Формирование интеллектуальной компетентности посредством документального кино | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Харчевникова, Е. В. Формирование интеллектуальной компетентности посредством документального кино / Е. В. Харчевникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 4-5. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72266/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья раскрывает особенности формирования интеллектуальной компетентности студентов профессионального образования посредством документального кино. Приводятся результаты работы киноклуба «Наука без границ» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Ключевые слова: документальное кино, интеллектуальная компетентность, киноклуб, кинолекторий.

В нашем несовершенном мире на фоне процессов отчуждения молодёжи в обществе одним из путей формирования ценностного представления о жизни, о её уникальности и невосполнимости является просмотр документального кино.

В последние годы особенно остро ощущается необходимость обращения документальных форм кинематографа к глобальным проблемам современности, в частности: человек как носитель духовной и материальной культуры; острейшие противоречия и трудности в исторически сложившихся отношениях общества и природы; экологическая деятельность человека и проблема ответственности; рефлексия как механизм формирования критического мышления и саморазвития личности и др.

Достоверно установлено, документальное кино способствует формированию устойчивой системы ценностей, становлению самосознания и формирования социального статуса личности; даёт интересный и обширный материал для переработки и усвоения огромного потока информации; позволяет максимально «выйти за пределы сформировавшихся стереотипов» (по выражению Ю. Н. Усова); вызывает состояние катарсиса.

Преимущества документального кино заключаются в том, что в основе его содержания лежит комплексный многоаспектный информационный подход при изучении явлений жизненной реальности, базирующийся на конкретно-образном и эмоционально-оценочном восприятии окружающего мира, отражении в сознании людей впечатлений, «объективных причинно-следственных связей в окружающем реальном мире» (А. И. Берг, Ю. И. Черняк) и создании устойчивых убеждений.

Инициируемый и проводимый сотрудниками отдела развития инновационной и научно-исследовательской работы КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» киноклуба «Наука без границ» реализуется в образовательно-просветительском процессе подготовки студентов профессионально образовательных учреждений города Хабаровска и Хабаровского края с 2016 года. Целью его является формирование у студентов профессионально образовательных учреждений интеллектуальной компетентности личности, культуры интеллекта в целом.

Интеллектуальная компетентность, по В. Ю. Кричевскому, является одним из видов профессиональной компетентности и выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей [4].

Совершенно очевидно, просмотр документального кино является альтернативным, по отношению к традиционным, способом получения, переработки и преобразования информации, удовлетворения познавательных интересов и поисковой активности молодёжи.

Экранное повествование реальности открывает благоприятные возможности для развития когнитивных ресурсов студентов профессиональных образовательных учреждений (далее ПОУ). Прежде всего, знакомство с экранной документалистикой ведёт к преодолению стереотипов и шаблонов мышления; развивает навыки интерпретации, анализа и оценки медиатекстов; создает реальные условия для интеллектуальной самоактуализации, повышения квалификации студентов посредством интеграции полученных знаний в профессиональную сферу деятельности.

Опираясь на принцип рекурсивности в образовании формат киноклуба обеспечивает условия для интенсивного развития интеллектуальных способностей его участников. Так, например, были выделены следующие стратегические позиции:

