Экология как прямой путь к устойчивому развитию. Основные проблемы перехода российской экономики к устойчивому развитию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (327) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.09.2020

Статья просмотрена: 531 раз

Библиографическое описание:

Парфенова, А. П. Экология как прямой путь к устойчивому развитию. Основные проблемы перехода российской экономики к устойчивому развитию / А. П. Парфенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/archive/327/73577/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрены основные принципы концепции устойчивого развития. Определена роль экологического фактора в экономике. Сделан вывод о том, что в России существует ряд серьезных проблем перехода к устойчивому развитию. Главным образом, это связано с некорректным пониманием роли природных ресурсов и важности минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, экономическая политика такова, что почти все природоохранные мероприятия становятся невыгодными крупным предприятиям, что приводит к недобросовестному их выполнению и контролю.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экология, российская экономика, провалы рынка.

The article discusses the basic principles of the concept of sustainable development. It provides information about the role of the environmental factor for an economy. The conclusion is that nowadays there is a number of serious problems of transition to sustainable development in Russia. This is mainly due to the incorrect understanding of the role of natural resources and the importance of minimizing the negative impact on the environment. In addition, a serious disadvantage of the russian economic policy is that almost all environmental measures become unprofitable for large enterprises, which leads to unfair implementation and control.

Keywords: sustainable development, ecology, russian economy, market failure.

Устойчивое развитие (sustainable development) — стратегия развития, при которой удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [1]. Именно так была определена концепция устойчивого развития Международной комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР) в 1987 г. в докладе «Наше общее будущее». В настоящее время весь мир пришел к выводу о том, что следование данному принципу возможно только при гармонизированном и сбалансированном совершенствовании трех важнейших сфер: экономической, социальной и экологической.

Идея устойчивого развития стала закономерным ответом на появившуюся угрозу экологического кризиса и более полно сформулировала многие экологические принципы, которые начали формироваться еще в 70е годы 20 века. В это время большое количество научных трудов было посвящено таким понятиям как экоразвитие, развитие без разрушения, право окружающей среды и т. д.

Одним из важных событий для всего мира стало принятие Целей устойчивого развития ООН (Sustainable Development Goals) в 2015 году на период 2015–2030 гг. В обновленной в 2017 г. версии документа изложено 17 целей, 169 задач и 232 индикатора [2]. Такой подход позволяет не только облегчить достижение целей, но и обеспечивает более качественный мониторинг и оценку результатов на основе количественных показателей. Многими специалистами устойчивое развитие наглядно показывается пересечением трех равноценных окружностей: экономики, социальной сферы и природы (экологии) (рис. 1). Область их пересечения и является областью устойчивого развития. В России очевидным несоответствием с данной концепцией является то, что несоизмеримо большую область занимает именно экономика, в то время, как социальной сфере отводится второстепенное место, а экология и совсем недооценена. В таком случае пересечение оказывается минимальным.

Концепция устойчивого развития [7]

Рис. 1. Концепция устойчивого развития [7]

Глобальная проблема российской экономики заключается в том, что устойчивое развитие рассматривается как рост экономики на основе роста показателя ВВП. Однако к пониманию неадекватности этого подхода со временем пришли почти все страны мира. Так, авторы книги «Неверно оценивая нашу жизнь. Почему ВВП не имеет смысла?» Дж. Стиглиц и А. Сен наглядно показали и доказали, что оценка уровня прогресса исключительно на основе ВВП является крайне ошибочной и расходится с современными реалиями [5]. Принципы, на которых основана промышленность России, являются наглядным примером того, как рост доходов и увеличение показателя ВВП являются лишь видимостью развития. Рост основан на увеличении количества добываемых полезных ископаемых и других ресурсов, выплавке металлов и т. п. Очевидно, что данная концепция неразрывно связана со стремительной деградацией и уничтожением природного капитала государства, что идет вразрез с главными законами устойчивого развития [6].

Как отмечалось выше, во многих развитых странах устойчивое развитие представляется как сложная конструкция из трех главных составляющих, которые находятся в сбалансированном развитии: экономической, социальной и экологической. Нельзя говорить об устойчивом развитии на основании развития только одной компоненты. К сожалению, на данный момент Россия сильно отклоняется от курса устойчивого развития. Выделяют несколько основных теоретических и практических проблем, так называемых провалов рынка (market failure) [8]:

1) Минимальная оценка огромного количества природных благ и услуг. Экологические катастрофы приводят не только к уничтожению экосистем, которые являются бесплатным источником многих благ, но и приносит ощутимый ущерб экономике страны. Примером может служить сложная пожарная обстановка на торфяных болотах в России в 2010 году. Многие территории абсолютно не использовались человеком, и их настоящая ценность проявилась лишь после катастрофы. Оказалось, что бесплатные болота несли огромную пользу за счет водорегулирования, т. е. предотвращали ущерб, который в итоге составил 2 % ВВП.

