Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.

Дата публикации: 24.07.2020

Статья просмотрена: 2615 раз

Библиографическое описание:

Клычлиева, Ю. Ч. Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права / Ю. Ч. Клычлиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72813/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье автор анализирует актуальные проблемы уголовно-исполнительного права.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное право, актуальные проблемы, российское право, уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, пенитенциарные учреждения, пенитенциарная система, Федеральная служба исполнения наказания, реформирование, развитие общества, повышенная криминализация мест отбывания наказания, защита прав и свобод осужденных, адаптация, реабилитация.

Уголовно-исполнительное право является одной из отраслей российского права, которое нуждается в постоянном реформировании и развитии, поскольку от правового состояния данной отрасли зависит криминальная обстановка в стране, развитие общества в целом, а также многие социальные и юридические аспекты, имеющие важнейшее значение для всего государственного аппарата и общества в целом. Уголовно-исполнительное право в соответствии с нормами ст.1 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ [1] преследует цели исправления осужденных и предупреждения совершения преступлений как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного права, в то же самое время, является оказание помощи осужденным в социальной адаптации, защита прав и свобод осужденных, определение средств исправления осужденных. Высокий уровень рецидивной преступности в российской уголовно-исполнительной системе, низкая эффективность исправительных учреждений и большие проблемы в социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших наказание в российских пенитенциарных учреждениях прямо указывают на наличие серьезнейших проблем в российском уголовно-исполнительном праве, системе исполнения уголовных наказаний и всей пенитенциарной системе в целом. Низкую эффективность уголовно-исполнительной политики государства подтверждает официальная статистика МВД РФ за январь-декабрь 2018г. Согласно приведенным данным почти каждое второе преступление (58,3 %) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления [5].

Многими авторами и исследователями отмечается, что Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН) давно утратила свои функции и перестала соответствовать своей цели и прямому назначению. Как отмечает в своем докладе В. Л. Торопов, рецидивная преступность в России — это следствие некомпетентности и непрофессионализма сотрудников ФСИН и бесполезности пенитенциарной системы в целом. Российские тюрьмы, как констатирует автор, стали «школой, выпускающих рецидивистов» [3].

Более того, начинают появляться предложения по немедленному реформированию пенитенциарной системы и превращения ее из милитаризованной военной системы в полугражданскую структуру. Так, экспертами Общероссийского гражданского форума в 2019г. были предложены радикальные изменения в концепцию уголовно-исполнительной системы, согласно которым все, кроме охраны в исправительных учреждениях должны осуществлять гражданские специалисты. Кроме того, заключенным предлагается разрешить пользоваться сотовой связью и доступом в Интернет, что вполне успешно применяется во многих странах Европы [4].

Основной проблемой является повышенная криминализация мест отбывания наказания и наличие некоей преступной профессиональной среды, которая способствует специфическим ментальным и психологическим установкам, которые существуют в пенитенциарной системе России в качестве системы главенствующих принципов и общественно-идеологических установок. Речь идет о том, что определенная категория осужденных, которая относится к так называемой «отрицательной части» осужденных культивирует и воспроизводит криминальные социальные поведенческие установки, которые можно охарактеризовать общим понятием «воровской блатной идеологии». Именно наличие такой идеологии не позволяет тем лицам, которые впервые совершили преступление, исправляться и приобретать в местах лишения свободы новые знания, умения и навыки, исправляться трудом, а также участвовать в общественно полезной деятельности осужденных.

При этом особая общественная опасность этой идеологии заключается в том, что она действует не только в мире профессиональных преступников и рецидивистов, принадлежащих к отрицательно настроенной части осужденных, но она распространяется далеко за пределы исправительных учреждений, растлевает самих сотрудников УИС, формируя у них моральные и поведенческие качества, аналогичные качествам отрицательно настроенных осужденных. Общеизвестен феномен «АУЕ» — молодежной субкультуры, почитающей воровскую идеологию и поведенческие стереотипы отрицательно настроенной части осужденных. Эта субкультура «выросла» именно из воровской блатной идеологии и распространила свое влияние на наименее психологически и социально защищенную прослойку общества — подростков и детей, влияние социума и общества на которых минимально.

Одной из серьезнейших проблем уголовно-исполнительной системы (УИС) является то, что она при отбывании наказания не делает вообще никаких принципиальных различий между осужденными, совершившими преступления, равняя их всех только по признаку тяжести совершенного преступления и совершенно не учитывая личностные характеристики осужденного, его психологические установки, отношение к содеянному, а также отношение к идеологии профессиональных преступников и рецидивистов. Именно этот недостаток приводит к тому, что зачастую в одном помещении, в одном и том же исправительном учреждении оказываются профессиональные преступники — «блатные» и отрицательно настроенные осужденные и так называемые «случайные преступники», к которым можно относить тех, кто совершил преступление не только впервые, но также и в том случае, если его нельзя отнести к последователям и приверженцам идеологии «блатных» и профессиональных преступников и воров. Если следовать такому подходу, то даже рецидивист, если он негативно настроен по отношению к воровской блатной идеологии, имеет шанс быть признанным «случайным преступником», как бы парадоксально это не звучало.

