Теоретические аспекты слабой успеваемости учащихся и способы ее устранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Теоретические аспекты слабой успеваемости учащихся и способы ее устранения / М. В. Корякин, Р. С. Жилин, Д. В. Яковлев [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 411-413. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71571/ (дата обращения: 23.04.2024).



В своей работе авторы рассматривают с различных сторон проблему слабой успеваемости школьников и возможные методы её устранения.

Ключевые слова: школа, успеваемость, дети.

Безусловно, каждый педагог в своей деятельности взаимодействует с самыми разными категориями учащихся. Кто-то может блеснуть отличной памятью и быстротой усвоения материала. Другим для понимания необходимо гораздо больше времени для усвоения полученной информации, прилагать более серьёзные усилия для достижения желаемой оценки. Но существует и та категория учеников, которая испытывает регулярные проблемы в обучении. В преподавательском сообществе обыкновенно подобных детей называют неуспевающими или слабоуспевающими. Таким образом, каждый педагог находится в постоянном поиске, ищет способы для исправления сложившейся ситуации. К сожалению, не всегда усилия дают желаемый результат, что может привести к различным последствиям. Ученик с одной ступени образования переходит на другую, школьная жизнь становится всё тяжелее и бессмысленнее.

Проблема школьной неуспеваемости — одна из основных в педагогике и педагогической психологии. Причины школьной неуспеваемости могут быть как непсихологического характера: педагогическая запущенность, семейно-бытовые условия, уровень образования родителей, так и психологического: индивидуальные психологические особенности учащихся, недостатки в познавательной сфере [1]. Преподавателю зачастую сложно установить причины неуспеваемости из-за их многообразия. Поэтому в большинстве случаев педагог выбирает традиционные методы работы со слабоуспевающими учениками [4]. К ним относятся дополнительные занятия, организованные с целью повторения изученного материала. Чаще всего такие занятия проводятся сразу с несколькими отстающими. Эта работа требует большой затраты времени и сил, но может оказаться бесполезной и не дать желаемого результата.

Для повышения эффективности работы со слабоуспевающими детьми очень важно выявить психологические причины, которые мешают усвоению знаний отдельным ученикам.

При этом специалисты отмечают, что сама проблема неуспеваемости может являться и социальной, и педагогической, и медицинской [2]. Однако же, не смотря на большое внимание к этой проблеме, число отстающих остаётся одним из самых острых вопросов в любом учебном заведении.

Мы считаем, что проводить работу по борьбе с неуспеваемостью обучающихся следует по следующим пунктам:

  1. Профилактика неуспеваемости. Применять активные методы и формы обучения, педагогические технологии, в том числе проблемного и программированного обучения, с целью предупреждения неуспеваемости.
  2. Диагностика неуспеваемости. Систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого можно применять беседы учителя с учениками и родителями, наблюдать за трудными учениками, проводить тесты, анализировать результаты, обобщать их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
  3. Принятие мер по устранению отставаний в учебе. Дополнительные занятия с обучающимися (групповые и индивидуальные). Создание индивидуальных карточек, заданий и программ обучения.
  4. Воспитательное воздействие. Очень часто бывает, что неудачи в учёбе связаны с плохим воспитанием, следовательно, работа со стороны педагогического состава должна вестись и с семьёй школьника.

При составлении программы обучения в первую очередь необходимо учитывать: итоговый объем материала, который предстоит отработать; характер этого материала; срок, в течение которого ученик должен выполнять программу и т. д.

В работе с неуспевающими детьми необходимо не только восполнять пробелы в знаниях, но и развивать их познавательную активность. Это необходимо делать для того, чтобы после восполнения существующих пробелов не получить новые и вновь не оказаться позади своих одноклассников. Более того, на первое время возможно снижение требований к отстающим школьникам, что даст им определённый стимул.

Слабоуспевающим ученикам во время работы на уроке необходимо предлагать те задания, которые исправят ошибки и недочеты, допущенные при тестировании, устных ответах и иных заданиях. При этом оказывать помощь следует вместе с развитием самостоятельности в обучении [3].

Обращать внимание стоит и на дифференцированную работу с классом. Оптимально выделить три группы учащихся: слабых, средних и сильных. На различных этапах урока организуется работа по группам, преподаватель в первую очередь оказывает содействие слабым учащимся, при этом группы носят временный, непостоянный характер [5].

Естественным является то, что работа с неуспевающими может проводиться как на различных этапах урока, так и вне учебных занятий. На дополнительных занятиях учащиеся главным образом должны активно работать самостоятельно. Учитель же вносит ясность в те моменты, где возникают вопросы. При этом нельзя позволить ученикам бездействовать, т. к. обязательно найдутся те, кто пришел по требованию классного руководителя или родителей.

Таким образом, подводя итоги, мы делаем следующие выводы:

  1. Неуспеваемость — это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
  2. У неуспевающих учеников обязательно отсутствуют необходимые знания, умения или навыки в некоторых областях по изучаемому предмету. В результате они не могут уяснить причинно-следственные связи, соотнести события и факты. Как правило, неуспевающий ребёнок не проявляет организованности, самостоятельности и иных качеств, которые так необходимы для успеха в обучении.
  3. Важным фактором для исправления неуспеваемости является изучение ее причины (которых может быть одна или несколько). Важно включать в работу индивидуальные задания, разделение учебных задач на отдельные шаги, особые условия опроса, дополнительные занятия.

