Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Критический реализм в Германии на примере творчества Теодора Фонтане

Филология, лингвистика
31.07.2020
603
Поделиться
Библиографическое описание
Евграфова, Е. А. Критический реализм в Германии на примере творчества Теодора Фонтане / Е. А. Евграфова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72947/.


В статье автор рассматривает становление критического реализма в Германии и обращается к творчеству Теодора Фонтане, которое является важной частью немецкой национальной культуры.

Ключевые слова: буржуазное общество, немецкий писатель, критический реализм, немецкий реализм, общеевропейское значение.

Творчество Теодора Фонтане, выдающегося немецкого писателя конца XIX в., явилось важной ступенью в развитии критического реализма Германии.

Под реализмом понимают художественный метод, согласно которому задача литературы состоит в изображении жизни такой, какая она есть, в образах, соответствующих явлениям самой жизни, создаваемых посредством приемов типизации действительности. Утверждая значение литературы как важнейшего средства познания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к раскрытию жизненных явлений, к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями, признает право автора освещать все стороны жизни без ограничения тем и сюжетов. Реализм показывает взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на судьбы отдельных людей, общественных групп и влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей, активную преобразующую роль человека. В центре внимания реализма находятся действующие в жизни закономерности, что позволяет ему с наибольшей полнотой отбирать объективно присущие ей черты. Для реализма характерно стремление рассматривать действительность в развитии, изображать не только устоявшиеся формы быта и общественных отношений, но и способность обнаружить и запечатлеть в образах возникновение новых форм жизни и социальных отношений.

Вопрос о времени возникновения и этапах становления реализма является одним из наиболее спорных. Некоторые исследователи полагают, что реалистические установки или реалистические принципы изображения возникают в древние времена и затем проходят ряд исторических этапов («античный реализм», «реализм Возрождения», «просветительский реализм», реализм XIX в., «социалистический реализм») [4, c.311]; другие начинают с эпохи Возрождения; третьи ведут его от XVIII в., когда сформировался жанр семейно-бытового и социально-бытового романа [3, c. 205].

Широко распространено мнение, что реализм как направление сформировался в 30-е гг. XIX в., когда в европейской литературе принцип жизненно-правдивого изображения мира утверждается с наибольшей полнотой, в наиболее развитых формах.

Весь европейский реализм XIX в. принято называть критическим, поскольку он показывает несоответствие общественного строя личности героя. В Германии одним из ярких представителей критического реализма является Теодор Фонтане.

Творческий путь Теодора Фонтане — «явление поистине уникальное в истории не только немецкой, но и мировой литературы» [2, c. 4]. Свою творческую деятельность Фонтане начинает в 30-е годы XIX в. Опубликовав множество статей, рецензий, книг, очерков, баллад, эпопею из времен наполеоновских войн «Перед бурей», только лишь в 80-е годы Теодор Фонтане обращается к жанру романа. Менее чем за два десятилетия им было создано семнадцать произведений, которые принесли ему всемирную известность. Его социально- психологические романы и повести 80–90-х годов XIX в. «Грешница», «Пути-перепутья», «Стина», «Госпожа Женни Трайбель», «Поггенпулы» и «Эффи Брист» придали немецкому реализму общеевропейское значение. Именно эти произведения составляют основную, наиболее значимую в идейно- художественном отношении часть творческого наследия Теодора Фонтане. Его проза погружает читателя в жизнь Берлина и Пруссии 70–90-х годов. Изображая представителей различных сословий и социальных групп, писатель создает целую галерею человеческих типов и характеров. Коренная проблема всего реализма XIX в. — несовместимость истинно человеческого и гуманного с буржуазным миропорядком, конфликт человека и буржуазного общества- все более выступала на первый план и в зрелом творчестве проявилась особенно ярко в «берлинском цикле романов» [1, с.3].

По мнению Е. М. Волкова, «симпатии Фонтане к «четвертому сословию», т. е. к трудящимся, несомненны» [2, с.6]. Демократизм творчества Теодора Фонтане заключается в том, что его герои из народа по своим нравственным качествам превосходят по своим нравственным качествам представителей состоятельных классов. Это обстоятельство обеспечило долгую жизнь его социально-психологических романов, уже в конце XIX — начале XX века переведенных на многие европейские языки и не потерявших своего значения до наших дней.