Парадокс поставленной проблемы заключается в том, что на серьезном научном уровне она даже не обсуждается, хотя воровская и блатная идеология, блатное «миропонимание» как взгляд на жизненный уклад со стороны профессиональных преступников, для которых преступление не есть случайность, но есть целенаправленный способ получения средств к существования, принцип жизни и является не эпизодически совершенным, но представляет собой систематическую деятельность как образ жизни и склад мыслей, пронизала собой все слои жизни, начиная от пенитенциарной системы, заканчивая общероссийским телевидением, героизирующим «воров в законе», профессиональных преступников и рассуждающим в категориях «блатных» и воров. Все как бы игнорируют эту проблему, не уделяя ей должного внимания, и на серьезном научном уровне она была изучена лишь В. Шаламовым в его «Колымских рассказах» [6]. Современный подход к этому вопросу не включает в себя изучение такого образа жизни, жизненного уклада и всей системы соответствующих воровских ценностей, но допускает лишь упоминание «блатной романтики», которая, по мнению некоторых исследователей, препятствует исправлению осужденных и приводит к совершению преступлений ранее не совершавшими преступлений лицами. Подобный подход следует признать поверхностным и легкомысленным, граничащим с наивностью.

Основными исследователями данной проблемы, как правило, выступают сами сотрудники ФСИН, которые сталкиваются с этой проблемой в реальной практике, в то время, как она представляет высокую степень общественной опасности и за пределами пенитенциарной системы, выходя далеко за периметр тюрем и исправительных учреждений. Оказываясь на свободе, преступники не только продолжают свое поведение в духе «блатной и воровской идеологии», но и пропагандируют «ценности» «блатной жизни» перед всеми остальными обывателями, подчеркивая ее особую привлекательность и «особое» привилегированное положение осужденных, исповедующих соответствующий стиль жизни. При этом противоположной общественной работы не ведется ни в местах лишения свободы, ни за ее пределами, поскольку никто не проводит «антиворовскую и антиблатную пропаганду», показывая всю опасность, низость, предельный цинизм и кощунство, а также высшую и запредельную степень лжи данной идеологии, которая разрушает неокрепшие умы, в особенности у подростков и детей, делая их приверженцами субкультуры АУЕ. Как отмечает в своей работе В. В. Новиков и М. М. Москвитина, приверженность части осужденных к криминальной субкультуре и блатной романтике вызывает серьезную обеспокоенность у руководства исправительных учреждений. При этом авторы не отрицают того, что даже сами сотрудники ФСИН нередко используют в своей речи обороты из общения блатных и воров, свойственные их субкультуре, что только подтверждает наши доводы [2]. Однако все же большинство проводимых исследований не учитывают степень опасности этой субкультуры, не давая должной оценке ее масштабам и распространенности, поскольку она исследуется лишь во влиянии на несовершеннолетних осужденных, в то время, как эта субкультура уже давно переросла из понятия «суб» в понятие «культуры» и подменила собой официальную культуру, разложив ее и приведя к деградации официальной культуры, поскольку вся криминальная воровская и блатная идеология направлена на то, чтобы разложить и привести к деградации и уничтожению официальной светской культуры.

Все это указывает на то, что российское общество пребывает в неведении и забытьи относительно его реальной криминализации понятиями блатного и воровского мира, которыми пропиталась буквально вся светская жизнь, которая даже не связана с криминальным миром. То есть, воровская блатная идеология давно успешно и широко шагает по всей стране, заменяя и подменяя собой официальную культуру. С этим необходимо бороться, ведя антиворовскую антиблатную и антикриминальную пропаганду не только в местах лишения свободы, но и за их пределами, и особенно это необходимо делать в школах. Для этого необходимо привлекать художественные и литературные произведения соответствующего направления, а также знакомить учащихся с реальными случаями и последствиями следования данной криминальной культуры. Это образовательная и психологическая деятельность гуманистического толка, которую необходимо начинать прямо сейчас.

