Дистанционное обучение студентов медицинского колледжа в условиях самоизоляции в период пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гамзатова, С. А. Дистанционное обучение студентов медицинского колледжа в условиях самоизоляции в период пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19 / С. А. Гамзатова, З. Т. Айдынбекова, Р. Э. Магомедбеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 38 (328). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/328/73693/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье описан опыт использования дистанционного обучения на базе Дербентского медицинского колледжа имени Г. А. Илизарова в период пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19. Изучены положительные и отрицательные аспекты дистанционного обучения. Проводилось анонимное анкетирование 150 студентов 1–3 курсов, изучены уровни владения компьютером, навыки работы в сети Интернет, а также анализ быстрой адаптации студентов к новой форме обучения; 98 % студентов владеют актуальной информацией. При опросе 74,6 % студентов удовлетворены процессом обучения в дистанционном режиме и хорошо оценивают содержание учебной информации и ее подачу преподавателями колледжа; проблемы и трудности, возникающее в ходе освоения образовательных программ в новой форме, в основном имеют техническую проблему.

Вывод: возможно использование в условиях пандемии дистанционное обучение в качестве альтернативы, при отсутствии возможности очной формы обучения. Важность отработки практических навыков в условиях стационара, как значимых недостатков методики дистанционного образования отметили 98,7 % опрошенных студентов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, пандемия, Covid-19, колледж, самоизоляция.

Пандемия затронула жизни большинства людей, изменила нашу жизнь и стала тяжелым испытанием для медицинских учреждении {1,2}. Не стало исключением и для медицинских учреждении ощутимая паника новой коронавирусной инфекции Covid-19, а доступность хорошего качества образования вызвала бум различных онлайн образовательных программ в форме обмена клиническим материалом, обсуждения в группах социальных сетей, и онлайн обучения в режиме реального времени на таких платформах, как Zoom, Google Classroom. Было показано, что электронное обучение может способствовать обучению, эквивалентному традиционным дистанционным формам обучения. Повышение квалификации преподавательского состава колледжа в области информационных технологий и с возможностями дистанционного обучения стало основным инструментом системы для создания методических материалов. Для колледжа переход на дистанционное обучение стал возможен благодаря наличию системы Moodle (СДО Moodle).

Модель дистанционного обучения — этот новая технология, которая позволяет студентам усвоить изучаемую информацию, интерактивное общение с преподавателем в ходе обучения. Студентам позволяют осуществлять самостоятельную работу для освоения материала {3}. Обучение студентов дистанционно пользуется большой популярностью в связи с рядом преимуществ {4}. Все студенты, преподаватели имеют доступ к электронной библиотеке, имеется большая база электронной версии учебных и методических пособий. Преимущества: наличие учебной информации, каждый студент имеет свободный доступ к интернету в любое время, модуль преподавания можно постоянно обновлять, что позволяет находиться в курсе новейших достижений [4]. Преподаватели колледжа имеют возможность видоизменить отдельные части учебного курса преподавания в соответствии со своими представлениями о характере и его актуальности. Не потеряла актуальность проведение контроля за дистанционным обучением, что позволяют проверить знания студентов по изученному материалу, а администрация колледжа имеет возможность получать актуальную статистику учебного процесса, отслеживания успеваемость студентов и качество преподавания [4]. Преимуществом дистанционного обучения в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19, является возможность студентов осваивать программу, не выходя из дома, что является мерой профилактики распространения коронавируса [5].

Взаимопонимания студент — преподаватель на сегодняшний день происходит в информационно-образовательной среде, созданное на основе СДО Moodle, посредством интернет — трафика и наличия современного технического оснащения (компьютер, планшет, смартфон) {6}. Очень важное постоянное и оперативное общение в процессе обучения и при разборе материала, которое нуждается в дополнительных индивидуальных комментариях, осуществляемое посредством Skype, приложений Zoom, Discord. Основной структурной единицей каждого модуля, соответствующего дисциплине, является «Интерактивное занятие», доступ к которому открывается соответственно календарно — тематическому плану [5]. Документы модуля включают типовую и учебную программу дисциплины, тематические планы лекций и практических занятий, а также расписание занятий и графики консультаций и отработок. Хорошее общение оставляет одним из главных атрибутов обучения и воспитания. Занятие состоит из 2-х блоков. Теоретически-информационный блок включает в себя; лекции, презентации, методические рекомендации, список литературы и т. д. Контрольный блок представлен в виде: контрольных вопросов, тестов, а также задач, что позволяет преподавателю отметить уровень подготовки студента. Данные о присутствии студентов, полученных оценках ежедневно вносят в электронный журнал.