В Германии творчество Фонтане получило всенародное признание. Его творчество, исполненное глубокого гуманизма, является и сегодня важной частью немецкой национальной культуры.

Вершину творчества Теодора Фонтане многие литературоведы видят в романе «Эффи Брист». В данном произведении автор пытается раскрыть трагизм повседневного бытия женщины в буржуазном обществе. В основу сюжета положена история жизни юной Эффи Брист, выросшей в атмосфере дружбы и любви, находящейся во власти радужных надежд молодости и выданной замуж за человека более чем вдвое старше ее, за человека принципов и твердых правил, ландрата Геерта фон Инштеттена. Этот человек даже не пытается найти дорогу к сокровенным мыслям Эффи, постигнуть ее духовный мир. Такой резкий контраст, различия темпераментов героев становится основной причиной драмы Эффи, крушения ее брака. «Трагическая история молодой женщины, загубленной ханжеской моралью буржуазно-дворянского общества, выступает у Фонтане как символ несостоятельности всего этого общества, его законов и приобретает особо актуальный общественный смысл в связи с углублением противоречий в Германии конца века» [1, с.18]. Через жизненный путь Эффи Брист, через раскрытие ее души Теодор Фонтане выразил историческое содержание своего времени, социальную действительность второй половины XIX., когда остро в странах Европы встал вопрос о разоблачении фальшивых ценностей, почитаемых обществом, где видимость господствует над сущностью и определяет ее мораль.

Большой интерес представляет история создания романа.

Известно, что около 1880 года в салоне фрау Эммы Лессинг, владелицы «Vossische Zeitung», Теодор Фонтане познакомился с супружеской четой фон Арденне. Это было мимолетное знакомство. Позже, в 1889 г. в доме Эммы Лессинг Фонтане поинтересовался о судьбе барона фон Арденне и услышал историю, которая некоторое время спустя легла в основу сюжета его будущего романа.

Процесс работы над романом был довольно длительным: рассказ Эммы Лессинг относится к 1889 году, а завершена «Эффи Брист» была к осени 1894 года, журнальная же публикация романа датируется мартом 1895 года.

Произведения немецкого писателя-гуманиста Теодора Фонтане довольно широко известны в нашей стране. Впервые на русском языке «Эффи Брист» появилась в 1897 году. В 1899 году русские читатели познакомились с романом «Госпожа Женни Трайбель», а в 1891 году в свет вышел однотомник, в который включены «Шах фон Вутенов», «Пути-перепутья» и «Госпожа Женни Трайбель».

Творчество Теодора Фонтане, выдающегося немецкого писателя конца XIX в., явилось важной ступенью в развитии критического реализма Германии. Время его творчества — это время утверждения в литературе принципа самостоятельности характера в отношении среды.

Его социально- психологические романы и повести 80–90-х годов XIXв. «Грешница», «Пути-перепутья», «Стина», «Госпожа Женни Трайбель», «Поггенпулы» и «Эффи Брист» придали немецкому реализму общеевропейское значение. Именно эти произведения составляют основную, наиболее значимую часть творческого наследия Теодора Фонтане.

Литература:

  1. Авагян Т. И. Особенности творческого метода Т. Фонтане в романах 90-х. гг. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1976.
  2. Волков Е. М. Роман Т. Фонтане «Эффи Брист». М., 1979.
  3. Краткая литературная энциклопедия. Том 6. М., 1976.
  4. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1985.
  5. Фонтане Т. Эффи Брист. М., 1982.
  6. Fontane T. Effi Briest. Frankfurt am Main, 1976.
  7. Scholz H. Theodor Fontane. München, 1978.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
буржуазное общество
немецкий писатель
критический реализм
немецкий реализм
общеевропейское значение
Молодой учёный №31 (321) июль 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 153-155):
Часть 2 (стр. 87-171)
Расположение в файле:
стр. 87стр. 153-155стр. 171

Молодой учёный