История открытия Ярегской нефти и значение строительства нефтешахты № 1 в довоенное время для СССР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.10.2020

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Смирнов, К. С. История открытия Ярегской нефти и значение строительства нефтешахты № 1 в довоенное время для СССР / К. С. Смирнов, К. И. Пушкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/archive/331/73960/ (дата обращения: 20.04.2024).



В 1929 году Управлением северных лагерей особого назначения (УСЕВЛОН) была сформирована геологоразведочная экспедиция. Задачей данной экспедиции была разведка территории на наличие и крупномасштабное освоение природных ресурсов Коми АССР — нефти, газа, каменного угля. Геологическая служба была возглавлена заключенным Николаем Николаевичем Тихоновым. В 1928 году Н. Н. Тихонович был арестован по делу «Геолкома» (дело о контрреволюционной шпионско-вредительской организации в нефтяной промышленности СССР). Он был обвинён в предоставлении заведомо заниженных данных о запасах нефти в Грозненском районе, направлении разведок в районы, где нефть отсутствовала, шпионаже [4, с. 20]. По ст. 58 он был приговорён к высшей мере наказания, однако вскоре она была заменена на 10 лет лагерей. В 1931 году снова статья была заменена, в итоге учёный был «прикреплён» к лагерю, он был назначен начальником геологической службы (Ухтпечлага, который в 1932 году был преобразован в Ухто-Печорский трест). Тюремный срок заключения Н. Н. Тихоновича подошёл к концу в 1938 году, в 1939 году он вышел на пенсию и переехал в Москву. За время работы на Ухте он был награждён серебряными часами дважды, занесен на Красную доску, получил нагрудный знак ударника ухтинца [4, с. 20]. Ещё одним выдающимся геологом, который принимал непосредственное участие по разработке данного месторождения был Иван Николаевич Стрижов, который прибыл на Ухту в июне 1931 года. В 1929 году он был арестован в связи с процессом «Промпартии», обвинён в минимизации планов по добыче нефти. Он был осуждён на 10 лет, но после прибытия в 1931 году в Чибью был прикреплён к Ухтпечлагу как старший геолог трёх промыслов. Безусловно, приезд столь значимого учёного не мог не сказаться на результатах работы экспедиции. И. Н. Стрижовым был разработан проект, в 1931 году, по которому была создана «основная разведочная линия» и 10 скважин, расположенных на ней [8, с. 10]. На научно-техническом совете Ухта-Печорского треста данный проект был принят и началось его применение на практике. Именно в ходе разработки данного проекта была получена первая ярегская тяжёлая нефть, добытая из скважины № 62, в ноябре 1932 года. В декабре 1932 года был образован промысел № 3, в состав которого вошло Ярегское нефтеносное месторождение.

Однако возник вопрос о том, как добыть эту тяжёлую нефть из недр земли. В июне 1934 года Н. Н. Тихонович предположил в своей работе «Полезные ископаемые, разведанные на территории Ухтпечтреста», что возможно придётся прибегнуть к шахтной разработке тяжёлой нефти, которая активно практиковалась в Пешельбронском месторождении во Франции.

В декабре был выделен отдельный нефтепромысел № 3, который располагался на Яреге [6, с. 60]. К концу 1930-х годов на этом месторождении уже было пробурено 73 скважины. Нефть добывали с помощью глубинных насосов, в среднем за сутки удавалось добыть около 0.5т. тяжёлой нефти. Т. е. показатели по добыче тяжёлой нефти таким способом были очень низкие.

Поэтому специалисты Ухто-Печорского треста искали наиболее выгодный способ добычи тяжёлой нефти. Ещё в 1934 году учёные высказывали предположения о разработке Ярегского месторождения шахтным способом. И уже в 1936 году был выдвинут проект первой в Советском Союзе нефтяной шахты. Постановление СНК СССР от 8 августа 1936 года разрешило разработку месторождения таким способом.

Одним из важных факторов, способствующих развитию советской экономики с начала 1930-х годов, становится принудительный труд, который использовался для освоения и добычи природных ресурсов. Однако, доля вольнонаемных работников также была высока, но решающее влияние на формирование нефтегазовой отрасли оказывал труд подневольных контингентов [7, с. 3]. К концу тридцатых годов топливная промышленность ГУЛАГа не отличалась значительным вкладом, тем не менее она выполняла важную народно-хозяйственную задачу [7, с. 30]. Одной из важных баз топливной промышленности ГУЛАГа было Ярегское месторождение тяжёлой нефти.

