Очерк дисциплины «Окружающий мир». Глава 6 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №37 (327) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 09.09.2020

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Войцеховский, С. Н. Очерк дисциплины «Окружающий мир». Глава 6 / С. Н. Войцеховский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 156-163. — URL: https://moluch.ru/archive/327/73513/ (дата обращения: 20.04.2024).



В главе 5 очерка дисциплины «Окружающий мир», опубликованной в журнале «Молодой ученый» № 36 (326) в 2020 году, был представлен философский анализ политологического раздела обществознания, а в данной главе представлен философский анализ раздела духовной культуры в обществознании. Теоретик культуры В. Ю. Жуков к культурологическим школам относит следующие школы: стадиально-эволюционную школу, формационно-трудовую школу, духовно-историческую школу, школу культурного психоанализа, натуралистическую (психологическую) школу, общественно-историческую (циклическую) школу, франкфуртскую школу философов, философско-социологическую школу, символическую школу, философские взгляды которых подлежат изучению [6]. Он отмечает важное значение науки и искусства в развитии духовной культуры. И. В. Коняхина пишет об уникальной роли искусства в системе культуры, которая является двойником и полномочным представителем культуры [13]. Искусство рассматривается как духовно-ценностный способ освоения мира. Д. С. Недович различает четыре дисциплины, которые входят в состав искусствоведения: эстетика, екфатика, морфология искусства и праксеология искусства [19]. Под эстетикой понимается учение о восприятии произведения искусства публикой. Под екфатикой понимается учение об отношении художника к произведению искусства. Под праксеологией искусства понимается учение о художественном творчестве. Под морфологией искусства понимается учение о художественной форме.

М. С. Каган также пишет об особой роли искусства в системе культуры [7–9, 25]. Он рассматривает искусство как самосознание культуры. По его мнению, в философском анализе явлений культуры необходимо опираться на системный подход, разработанный в сочинениях Л.Берталанфи, Т.Парсонса, Н.Лумана и других ученых, а также на положения синергетики, разработанные в сочинениях Г.Хакена, И. Р. Пригожина, С. П. Курдюмова и других ученых. В качестве субъекта культуры рассматривается человек культуры. Под культурой понимается система ценностей. Под ценностью понимается специфически человеческое определение положительной или отрицательной роли материальных и идеальных предметов. Учитывается деление ценностей на положительные ценности и отрицательные ценности (позитивные ценности и негативные ценности), которое было описано Г.Риккертом [20]. В литературе положительные ценности также называют ценностями, а отрицательные ценности называют антиценностями. К положительным ценностям относят добро, истину и красоту, а к отрицательным ценностям относят зло, ложь и безобразное. Соответственно к культуре можно отнести систему положительных ценностей, а к варварству (бескультурью) можно отнести отрицательные ценности. Различаются также материальные ценности и духовные ценности. Культурные ценности рассматриваются как продукт культурного творчества людей.

Синергетический подход для описания культурного творчества использовался в сочинениях Е. Н. Князевой [10]. Творчество рассматривается как процесс рождения структур из хаоса. Путь творческого мышления описывается как процесс периодического погружения в хаос для поиска творческого решения проблем. Хаотическое движение элементов интеллектуальной системы свидетельствует о проявлении творческой активности в противовес инерции, т. е. стремлению сохранить прежнее состояние. Для того чтобы быть продуктивным интеллект должен периодически погружаться в хаос. Хаос обеспечивает проявления свободы творчества. Хаос является генератором случайности и разнообразия, из которого рождается новая идея. Для достижения творческого результата необходимо способствовать проявлению спонтанной активности собственной души. В результате творческой активности возникают новые формообразующие структуры. Творческая активность является способом культурной самоорганизации человека и общества. В результате творческой активности людей, по мнению М. С. Кагана, возникает хаотическое множество культурных явлений. Для осмысления многообразия культурных явлений он рассматривает классификацию искусств, т. к. к сфере духовной культуры относятся не только науки, но искусства.

