Анализ инструментов разработки электронных курсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №10 (33) октябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 655 раз

Библиографическое описание:

Латыпова, В. А. Анализ инструментов разработки электронных курсов / В. А. Латыпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 10 (33). — Т. 1. — С. 82-88. — URL: https://moluch.ru/archive/33/3795/ (дата обращения: 19.04.2024).

Введение

В электронном образовании активно используются электронные курсы (ЭК). Они могут содержать не только текст и картинки, но и видео, анимацию, тесты. Может быть реализована интерактивность в курсе: на каждое действие пользователя предусмотрена определенная реакция. Для создания ЭК используются специальные инструменты разработки ЭК (ИРЭК). Чем больше функциональных возможностей есть у ИРЭК, тем более наглядные и эффективные курсы можно создать с их помощью. Причем данные инструменты должны быть ориентированы на преподавателей, которые не имеют навыков программирования. ИРЭК представлены на рынке в большом количестве, и выбор одного из них становится непростым делом. В данной статье я проведу анализ распространенных ИРЭК на предмет функциональных возможностей.

1.Анализ функциональных возможностей ИРЭК

Проведем анализ 6 ИРЭК, включающих зарубежные и российские продукты: Adobe Captivate (компания «AdobeSystemsIncorporated»), Courselab и CourseLab Teamwork (компания «Websoft»), REDCLASS Course (компания «REDCENTER»), УНИАР Паблишер и он-лайн редактор курсов (компания "УНИАР").

В таблице 1 подробно представлены функциональные возможности перечисленных выше ИРЭК: интерфейс редактора, метод разработки курса, брендирование курса, импорт контента, создание объектов и их многократное использование, работа с текстом, графика, видео, аудио, навигация в курсе, управление временем, тестирование, экспорт и упаковка, печать. Пустые поля показывают отсутствие информации в сети Интернет по рассматриваемому в таблице вопросу.

Таблица 1

ИРЭК\ Функциональные возможности

Courselab

CourseLab Teamwork

Adobe Captivate

REDCLASS Course

УНИАР Паблишер

УНИАР он-лайн редактор курсов

Интерфейс редактора

WYSIWYG редактор

+

+

+




Drag and Drop интерфейс

+

+

+




Поддержка различных языков

-

-

+




Инструменты рисования графических объектов

+

+

+




Метод разработки курса

За основу берется послайдовый принцип формирования курса

+

+

+




За основу берется временной хронометраж

-

-

+




За основу берется структура предметной области в MM (minde map)

-

-

-




Возможно построение модульной структуры курса

+

+

+




Возможно использование условных переходов, сценариев

+

+

+

+



Поддержка совместной разработки

-

+

+




Комментирование на слайдах на этапе рецензирования курса

-

+

-

-

-

-

Захват экрана

+

+

+




Брендирование курса

Возможность использования логотипа

+

+

-


+


Возможность настройки цветового решения курса

+

+

+




Возможность настройки навигации

+

+

-




Возможность выбора фона

-

-

+




Возможность выбора стиля

+

+

-




Импорт контента

Импорт из PowerPoint (2003, 2007, 2010)

+

+

+

-

-


Импорт из Word (2003, 2007, 2010)

+

+

-

+

+


Импорт из Photoshop

-

-

+

-

-

-

Создание объектов и их многократное использование

Изображения

+

+





Шаблоны

+

+

+

+



Количество шаблонов курсов, включенных в поставку

100

100





Возможность для пользователя расширять перечень объектов редактора

+

+

+




Редактирование объектов редактора

+

+

+




Встроенный язык программирования

+

+

+




Работа с текстом

Возможность использовать визуальные эффекты для текстовых объектов

+

+

+




Возможность применять эффекты анимации и движения текста

+

+

+




Поддержка HTML / JavaScript / CSS

+

+

+




Проверка правописания

-

-

+




Тезаурус

+

+



+


Поиск

+

+


+

+


Замена

+

+





Возможность добавить в курс текст, который появляется при соблюдении заданных условий

+

+

+




Создание таблиц

+

+


+



Создание формул

-

-

-

+



Графика

Собственная интегрированная библиотека клипартов

-

-

+


-

-

Собственная онлайн библиотека клипартов

-

-

+


-

-

Возможность импорта изображений

+

+

+

+

-

+

Возможность изменения масштаба изображения

+

+





Возможность использовать фрагмент изображения

-

-

+




Возможность использовать визуальные эффекты для изображений:

+

+

+


-


· Вращение

+

+

+


-


· Отражение

-

-

+


-


· Прозрачность

+

+

+


-


· Тени

-

-

+


-


Возможность использования анимированных изображений

+

+

+


-


Возможность анимации изображения по действию мыши

+

+

+


-


Возможность настройки перемещение изображения в слайде

+

+

+




Возможность экспорта созданных анимаций в Flash

-

-

+




Компрессия используемых изображений

+

+

-




Видео

Возможность импорта видео элементов в курс

+

+

+

+



- Animated GIF

+

+

-

-



- FLV

+

+

+

-



- AVI

+

+

+

+



-WMV

+

+

-

-



-MOV

+

+

+

+



-MP4

-

-

-

-



- MPEG

+

+

+

+



- MPG

-

-

-

+



- RM

+

+

-

-



Возможность выбора стиля плеера для воспроизведения элементов видео в курсе

+

+





Аудио

Возможность импорта аудио элементов в курс

+

+

+

+

-

+

- SWF

+

+

+

+



- WMA

+

+

-

-



- MP3

+

+

+

+



- WAV

+

+

+

+



- MID

-

-

-

+



- MIDI

-

-

-

+



- AIFF

+

+

-

-

-

-

Возможность непосредственной записи звукового сопровождения средствами редактора

-

-

+




Возможность генерации речи на основании текста

-

-

+




Параметры воспроизведения звука в курсе

-

-

+




· возможность автоматического воспроизведения звука при заданных условиях

+

+

+




· Возможность сокрытия или демонстрации на слайде курса элементов управления воспроизведением аудио

+

+





· Возможность отключения звука

+

+

+




· Возможность изменения громкости воспроизведения звука

+

+

+




· Возможность остановить/возобновить воспроизведение звука

+

+


+




· Возможность синхронизации объектов и событий курса с воспроизведением звука

+

+

+




· Возможность изменения качества звука при проектировании курса

-

-

+




Навигация в курсе

Возможность реализовать меню содержания курса

+

+

+




Возможность использования выпадающего (контекстного меню) в навигации по курсу

+

+





Для навигации могут использоваться:







· кнопки

+

+

+




· объекты

+

+

+




Возможность использовать визуальный индикатор прогресса

+

+





Возможность использовать указатель номера слайда

+

+





Возможность использовать указатель количества слайдов оставшихся до завершения курса

-

-





Курсор мыши

+

+

+




· Возможность выбора внешнего вида курсора мыши

+

+

+




Управление временем

Возможность указать время запуска события/начала действия

+

+

+




Возможность указать/ограничить продолжительность урока/курса

+

+





Ограничение времени прохождения курса

+

+





Показ времени, оставшееся до завершения курса (если время обучения по курсу ограничено)

+

+





· Текущее время/дата

-

-





Тестирование

Поддерживаемые типы вопросов







-верно\неверно (true\false)

+

+

+

-

-

-

-единственный выбор(multiple choice)

+

+

+

+

+

+

-множественный выбор (multiple answers)

+

+

+

+

+

+

-ранжирование набора объектов одного класса(rating scale)

+

+

-

-

-

-

-числовой ввод (numerical fill-in-blank)

+

+

-

-

-

-

-текстовый ввод(fill-in-the-blank)

+

+

+

+

+

+

-соответствие (matching)

+

+

+

-

-

-

-определение правильной последовательности (sequence)

-

-

+

+

-

-

-«точка»:определить правильную область на картинке (hotspot)

-

-

+

-

-

-

-оценка по заданной шкале (rating scale)

-

-

+

-

-

-

Возможность случайной выборки вопросов из списка

+

+

+




Возможность импорта вопросов в систему из таблиц Excel

-

-

-




Возможность задания балла для вопроса

+

+





Возможность использовать при расчете баллов за вопрос весов вариантов ответа

+

+





Возможность установки случайного порядка следования вариантов ответа

-

-

+




Возможность установки времени, отведенного на ответ

+

+

+




Возможность задания количества попыток ответа на вопрос

+

+

+




Возможность показа правильного ответа при неверном ответе тестируемого

+

+





Возможность указания текста сообщения о верном ответе на вопрос

+

+

+

+



Возможность указания текста сообщения о неверном ответе на вопрос

+

+

+

+



Возможность установки длительности прохождения теста в минутах

+

+



-

+

Возможность задания количества попыток отведенных на прохождение теста

-

-



-

+

Возможность экспорта тестов (перечень форматов)

-

-

-


-


Возможность импорта теста (перечень форматов)

-

-

-


html


Экспорт и упаковка

Поддержка стандартов упаковки/публикации курсов:







· SCORM 1,1

-

-

-

-

-

-

· SCORM 1,2

+

+

+

+

+

+

· SCORM 2004

+

+

+

+

+

+

· AICC

+

+

+

-

-

-

Экспорт курса на локальный носитель (СД)

+

+

+

-

-


Экспорт в PDF.

