и юридическими лицами действующего законодательства.

Цель налоговое администрирование — обеспечение максимального наполнения бюджетов всех уровней при минимальных затратах.

Результатом эффективного налогового администрирования являются рост доходов государства, своевременное выявление и предупреждение правонарушений, гармонизация интересов всех участников правоотношений.

На сегодняшний день, налоговое администрирование имеет ряд проблем как нормативно-правового, так и организационного характера. Современному налоговому администрированию необходимо:

1) законодательное закрепление понятийно-категориального аппарата дефиниций «налоговое администрирование», «налоговые администрации»;

2) определение и закрепление системы правового регулирования налогового администрирования;

3) законодательное закрепление деятельности налоговых администраций, их прав, обязанностей, методов и принципов осуществления деятельности в области налогового администрирования, формы взаимодействии между собой, другими ведомствами и службами, с плательщиками налогов и сборов;

4) устранение пробелов и противоречий в нормативно-правовом регулировании налогового администрирования.

Вопросы налогового администрирования нуждаются в дальнейшем глобальном научном подходе, основанном на анализе исторического опыта и применения научных разработок.

Литература:

  1. Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2016–2020 годы: Приказ Федеральной налоговой службы от 15 декабря 2015 г. № ММВ-7–1/580@ // Гарант. Информационно-правовой портал: [сайт].- URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71183100/ (дата обращения: 2 октября 2020).
  2. Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2019–2023 годы: Приказ ФНС России от 13 декабря 2018 № ММВ-7–1/803@ // Гарант. Информационно-правовой портал: [сайт].- URL: https://base.garant.ru/ 72127824 (дата обращения: 29 сентября 2020).
  3. Васянина, Е. Л. Актуальные проблемы налогового права: учебник / Е. Л. Васянина; под общ. ред. С. В. Запольского. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 330 с. — ISBN 978–5–16–013746–9// Электронно-библиотечная система Znanium.com: [сайт]. — URL: https://znanium.com/catalog/ product/1066084 (дата обращения: 07.10.2020).
  4. Налоговое администрирование и контроль: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Л. И. Гончаренко. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2020. — 448 с. — ISBN 978–5–9776–0494–9. // Электронно-библиотечная система Znanium.com: [сайт]. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1073458 (дата обращения: 06.10.2020).
  5. Маслов, К. В. Информационное обеспечение налогового администрирования (правовое исследование): монография / К. В. Маслов. — Омск: ОмГУ, 2018. — 224 с. — ISBN 978–5–7779–2191–8 // Лань: электронно-библиотечная система: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/110888 (дата обращения: 06.10.2020).
  6. Развитие налогового администрирования в России: теория, методология, практика: диссертация... доктора экономических наук: 08.00.10 / Ефремова Татьяна Александровна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева]. — Саранск, 2017. — 390 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, налоговое законодательство, администрация, орган, правовое регулирование, РФ, ФНС России, государственный аппарат, Российская Федерация, Федеральная налоговая служба.


Ключевые слова

налоговое законодательство, налоговое администрирование, налоговые администрации

Похожие статьи

Теоретико-правовые основы налогового контроля

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый орган, налоговое администрирование, налоговая система. Выездные налоговые проверки и их роль в...

Похожие статьи

Теоретико-правовые основы налогового контроля

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый орган, налоговое администрирование, налоговая система. Выездные налоговые проверки и их роль в...

Задать вопрос