Потребность в классификации искусств возникла в результате разделения труда, которое привело к дифференциации искусств. Процесс дифференциации искусств сопровождается противоположным процессом интеграции искусств. В результате получается сложная система искусств, которая подлежит изучению. Вопросы классификации наук, как отмечалось ранее, рассматривались в сочинениях Б. М. Кедрова. М. С. Каган пишет о необходимости учитывать опыт классификации наук Б. М. Кедрова, например, учитывать соотношение координации и субординации в классификации искусств. Он подразделяет искусства на три основных класса: пространственные искусства, временные искусства и пространственно-временные искусства. Искусства подразделяются на чистые искусства и прикладные искусства. Кроме того предлагается различать виды искусств и семейства искусств. К пространственным искусствах относят, например, архитектуру, скульптуру, живопись и другие виды изобразительного искусства, к временным искусствам относят музыку, а к пространственно-временным искусствам относят, например, театральное искусство, киноискусство, цирковое искусство и т. д.

В качестве философской основы использования синергетического подхода в анализе развития культурной подсистемы общества используются положения диалектики для осмысления соотношения единства и многообразия проявлений культуры, необходимости и свободы в творческой деятельности. При этом возможно превращение свободы в свою противоположность — произвол. Таким образом, М. С. Каган поддерживает точку зрения Т.Парсонса о влиянии волюнтаристской концепции действия на поведение людей. Синергетическое исследование социокультурной деятельности, по его мнению, должно учитывать не только процессы социокультурной самоорганизации, но и процессы социокультурной самодезорганизации. По описании процесса социокультурного развития используется положение Н.Лумана, согласно которому будущее уже имеется в настоящем и функционирует в качестве возбудителя. Данное положение осмысливается как признание наличия аттрактора, который указывает направление развития. М. С. Каган, отмечая достижения своих предшественников, вместе с тем указывает на недостатки их учений, которые могут быть преодолены посредством использования положений синергетики в изучении развития культуры. В качестве таких недостатков он называет представления А.Тойнби, О.Шпенглера, Л.Гумилева о раздробленности исторического и культурного развития человечества.

А.Тойнби пишет, что на этапе распада цивилизации возникает хаос и противоположные тенденции в развитии культуры в виде проявлений архаизма и футуризма [23]. Архаизм в культуре проявляется в виде духовного культа достижений прошлого, а футуризм в культуре проявляется в виде духовного культа будущих достижений. Возникновение стремления к духовному освоению архаизма и футуризма объясняется отвращением к проявлениям реального варварства в настоящее время. Архаизм означает уход от подражания современникам к подражанию предкам, это уход в прошлое, которое уже не изменить. Отмечаются проявления архаизма в искусстве, особенно архитектуре, и литературе. Попытки описать варианты действий в прошлом, которые могли бы изменить ход развития общества не приводят к положительному результату, т. к. изменить прошлое невозможно. Возможны социальные изменения в будущем и футуризм проявляется в негативном отношении к достижениям искусства и литературы, которые препятствуют достижению желаемого будущего. Недостатки архаизма и футуризма проявляются в их оторванности от реалий настоящего времени и поэтому сторонники архаизма и футуризма сталкиваются с негативным отношением к себе со стороны общества. Негативные примеры проявлений архаизма и футуризма А.Тойнби видит в фашистском и нацистском обществе в виде увлечения варварскими традициями прошлого или сожжения книг прогрессивных писателей.

