Основы взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (327) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.09.2020

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Верещагин, Г. Н. Основы взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора / Г. Н. Верещагин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/archive/327/73589/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье исследуются основы взаимодействия правоохранительных органов, таких как прокуратура, органов внутренних дел, с органами строительного надзора на региональном уровне. Особое внимание обращено принципам, признакам и формам взаимодействия правоохранительных органов со службой государственного строительного надзора. Система взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора в Российской Федерации функционирует с помощью правового механизма и организационных форм. На основании анализа дается предложение по организации взаимодействия.

Ключевые слова: правоохранительные органы, прокуратура, органы внутренних дел, органы исполнительной власти, органы государственного строительного надзора, взаимодействие, строительство, преступление.

The article examines the regulation of interaction between law enforcement agencies and construction supervision authorities. The system of interaction of law enforcement agencies with construction supervision authorities in the Russian Federation functions with the help of the organizational and legal mechanism of state control. Based on the analysis, their values are determined and proposals for organizing interaction are given.

Keywords: law enforcement agencies, Prosecutor's offices, internal Affairs bodies, Executive authorities, state construction supervision bodies, interaction, construction, crimes.

Строительная отрасль — это социально-важный вид деятельности, в которую государство и граждане вкладывают значительные финансовые средства. Строительство объектов капитального строительства технологически сложный процесс, при котором трудно полностью отследить расход поступивших и затраченных на строительство денежных средств. Именно это и подталкивает лиц участвующих в процессе строительства к созданию коррупционных схем с целью хищения денежных средств, предназначенных на строительство объекта. В данной отрасли происходит наибольшее количество преступлений связанных с хищением бюджетных средств, а также с обманом граждан в крупном размере. В целях сокрытия хищений денежных средств завышается стоимость строительства, происходит экономия на строительных материалах, замена их на материалы более низкого качества, умышлено допускаются нарушения процесса строительства, и как следствие строящийся объект в итоге не соответствует проектной документации. Правонарушения и преступления могут быть совершены на всех стадиях строительства.

Всё это становится возможным потому, что законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность в строительной отрасли не совершенно, оно нуждается в постоянной доработке, разработке новых нормативно правовых актов гарантирующих защиту прав граждан, обеспечивающих снижение и искоренение коррупции и иных правонарушений в строительной сфере. Правовой механизм, должен быть выстроен таким образом, чтобы не допускать создания преступных схем по хищению денежных средств, устранить любую возможность их организации. Среди новых разрабатываемых норм правового механизма, регулирующих строительную отрасль, обязательно должны быть нормы, регламентирующие правовое взаимодействие между правоохранительными органами и органами исполнительной власти уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, так как их взаимодействие в настоящее время не налажено на должном законодательном уровне. Взаимодействие правоохранительных органов с органами исполнительной власти в сфере строительного надзора позволит эффективно предотвращать и выявлять на ранних стадиях преступные схемы обмана граждан и коррупционные схемы хищения денежных средств, а так же позволит качественно и быстро расследовать выявленные преступления.

О взаимодействии правоохранительных органов, таких как прокуратура, органы внутренних дел, с органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора на уровне субъекта Российской Федерации, мы и будем рассматривать в нашей статье. Рассматривая основы взаимодействия, определим основную цель взаимодействия, признаки, принципы, организационные формы взаимодействия, и основные направления взаимодействия.

Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора является как правило инспекция либо служба государственного строительного надзора (в зависимости от того как его назовут в Положении о государственном строительном надзоре субъекта Российской Федерации).

Целью надзора является предотвращение, выявление нарушений законодательства о градостроительной деятельности, на предмет соблюдения технических регламентов, соответствия возведения зданий проектной документации. По результатам проверки, в случае выявления нарушений инспекцией государственного строительного надзора выносится предписание обязательное для исполнения, в котором указывается вид нарушения, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства. Кроме предписаний об устранении выявленных нарушений, органы государственного строительного надзора, в случаях выявления административных нарушений, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со ст. 23.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [4], а при выявлении в действиях застройщика признаков преступления, обязаны передавать информацию в правоохранительные органы. Информация о преступлениях может содержаться в материалах проверок, заявлениях, жалобах и иных обращениях граждан, юридических лиц, должностных и иных лиц, а также в ходе защиты инспекцией государственного строительного надзора прав обманутых участников долевого строительства.

При наличии в органе строительного надзора сведений о совершенном, либо совершаемом преступлении, материалы проверки посредством прокуратуры передаются в органы внутренних дел для установления в поступившей информации признаков преступления.

Таким образом, сотрудникам прокуратуры, органов внутренних дел и инспекции строительного надзора, регулярно приходится взаимодействовать, постоянно решая возникающие в ходе служебной деятельности задачи.