Литература:

  1. Уголовно-исполнительный Кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // РГ — 16.01.1997г. — № 9
  2. Новиков В. В., Москвитина М. М. Социально-психологические причины привлекательности блатной романтики для несовершеннолетних осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы — 2015г. — № 2
  3. Торопов В. Л. Влияние уголовно-исполнительной политики на состояние рецидивной преступности в Российской Федерации — режим доступа: http://ombudsmanspb.ru/files/0002019/002_Konkurs_Prava_cheloveka/1_mesto_statya_2019.pdf (дата обращения: 09.07.2020г.)
  4. Алехина М., Дергачев В. Эксперты ОГФ предложили реформировать российские тюрьмы и колонии // Электронный портал РБК — 03.10.2019г. — режим доступа: https://www.rbc.ru/society/03/10/2019/5d9591009a79476eb3ce6740
  5. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2018 года // Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/16053092/ (дата обращения: 09.07.2020г.)
  6. Шаламов В. Т. Колымские рассказы — режим доступа: https://shalamov.ru/library/2/ (дата обращения: 09.07.2020г.)
Основные термины (генерируются автоматически): пенитенциарная система, воровская блатная идеология, место лишения свободы, осужденный, официальная культура, проблема, воровская идеология, рецидивная преступность, социальная адаптация, уголовно-исполнительная система.


Похожие статьи

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы...

Ключевые слова: осужденные, пенитенциарная система, воспитательные и

Воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более обширного процесса

место лишения свободы, уголовно-исполнительная система, свобода совести, осужденный...

Технологии социальной работы с осужденными...

В данной статье раскрыты основные направления социальной работы с осужденными в пенитенциарной системе, выделены технологии помощи и поддержки заключенных, в местах лишения свободы и бывших заключенных, вышедших на свободу.

О стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц...

Ресоциализация и социальная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы, представляет собой трудоемкий процесс, посредством которого

Маликов Б. З. Механизмы социальной адаптации осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном...

Влияние наказания в виде лишения свободы на исправление...

Статья 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ трактует, что «каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на

Наказание в виде лишения свободы на определенный срок наиболее часто применяется в судебной практике по уголовным делам...

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития...

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

К вопросу о предупреждении рецидива преступления как...

Меры по социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, являются

Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из мест лишения свободы

Пенитенциарная преступность — негативное социально-правовое явление, выраженное в...

Проблемы реализации прав осужденных в исправительных...

Воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более обширного процесса. В исправительных учреждениях отбывающих наказание в виде лишения свободы заранее. уголовно-исполнительная система, осужденные, пенитенциарная преступность...

К вопросу о социальной работе с осужденными

место лишения свободы, уголовно-исполнительная система, свобода совести, осужденный, установленный порядок, свобода вероисповедания, православная церковь, исправительное учреждение, внутренний... Ресоциализация и адаптация осужденных...

Зарубежный опыт ресоциализации осужденных

пенитенциарная адаптация осужденных — нейтрализация негативных

социальная адаптация осужденных, вышедших на свободу — помощь в трудоустройстве, решении

– профилактика рецидивной преступности. Для достижения целей ресоциализации необходимо

Предупреждение пенитенциарной преступности средствами...

Пенитенциарная преступность — негативное социально-правовое явление, выраженное в совершении преступлений осужденными к лишению свободы независимо от их места нахождения.

Похожие статьи

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы...

Ключевые слова: осужденные, пенитенциарная система, воспитательные и

Воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более обширного процесса

место лишения свободы, уголовно-исполнительная система, свобода совести, осужденный...

Технологии социальной работы с осужденными...

В данной статье раскрыты основные направления социальной работы с осужденными в пенитенциарной системе, выделены технологии помощи и поддержки заключенных, в местах лишения свободы и бывших заключенных, вышедших на свободу.

О стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц...

Ресоциализация и социальная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы, представляет собой трудоемкий процесс, посредством которого

Маликов Б. З. Механизмы социальной адаптации осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном...

Влияние наказания в виде лишения свободы на исправление...

Статья 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ трактует, что «каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на

Наказание в виде лишения свободы на определенный срок наиболее часто применяется в судебной практике по уголовным делам...

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития...

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

К вопросу о предупреждении рецидива преступления как...

Меры по социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, являются

Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из мест лишения свободы

Пенитенциарная преступность — негативное социально-правовое явление, выраженное в...

Проблемы реализации прав осужденных в исправительных...

Воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более обширного процесса. В исправительных учреждениях отбывающих наказание в виде лишения свободы заранее. уголовно-исполнительная система, осужденные, пенитенциарная преступность...

К вопросу о социальной работе с осужденными

место лишения свободы, уголовно-исполнительная система, свобода совести, осужденный, установленный порядок, свобода вероисповедания, православная церковь, исправительное учреждение, внутренний... Ресоциализация и адаптация осужденных...

Зарубежный опыт ресоциализации осужденных

пенитенциарная адаптация осужденных — нейтрализация негативных

социальная адаптация осужденных, вышедших на свободу — помощь в трудоустройстве, решении

– профилактика рецидивной преступности. Для достижения целей ресоциализации необходимо

Предупреждение пенитенциарной преступности средствами...

Пенитенциарная преступность — негативное социально-правовое явление, выраженное в совершении преступлений осужденными к лишению свободы независимо от их места нахождения.

Задать вопрос