В условиях хаоса культурных явлений важную роль играет способность к социокультурной самоорганизации. И. А. Донникова полагает, что в синергетическом толковании процесса социокультурной самоорганизации следует учитывать одну мысль М. С. Кагана [5]. Последний писал о том, что очертания культуры варьируют те структурные основы, которые инвариантны для человека как культурного существа. С этой точки зрения рассматривается роль традиций и новаций в процессе социокультурной самоорганизации. Опора социокультурной самоорганизации на традиции способствует сохранению культуры в условиях, когда социокультурная самоорганизация соотносится с некультурной самоорганизацией. Некультурная самоорганизация способна производить бескультурье и варварство (антикультурные явления, вандализм), проявления зла, лжи и безобразного. Человеку приходится отделять объективные формы культуры от объективных форм бескультурья и варварских, антикультурных явлений вандализма. В этом случае социокультурная самоорганизация становится способом защиты от объективных форм бескультурья и варварских, антикультурных явлений вандализма. Социокультурная самоорганизация представляет из себя процесс становления культуры человека по отношению к природе, обществу и к самому себе. В этом состоит ценностно-смысловая сторона социокультурной самоорганизации человека. Социокультурная самоорганизация предполагает когерентную социокультурную самоорганизацию человека и общества. Данный процесс протекает в условиях хаоса культурных явлений. Оценка культурных традиций осуществляется с точки зрения их жизнетворного влияния наряду с культурными новациями в современных условиях. Культурные традиции ограничивают вариации индивидуальных и социальных трансформаций культуры для обеспечения общекультурных и общечеловеческих интересов.

Существуют различные теоретические подходы в изучении психологического взаимодействия личности и общества: холистический подход и редукционистский подход. Сторонники холистического подхода полагают, что поведение личности подчиняется обществу. Г.Лебон сформулировал закон духовного единства толпы [15]. Считается, что толпа находится под влиянием чувств и грубых ассоциаций идей, не подчиняясь законам логики. Иной точки зрения придерживался Г.Тард. Он писал о необходимости исследования логики социального разума (социальной логики), наряду с исследованием логики индивидуального разума. Им различается статическая социальная логика и динамическая социальная логика, которая опирается на социальную диалектику [21–22]. Социальная диалектика описывает умственную и социальную жизнью. Аналогично тому, как в социальной жизни проявляются противоречия, так они проявляются и в умственной жизни. Таким образом, устанавливается сходство умственной и социальной эволюции. Социальные противоречия рассматриваются также как столкновение социальных суждений, а разрешение социального противоречия, например, посредством военного сражения является также способом социального умозаключения относительно решения логического противоречия. В результате этого в социальной и умственной жизни возникает некоторая гармония, но сами противоречия не исчезают, а перемещаются в другую сферу. Гармонию обеспечивают изобретения, разрешающие возникшие противоречия. В социальной логике он различает законы изобретения и логические законы подражания.

Столкновение противоположных социальных суждений называется логическим поединком, а способ разрешения логического противоречия логическим единением. Логические и нелогические законы изобретения позволяют описать способы разрешения противоречий. Результаты изобретений распространяются в обществе в соответствии с законами подражания. Поэтому борьба сторонников за подражание одному изобретению или группе изобретений может встретить сопротивление со стороны сторонников борьбы за подражание другому изобретению или группе изобретений. В результате этой борьбы утверждается новая система изобретений, идей социальной логики. При этом система социальной логики опирается на систему социальных чувств. В социальной психологии утверждается дуализм, который аналогичен корпускулярно-волновому дуализму в физике. В физическом поле наблюдается распространение волн. Аналогично этому, по мнению Г.Тарда, в обществе действует закон волнообразного распространения изобретений. Различаются социальные волны, чувственные волны и умственные волны. Процесс развития общества рассматривается как распространение волн из различных фокусов. Фокусом распространения волн являются различные изобретения. Движение волны описывается как распространение колебательного процесса в среде до определенных пределов. Движению волны зависит от упругости среды.