Литература:

  1. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 2016. — 112 с.
  2. Крылова Т. А., Струкова М. Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие. М.: НИИ школьных технологий, 2010. — 184 с.
  3. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. — М.: Просвещение, 1997.
  4. Мардахаев Л. В. Основы социально-педагогической технологии. — М.: Перспектива, 2011. — 89 с.
  5. Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения: Учебное пособие для студентов вузов по специальности «Социальная педагогика», «Социальная работа» / Под ред. Торохтин В. С., доктор пед. наук, профессор, — М.: АНО «СПО «СОТИС», — 2007. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): работа, ученик, желаемый результат, занятие, различный этап урока, усвоение знаний, школьная неуспеваемость.


Ключевые слова

дети, школа, успеваемость

Похожие статьи

Преодоление школьной неуспеваемости | Статья в журнале...

Первопричины школьной неуспеваемости можно классифицировать по различным

Некоторые психологи в своих работах выдвигали предпосылки школьной неуспеваемости с

Таким образом, выявив первопричины неуспеваемости у школьников, вполне возможно...

Особенности познавательных процессов как причина...

Усвоение знаний обеспечивают восприятие, память и в первую очередь мышление.

Развитие мышления происходит в процессе усвоения научных знаний, когда ребенок одновременно приобретает и способы

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте.

Диагностика школьной неуспеваемости | Статья в журнале...

В статье рассматриваются и выявляются причины школьной неуспеваемости у учащихся младших классов, анализируются полученные результаты исследования. Ключевые слова: неуспеваемость младших школьников, диагностика школьной неуспеваемости...

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

Урок — главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той

Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урокаусвоение

План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока.

Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках...

Я использую различные приемы обратной связи с учениками на уроке. На своих уроках я сочетаю устный опрос с письменным.

Все это помогает заинтересовать обучающихся, заставляет задуматься и помочь достичь желаемого результата.

Способы организации индивидуальной работы на уроках...

Индивидуальная работа на уроках математики с отстающими учащимися будет отлична от индивидуальной работы с сильными учащимися.

Положительное отношение к усвоению знаний формируется у неуспевающих учеников следующим образом: на первом этапе...

Проблема полного усвоения учебного материала в средних школах

В практике работы над проектированием полного усвоения все учебное содержание разбивается на отдельные учебные единицы: - выявление уровня знаний, способностей обучаемых; - разработка проекта обучения (конспект урока, эталоны обучения)

Организация деятельности по реализации дифференцированного...

Первый этап — это дифференцированная домашняя работа. Для домашней работы трем группам предоставляется три различных задания.

Организация учебной деятельности учащихся на уроке.

Необходимые условия для усвоения и запоминания учебного...

В статье рассматриваются факторыусвоения учебного материала. Автор считает, что прочность закрепления информации связана с интересом к материалу, степенью воздействия его на эмоции учащихся, а также целенаправленностью заучивания.

Похожие статьи

Преодоление школьной неуспеваемости | Статья в журнале...

Первопричины школьной неуспеваемости можно классифицировать по различным

Некоторые психологи в своих работах выдвигали предпосылки школьной неуспеваемости с

Таким образом, выявив первопричины неуспеваемости у школьников, вполне возможно...

Особенности познавательных процессов как причина...

Усвоение знаний обеспечивают восприятие, память и в первую очередь мышление.

Развитие мышления происходит в процессе усвоения научных знаний, когда ребенок одновременно приобретает и способы

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте.

Диагностика школьной неуспеваемости | Статья в журнале...

В статье рассматриваются и выявляются причины школьной неуспеваемости у учащихся младших классов, анализируются полученные результаты исследования. Ключевые слова: неуспеваемость младших школьников, диагностика школьной неуспеваемости...

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

Урок — главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той

Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урокаусвоение

План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока.

Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках...

Я использую различные приемы обратной связи с учениками на уроке. На своих уроках я сочетаю устный опрос с письменным.

Все это помогает заинтересовать обучающихся, заставляет задуматься и помочь достичь желаемого результата.

Способы организации индивидуальной работы на уроках...

Индивидуальная работа на уроках математики с отстающими учащимися будет отлична от индивидуальной работы с сильными учащимися.

Положительное отношение к усвоению знаний формируется у неуспевающих учеников следующим образом: на первом этапе...

Проблема полного усвоения учебного материала в средних школах

В практике работы над проектированием полного усвоения все учебное содержание разбивается на отдельные учебные единицы: - выявление уровня знаний, способностей обучаемых; - разработка проекта обучения (конспект урока, эталоны обучения)

Организация деятельности по реализации дифференцированного...

Первый этап — это дифференцированная домашняя работа. Для домашней работы трем группам предоставляется три различных задания.

Организация учебной деятельности учащихся на уроке.

Необходимые условия для усвоения и запоминания учебного...

В статье рассматриваются факторыусвоения учебного материала. Автор считает, что прочность закрепления информации связана с интересом к материалу, степенью воздействия его на эмоции учащихся, а также целенаправленностью заучивания.

Задать вопрос