Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исследование уровня толерантности обучающихся (на примере Хабаровского технического колледжа)

Спецвыпуск
06.07.2020
203
Поделиться
Библиографическое описание
Стратила, Д. П. Исследование уровня толерантности обучающихся (на примере Хабаровского технического колледжа) / Д. П. Стратила, А. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72456/.


Сегодня все большее распространение в подростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей и подростков, все чаще проникают в образовательные учреждения. Поэтому одной из задач преподавателя становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия.

Ключевые слова: толерантность, социальный опыт, ценностные ориентации, ценностное отношение к человеку.

На одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.

Повсеместное признание актуальности и значимости воспитания толерантности как качества личности у подрастающего поколения, с одной стороны, и недостаточная разработанность педагогического инструментария для решения этой задачи, с другой стороны, обусловили выбор темы и определение цели данного исследования.

Понятие «толерантность» формировалось на протяжении длительного времени и постепенно приобретало и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности.

Следует заметить, что в настоящее время не существует единого, всеми признанного определения толерантности.

В «Новой философской энциклопедии» толерантность определяется как «качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие».

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова понятие «толерантность» полностью отождествляется с понятием «терпимый» — способный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим мнением, характером. В своем широком смысле слово «толерантность», означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Таким образом, анализ литературы позволяет определить толерантность, с одной стороны, как моральное качество личности, с другой — как принцип, как условие взаимоотношений между людьми, которое характеризуется терпимостью, пониманием, стремлением к диалогу с «другим». Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения насилия, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

Для образовательного учреждения профессионального образования проблема формирования толерантности актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между ребятами, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

Возраст обучающихся в колледже (15–18 лет) характеризуется повышенной чувствительностью к воздействиям взрослого, в этот период происходит расширение сферы социального взаимодействия и, как следствие, увеличиваются возможности для формирования толерантности. [1] Возраст этой социальной группы задаёт априори склонность к конфликтности, экстремизму и проявлениям интолерантного поведения». [1]

Наибольшую сложность для подростков представляет умение уважать чужое мнение, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками, как равным. Поэтому понятие «толерантность» применительно к подросткам связывается с умением участвовать в обсуждениях, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, объективно оценить другого).

Формирование толерантности требует построения воспитательного процесса с учетом развития всех компонентов и показателей толерантности как личностного качества. Механизмами формирования данных компонентов являются: принятие, присвоение и механизм самоконтроля. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия. [2]

Для успешного формирования толерантных качеств в образовательном учреждении необходимо выстраивать целостную систему взаимоотношений и мероприятий, включенную в основной образовательный процесс, жизнь классного коллектива и во внеурочную деятельность обучающихся. Современный обучающийся должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. В процессе воспитания толерантности преподаватели КГБ ПОУ «Хабаровский технический колледж» используют следующие формы и методы работы: работа в группах, подгруппах; беседы, лекции; обсуждение; видеолектории и др.

Стоит отметить, что Хабаровский край является гетерогенным (разнородным) в социально-культурном отношении, включая этнонациональный, религиозный, политический фактор. Так, например, социальное пространство края представлено разнообразными социальными группами, институциализированными в форме общественных объединений (религиозных, молодежных, политических и др.), что фиксирует официальная статистика. Анализ показателей миграции, показывает тенденцию к увеличению количества приезжающих в регион жителей стран СНГ и зарубежных стран. Наиболее значительным обмен населением в 2019 году сложился c Таджикистаном (898 человек), Азербайджаном (169 человек), Казахстаном (122 человека) и Республикой Беларусь (43 человека), как правило, это трудовые мигранты. [3]

По нашему мнению, данная статистика имеет значение в контексте изучения толерантности, поскольку указанные социальные группы выступают носителями специфичных политических культур, т. к. молодёжь (в нашем случае студенты 15–18 лет) рассматривается как «социально-демографическая группа», которая, в силу возрастных особенностей, отличается небольшим социальным опытом, несформированностью ценностных ориентаций, пограничным положением между группой взрослых и группой детей (еще не взрослый, но уже и не ребёнок), а также крайним максимализмом и радикализмом в суждениях. [1]

Чтобы выявить наличие толерантности и ее уровень у обучающихся можно использовать разнообразные методы и приёмы. Они должны быть направлены на проявление ребятами: уважение к другим, к их взглядам, убеждениям, стилям жизни и внешнему образу; понимание богатого многообразия нашего мира; устойчивость к конфликтным ситуациям и отклоняющемуся поведению; умение выражать свое мнению и при этом спокойно и выслушивать мнение другого человека; навык жить в согласии с другими и с самим собой; чувство ответственности.

Для выявления уровня толерантности у подростков было проведено тестирование, которое проходило в октябре 2019 года. В работе использованы такие диагностические методы как беседа и тематическое тестирование. В тестировании приняли участие 75 человек первого курса и 75 человек третьего курса. Возраст: 1 курс: 15–17 лет, 3 курс: 19–21 год. Исследование уровня толерантности осуществлялось с помощью теста на определение степени толерантности, разработанного Л. Н. Бережновой. Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни проявления толерантности студентов 1 и 3 курсов

.

Всего участников

Низкий уровень толерантности

Средний уровень толерантности

Высокий уровень толерантности

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

1 курс

75

19

25 %

38

51 %

18

24 %

3 курс

75

10

13 %

41

55 %

24

32 %

Результаты педагогического эксперимента показали, что у 18 студентов первого курса и 24 студентов третьего курса высокая степень толерантности. Их балл за тестирования был равен от 13 до 16. Они способны принять любую другую идею, отличную от их, считаются с мнением других, при этом тактично доказывают свою точку зрения, способны принимать и спокойно относиться к своим и чужим ошибкам.

38 человек первого курса и 41 человек третьего курса показали результат от 5 до 12 баллов, тем самым данные студенты были отнесены к категории со средней степенью толерантности. Такие обучающиеся достаточно твердо умеют отстаивать свою точку зрения, но все же способны выслушать собеседника. Также студенты данной категории способны на излишнюю резкость по отношению к другим, но способны принять свою неправоту.

Исследование показало, что в колледже учатся 19 человек первого курса и 10 человек третьего курса с низким уровнем толерантности. Данные обучающиеся очень упрямые и непреклонные. Они не признают чужого мнения. В общении с ними приходиться трудно другим студентам, так как они не способны прийти к компромиссному решению. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что студенты колледжа, в достаточной мере, толерантны. В основном все обучающиеся понимают, что окружающие их люди индивидуальны, со своими внутренними убеждениями и ценностями. Вместе с тем, необходима целенаправленная работа по воспитанию (у кого-то закреплению) у обучающихся толерантности как качества личности.

Авторы считают, что воспитание толерантности у подростков будет эффективным, если применить комплекс мероприятий направленных на формирование доверительных и доброжелательных отношений, умение находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций, на повышение индекса толерантности, социальной преемственности и позитивной этнической идентичности и др.

Литература:

  1. Елисеев С. М. Что значит быть толерантным? К семантическому анализу суждений студентов о том, что такое толерантность / С. М. Елисеев, И. В. Устинова // Население Кольского Севера в период социальных трансфомаций: проблемы и практики культурной адаптации / Ред. В. П. Петров, И. А. Разумова. — Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2008. — С.80–94.
  2. Теория и практика развития толерантности средствами поликультурной образовательной платформы Сибирского федерального университета: коллективная монография / отв. ред. О. Г. Смолянинова. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. — 100 с.
  3. Управление федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, ЕАО и ЧАО.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
толерантность
социальный опыт
ценностные ориентации
ценностное отношение к человеку

Молодой учёный