В случае распространения социальных, чувственных волн и умственных волн из разных социальных источников допускается возникновение интерференции и рефракции. Различается интерференция — соединения и интерференция — состязания. В интеграционной теории систем явления интерференции описываются посредством принципа суперпозиции. Действие закона подражания способствует формированию сходных суждений в обществе, которые описываются социальной логикой. Интерференция — соединения усиливает роль сходных суждений в обществе. Это связано с тем, что помимо интерференции — соединения существует интерференция — состязания. В результате интерференции — состязания возникают и развиваются противоречия. Движение волны подчиняется действию закона восхождения, распространения и увядания. Таким образом, движение волны описывается как циклический процесс чередования различных фаз в социальном развитии. Противоборство старых и новых изобретений приводит к возникновению хаоса, который затем сменяется новым порядком под воздействием господствующего изобретения. Ритмическое повторение фаз развития цивилизации в возрастающем масштабе приводит к столкновению цивилизаций, к стремлению одних цивилизаций подчинить себе другие цивилизации. Столкновение цивилизаций подрывает их искусственные конструкции и способствует их развитию на природной основе. Успехи цивилизации приводят к формированию однообразия в пространстве и возникновению разнообразных событий во времени. Нивелированию общества препятствует действие закона стремления к разнообразию.

Много внимания уделяется вопросам взаимосвязи различных форм общественного сознания как систем социальной логики. Свои представления о диалектической взаимосвязи различных форм общественного сознания Г.Тард иллюстрирует на нескольких примерах, в том числе на примере искусства и религии. При этом он ссылается на закон трех стадий О.Конта, который допускает смену доминирования одних форм общественного сознания другими формами общественного сознания, а также взаимодействие между ними. Религия рассматривается как узда по отношению к другим формам общественного сознания — науке, философии, праву, морали и искусству. Проводится различие между изящными и неизящными искусствами. Искусство рассматривается как тесно связанное с другими формами общественного сознания. Под влиянием успехов в развитии естественных наук наблюдается натуралистическая тенденция в развитии искусства. Нередко произведения искусства бывают философскими. Искусство тесно связано с моралью и если оно отрывается от морали, то оно действует разлагающим образом на общество. Большое значение в развитии общественного сознания играют средства массовой информации.

Основатель школы «Анналов» Л.Февр выступал за использование положений различных социально-гуманитарных наук для описания исторического развития общества, за междисциплинарный и интегративный подход в исторических исследованиях, которому следовали и другие представители этой школы историков [24]. Он пишет о том, что в психологии много внимания уделяется изучению психологии исторических личностей (руководителей государств, полководцев и т. д.) и недостаточно внимания уделяется изучению коллективной психологии народных масс, т. к. школе «Анналов» ориентировалась на изучение социальной истории социальных групп и классов. Для преодоления этого недостатка в развитии психологии, по его мнению, необходимо соотносить между собой положения психофизиологии и коллективной психологии. Решению данной задачи может помочь изучение психологических типов личности. В осмыслении духовного развития человека и общества предлагается использовать географический подход и исторический подход, т. к. духовная культура людей в прошлые века существенно отличается от духовной культуры в настоящее время, а духовная культура в одной стране может существенно отличаться от духовной культуры в другой стране. Отмечается влияние на психологию людей материальных условий жизни. Сходные материальные условия жизни способствуют нивелированию нравов, а разные условия материальной жизни способны порождать контрасты в психологии людей. Важную роль в духовной жизни общества играет речевое общение и наличие средств общения. Определенный вклад в развитие общения и выражение чувств и мыслей людей вносит искусство и литература. Другой представитель школы «Анналов» М.Блок о влиянии материальных условий на духовную жизнь общества. Он пишет о значении языка науки и культуры в духовном развитии общества, обращая особое внимание на духовное развитие феодализма. На духовное развитие общества существенное влияние оказывает историческое наследие (например, литературные памятники, эпос и т. д.), коллективная память. Духовная культура прошлого отличается от современной духовной культуры. Однако поведение людей не всегда определяется сознательными намерениями и надо учитывать влияние неосознанных мотивов поведения.