По ходу дистанционного обучения, через месяц мы столкнулись с рядом проблем. Проверка показала, что при получении от студента учебного материала возникают проблемы того, что эта работа выполнена этим студентом, отсутствует возможность контролировать заимствования текста из сети Интернет и других ресурсов. Целью обучения студента является овладение студентами практическими навыками и умениями, поэтому не менее острой проблемой стало отсутствие возможности отрабатывать практические навыки в условиях больницы, симуляционных классах, имеющихся на базе колледжа. Таким образом, в эпоху глобального информационного и образовательного пространства определение удовлетворенности студентов переходом на полное дистанционное обучение позволит выявить слабые, сильные стороны деятельности колледжа, в период дистанционного образования, целенаправленно осуществлять меры по их усовершенствованию.

Цель исследования: Изучить анализ удовлетворенности студентов медицинского колледжа дистанционной формой обучения.

Материалы и методы исследования: Исследование было проведено с 150 студентами 1–3 курсов Дербентского медицинского колледжа, среди них 28 (18,7 %) юношей и 122 (81,3 %) девушек, средний возраст которых составим 18,1 года. Проводился опрос анонимно, индивидуально, анкеты заполнялись респондентами самостоятельно в системе дистанционного обучения Moodle. Анкета исследования состояла из 18 вопросов по нескольким блокам: Вопросы, касающиеся пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19; вопросы, связанные с дистанционным обучением в условиях самоизоляции; вопросы об уровне владения персональным компьютером и навыках работы в сети Интернет. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием программного обучения IBMSPSS 19.0 Statistics for Windows. Разновидность медиан рассчитывали с помощью U-критерия Манна.

Результаты исследования: По результатам анкетирования 97,3 % студентов информированы о переходе колледжа на дистанционную форму обучения и дальнейшей программы действия. Интерес студентов в 67 % был за информацией о распространении коронавирусной инфекции в республике Дагестан и РФ, 38 % иногда проверяют информацию, и лишь 3 % не интересовались данной темой. На вопрос «Из каких источников Вы берете информацию о Covid-19, подавляющее большинство — 78 % студентов ответили, что читают официальные источники, из социальных сетей информацию узнают почти половина — 58,5 % и 29 % дополнительным источником информации считали преподавателей, родителей.

При анализе ответов на вопрос о путях распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19 показал, что 98,2 % студентов владеют этой информацией. Важно отметить постоянную работу большего раздела посвященное Covid-19, на сайте коллеже. Меры противоэпидимиологических мероприятий в колледже были взяты администрацией на особый контроль, что подтверждено 97,3 % опрошенных. Студенты колледжа соблюдают меры профилактики по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19; 92,7 % студентов находились дома в условиях самоизоляции. Приходя и выходя из дома 87,3 % применяют антисептические средства, 74,7 % соблюдают дистанцию при общении не менее 1 метра, но лишь 41,3 % опрошенных надевают маску, в связи с дефицитом масок в первые 2 недели, а также неоднозначным мнением о масочном режиме в средствах массовой информации.

Дистанционное обучение студентов, не редко ситуационно меняющая, гибкая система, и в таких удаленных условиях нередко возникают ситуации, когда возникает необходимость в изменениях в организации учебного процесса. Ответ студентов о современности информирования: 87,3 % ответили положительно, всего 10 % пожаловались на несвоевременность и только 2,7 % на отсутствие своевременной информации от преподавателей. Вопрос об адаптации к новым условиям обучения Covid-19 показал, что 74,6 % адаптировались хорошо, 19 % — удовлетворительно и лишь у 6,4 % адаптация проходит сложно, что может быть связанно с навыками работы в сети Интернет, однако только 52 % выбрали программу электронного обучения по сравнению с традиционным обучением. 23 % отмечают повышение уровня мотивации к обучению, у 25 % студентов он снизился. В процессе обучения сами преподаватели чаще всего используют обучающие презентации, семинары на собственных дистанционных сервисах, а также Skype и Zoom. Опрошенные студенты — 66,8 % высоко оценили, как способ подачи преподавателями учебной программы, так и ее содержание.