Вопрос взаимодействия правоохранительных органов, с органами строительного надзора в настоящее время очень актуален, так как вопрос борьбы с коррупцией, защиты прав граждан в градостроительной сфере, был поднят в Генеральной прокуратуре Российской Федерации на расширенном заседании коллегии, на которой подводились итоги проведенной работы органов прокуратуры за 2019 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2020 год, с участием Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

Об этом же говорят озвученные на коллегии статистические данные, так, правоохранительными органами в 2019 году во взаимодействии с органами исполнительной власти, в том числе с государственным строительным надзором разрешена проблема 500 долгостроев, восстановлены права 57 тыс. участников долевого строительства, более 1 тыс. человек получили благоустроенные квартиры вместо непригодных для проживания строений, возведённых в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока [8].

В настоящее время актуальность проблематики исследования так же заключается в том, что ранее учеными и исследователями проводилось изучение, лишь отдельных аспектов взаимодействия правоохранительных органов с государственными органами исполнительной власти, при этом взаимодействие правоохранительных органов с органами строительного надзора исследовано недостаточно.

Следовательно, исследование вопроса развития взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора — перспективное направление, имеющее объективную необходимость научного поиска. Повышение эффективности взаимодействия приводит к большей результативности, своевременному предотвращению и выявлению преступлений, правонарушений, недопущению коррупции.

На данный момент, правовую основу взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора составляет целый комплекс федеральных законов, таких как Закон о прокуратуре [1], Закон о полиции [2], Градостроительный кодекс [3], Кодекс об административных правонарушениях [4], Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [5] и подзаконных нормативных правовых актов, таких как Постановление Правительства РФ «О государственном строительном надзоре в РФ» [6], Указ Президента РФ «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» [7], и прочих нормативных актов, касающихся их сферы деятельности. Взаимодействие между правоохранительными органами и инспекцией государственного строительного надзора происходит на общих основаниях, то есть на основании нормативных документов, касающихся самого правоохранительного органа либо органа строительного надзора, при отсутствии специальных нормативно-правовых актов упорядочивающих совместную работу. Соглашения о взаимодействии между данными органами отсутствуют. Таким образом, порядок взаимодействия юридически не закреплен. Вопросы взаимодействия рассматриваются и регулируются лишь отдельными методическими рекомендациями органов прокуратуры и органов внутренних дел о взаимодействии при борьбе с коррупцией и раскрытием преступлений.

Рассматривая вопрос взаимодействия, стоит сразу отметить, что любое взаимодействие рассчитано на достижение конечного результата, полученного в результате совместной работы. При этом совместная работа должна организовываться рационально, эффективно, с привлечением квалифицированных специалистов в нужных отраслях деятельности, для более качественного и быстрого выполнения задания, функции. Следовательно, основная цель взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора заключается в достижении результата по более эффективному выполнению возложенных на них функций и задач.

Анализ проведенного изучения научных источников информации в области взаимодействия правоохранительных органов с органами исполнительной власти, позволяет определить основные признаки взаимодействия.

Выделим наиболее значимые из них:

1) взаимодействие осуществляется с помощью правовых механизмов и основывается на законах и подзаконных нормативных правовых актах;

2) это деятельность двух или более подразделений различных ведомств, осуществляемая с учетом оптимального сочетания присущих им сил, средств и методов (формы взаимодействия могут быть реализованы участниками как в двустороннем, так и в многостороннем формате);

3) согласованность действий по целям. Данный признак означает постановку перед взаимодействующими правоохранительными органами и органами строительного надзора таких задач, решение которых обеспечивало бы достижение общей цели — борьбы с правонарушениями и преступностью.

Исходя из изложенного, можно определить основные принципы, на которых должно строиться взаимодействие при раскрытии преступлений в рассматриваемой сфере.

  1. Принцип законности. В соответствии с данным принципом, взаимодействие должно строиться только в рамках действующего законодательства, на основании законов и подзаконных нормативных актов, определяющих деятельность как совместную, так и каждого органа взаимодействия по отдельности;
  2. Принцип согласованности субъектов взаимодействия. Согласно данного принципа, каждая из сторон, должна четко понимать свою роль, место в процессе, своевременно, слаженно и во взаимодействии в полном объеме выполнять поставленные перед ней задачи, включается без промедления в совместную деятельность;
  3. Принцип самостоятельности сторон. Каждый субъект взаимодействия должен действовать только в пределах, своей ответственности регламентированной законодательством Российской Федерации.

Для того, чтобы взаимодействие было эффективным необходимо разработать совокупность средств, методов и способов, с помощью которых будут решены задачи взаимодействия. Данная совокупность средств, методов и способов образуют организационные формы взаимодействия, которые не носят ограниченный характер. Организационные формы взаимодействия могут изменяться, в зависимости от складывающейся обстановки в борьбе с преступлениями в сфере строительства.

