Особенности дистанционного обучения школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (323) август 2020 г.

Дата публикации: 16.08.2020

Статья просмотрена: 418 раз

Библиографическое описание:

Марчук, Н. А. Особенности дистанционного обучения школьников / Н. А. Марчук, Н. К. Гульманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 123-126. — URL: https://moluch.ru/archive/323/73125/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье авторы пытаются определить каналы связи творчества детских писателей и окружающей реальности.

Ключевые слова: дистанционное обучение, обратная связь, качество контроля уровня полученных знаний, мотивации.

Ограничительные меры и самоизоляция, связанные с распространением пандемии коронавируса, сделали переход на дистанционное обучение школьников вынужденной реальностью. К переходу к онлайн-обучению не были готовы ни учительское сообщество, ни школьник, ни, тем более, их родители. Возникает много проблем и вопросов, решения и ответы на которые педагогам приходиться находить непосредственно в процессе работы. Из собственного, пока небольшого, опыта работы, по результатам опросов и анкетирования коллег и проведения онлайн-семинаров удалось выявить основные трудности, с которыми сталкиваются педагоги школ при организации процесса дистанционного обучения. Вот краткий перечень основных проблем, с которыми сталкиваются школьные учителя при дистанционном обучении:

  1. слабая обратная связь между учителем и учащимся;
  2. низкое качество контроля уровня полученных знаний;
  3. отсутствие мотивации к обучению у учащихся (поддерживать высокий темп обучения, без постоянного контроля со стороны учителя, удается далеко не всем учащимся);
  4. недостаток практических знаний;
  5. невозможность в достаточной мере развивать коммуникативные навыки учащихся:
  6. низкая компьютерная грамотность, как некоторых учащихся так, к сожалению, и отдельных учителей;
  7. плохая техническая оснащенность и низкая скорость интернета.

В свою очередь учащиеся отмечают в анкетах «недостаток общения», «нет возможности для консультации обратиться лично к учителю», «целый день вынужден неподвижно сидеть у монитора», «не могу правильно организовать свое время для выполнения домашних заданий» и еще ряд других затруднений, возникающих в ходе «удаленного» обучения.

Чтобы сделать процесс дистанционного обучения максимально эффективным учителю необходимо использовать активные методы обучения и разнообразные электронные ресурсы. К основным методам и средствам дистанционного обучения относятся следующие [1]: электронные книги и учебные пособия; компьютерные программы в обычном варианте и с удаленным доступом; обучающие видеоматериалы и аудиозаписи; удаленное взаимодействие с учителем посредством сообщений или в режиме реального времени (посредством Skype, видеоконференций, обучающих платформ или другими способами); виртуальные лабораторные работы; тренажеры с удаленным доступом; тестирование знаний с удаленным доступом.

Особо хочется выделить роль учителя в процессе дистанционного обучения. Учитель должен во время групповых или индивидуальных занятий и консультаций отвечать на вопросы учащихся, выявлять степень усвоения изучаемого материала и уровень полученных знаний. На основании этого педагог должен планировать и корректировать дальнейший учебный процесс. При планировании дистанционных уроков учителю необходимо тщательно продумать формы взаимодействия между учащимися, вопросы для проверки изучаемого материала, темы для обсуждения, так как в процессе дискуссий учащиеся могут более полно осмыслить пройденный материал. Педагогическая практика показывает, что полное отчуждение обучаемого от преподавателя значительно снижает познавательную активность и негативно влияет на результат учебно-воспитательного процесса [2,3]. Многие учащиеся испытывают затруднения при дистанционном обучении, так как данная форма обучения требует высокой мотивации, умения планировать и организовывать свою учебную деятельность, самостоятельном работать с источниками информации, анализировать достигнутые результаты [4]. Все данные факты говорят о низкой эффективности дистанционного обучения без участия преподавателя и его непосредственного контроля за процессом обучения, т.е. без общения обучающегося с преподавателем в режиме реального времени.

