Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС с разной степенью психологического благополучия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 04.06.2020

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Огнева, И. Е. Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС с разной степенью психологического благополучия / И. Е. Огнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 559-562. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71158/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматривается определение, структура и характеристики эмоциональной компетентности, а также соотношение понятием эмоциональный интеллект. Также в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между психологическим благополучием индивида и общим уровнем его эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, психологическое благополучие.

The article discusses the definition, structure and characteristics of emotional competence, as well as the relationship between the concept of emotional intelligence. The article also presents the results of research on the relationship between the psychological well being of an individual and the overall level of his emotional intelligence.

Keywords: emotional intelligence, emotional competence, psychological welfare.

Всем уже известен и понятен выдвигаемый в современных теориях личности термин «эмоциональный интеллект» как способность человека понимать свои эмоции и эмоции других людей, а также управлять ими. Данный термин ввели в употребление американские психологи П. Саловей и Дж. Майер в 1990 году, а затем Д. Гоулман научно обосновал, что эмоции гораздо более значимы для мышления и для личного успеха человека, чем принято считать.

Теперь же исследователи чаще говорят о таком понятии, как «эмоциональная компетентность». Что же подразумевается под этим термином и в чем различие между похожими понятиями: «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетентность»?

Компетентность в широком смысле слова — это совокупность определенных знаний и опыта, которые обеспечивают эффективность деятельности в какой-либо предметной области. Основой компетентности профессионала является его свобода в применении имеющихся у него знаний, умений и навыков в различных ситуациях, связанных с исполнением его рабочих обязанностей.

Обозначим структуру эмоционального интеллекта (по Д. В. Люсину [6]):

− когнитивные способности, которые определяют скорость и точность переработки эмоциональной информации;

− представления об эмоциях — как источник информации о себе и других людях;

− особенности эмоциональности, включающие в себя эмоциональную чувствительность, эмоциональную устойчивость и т. п.

Отмечается, что эмоциональный интеллект не является исключительно когнитивной способностью, а имеет двойственную природу и связан также с личностными характеристиками. Д. В. Люсин также отмечает, что способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение. А также понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она может привести. Способность к управлению эмоциями означает, что индивид может контролировать интенсивность эмоций, и, прежде всего, может приглушать чрезмерно сильные эмоции, к тому же может контролировать внешнее выражение эмоций. А при развитом навыке управления эмоциями может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

Анализ исследований и авторских моделей показывает, что эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нём: эмоциональный интеллект является инструментом эмоциональной компетентности, поскольку представляет собой ментальное образование, проявляющееся в способности действовать в согласии с внутренней средой собственных чувств и эмоций, понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза и использовать эмоции для повышения эффективности мышления и поведения. Эмоциональный интеллект определяет формирование конкретных компетенций в эмоциональной регуляции поведения и деятельности: способность чётко распознавать, что чувствует другой человек, лежит в основе развития компетенции влияния на переживания других людей, способности к толерантному взаимодействию; способность управлять своими эмоциями составляет ядро развития таких компетенций, как инициативность, способность работать в стрессовой ситуации.

И. М. Юсупов и Г. В. Юсупова дают следующее определение эмоциональной компетентности: «совокупность развивающихся способностей к саморегуляции и регуляции межличностных отношений путем понимания собственных эмоций и эмоций окружающих» [13]. В данном определении для нас представляется важным указание на возможность постоянного развития эмоциональных способностей (эмоциональной компетентности) и их роль в регуляции межличностных отношений.

Говоря проще, эмоциональная компетентность понимается как умение управлять своим эмоциональным состоянием, использовать перцептивные способности, рефлексировать, понимая позицию других, а также определять особенности и границы своего воздействия для регулирования отношений с другими людьми.

Исследователи выделяют в структуре эмоциональной компетентности следующие направления: когнитивное (понимание) и поведенческое (управление). Каждый из них может иметь как внутреннюю или интернальную, так и внешнюю — экстернальную направленность.

Когнитивный вектор определяет, с одной стороны, понимание себя, то есть рефлексию, с другой стороны понимание других, или эмпатию. Поведенческие реакции носят адаптационный характер и проявляются в способности к регуляции собственного поведения — интернальности, а также к регуляции взаимоотношений — экстернальности. Данные компоненты в совокупности образуют четыре функциональных блока личности — поведенческий, когнитивный, интраперсональный и интерперсональный.

Для применения эмоциональной компетентности на практике очень важна позитивная установка на чувства, которая предполагает, что человек считает эмоции и переживания важным фактором. Здесь важна, прежде всего, сама готовность использовать чувства как источник дополнительной информации и основу для принятия решений. Если человек воспринимает собственные чувства и чувства других, но считает их не важными для осмысления определенной ситуации общения, он не сможет использовать свою эмоциональную компетентность в жизни. Сам специалист должен развивать в себе эмоциональную компетентность. Эмоциональная компетентность относится к типу компетентностей, в наибольшей степени зависящих от собственной деятельности личности, от саморефлексии.

Представляется очевидным, что специалист с высоким уровнем эмоциональной компетентности, работающий в сфере «человек-человек», будет успешным работником. И поскольку работа играет огромную роль для психики человека, его самооценки и самоощущения, то мы предполагаем, что психологическое благополучие выше у индивидов с высоким уровнем развития эмоциональной компетентности.

Изучив исследования психологов, можно говорить о тенденции понимания содержания понятия «психологическое благополучие» как гармоничности личности, ее целостности, которое зависит от наличия ясных целей, наличия ресурсов для достижения целей, успешности в реализации своих планов, удовлетворенности межличностными отношениями, наличия положительных эмоций.