Разработкой и строительством нефтешахты № 1 на Ярегском месторождении тяжёлой нефти до 1938 года занимался Ухтпечлаг. В 1938 году он был реорганизован и вместо него было образовано четыре самостоятельных лагеря, которые непосредственно подчинялись ГУЛАГу. Одним из вновь образованных лагерей был Ухтижемлаг (с центром в Чибью).

Имевшаяся рабочая сила в Ухтижемлаге, была унаследована от Ухтпечлага и была распределена по предприятиям и производствам, входившим в состав нефтяного, радиевого и сельскохозяйственного отделений.

В Яреге располагался промысел № 3 имени Мороза. Однако уже в 1939 году структура Ухтижемлага несколько видоизменилась. На базе лагподразделений и колонн были созданы ОЛПы (отдельные лагерные пункты). Их бытовые и производственные зоны были окружены колючей проволокой [7, с. 38].

Строительство Ярегской нефтешахты № 1 к 1939 году было отнесено к ОЛП-4. На тот момент в ОЛП-4 имелись такие производственные помещения, как нефтедобывающие колонны, строительная колонна, автотранспортная колонна, колонна горняков-шахтостроителей, механическая группа, электрогруппа, конюшни, также были телефонная станция, радиоузел, санчасть, магазин, столовая и клуб для вольнонаемных [7, с. 38]. Жили в палатках и бараках, сам посёлок состоял из 7 небольших домов-общежитий [7, с. 38]. В посёлке были в дефиците дрова, чистая вода, электроэнергия, многих стройматериалов, в связи с этой нехваткой на ОЛПе-4 был введен режим строгой экономии, обязательный для выполнения как вольнонаемными, так и заключенными [7, с. 38].

В 1936 году инженерами стали разрабатываться различные разделы будущего проекта нефтешахты № 1. Горная часть нефтешахты была спроектирована А. И. Гармашем, знаменитым специалистом горного дела, работавшим на нефтешахтах Пешельброна, который также будет заниматься нефтяной частью НШ № 1; А. П. Нестеренко-бывший главный инженер института «Ленгипрошахт», который был много лет главным инженером проекта нефтешахт; П. З. Звягин, И. С. Новосельцев. Геологией и гидрогеологией занимались А. В. Кулевский и С. С. Гамбицкий [5, с. 6]. Проект был завершен и для его защиты в Наркомате Москвы была отправлена группа ухтинских специалистов, во главе с П. З. Звягиным. Данный проект был утверждён.

9 июня 1937 года был издан приказ № 216 по Ухто-Печорскому тресту о создании самостоятельной колонны по строительству нефтешахт на промысле № 3. По которому в составе этого промысла была образована колонна шахтного строительства, сочетающая в себе все работы, необходимые для проходки нефтешахты. Врид. начальника колонны шахтного строительства был назначен з/к Гармаш., врид. начальника проектного бюро по нефтешахтам — з/к Звягин.

В 1938 году специалистами института горючих ископаемых Академии Наук СССР была проведена экспертиза, целью которой было выяснение состава тяжёлой нефти. Было установлено, что тяжёлая нефть содержит в себе дефицитные в промышленности незамерзающие масла.

На 28 съезде партии, который состоялся в марте 1939 года, были подведены итоги культурного и хозяйственного строительства, а были намечены перспективы развития отраслей промышленности. В связи с нарастающей угрозой нападения на СССР, съезд принял решение о необходимости ускорения создания резервов оборонной продукции, одним из которых было топливо.

На строительстве нефтешахты в 1939 году были задействованы 1347 заключенных. 761 человек трудились на строительных и монтажных работах, на работах в подсобных и вспомогательных производствах — 578, вольнонаемных в 1939 году было фактически 43 человека, из которых 4 рабочих, 5 служащих, ИТР -16, учеников — 18 [1].

Также в 1939 году с помощью, ещё строившейся нефтешахты № 1 была впервые добыта шахтным способом тяжёлая нефть в размере 0.08 т [2].

В 1940 строительство началось со значительного отставания от производственного графика, одной из причин которого было крайне запущенное состояние всех подъездных путей, начиная от основной магистрали, которая связывала строй площадку с Ухтой [3]. В течение года для обслуживания и эксплуатации строительства существовали следующие вспомогательные и подсобные хозяйства: кирпичный завод, лесопилка, столярная мастерская, механическая котельная, автогужтранспорты [3]. Также в состав ОЛП№ 4 входила, находящаяся на расстоянии, приблизительно равном 3 км от шахтполя обособленная единица — промгруппа, которая затем стала отдельным лагерным пунктом № 18 (Ярегский нефтепромысел), которая осуществляла, когда была в составе ОЛП № 4, осуществляла разведочное бурение и добычу нефти скважинами с поверхности [3]. Фонд действующих скважин составлял 29 штук [3].