Особенно остро стоят проблемы организации дистанционного обучения школьников среднего звена, так как учащиеся младших классов обычно находятся под пристальным контролем родителей, а старшие школьники уже имеют более высокую мотивацию, лучше организованы и т. п. Какие приемы и методы должны быть в арсенале учителя, чтобы сделать уроки нестандартными, заинтересовать ребенка, повысить его мотивацию к обучению? Одним из таких приемов при изучении математики является регулярное включение в дистанционные уроки практико-ориентированных, прикладных и исследовательских задач, задач на построение. В урочную практику при дистанционном обучении должны включаться такие формы работы как выполнение заданий, требующих интерпретации полученных решений и отбора ответов, задачи с «парадоксальными условиями», «провокационные», в которых специально допущена ошибка. Задачи на умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в графической форме, нестандартные задачи (с моделью некоторой реальной ситуации, которая может содержать данные, не являющиеся необходимыми для решения поставленной проблемы) вовлекают учащихся в процесс обсуждения, побуждают анализировать, сравнивать, делать необходимые выводы. Данные типы задач можно включать в самостоятельные и практические работы, работы формативного оценивания. Приведем несколько конкретных примеров данных типов задач.

Задачи, которые целесообразно использовать на дистанционных уроках при изучении квадратичной функции:

1. Прибыль P (в миллионах тенге), которую компания получает от продажи продукта, задается формулой Р(х)=40х-5х 2– 35, где x — цена продажи (в сотнях тенге).

(a) Заполните таблицу:

x

1

2

3

4

5

6

7

P

25

45

0

(b) Постройте график функции Р ( х ), отмечая точки, соответствующие значениям .

(c) Компания хочет получить прибыль, по меньшей мере, 30 миллионов тенге.

Используя свой график, определите максимальную цену продажи этого продукта.

2. Дальнобойщику нужно проехать через туннель параболической формы. Единицы измерения — метры. Высота грузовика 7 м, ширина 4 м.

А) Найдите квадратичную функцию, которая задает форму туннеля.

Б) Определите, сможет ли грузовик проехать через туннель? Обоснуйте ответ.

Задачи практического содержания, которые эффективно применять при изучении тем: «Прямоугольный треугольник»; «Решение треугольников».

3. Под каким углом должен лететь мяч, чтобы с расстояния 25 м футболист забил угол в ворота высотой 2,4 м?

Использование данного контента задач на уроках позволяет продвинуться сразу в решении нескольких актуальных проблем дистанционного обучения, а именно: вовлечь в процесс диалога учащихся, повысить их интерес и мотивацию к изучению предмета, способствовать развитию практических и коммуникативных навыков, а также развитию их функциональной грамотности и их критического мышления.

Можно долго рассуждать и спорить о преимуществах и недостатках дистанционной формы обучения. Однако, на данном этапе применения дистанционных технологий, нашей главной задачей является организация учебного процесс таким образом, чтобы новые формы обучения давали максимальный по степени качества результат.

Литература:

  1. Школьные страницы. Облегчение школьной жизни. Методы и средства дистанционного обучения. URL: http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Kurgina/link5.htm
  2. Хузиахметов А. Н., Насибуллов Р. Р. Учебная деятельность студента ВУЗа на этапе перехода к дистанционному образованию // Образование и саморазвитие. 2012. Т. 1. № 29. С. 44–50.
  3. Марчук Н. Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 78–85.
  4. Кочетова Ю. Ю. Особенности применения тьюторского сопровождения в дистанционном образовании // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 1 (33). С. 116–118.
  5. Кузнецова О. В. Дистанционное обучение: за и против // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 8–2. — С. 362–364; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7101 (дата обращения: 11.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, учащийся, высокая мотивация, задача, качество контроля уровня, квадратичная функция, реальное время, тип задач, урок, форма обучения.


Ключевые слова

дистанционное обучение, обратная связь, качество контроля уровня полученных знаний, мотивации

Похожие статьи

Задать вопрос