При обучении, дистанционно 21,3 % студентов столкнулись с техническими трудностями и техническими проблемами. У 48 % студентов возникали технические перебои в процессе обучения, у 34,7 % — это было связано с большим количеством пользователей, одновременно находящихся в сети. Среди наиболее частых проблем, у 28 % был сложный уровень заданий. 16,7 % отмечали недостаточное количество обучающего материала, 10 % погрешность обратной связи. 7,3 % несвоевременность получение ответа на поставленный вопрос. Самым важным — 90,6 % опрошенные считали низкий риск заражения новой коронавирусной инфекцией Covid-19. Возможность многократного просматривания учебного материала отметили 62,7 %. Возможность использование современных технологий учебного процесса отметили 34,7 %.

Однако, в исследованиях также сообщалось об отсутствии взаимодействия с преподавателем у 18,5 % опрошенных и меньшей углубленности группового обсуждения для уточнения, что является недостатками программы электронного обучения. Для электронного обучения важно иметь базовые навыки у студентов компьютером, умение пользоваться необходимыми программами, навыками набора текста на клавиатуре, а при выполнении заданий на смартфоне необходимо быстро ориентироваться в вопросах и ответах. Анализ результатов показал, что уверенной работы более чем у половины студентов 74,3 %, в тоже время только 16,7 % показали на недостаточный уровень современной технологии электронного обучения.

Выводы: Таким образом, проведенное исследование показало, что, хотя студенты высоко оценивают платформу, 70 % студентов все еще считают, что традиционное обучение лучше, чем электронные ресурсы. Опрошенные студенты удовлетворены процессом в отделенном режиме обучения и хорошо оценивают содержание учебной программы и ее преподаванием. Возникающие в ходе освоения образовательных программ технические трудности в основном связаны с техническими моментами из-за высокой нагрузки в сети Интернет. По мнению большинства студентов, дистанционное обучение, не может заменить практическую часть обучения, которая является важной для будущего медицинской сестры, акушерки, фельдшера.

Обучение студентов дистанционно в Дербентском медицинском колледже показало, что электронное обучение может рассматриваться в качестве альтернативы традиционному обучению в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19.

Литература:

  1. Жураева К. С. Карантин: использования дистанционных методов обучения в эпоху ограничений // Прогрессивные технологии в мировом научном пространстве: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2020. С. 29–33.
  2. Степанова Ю. А., Гурьева Т. Н. Цифровые средства и технологии дистанционного образования // Вестник Белого генерала. 2020. № 3. С. 110–116.
  3. Гарас Н. Н. Роль дистанционных элементов обучения в преподавании клинических дисциплин в медицинском вузе // Смоленский медицинский альманах. 2016. № 2. С. 72–75.
  4. Король Л. Г., Малимонов И. В., Рахинский Д. В. Удовлетворенность студентов условиями обучения в вузе как компонент системы менеджмента качества высшего образования // Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной научной конференции. 2011. С. 103–105.
  5. J J Tuech, A Gangloff, L Schwarz. Our challenge is to adapt the organization of our system to the six stages of the epidemic to go beyond the COVID-19 crisis.// British Journal of Surgery. 2020: Vol 107. № 7. P. 189–191.
  6. Gallo Gaetano, Mario Trompetto. The Effects of COVID-19 on Academic Activities and Surgical Education in Italy// Journal of Investigative surgery 2020: Vol 33; ISSUE 7; p. 687–689.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, студент, электронное обучение, процесс обучения, Дербентский медицинский колледж, дистанционная форма обучения, навык работы, традиционное обучение, условие пандемии, учебный процесс.


Похожие статьи

Моделирование процесса дистанционного обучения студентов

Процесс моделирования дистанционного обучения студентов начинается с формализации объекта, изучения структуры моделируемого объекта как сложноорганизованной системы и уяснения задачи его исследования. Результатом формализации является содержательное...

Похожие статьи

Моделирование процесса дистанционного обучения студентов

Процесс моделирования дистанционного обучения студентов начинается с формализации объекта, изучения структуры моделируемого объекта как сложноорганизованной системы и уяснения задачи его исследования. Результатом формализации является содержательное...

Задать вопрос