  1. Интеллектуальные способности необходимо развивать, активируя основные проявления человеческой психики, эмоциональной и мыслительной активности. Формирование интеллекта осуществляется посредством реализации знаний, умений и навыков через решение проблемных, познавательных, конструктивных задач. Программа развивающих занятий для студентов ПОУ по современной кинематографической документалистике в формате киноклуба создана с целью, прежде всего, преодоления стереотипов и шаблонов мышления, интеллектуальной пассивности и интеллектуальной ригидности мыслительных процессов, а также, изменения мотива интеллектуальной деятельности и формирования критического мышления.
  2. Оптимальным способом достижения и получения принципиально нового для студента результата после просмотра документального кино являются творческие задания в виде эссе, в процессе написания которых будущие специалисты в различных областях профессиональной деятельности формируют собственное критическое суждение и накапливают опыт поисков новых приёмов «принятия интеллектуальных решений» (Т. В. Корнилова). При этом, дидактически обоснованная в программе киноклуба система самостоятельных творческих заданий нацелена на совершенствование интеллектуальной деятельности и поведения студентов ПОУ, имеет тенденцию к усложнению и учитывает уровни интеллектуального развития личности.
  3. Формирование и преобразование интеллектуальных способностей студентов ПОУ посредством документального кино осуществляется специфическими процедурами, такими как: самостоятельный перенос знаний, полученных в результате просмотра документального кино, в новую ситуацию, связанную с профессиональной деятельностью; видение драматургии сюжета экранной реальности и определение функционального значения каждого её элемента, анализ и оценка; комбинирование известных способов «развитых интеллектуальных действий» (П. Я. Гальперин) в новые; определение перспектив развития конкретного человека, общества, природы, технологий.
  4. Наиболее важными психологическими показателями интеллектуальной готовности студентов ПОУ к обучению посредством анализа документального кино являются восприятие, воображение, наблюдательность, память, внимание и мышление.

Способность концентрации внимания, интеллектуальной и эмоциональной деятельности на центральном объекте экранного повествования занимает особое место в воспитании культуры интеллекта. Именно детальное и устойчивое восприятие и осмысление информации помогают участникам киноклуба проникнуть в суть проблемы показанной средствами кинодокументалистики.

Показательно, студент с большим интеллектуальным потенциалом умеет сохранять в памяти отдельные штрихи и нюансы полноты ощущений после просмотра документального кино; умеет обращать внимание на интонационно-смысловые оттенки сюжетной драматургии экранной реальности (художественные, эстетические, музыкальные и др.); умеет на основе жизненных впечатлений и эмоциональной памяти предложить оригинальную трактовку и интерпретацию конкретного произведения киноискусства.

Специального внимания заслуживает развитие критического мышления. Эта способность прямо связана с опытом восприятия и анализа документального кино. Учитываются особенности восприятия экранного повествования студентами ПОУ (дифференцированность восприятия, проникновение в содержание, эмоциональность), достоверный логический аргументированный анализ документальной реальности, глубина уровня самосознания и мировоззрения.

  1. Интеллектуальная активность отражает взаимодействие познавательных и мотивационных факторов, выступает в качестве интегрального свойства личности студентов ПОУ, которое определяется и профессиональными способностями (гностические, проектированные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и др.), и мотивами деятельности (желание повысить общий уровень интеллекта, качество знаний, умений и навыков, их интеграция в профессиональную деятельность; формирование позитивной установки относительно необходимости повышения интеллектуальной компетентности и развития оригинального мышления).

Конечно, программа киноклуба «Наука без границ» не исчерпывает всех аспектов работы по формированию интеллектуальной компетентности и культуры интеллекта в целом у студентов ПОУ. Её трехлетняя апробация ставит перед разработчиками и организаторами новые проблемы:

 необходимость разработки содержания программ кинолектория для таких видов кинематографических произведений как киножурнал, кинохроника, научное кино, художественное (игровое) кино;

 формирование критического суждения студентов посредством участия в дебатах по итогам просмотра кинопроизведения;

 обучение студентов рациональным мыслительным действиям и технологиям принятия решения на вебинарах и мастер-классах.

Литература:

  1. Берг А. И., Черняк Ю. И. Информация и управление / А. И. Берг, Ю. И. Черняк. — М.: Экономика, 1996. — С. 44.
  2. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Психология как объективная наука. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модек», 1998. — С. 272–317.
  3. Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений: учеб. пособие / Т. В. Корнилова. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 287 с.
  4. Кричевский В. Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования / В. Ю. Кричевский // Автореф. д.п.н. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. — 36 с.
  5. Усов Ю. Н. Экранные искусства — новый вид мышления / Ю. Н. Усов // Искусство и образования. — М., 2000. — № 3. — С. 48–69.
Основные термины (генерируются автоматически): кино, интеллектуальная компетентность, критическое мышление, профессиональная деятельность, формирование, интеллектуальная деятельность, профессиональное образование, Хабаровский край, экранная реальность, экранное повествование.