2) Отрицательные экстерналии (внешний эффект) — некомпенсируемые издержки, которые возлагает одна сторона на другую. Распространенным примером является необходимость людей, проживающих рядом с металлургическими предприятиями, мусоросжигательными заводами и т. д. тратить дополнительные деньги на ликвидацию вреда здоровью от вредных выбросов.

3) Дисконтирование, т. е. происходит оценка будущих доходов с точки зрения их сегодняшней стоимости, в то время как фактор времени зачастую не учитывается.

В современной России заметна тенденция, которая заключается в том, что подавляющее большинство какой-либо деятельности, направленной на охрану окружающей среды исходит от обычных жителей и носит индивидуальный характер (становятся популярны разделение отходов, zero-waste движение и др.). Абсолютно ясно, что такой частный подход не принесет масштабных результатов и сильно не изменит сложившуюся ситуацию. Кроме того, активисты, а также другие люди, готовые прилагать усилия для решения данной проблемы, зачастую сталкиваются с отсутствием поддержки и финансирования со стороны власти, а иногда и с открытой агрессией, что может привести к психологическому барьеру продолжения природоохранной деятельности.

Многие владельцы промышленных предприятий не выделяют достаточное количество средств на проведение всех необходимых мер для минимизации негативного влияние производства на окружающую среду. Нормативные документы несут формальный характер и часто изменяются не в пользу окружающей среды. Деятельность экономистов направлена только на обеспечение человека товарами и услугами, в то время, как роль природных услуг отводится на второй план. Главной причиной является то, что экономическая политика в РФ не стимулирует производителей товаров к строгому исполнению всех экологических мер, не создает материальный интерес. Большинство мероприятий по охране окружающей среды являются убыточными для предприятий, то есть их осуществление абсолютно невыгодно. Необходимо уделять внимание методам экономического регулирования и развивать льготно-штрафную систему поощрения.

Переход к экологически устойчивому развитию России предполагает переход от экстенсивной экспортно-сырьевой модели экономического развития к модернизации. В стране с помощью достаточно простых технологий можно сберечь почти половину потребляемых энергоресурсов. Это обуславливается огромным потенциалом повышения энергоэффективности, которая из-за технологической отсталости в 2–4 раза меньше, чем в развитых странах. Энергоэффективный путь гораздо экономически эффективнее и имеет более низкие экологические риски [4].

Таким образом, можно сделать следующий вывод: решение вопросов перехода России к устойчивому развитию является крайне острой проблемой современной экономики. В России серьезной преградой к этому являются так называемые провалы рынка. К сожалению, вопросам их преодоления не уделяется достаточно внимания на государственном уровне. Некорректно оценивается роль экологического фактора. Мероприятия по охране окружающей среды становятся невыгодными для предприятий. Экономика, которая обеспечивала бы стабильный рост национального дохода без ущерба социальной сфере и экологии, должна придерживаться не традиционного количественного подхода, а делать основной акцент на качестве добычи и производства, повышать энергоэффективность.

Литература:

  1. Наше общее будущее Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР), 1987, перевод с англ. под редакцией С. А. Евтеева
  2. Guterres, A. The Sustainable Development Goals report / A. Guterres. — New York: United Nations, 2017. — 59 c. — Текст: непосредственный.
  3. Бобылев, С. Н. Устойчивое развитие в интересах будущих поколений: экономические приоритеты / С. Н. Бобылев. — Текст: непосредственный // Мир новой экономики. — 2012. — № 3. — С. 90–97.
  4. Бобылев С. Н., Захаров В. М. «Зеленая» экономика и модернизация. Эколого-экономические основы устойчивого развития // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». 2012. № 60.
  5. Stiglitz J., Sen A., Fitoussi J. P. Mis-measuring Our Lives. Why GDP Doesn’t Add Up. New York, 2010
  6. Bobylev S. N., Goryacheva A. A. Stable development: purposes and investments // Socium i vlast. 2017. № 5 (67). P. 61–64.
  7. кузнецов, д. Сертификация устойчивого развития / д. кузнецов. — Текст: электронный // ЦОД: [сайт]. — URL: http://dcforum.kz/sertifikatsiya-ustoichivogo-razvitiya-chto-kak-i-zachem (дата обращения: 10.09.2020).
  8. Бобылев, С. Н. Устойчивое развитие и зеленая экономика / С. Н. Бобылев. — Текст: электронный // Youtube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=68pa4hYNCR0&feature=youtu.be (дата обращения: 06.09.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): устойчивое развитие, окружающая среда, Россия, социальная сфера, время, называемый провал рынка, предприятие, российская экономика, экономическая политика.


Похожие статьи

Приоритетные сектора экономики в контексте «устойчивого...»

Итак, чтобы развитие было устойчиво необходимо взаимодействие экономического, экологического и социального

Россия в окружающем мире: 2011. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: аналитический ежегодник / Отв. ред. Н. Н. Марфенин; под...

Похожие статьи

Приоритетные сектора экономики в контексте «устойчивого...»

Итак, чтобы развитие было устойчиво необходимо взаимодействие экономического, экологического и социального

Россия в окружающем мире: 2011. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: аналитический ежегодник / Отв. ред. Н. Н. Марфенин; под...

Задать вопрос