-

-

+

-

-


Экспорт в PowerPoint

-

-

-

-

-


Экспорт в Word.

-

-

+

+

-


Экспорт в WMV

-

-

-

-

-


Экспорт в MP4

-

-

+

-

-


Экспорт в FLW.

-

-

-

-

-


Экспорт в SWF

-

-

+

-

-


Экспорт в EXE файл

-

-

+

-

-


Экспорт в XML

-

-

+

-

-


Экспорт в HTML

-

-

-

-

+


Экспорт в форматы для мобильных устройств

-

-

+

-



совместимость с браузерами

+

+

+

+



· Internet Explorer

+

+

+


+


· Mozilla Firefox

+

+

+


-


· Safari

+

+



-


· Opera

+

+



-


· Chrome

+

+



-


Печать

Возможность подготовки печатной версии материалов курса (макет курса)

+

+





Возможность печати текущей страницы (слайда) курса

-

-


+

+

+


2.Использование демо-версий ИРЭК

В таблице 2 представлена информация, касающаяся вопросов, связанных с использованием демо-версий рассматриваемых ИРЭК: возможность демонстрационного доступа, возможность использования установочной версии продукта и демо SaaS-решения, ограничения которые имеет демо-версия продукта.

Таблица 2

Инструмент\ Вопросы, связанные с использованием демо-версии продукта

Courselab

CourseLab Teamwork

Adobe Captivate

REDCLASS Course

УНИАР Паблишер

УНИАР он-лайн редактор курсов

Возможность демонстрационного доступа

+

+

+

-

-

-

Возможность использования установочной демо-версии продукта

+

-

+

-

-

-

Ограничения
при использовании
установочной
версии

Не более 5 слайдов в одном учебном модуле;
не более 5 кадров в одном слайде,;
количество типов шаблонов ограничено до восьми, а количество цветовых схем типов шаблонов ограничено двумя;
количество цветовых схем объектов ограничено до двух;
количество объектов-персонажей ограничено до двух;
более ранняя версия

-

30 дней

-

-

-

Возможность использования демо SaaS-решения

-

+

+

-

-

-

Ограничения при использовании SaaS-решения

-


Не работает функция захвата экрана
нельзя работать со звуком

-

-

-


Заключение

Был проведен анализ существующих ИРЭК на примере рассмотрения функциональных возможностей шести инструментов и рассмотрены вопросы, касающиеся использования демо-версий продуктов. Анализ проводился в табличной форме. В результате работы было выявлено отсутствие полной информации, касающейся функциональных возможностей большинства ИРЭК. Это препятствует получению полной информационной картины о каждом инструменте, что, в свою очередь, осложняет выбор для покупателя продукта. Но несмотря на нехватку информации по каждому продукту, проведенный анализ позволил получить целостную картину существующих функциональных возможностей ИРЭК. И это может помочь выбрать более оптимальный вариант ИРЭК.


Литература:
  1. Инструменты для разработки электронных курсов. Обзор рынка технологий дистанционного обучения в СНГ. Том 4, релиз 22.03.2011

  2. Критерии выбора инструментов разработки курсов. Обзор рынка технологий дистанционного обучения в СНГ. Том 6, релиз 02.06.2011.

  3. courselab.ru (CourseLab)

  4. websoft.ru/db/wb/root_id/teamwork/doc.html (CourseLab Teamwork)

  5. adobe.com/products/captivate (Adobe Captivate)

  6. redcenter.ru/download/234.pdf (REDCLASS Course)

  7. proxy.uniar.ru/www/redkur.asp (УНИАР Паблишер)

  8. proxy.uniar.ru/www/olredkur.asp (УНИАР он-лайн редактор курсов)

Основные термины (генерируются автоматически): возможность, REDCLASS, SCORM, курс, HTML, SWF, WMV, возможность использования, экспорт, он-лайн редактор курсов.