В хрестоматии нового обществоведения отмечается вклад современного представителя школы «Анналов» Ф.Броделя [1–2]. Последний также как и его предшественники отмечает значение коллективной психологии (коллективного сознания и коллективного подсознания) и духовной культуры в историческом развитии общества. Он пишет о взаимосвязи исторического развития материальной цивилизации, мир-экономики и капитализма с развитием духовной культуры общества. В его сочинениях в отличие от М.Блока больше внимания уделяется не изучению духовной культуры феодализма, а изучению духовной культуры капитализма. Исторический анализ развития мир-экономики и духовной культуры капитализма в сочинениях Ф.Броделя и М.Блока учитывался при разработке концепции мир-системы в сочинениях И.Валлерстайна [3–4]. Последний учитывал результаты изучения социальной истории при разработке концепции мир-системы. Он также рассматривал социальную историю с точки зрения различных социальных наук. По его мнению, в анализе трансформации феодального общества в буржуазное общество необходимо учитывать не только особенности развития мир-экономики, но и соответствующее развитие геополитики и геокультуры. Развитие мир-системы описывается посредством закономерности циклического социально-экономического развития буржуазного общества, установленной Н. Д. Кондратьевым. В соответствии с этой закономерностью в развитии мир-системы различается повышательная волна и понижательная волна. Он считает, что институционализация геокультуры эпохи модерна произошло под влиянием Великой французской буржуазной революции, которая произошла в конце XVIII века. Таким образом, по его мнению, можно учитывать влияние множества факторов, обуславливающих общественные преобразования. Развитие мир-системы рассматривается как исторический процесс, который приводит к смене одной исторической системы другой исторической системой. Анализ развития мир-системы осуществляется с точки зрения обществоведения. При этом учитывается взаимодействие обществоведения и естествознания.

Считается, что геокультура эпохи модерна была основана в Европе на материалистических и коллективистских посылках, которая способствовала развитию системы образования в интересах развития общественного производства. Колонизация европейскими государствами многих стран мира способствовала формированию евроцентразма в геокультуре. Евроцентризм проявляется также в обществоведении как продукте геокультуры. Идеологической основой геокультуры считается либеральная идеология, которая пропагандировала защиту прав человека и государственный (национальный) суверенитет, а источником государственного (национального) суверенитета признается не правитель (монарх или парламент), а народ страны. Во второй половине XX века под влиянием понижательной волны (стагнации), возникшей в соответствии с закономерностью Н. Д. Кондратьева, консервативные и радикальные (социалистические) социальные силы освободились от давления либеральных сил, которые доминировали с середины XIX века. Началась критика евроцентразма в обществоведении. Негативное воздействие на развитие обществоведения оказывали нерешенные проблемы соотношения между гуманитарными науками и естествознанием. Возникла дискуссия относительно проблемы соотношения идеографической исторической науки и тремя обществоведческими науками: экономикой, политологией и социологией. Для преодоления возникших проблем начался процесс трансформации геокультуры, в том числе такого элемента геокультуры как обществоведение. И.Валлерстайн полагает, что в современном обществоведении можно использовать положения теории сложности (теории самоорганизации) И. Р. Пригожина, который объясняет изменения системы возникновением диссипативных структур в условиях неравновесного состояния системы. Таким образом, по его мнению, можно обеспечить единство философских, естественнонаучных и обществоведческих воззрений. В осмыслении необходимости трансформации геокультуры он обращается к сочинению З.Фрейда «Недовольство культурой», в котором критически оценивается рационализация и предлагается учитывать роль бессознательных психических явлений. Культурологи полагают, что в современной геокультуре наблюдается процесс «разбожествления» мира и преодоление власти языка [14].

В психоанализе З.Фрейда выявляется конфликт сферы «Сверх-Я» и сферы «Оно» в психическом развитии личности под воздействием биологического фактора и социального фактора [26–27]. В сфере «Сверх-Я» фиксируются социальные нормы (моральные нормы, правовые нормы и т. д.), а сфера «Оно» (инстинкты и влечения) находится под воздействием природы человека. В психике человека идет противоборство принципа удовольствия и принципа реальности, которое может протекать в виде развития патологических конфликтов и непатологических, нормальных конфликтов. Человек способен испытывать амбивалентные, т. е. противоречивые чувства по отношению к различным объектам и субъектам. Для разрешения возникающих конфликтов используются различные психические механизмы, например, сублимация, регрессия, перенос и т. д. Сублимация делает возможными высшие формы психической деятельности: научную деятельность, художественную деятельность, идеологическую деятельность. Различается индивидуальное «Сверх-Я» и социальное «Сверх-Я». «Сверх-Я» влияет на формирование культуры человека и общества.

