Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Алгоритм педагогического сопровождения адаптации суворовцев первого курса (из опыта работы)

Педагогика
09.10.2020
207
Поделиться
Библиографическое описание
Панаев, Р. А. Алгоритм педагогического сопровождения адаптации суворовцев первого курса (из опыта работы) / Р. А. Панаев, Э. И. Мельник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 203-204. — URL: https://moluch.ru/archive/331/73800/.


Социализация ребенка, включение его в систему социальных отношений начинается с самого его рождения. Семья, ее окружение, сеть дошкольных учреждений, начальное обучение в школе — это те социальные институты, в которых ребенок приобретает свой первый жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром, окружающим его обществом.

Учеба в суворовском училище — это новый этап социализации ребенка, в который он вступает со своей сложившейся системой взаимоотношений с окружением, жизненных стереотипов, установок, ценностных ориентаций.

Новые условия требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения подростков. И чем быстрее подросток включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс социальной адаптации.

Понимая это, педагогический коллектив училища планирует и организует работу по педагогическому сопровождению социальной адаптации суворовцев нового набора с первых дней их пребывания в корпусе в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса (воспитателей, педагогов, психологов, педагогов-организаторов и т. д.).

Цель педагогического сопровождения — обеспечение в максимально краткие сроки эффективного взаимодействия обучающихся с новой социальной средой.

В основу плановой и целенаправленной деятельности всех участников педагогического процесса училища ложатся главные критерии социальной адаптации: осознанное принятие и выполнение воспитанниками норм коллективной жизни в условиях строгой регламентации жизни и деятельности закрытого учебного заведения; обеспечение баланса: личностного (индивидуального) и группового (социального); самоконтроль поведения и противодействия негативным влияниям; адекватное отношение к педагогическим воздействиям всех участников педагогического процесса; активное участие в жизни коллектива; удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями в учебных коллективах.

Алгоритм педагогического сопровождения нового набора в училище представляет собой комплекс мероприятий, способствующий более полному изучению индивидуальных социально-психологических особенностей, обучающихся в возрасте 10–12 лет, выработке конкретных рекомендаций всем участникам педагогического процесса по обеспечению дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса.

Комплекс мероприятий педагогического сопровождения социальной адаптации, спланирован на весь учебный год и включает в себя:

− проведение всестороннего изучения личности воспитанника, выявление кадет с прогнозируемыми затруднениями в социальной адаптации и учебе;

− подготовки и проведения педагогического совещания в учебных подразделениях нового набора по итогам всестороннего изучения кадет нового набора, выработка рекомендаций для всех участников педагогического процесса;

− планирования и организации мероприятий учебно-воспитательного процесса по обеспечению дифференцированного подхода в образовательном процессе;

− подготовки и проведения психолого-педагогического консилиума (промежуточный контроль), в конце первой четверти с целью анализа хода адаптации нового набора, коррекции на его основе проводимых мероприятий;

− подготовки и проведения педагогического совещания в конце третьей четверти по оценке адаптированности суворовцев.

С первых дней обучения в училище воспитанники находятся под пристальным вниманием педагогов, воспитателей, психологов, сотрудников медицинского персонала. Для предотвращения дезадаптации в максимально сжатые сроки организуется всестороннее изучение нового набора. К этой работе привлекаются все без исключения участники педагогического процесса.

Педагогами-психологами училища проводится углубленное социально-психологическое обследование, психологическое и психофизиологическое обследование воспитанников с целью оценки их адаптационных способностей. С этой же целью методами наблюдения и опроса организован сбор информации от педагогов и воспитателей об особенностях общения и поведения воспитанников на учебных занятиях, мероприятиях внеклассной работы и в ходе неформального общения в свободное время. Проводится диспансеризация воспитанников.

Анализ результатов всестороннего изучения суворовцев позволил вскрыть ряд проблем, оказывающих негативное влияние на процесс социальной адаптации нового набора:

− 49 % связывают свои трудности в адаптации к условиям проживания в СВУ с отрывом от дома;

− 47 % — с нехваткой свободного времени;

− 27 %;- со сменой привычной обстановки;

− 13 % — с невозможностью заниматься любимым делом.

Более 68 % обучающихся нового набора характеризуются низким уровнем общительности, склонностью к уединенной деятельности. Более 60 % обучающихся нового набора характеризуется повышенной эмоциональностью, что при отсутствии определенных навыков, может служить причиной возникновения конфликтных ситуаций в общении с учащимися, педагогами, воспитателями.

Объектом особого внимания педагогического коллектива являются дети из неполных семей, дети-сироты и опекаемые, дети из многодетных семей.

Весь комплекс проводимых мероприятий по педагогическому сопровождению социальной адаптации суворовцев первого курса в суворовском училище позволяет решать поставленные задачи, направленные на обеспечение в максимально краткие сроки эффективного взаимодействия обучающихся с новой социальной средой.

Литература:

  1. Локальный акт «Психолого-педагогическое сопровождение первокурсников»
  2. Л. Р. Иванова «Адаптация в социуме»
  3. Вопросы создания и перспективы развития кадетского движения в МЧС России: Материалы международного конгресса в двух томах. Санкт-Петербург, 29–30 марта 2013 года / Сост. О. М. Латышев, С. В. Шарапов, Ю. А. Волкова, Е. В. Терентьева, Н. В. Бирюлева. — СПб.: СПб ун-т ГПС МЧС России, 2013. — Т. 1. — 200 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 203-204):
Часть 3 (стр. 153-215)
Расположение в файле:
стр. 153стр. 203-204стр. 215

Молодой учёный