Для обеспечения нефтешахты квалифицированными специалистами сыграло значительную роль создание в Ухте и Яреге ремесленного училища и школы ФЗО нефтяной промышленности (в конце 1940 — начале 1941 гг.). В этой школе готовили таких специалистов, как: бурильщики подземных скважин, горняков-проходчиков и промысловиков-эксплуатационников [6, с. 120-121]. За 1941 год было подготовлено 626 рабочих. На строительство первой в Советском Союзе нефтяной шахты прибывали специалисты из высших и средних учебных заведений страны по направлениям от ЦК ВКП (б), а также выпускники Ухтинского горно-нефтяного техникума. Активную помощь в обеспечении квалифицированными кадрами для работы на нефтяной шахте, в начальный период её строительства, оказывали бакинские нефтяники, которые направляли для работы на ней нефтяников и буровиков. Коми комсомольцы также активно принимали участие в строительстве нефтешахты. Они трудились и на подземных работах, в качестве забойщиков, крепильщиков, бурильщиков подземных скважин и большинство из них были передовиками производства (в 1939 году насчитывалось 90 членов ВЛКСМ, в середине 1940–144) [6, с. 120-121].

В июне 1938 года была создана первичная партийная организация, на собраниях которой обсуждались и решались производственные вопросы по поводу строительства нефтяной шахты.

По инициативе коммунистов проводились совещания горняков, монтажников, геологов и проектировщиков, созывались партийно-хозяйственные активы [6, с. 123].

Таким образом, в данный период времени была заложена база и составлен проект первой в Советском Союзе нефтяной шахты проектной мощность 125 тысяч тонн нефти в год. В 1939 году удалось добыть первую в истории нефтяной шахты № 1 тяжёлую нефть (0.08 тонн). В 1938 году институт горючих ископаемых Академии Наук СССР провёл исследование состава тяжёлой нефти и было выяснено, что она содержит незамерзающие масла, которые в свою очередь, являются очень дефицитными для промышленности и могут использоваться при создании топлива для атомных ледоколов. Трудовые кадры готовились в Ухте и Яреге, в ремесленных училищах и школах ФЗО, на строительство нефтяной шахты приезжали выпускники средних и высших учебных заведений из разных районов страны по направлениям от партии, большую помощь в строительстве оказывали Коми комсомольцы.

Литература:

  1. ГУ РК «НАРК» Ф.Р-1739. Оп.1. Д.1. Л. 36.
  2. ГУ РК «НАРК» Ф. Р-1668. Оп. 1. Д.953. Л. 146.
  3. ГУ РК «НАРК» Ф.Р-1739. Оп.1. Д.2. Л. 1.
  4. Гараевская И. А. Геолог Николай Николаевич Тихонович (1872–1952): Серия «Выдающиеся ученые РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина». Вып. 69. — М: Изд. центр РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2009.
  5. Гуров Е. И. Яргеские нефтяные шахты: Страницы истории / Е. И. Гуров. — Ухта, 2004.
  6. Канева А. Н. У истоков Коми нефти и газа: Борьба Коми парт. организации за нефть и газ в годы довоенных пятилеток. — Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1970.
  7. Кустышев А. Н. Ухтижемлаг. 1938–1955: монография / А. Н. Кустышев. — Ухта: УГТУ, 2010.
  8. Круковский В. С. Шаги в неведомое. Издание второе, исправленное и дополненное. — Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): тяжелая нефть, нефтяная шахта, Ухта, Советский Союз, строительство нефтешахты, Ухто-Печорский трест, геологическая служба, Коми комсомолец, шахтное строительство, шахтный способ.


Похожие статьи

Пушкова Карина Игоревна — Информация об авторе

Библиографическое описание: Смирнов, К. С. История открытия Ярегской нефти и значение строительства нефтешахты № 1 в довоенное время для СССР / К. С. Смирнов, К. И. Пушкова.

Похожие статьи

Пушкова Карина Игоревна — Информация об авторе

Библиографическое описание: Смирнов, К. С. История открытия Ярегской нефти и значение строительства нефтешахты № 1 в довоенное время для СССР / К. С. Смирнов, К. И. Пушкова.

Задать вопрос