Ключевые слова

документальное кино, интеллектуальная компетентность, киноклуб, кинолекторий

Похожие статьи

Социальные технологии развития soft-компетенций обучающихся...

Вектор профессиональной деятельности педагога в работе со студентами, должен

 системное мышление  исследовательское поведение  «живая» логика.

развитие креативного и критического мышления, формирование самостоятельности, общенаучных...

Художественный фильм как средство формирования...

Среди всего многообразия экранных искусств особое влияние на внутренний мир человека оказывают художественные фильмы, просмотр которых в

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, фильм, процесс обучения, устная иноязычная речь...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Формирование профессиональной компетентности специалиста в качестве системообразующего фактора продуктивности его профессиональной деятельности — это развитие способности к саморазвитию, самосовершенствованию личности и деятельности...

Формирование профессионального мышления педагога...

Формирование профессионального мышления выступает как составная часть системы профессионального образования. Если обучение — это совместная деятельность обучаемого и обучающего, то учебная деятельность характеризует самого субъекта обучения.

Формирование soft skills у обучающихся учреждений...

Технология развития критического мышления соответствует требованиям к личности в. «Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности. Во время работы с информацией учащиеся отвечают на вопросы, которые возникли на стадии...

Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как...

Дана характеристика новому профессиональному виду деятельности — «цифровой куратор» и требованиям, которые необходимы для ее освоения. Приведено описание этапов организации профориентационного фестиваля «Цифровое кураторство» на базе университета.

Роль исследовательского обучения в формировании...

развитие интеллектуальной сферы личности; формирование умений и навыков

исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение

умение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, знание, учащийся...

Использование видеоматериалов в проектной деятельности...

развитие критического мышления. Главная миссия проектов — вводить обучающихся в

Проектная деятельность способствует развитию профессионально значимых качеств, творческой

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность...

Социально-творческая профессиональная компетентность...

- эффективность процесса формирования компетентности взаимообусловлена реализацией инновационного подхода в образовании

...профессиональная компетентность педагога, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическое...

Похожие статьи

Социальные технологии развития soft-компетенций обучающихся...

Вектор профессиональной деятельности педагога в работе со студентами, должен

 системное мышление  исследовательское поведение  «живая» логика.

развитие креативного и критического мышления, формирование самостоятельности, общенаучных...

Художественный фильм как средство формирования...

Среди всего многообразия экранных искусств особое влияние на внутренний мир человека оказывают художественные фильмы, просмотр которых в

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, фильм, процесс обучения, устная иноязычная речь...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Формирование профессиональной компетентности специалиста в качестве системообразующего фактора продуктивности его профессиональной деятельности — это развитие способности к саморазвитию, самосовершенствованию личности и деятельности...

Формирование профессионального мышления педагога...

Формирование профессионального мышления выступает как составная часть системы профессионального образования. Если обучение — это совместная деятельность обучаемого и обучающего, то учебная деятельность характеризует самого субъекта обучения.

Формирование soft skills у обучающихся учреждений...

Технология развития критического мышления соответствует требованиям к личности в. «Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности. Во время работы с информацией учащиеся отвечают на вопросы, которые возникли на стадии...

Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как...

Дана характеристика новому профессиональному виду деятельности — «цифровой куратор» и требованиям, которые необходимы для ее освоения. Приведено описание этапов организации профориентационного фестиваля «Цифровое кураторство» на базе университета.

Роль исследовательского обучения в формировании...

развитие интеллектуальной сферы личности; формирование умений и навыков

исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение

умение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, знание, учащийся...

Использование видеоматериалов в проектной деятельности...

развитие критического мышления. Главная миссия проектов — вводить обучающихся в

Проектная деятельность способствует развитию профессионально значимых качеств, творческой

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность...

Социально-творческая профессиональная компетентность...

- эффективность процесса формирования компетентности взаимообусловлена реализацией инновационного подхода в образовании

...профессиональная компетентность педагога, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическое...

Задать вопрос