Последователи З.Фрейда стремились усовершенствовать положения психоанализа при описании духовных процессов в связи с развитием личности и общества. Один из сторонников социального психоанализа Э.Фромм пошел по пути исследования положений социальный патологии, о необходимости изучения которой писал З.Фрейд [28–31]. Для определения социальной патологии необходимо было сформулировать определение социального здоровья. Под социальным здоровьем понимается общество, в котором обеспечены все условия для удовлетворения естественных потребностей человека. Естественные потребности человека связаны с действием инстинктов. Действие полового инстинкта и инстинкта смерти проявляется в биофилии и некрофилии. Были разработаны положения патологии нормальности. Под патологией нормальности понимается наличие нездоровых социальных норм, которые не соответствуют естественным человеческим потребностям. Патологии нормальности порождают низкоуровневые социальные неврозы. Под влиянием социальных неврозов наряду с доброкачественной агрессией, например, в целях защиты своих прав, возникает злокачественная агрессия в виде некрофилии. Некрофилия способствовала появлению и распространению фашизма и нацизма. В качестве примера проявления некрофилии рассматривается личность лидера нацистского движения А.Гитлера, который развязал вторую мировую войну. Таким образом, осмысливается взаимосвязь психологических конфликтов с социальными конфликтами.

Э.Фромм пишет, что в условиях распространению фашизма и нацизма в обществе возникает двоемыслие, которое хорошо описано в сочинении Дж.Оруэлла «1984». По его мнению, двоемыслие характеризует состояние общества не только в отдельных странах, а во многих странах мира, в том числе в западных странах, которые считают себя образцом в развитии демократии. О двоемыслии в обществе писал не только Дж.Оруэлл, но пишут многие другие авторы сочинений. Под двоемыслием понимают использование прямо противоположных суждений в сознании человека в зависимости от ситуации. Двоемыслие проявляется в лицемерии, двойных противоречивых посланиях людям, двойной противоречивой этике поведения. В настоящее время описание двоемыслия особенно актуально для понимания сущности международных отношений, когда руководители и журналисты многих западных стран используют двойные стандарты в оценке различных событий в мире. Разработкой положений социального психоанализа занимался также Г.Маркузе [16–18]. Положения социального психоанализа используются в его концепции технологического развития общества. Процесс развития общества рассматривается как результат действия полового инстинкта и инстинкта смерти, которые руководствуются принципом удовольствия, но их действие ограничивается противодействием принципа реальности. Под влиянием принципа реальности формируется сознание человека и общества. В развитии общества различаются три этапа: дотехнологический этап, технологический этап и посттехнологический этап. В технологическом обществе возникает технологический человек, который подчиняется технологической реальности и технологической рациональности. Господствующий технический аппарат общества воспроизводит ложное сознание людей. Человеку приходится постоянно вести борьбу за истину. Ложное сознание людей препятствует переходу общества с технологического этапа и посттехнологический этап развития. Для этого требуется социальная революция.