Похожие статьи

Массовые открытые онлайн курсы как автономная среда для...

Одно из них четко описывает его суть — это курс обучения доступный в Интернете бесплатно

Развитие данного направления — это возможность доступа к качественному образованию

Использование Массовых Открытых Онлайн курсов возросло, и нет никаких сомнений, что...

Moodle — свободная система управления обучением

Встроенный редактор учебного контента не только облегчает разработку курсов, но и

Стандарт SCORM является международной основой обмена электронными курсами и

- Система проверки знаний. Позволяет в режиме он-лайн оценить знания обучаемых.

Технология Wolfram CDF для создания электронного учебника по...

Мало того, при использовании статичного текста мы задействуем лишь крайне малую часть возможностей компьютера. Нам представляется, что наиболее эффективным инструментом при изучении нового материала будет его сопровождение динамическими моделями.

Особенности проектирования и разработки электронных...

Использование визуальных редакторов позволит им без лишних временных затрат на глубокое изучение HTML и

Внедрение в образовательный процесс дистанционных технологий с использованием локальных средств разработки электронных курсов.

Расширяем границы учебного предмета. Программа электронного...

Предусматривается как совместная работа преподавателя и обучающегося в режиме он-лайн, так и самостоятельная работа, контроль и самоконтроль выполнения заданий. Курс полностью реализует все возможности дистанционных технологий...

Использование информационных технологий на уроках математики

Использование на уроках и внеурочной деятельности обучающих программ способствует максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью.

Использование массовых онлайн-курсов в математической...

Использование массовых онлайн-курсов необходимо исследовать как социальный и культурный феномен, значимость которого

Современное развитие дистанционного обучения в учебных заведениях зависит от определенной роли педагога и его возможности творческого...

Технология интерактивного тестирования Plickers

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов работы в повседневной деятельности учителей и обучающихся при необходимости

Рис. 7. Создание во вкладке Class приложения Plickers списка тестируемых.

Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире

Стандарт SCORM является международной основой обмена электронными курсами и отсутствие в системе его поддержки

Возможность использования в качестве контента не только текстовых, гипертекстовых и графических файлов, но и аудио, видео

REDCLASS Pro.

Похожие статьи

Массовые открытые онлайн курсы как автономная среда для...

Одно из них четко описывает его суть — это курс обучения доступный в Интернете бесплатно

Развитие данного направления — это возможность доступа к качественному образованию

Использование Массовых Открытых Онлайн курсов возросло, и нет никаких сомнений, что...

Moodle — свободная система управления обучением

Встроенный редактор учебного контента не только облегчает разработку курсов, но и

Стандарт SCORM является международной основой обмена электронными курсами и

- Система проверки знаний. Позволяет в режиме он-лайн оценить знания обучаемых.

Технология Wolfram CDF для создания электронного учебника по...

Мало того, при использовании статичного текста мы задействуем лишь крайне малую часть возможностей компьютера. Нам представляется, что наиболее эффективным инструментом при изучении нового материала будет его сопровождение динамическими моделями.

Особенности проектирования и разработки электронных...

Использование визуальных редакторов позволит им без лишних временных затрат на глубокое изучение HTML и

Внедрение в образовательный процесс дистанционных технологий с использованием локальных средств разработки электронных курсов.

Расширяем границы учебного предмета. Программа электронного...

Предусматривается как совместная работа преподавателя и обучающегося в режиме он-лайн, так и самостоятельная работа, контроль и самоконтроль выполнения заданий. Курс полностью реализует все возможности дистанционных технологий...

Использование информационных технологий на уроках математики

Использование на уроках и внеурочной деятельности обучающих программ способствует максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью.

Использование массовых онлайн-курсов в математической...

Использование массовых онлайн-курсов необходимо исследовать как социальный и культурный феномен, значимость которого

Современное развитие дистанционного обучения в учебных заведениях зависит от определенной роли педагога и его возможности творческого...

Технология интерактивного тестирования Plickers

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов работы в повседневной деятельности учителей и обучающихся при необходимости

Рис. 7. Создание во вкладке Class приложения Plickers списка тестируемых.

Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире

Стандарт SCORM является международной основой обмена электронными курсами и отсутствие в системе его поддержки

Возможность использования в качестве контента не только текстовых, гипертекстовых и графических файлов, но и аудио, видео

REDCLASS Pro.

Задать вопрос