Наиболее эффективные способы организации внеурочной деятельности в начальных классах для формирования социолингвистической компетенции на английском языке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 08.10.2020

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Косилов, М. В. Наиболее эффективные способы организации внеурочной деятельности в начальных классах для формирования социолингвистической компетенции на английском языке / М. В. Косилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74034/ (дата обращения: 23.04.2024).



Внеурочная деятельность является отличным способом углубить познания учащихся в изучаемом предмете, в частности английским языком. Одной из основных целей внеурочной деятельности на иностранном языке является формирование знаний, умений и навыков осуществления коммуникативной деятельности на изучаемом языке. При обучении младших школьников иностранному языку формирование иноязычной социолингвистической компетенции является очень важным аспектом обучения, так как она является неотъемлемой частью иноязычной коммуникативной компетенции. [3]

Внеурочные занятия по иностранному языку имеют большое количество форм проведения: преподаватель может организовать своеобразную “экскурсию” в страну изучаемого языка(с помощью фильмов, роликов, картинок, создания на занятии атмосферы другой страны, проведения ролевых игр); кроме того преподаватель может организовать, кружки, конференции, диспуты, КВНы, викторины, праздничные мероприятия, классные часы, игры, олимпиады, соревнования и т. д.

Главное требование, которое необходимо соблюдать при организации внеурочной деятельности по иностранному языку — это создание на занятии определённых условий, максимально приближенных к реальным ситуациям общения в стране изучаемого языка. То есть учителю необходимо создать на внеклассном занятии языковую среду.

Именно создание языковой среды способствует успешному формированию социолингвистической компетенции учащихся. К наиболее эффективным способам формирования социолингвистической компетенции на внеклассных занятиях можно отнести:

Просмотр аутентичных мультфильмов и видеофильмов

Довольно эффективным способом формирования социолингвистической компетенции учащихся является просмотр с ними различных подходящих под возраст детей аутентичных фильмов и мультфильмов. Аутентичность видеоматериалов способствует погружению учеников в языковую среду изучаемого языка, демонстрирует им как проходит общение между носителями иностранного языка в естественных условиях и как реагируют носители языка на реплики собеседника (жесты, интонация, используемая лексика). Кроме того, аутентичные фильмы демонстрируют детям реалии страны изучаемого языка, такие как быт, традиции, исторические факты и т. д.

Ещё одно неоспоримое преимущество видеофильмов — это то, что фильмы и мультфильмы эмоционально воздействуют на учеников, а это в свою очередь способствует лучшему усвоению увиденного и услышанного, то есть напрямую ускоряет процесс формирования социолингвистической компетенции учащихся. Дети младшего школьного возраста особенно эмоциональны и общительны. Они отличаются любознательностью и воспринимают то, что наглядно вызывает непосредственный эмоциональный отклик. Поэтому в процессе внеурочной деятельности рекомендуется использовать яркие и необычные ситуации. [1]

Однако использование видеоматериалов на внеурочном занятии требует тщательной подготовки для достижения эффекта. Преподавателю необходимо самому просмотреть весь видеоматериал, который он собирается показать детям, отобрать среди всего просмотренного то, что будет соответствовать возрасту и уровню владения иностранным языком учащихся, например на начальном этапе наиболее подходящим является использование небольших мультфильмов. Кроме того, отобранный материал должен соответствовать поставленной цели, в данном случае формированию социолингвистической компетенции, и, самое главное, видеофильм или мультфильм должен заинтересовать детей, если они будут заинтересованы в просмотре, то, сами того не замечая, учащиеся будут совершенствовать свои навыки владения иностранным языком.

Использование песен и стихов

Хорошим способом также является использование аутентичных песен и стихов на внеурочных занятиях по английскому языку. Преподаватель может применять их для развития навыков говорения и слушания иноязычной речи, для пополнения словарного запаса детей, для отработки речевых навыков. Кроме того, песни и стихи знакомят детей с культурой страны изучаемого языка. При подборе подходящего материала следует выбирать песни и стихи, которые будут соответствовать возрастным особенностям учащихся и их интересам.