Формирование культуры людей в значительной мере находится под воздействием образовательных учреждений. В образовательных учреждениях формируется духовная культура, культура общения и физическая культура людей. Образовательный процесс описывается в педагогике и психологии. Образовательный процесс должен обеспечивать определенный социальный и психологический эффект в развитии учащихся. При этом учитываются их индивидуальные психологические особенности. Учащиеся в процессе образовательном учреждении действуют в рамках определенного социального поля и психологического поля. Он подвержен в образовательной среде психологическому заражению и подражанию. Педагогическая праксеология рассматривается как общая теория педагогической деятельности. Она выполняет функцию знакомства людей с культурным наследием прошлого, культурными традициями страны и региона, развития культурному коммуникации. К педагогу предъявляется требование обеспечения знакомства с предметами материальной культуры, развития культуры самовыражения учащихся, культурной совместимости действий учащихся, развития их способности к общению с представителями других культур, демонстрации личной культуры поведения для того, чтобы учащиеся могли учиться на его примере. При изложении положений педагогической праксеологии учитываются выводы из обзора развития праксеологии в сочинении Т.Котарбинского.

Описание синергетического подхода в педагогической праксеологии содержится в сочинениях Горчаковой-Сибирской М. П., И. А. Колесниковой, Е. В. Титовой [11–12]. В их педагогической праксеологии описываются различные этапы образовательной деятельности от планирования и проектирования до нормирования этой деятельности и анализа результатов этой деятельности. По их мнению, формирование культуры людей в образовательном учреждении связано с состоянием культуры в окружающей среде. Таким образом, в педагогической праксеологии учитывается влияние средовой парадигмы с точки зрения влияния на образовательный процесс совокупного субъекта. Рассматриваются следующие виды совокупных субъектов: групповой субъект, коллективный субъект, корпоративный субъект, интегративный субъект и сетевой субъект. Во взаимоотношениях совокупного субъекта обнаруживаются проявления позитивной кооперации и негативной кооперации. Праксеологические положения формулируются в соответствии с природой совокупного субъекта. Синергетический поход в педагогической праксеологии позволяет организовать образовательный процесс в условиях проявления определенной меры хаоса в действиях людей. Синергетический поход опирается на положения теории самоорганизации, которая проявляется в условиях хаоса. Успешной организации образовательного процесса способствует развитие навыков самоорганизации преподавателя и учеников. В педагогической праксеологии свобода действий рассматривается как мера возможной активности, которая способна обеспечить резонанс действий и чувств участников образовательного процесса. Отмечается важная роль в образовательном процессе праксеологических норм: закономерностей, законов, принципов, правил; идеалов, стандартов, целей; подходов, стратегии, тактики; планов, программ, проектов; методов, методик, технологий; алгоритмов, инструкций. С праксеологической точки зрения педагогические задачи подразделяются на типовые и творческие (импровизационные). Особое внимание уделяется изучению мысленной, когнитивной активности участников образовательного процесса.

Рассматривается использование в образовательном процессе следующих технологий: технологии воспитания, технологии обучения, технологии управления, информационных технологий, коммуникативных технологий, социальных технологий, инновационных технологий, интерактивных технологий. Особое внимание уделяется изучению влияния информационных технологий на образовательный процесс в современных условиях. Сетевое обучение с использованием информационно-коммуникативных технологий является новым способом дистанционного взаимодействия между учеником и преподавателем. Освоение учащимися интернет-технологиями приводит к существенному влиянию сетевого сообщества на образовательный процесс. Важным видом практической образовательной деятельности является образовательный эксперимент, который стал активно использоваться начиная с XX и XXI столетий. Развитию экспериментальной педагогики способствовала деятельность педагога и сторонника философии прагматизма Дж.Дьюи. В условиях вероятностного характера образовательного процесса любой образовательный проект или образовательный эксперимент сопряжен с определенной долей риска.

