Архитектурное образование: от традиции к технологии и обратно | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №32 (322) август 2020 г.

Дата публикации: 06.08.2020

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Оболенская, Н. И. Архитектурное образование: от традиции к технологии и обратно / Н. И. Оболенская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/322/73041/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассмотрены традиции и технологии в архитектурном образовании как взаимосвязанные элементы.

Ключевые слова: традиция, технология, мышление, осознание, архитектурное образование.

В современном мире, высоких скоростей и постоянного обновления данных, традиции отходят далеко назад, часто обесцениваются и повсеместно заменяются технологиями. Может ли архитектурное образование, с его традиционным методом перенимания мастерства перейти к новым технологичным методам обучения? Возможно ли обучать творчеству дистанционно, по определенной технологии? Разбираясь в вопросе, сначала обратимся к значению слов. Традиция от лат traditio- сложившаяся анонимно и стихийно система норм, представлений, правил и образцов, которой руководствуется в своём поведении довольно обширная и стабильная группа людей. Традиции передаются из поколения в поколение и выступают одним из регуляторов общественных отношений [1]. Так, например, традиционным в архитектурном образовании можно назвать подход к рисунку: на вступительных экзаменах и на подготовке к ним уже много лет подряд предлагается нарисовать голову, как правило, какого-либо мыслителя, воина или героя древнегреческих мифов. Для чего именно будущему архитектору так важно передать портретное сходство, разобраться в строении черепа и пропорциях лица — отдельно не поясняется: «Мол, это традиция, сама собой разумеющаяся ситуация. Рисуй и не спрашивай! В процессе сам все поймёшь, может быть»... Такой подход как бы исключает здравый смысл и осознание того «ЧТО я делаю и ЗАЧЕМ». Допустим, следуя традиции, я беру карандаш и начинаю рисовать головы, одну за другой, потом перехожу к эскизам, потом к черчению, что-то получается лучше, что-то — хуже, но я не подвергаю сомнению необходимость делать то, что я делаю. Не осмысляя, я просто иду и делаю то, что делали мои предшественники. Получается, что в этом случае, нет конкретной личной цели, есть процесс и в лучшем случае цель формальная — закончить образование, получить диплом. Но понимания «зачем», того «рацио» которое свойственно человеку разумному — нет. Отсюда можно сделать вывод, что одной из главных ценностей традиции, основанной на многовековом культурном опыте больших групп людей, является ее неосознанность, ещё непознанная глубина, та, тайна, которая всегда будет привлекать пытливые умы.

Недостатком же является медленная скорость во времени, некий растянутый процесс, обусловленный также отсутствием осмысления и конкретной цели.

Так, например, последовательно овладевая мастерством линии и пятна, техникой штриха, анализом формы и лепкой ее на листе будущего архитектора подводят к изучению конструкций и эскизированию зданий, не создавая при этом осмысленной связи между рисунком головы человека, его фигуры и архитектурными формами. Считается, что студент интуитивно уловит, что здания в окружении людей выглядят более живыми и привлекательными, а линия горизонта, проходящая по линии глаз всех людей на эскизе, делает «посадку» людей любого масштаба более легкой и создаёт необходимую глубину. Первое выглядит вполне правдоподобно, а вот во втором случае, с линией горизонта, это интуитивное озарение наряд ли случится! Для этого необходимо более глубокое проникновение в суть объекта, его анализ и улавливание закономерностей [2, c 13]. Надо признать, что в эпоху современных скоростей такое глубокое проникновение и анализ доступно не каждому и уж тем более не во всякой области. Кроме того, оно, как будто и не нужно, в эпоху роботов и технологий.

А что есть, по сути, технология? Технология есть совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий [1]. Очевидно, что технология растёт из осмысления и рационализации процессов. И кроме того, в отличии от традиции гарантирует некий определенный результат, продукт, полученный в определенный промежуток времени. В этом смысле технология более ориентирована на запросы и ценности современного общества, с его скоростями и изменениями. Так, например, изучая мастерство рисунка, традиционно считается, что после окончания вуза, архитектор умеет рисовать вообще; обладает навыками эскизирования зданий и может изъясняться на языке графики. Однако, устраиваясь в архитектурную мастерскую после вуза, условный выпускник сталкивается с вполне определенным, иногда весьма узким функционалом, как, например, выполнение рабочих чертежей и понимает, что вся широта его взглядов теперь сосредоточена на плане первого этажа условной гостиницы «Берёзовая». Фрустрация неминуема.

Что же будет, если тот же выпускник получит на ряду с традиционными знаниями, ещё и некоторые технологии? И/Или навыки формирования технологий? Так, например, известный художник Джеймс Ричардс в своей книге «уличный скетчинг» даёт технологию зарисовки уличных пейзажей, осмысляя свой творческий опыт и заряжая своих последователей энергией быстрых зарисовок с натуры.

Используя технологию Ричардса, можно пополнить багаж своих знаний в рисунке, дополнить портфолио, а также понять ход его мысли. Именно так технология становится неким мостом между умами индивидуумов, рождая новый опыт и, возможно, даже новый вид коммуникации. Так, например, соединяясь в творческий союз традиционный мастер и ученик цифровой эпохи могут создать технологию — некий уникальный продукт, сжатый переработанный опыт. И ценным здесь можно считать и конечный продукт, и процесс его создания.

Однако чистая технология, с ее алгоритмами какими бы они не были, теряет без традиции тот вкус тайны и познания недостижимого, какой завуалировано присутствует в традиции с ее многовековой историей. Юхаани Палласмаа в своей книге «мыслящая рука» говорит о важности связи между глазом, рукой и мозгом: по мере повышения мастерства зрительное восприятие, физическое действие и мысль теряют свою независимость и образуют единую психоэмоциональную цепь, контролируемую подсознанием. Работа и мастер будто обмениваются идеями и следуют друг за другом. Он так же говорит важности осязания как основы чувственного восприятия, на которой стоит мышление художника. [3, c. 86]

Таким образом, с помощью технологии возможно оцифровать некоторую часть традиции, подчиняя ее рациональному осмыслению, передавая и сохраняя ее в современном облачном формате. Формируя таким образом некоторые новые традиции. Однако необходимо отдавать себе отчёт, что целиком традицию оцифровать невозможно, а только небольшую ее часть. Поэтому такой подход есть и остаётся фрагментарным. Тем не менее, при условии определенного знания и опыта (принадлежности к традиции), и в небольшом фрагменте можно увидеть целое.

Литература:

  1. Википедия, свободная энциклопедия. [электронный ресурс] URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/этимология
  2. Ричард, Д. Уличный скетчинг / Д. Ричардс; пер. с англ. М. А. Бабус. — Минск: Попурри, 2016. — 264 с.: ил.
  3. Юхани Палласмаа. Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия / пер. с англ. М. Химанен, ред. Н. Карпинская, изд. Классика XXI, 2013 г. — 176 с
Основные термины (генерируются автоматически): архитектурное образование, традиция, будущий архитектор, глубокое проникновение, линия горизонта.


Похожие статьи

Задать вопрос