Чтобы у учащихся формировалась социолингвистическая компетенция важно чтобы в текстах песен и стихов были сведения об истории и географии страны изучаемого языка, факты из жизни носителей языка, информация о поведенческой культуре, которая включает в себя особенности поведения в различных ситуациях, нормы и ценности общества.

Применяя песни и стихи на внеклассных занятиях по английскому языку учитель повышает заинтересованность учеников в изучении иностранного языка, а благодаря правильно подобранному содержанию этих стихов и песен дети накапливают социолингвистические знания и, следовательно, формируют социолингвистическую компетенцию.

Организация ролевых игр

Преподаватель может организовывать с учащимися на внеклассных мероприятиях различные ролевые игры на английском языке. В рамках подобных ролевых игр ученики будут выступать в роли одного из участников процесса общения. От учащихся требуется полное погружение в роль (например продавца в магазине), то есть использование лексики, которую бы использовал человек в реальной ситуации общения, таким образом дети будут лучше усваивать нормы общения на иностранном языке, так как они будут погружены в языковую среду. Следовательно, в процессе ролевой игры у учеников будет проходить формирование социолингвистической компетенции. Ведь “игра на занятиях иностранным языком не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения всех задач обучения — от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.” [2]

К процессу организации ролевой игры учителю следует подойти очень ответственно, так как игра должна будет не только заинтересовать учащихся, но и сформировать и отточить навыки применения иноязычной речи. Процесс проведения любой ролевой игры можно разделить на следующие этапы:

1. Подготовительный этап на этом этапе учитель проводит с учащимися беседу, в которой рассказывает им о том, как будет проходить ролевая игра. Преподаватель должен описать детям место действия (магазин, больница, дом и т. д.), какие в игре будут роли, кроме того, необходимо повторить и проговорить с учащимися слова и выражения, которые им пригодятся в ходе игры.

2. Проведение ролевой игры. Существует несколько способов организации ролевой игры. Преподаватель может разделить учеников на несколько небольших групп, каждая из которых будет разыгрывать одну и ту же ситуацию, которую учитель описал детям перед началом игры, а сам учитель ходит и смотрит успехи каждой группы. Ещё один вариант — подгруппы играют по очереди: одна подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении. Третий вариант — преподаватель может сделать несколько карточек, на которых с одной стороны будет описана ситуация, а с другой роль, которую следует отыгрывать ученику с возможными репликами.

В ходе игры учителю важно записывать ошибки учеников, но не делать им замечания и не исправлять эти ошибки походы игры, так как это негативно скажется на ходе игры — дети будут бояться сделать ошибки и будут говорить неуверенно и в следствии этого могут начать делать ещё больше ошибок, а это будет препятствовать успешному формированию необходимых компетенций.

3. Подведение итогов. После проведения игры учитель анализирует ее ход, отмечает наиболее удачные и неудачные моменты, проводит работу над типичными ошибками.

Таким образом, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность по иностранному языку может служить отличным местом, чтобы формировать у учащихся социолингвистическую компетенцию. Кроме того, существует большое разнообразие способов организации внеурочной деятельности по английскому языку с целью формирования социолингвистической компетенции. К наиболее эффективным можно отнести просмотр аутентичных мультфильмов и видеофильмов, использование песен и стихов, организацию ролевых игр.

Литература:

  1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. — М.: Академия, 2000. — 192с.
  2. Белякова М. А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика // Иностранные языки в школе. — 2007. — № 3.
  3. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, социолингвистическая компетенция, внеурочная деятельность, ролевая игра, английский язык, языковая среда, игра, преподаватель, социолингвистическая компетенция учащихся, ходя игры.


Похожие статьи

Значение ролевой игры в процессе преподавания иностранного...

1. Обучающая функция ролевой игры заключается в том, что игра способствует приобретению знаний, а также формированию иноязычных навыков и умений в рамках одной или нескольких учебных тем. Она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует...

Похожие статьи

Значение ролевой игры в процессе преподавания иностранного...

1. Обучающая функция ролевой игры заключается в том, что игра способствует приобретению знаний, а также формированию иноязычных навыков и умений в рамках одной или нескольких учебных тем. Она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует...

Задать вопрос