Заключение

В результате философского анализа естествознания, технознания и обществознания (обществоведения) можно сделать следующие выводы: Во-первых, следует отметить важное значение взаимодействия естествознания, технознания и обществознания (обществоведения) в процессе развития системы научного знания; во-вторых, для осмысления взаимодействия естествознания, технознания и обществознания (обществоведения) используются представления о формах движения материи; в-третьих, соотношение различных естественных наук рассматривается с точки зрения различных уровней организации материи; в-четвертых, положения технознания способствуют осмыслению взаимосвязи естествознания и обществознания; в-пятых, развитие обществознания (обществоведения) опирается на положения социальной теории; в-шестых, для систематики положений социально-гуманитарных наук в обществознании (обществоведении) можно опираться на достижения философии и социологии, которые способны выполнять интегративную функцию; в-седьмых, необходимо учитывать важную роль экономической подсистемы в функционировании и развитии общества и ее влияние на различные сферы общественной жизни; в-восьмых, анализ функционирования и развития политической подсистемы общества показывает ее взаимосвязь с экономической подсистемой общества и духовной сферой жизни общества; в-девятых, в развитии духовной культуры общества важную роль играет система образования, наука и искусство. Предыдущие главы очерка дисциплины «Окружающий мир» были опубликованы в номерах 31 (321) — 36 (326) журнала «Молодой ученый» в 2020 году.

Литература:

  1. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. — М.: Весь мир, 2008.
  2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV- XVIII века. В 3 т. — М.: Весь мир, 2006–2007.
  3. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. — М.: Логос, 2004.
  4. Валлерстайн И. Мир-система Модерна. В 4 т. — М.: Русский фон содействия образованию и науке, 2015–2016.
  5. Донникова И. А. Традиции и новаторство в контексте социокультурной самоорганизации // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (63). 2011. № 3–4. С. 250–256.
  6. Жуков В. Ю. Основы теории культуры: Учебное пособие для студентов вузов. — СПб.: СПбГАСУ, 2004.
  7. Каган М. С. Философия культуры: Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2018.
  8. Каган М. С. Избранные труды в VII томах. Том III. Труды по проблемам теории культуры. — СПб.: Петрополис, 2007.
  9. Каган М. С. Морфология искусств: Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт, 2019.
  10. Князева Е. Н. Творческое мышление: натуралистическое видение / Творчество: эпистемологический анализ. — М.: ИФ РАН, 2011.
  11. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2005.
  12. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Академия, 2005.
  13. Коняхина И. В. Проблемы теории культуры. Курс лекций. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998.
  14. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г. В. Драча. — М.: Альфа-М, 2003.
  15. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб.: Макет, 1995.
  16. Маркузе Г. Одномерный человек. — М.: REFL-book, 1994.
  17. Маркузе Г. Критическая теория общества. Избранные работы по философии и социальной критике. — М.: АСТ, 2011.
  18. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. — К.: ИСА, 1995.
  19. Недович Д. С. Задачи искусствоведения: Вопросы теории пространственных искусств. — М.: ГАХН, 1927.
  20. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — М.: Республика, 1998.
  21. Тард Г. Законы подражания. — М.: Академический проект, 2011.
  22. Тард Г. Социальная логика. — СПб.: СПЦ, 1996.
  23. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. — М.: Айрис-пресс, 2004.
  24. Февр Л. Бои за историю. — М.: Наука, 1991.
  25. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской. — СПб.: Лань, 1998.
  26. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М.: Ренессанс, 1991.
  27. Фрейд З. Психоаналитические этюды. — Мн.: Беларусь, 1991.
  28. Фромм Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992.
  29. Фромм Э. Здоровое общество. Искусство любить. Душа человека. — М.: АСТ, 2007.
  30. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: АСТ-ЛТД, 1998.
  31. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: республика, 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, социокультурная самоорганизация, духовная культура, искусство, общественное сознание, общество, социальная логика, ценность, движение волны, развитие.


Похожие статьи

Основные аспекты формирования социокультурной среды...

Будущий специалист формируется, не столько потребляя ценности культуры, сколько обучаясь умению и способности транслировать эти ценности в будущей работе.

В качестве основных задач процесса формирования социокультурной среды университета рассмотрим следующие

Похожие статьи

Основные аспекты формирования социокультурной среды...

Будущий специалист формируется, не столько потребляя ценности культуры, сколько обучаясь умению и способности транслировать эти ценности в будущей работе.

В качестве основных задач процесса формирования социокультурной среды университета рассмотрим следующие

Задать вопрос