Практика взаимодействия между рассматриваемыми органами в субъектах Российской Федерации, складывается не однообразной. В совокупности, среди используемых организационных форм взаимодействия можно выделить следующие:

− совместная деятельность по анализу действующего законодательства, вынесение совместных предложений по совершенствованию правовой базы в сфере строительства, с целью недопущения в данной отрасли коррупции и правонарушений;

− совместный анализ в строительной сфере выявленных преступлений и прогнозирование тенденций совершения новых;

− совместная разработка и реализация региональных программ профилактики правонарушений в строительной отрасли;

− издание совместных приказов, инструкций, соглашений, рекомендаций, указаний, и иных организационно-распорядительных документов;

− проведение рабочих координационных совещаний правоохранительных органов с органом государственного строительного надзора;

− разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности;

− оказание практического содействия правоохранительным органам при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий и расследовании преступлений;

− обмен информацией и проведение совместных целевых мероприятий в целях выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

− организация постоянно действующих рабочих групп из числа сотрудников правоохранительных органов и службы строительного надзора;

− организация совместных проверок;

− проведение совместных семинаров, конференций, курсов повышения квалификации.

В научной статье, одного из исследователей опыта работы органов прокуратуры по организации прокурорского надзора — Коряченцовой С. И. отмечается, что «на практике эффективной формой взаимодействия органов прокуратуры является разработка и направление методических рекомендаций по проведению проверок исполнения законов в сфере долевого строительства многоквартирных домов, направление информационных писем с обобщением практики надзора, проведение семинаров, заседаний коллегии прокуратуры и координационных совещаний правоохранительных органов» [9].

Действительно, так и получается, что взаимодействие между правоохранительными органами и инспекцией государственного строительного надзора сводится к разработке и направлению методических рекомендаций, информационных писем, проведению координационных совещаний, так как большего взаимодействия достичь не возможно без создания нормативно-правовых актов по взаимодействию на федеральном и региональном уровне.

Поэтому, сразу на начальном этапе взаимодействия возникают различные сложности в организации сотрудничества, и достичь общей цели, связанной с эффективным выполнением возникшей задачи, без применения всех организационных форм становится затруднительно.

Взаимодействие между правоохранительными органами и инспекцией государственного строительного надзора может, и должно осуществляться на основании Соглашения о взаимном сотрудничестве (об организации взаимодействия). Разработка и принятие данного соглашения позволит упорядочить и улучшить взаимодействие, осуществлять слаженные совместные действия по пресечению преступлений в строительной отрасли, а так же эффективно выявлять, раскрывать совершенные преступления, и квалифицировано проводить их расследование.

Также следует отметить, что приоритетными направлениями взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора должны быть:

− совместная деятельность, направленная на внесение предложений в совершенствование правовой базы по противодействию нарушениям в сфере строительства;

− совместная профилактическая деятельность;

− совместная деятельность при проведении оперативно-розыскных мероприятий и расследовании преступлений.

Подводя итог, стоит подчеркнуть, что одной из проблем взаимодействия является отсутствие комплексного организационно-распорядительного документа прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, регулирующего вопросы взаимодействия с органами строительного надзора на федеральном и региональном уровне. Принятие подобного нормативно-правового акта, а на его основе подготовленные методические рекомендаций по использованию различных форм взаимодействия облегчит решение задач взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора.

Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время необходимо ввести практику создания межведомственных рабочих групп с целью противодействия правонарушениям в строительстве и урегулировать их путем принятия Соглашения об организации взаимодействия.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // «Российская газета», № 229, 25.11.1995.
  2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // «Собрание законодательства РФ». 2011. № 7. Ст. 900.
  3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // «Российская газета», № 290, 30.12.2004.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ// «Российская газета» от 31.12.2001 № 256.
  5. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // «Российская газета», № 266, 30.12.2008.
  6. Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 13.02.2006, № 7, ст. 774.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.
  8. Расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2019 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2020 год// https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1809484.
  9. Коряченцова С. И. Методика проведения прокурорских проверок соблюдения законодательства о долевом строительстве // БИТ. 2018. № 1 (5).
Основные термины (генерируются автоматически): орган, государственный строительный надзор, строительный надзор, Российская Федерация, взаимодействие, исполнительная власть, строительная отрасль, организационная форма взаимодействия, совместная деятельность, долевое строительство.


Похожие статьи

прокурорский надзор в сфере градостроительного законодательства

Государственный строительный надзор в соответствии с со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) осуществляет свои полномочия только при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе...

Похожие статьи

прокурорский надзор в сфере градостроительного законодательства

Государственный строительный надзор в соответствии с со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) осуществляет свои полномочия только при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе...

Задать вопрос