Основными критериями психического здоровья на сегодняшний день считаются: соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности, и характера реакций — внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отношениях; способность к самоуправлению поведением, разумность планирования жизненных целей, активность в их достижении.

Исследование проводилось среди сотрудников территориальных органов ЗАГС Иркутской области. В исследовании приняли участие 40 человек: 35 женщин и 5 мужчин в возрасте от 23 до 61 года.

Чтобы оценить уровень развития эмоциональной компетентности у государственных служащих были выбраны следующие методики:

1) тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина;

2) опросник рефлексивности Карпова;

3) опросник эмоциональной эмпатии (EETS) Мехрабиана;

Исследование показало, что большая часть сотрудников службы ЗАГС Иркутской области, а именно 42,5 % обладают средним уровнем развития эмоционального интеллекта. Отметим, что по 17,5 % респондентов показывают очень низкий и низкий уровень развития эмоционального интеллекта. Высокое значение всего у 15 % опрошенных, а очень высокое значение только у 7,5 % сотрудников службы ЗАГС.

В результате исследования было установлено, что у большинства опрошенных, а именно 77,5 % наблюдается средний уровень рефлексивности. Высокий и низкий уровни рефлексивности наблюдаются у 10 % и 12,5 % опрошенных соответственно.

Также отметим, что в результате проведения теста эмоциональной эмпатии выяснилось, что и мужчины, и женщины обладают средним уровнем эмпатических тенденций, так у женщин средний показатель равен 24 баллам, у мужчин — 23 баллам.

Таким образом уровень развития эмоциональной компетентности сотрудников службы ЗАГС оценивается как средний.

Нами было высказано предположение о наличии взаимосвязи эмоциональной компетентности сотрудников службы ЗАГС с уровнем психологического благополучия, и чтобы проверить данную гипотезу, мы использовали шкалу психологического благополучия К. Рифф / Бланк версии Шевеленковой — Фесенко. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь психологического благополучия испытуемого собщим уровнем его эмоционального интеллекта

№ п/п

Общий уровень эмоционального интеллекта

Психологическое благополучие

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Всего

Кол-во чел.

Доля, в %

Кол-во чел.

Доля, в %

Кол-во чел.

Доля, в %

Кол-во чел.

Доля, в %

1.

Очень низкое значение

5

45,5 %

1

8,3 %

1

5,9 %

7

17,5 %

2.

Низкое значение

3

27,3 %

2

16,7 %

2

11,8 %

7

17,5 %

3.

Среднее значение

1

9,1 %

7

58,3 %

9

52,9 %

17

42,5 %

4.

Высокое значение

2

18,2 %

2

16,7 %

2

11,8 %

6

15,0 %

5.

Очень высокое значение

0

0,0 %

0

0,0 %

3

17,6 %

3

7,5 %

Всего

11

100,0 %

12

100,0 %

17

100,0 %

40

100,0 %

Критерий хи-квадрат Пирсона равен 16,03, уровень значимости 0,042, что позволяет нам утверждать о наличии взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и уровнем психологического благополучия сотрудников службы ЗАГС.

Таким образом, была выявлена прямая взаимосвязь между психологическим благополучием индивида и общим уровнем его эмоционального интеллекта, что дает нам право предполагать, что развитие эмоциональной компетентности до высокого уровня должно привести к повышению психологического благополучия индивида.

Литература:

  1. Ryff, C. D. Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited //Journal of Personality and Social Psychology.–1995. Vol. 69. — P. 719– 727.
  2. Воронина, А. В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа [Текст] // Сибирский психологический журнал. — 2005. — № 3. — С. 142–145.
  3. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. // Психологический журнал. — 2003. — Том 24. № 5. — С. 72–80.
  4. Куликов, Л. В. Факторы психологического благополучия личности [Текст] / Л. В. Куликов, М. С. Дмитриева, М. Ю. Долина, О. В. Иванов, М. А. Розанова, Т. Г. Тимошенко // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения — 97» / Под ред. А. А. Крылова. — Вып. 3. — Ч. 1. — СПб.: Изд-воСПбГУ, 1997. — С. 342–350.
  5. Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. — № 4. — С. 3–22.
  6. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. — С. 29–36.
  7. Мустафетова, Д. З. Характеристика эмоциональной компетентности как компонента профессиональной компетентности педагога / Д. З. Мустафетова // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. студ., асп. и молодых ученых (29–30 ноября 2012 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. — Пермь, 2012. — С. 376–380.
  8. Остапенко, И. А. Эмоциональная компетентность педагога высшей школы как составляющая его профессиональной компетентности [Текст]/ И. А. Остапенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № 9. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2018/186087.htm
  9. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008. — 150 с.
  10. Самусенко, И. Л. К структуризации понятия «эмоциональная компетентность» в профессиональной деятельности педагога / И. Л. Самусенко // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. — 2013. — № 2. — С. 38–42.
  11. Шевеленкова, Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) [Текст] / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. — 2005. — № 3. — С. 95–129
  12. Юсупова, Г. В. Состав и измерение эмоциональной компетентности: дис…канд. психол. наук.:19.00.01 / Юсупова Гузель Валимухаметовна.– Казань, 2006. — 208с.
  13. Юсупов, И. М. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность? / И. М. Юсупов, Г. В. Юсупова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2014. — № 3. — С. 85–87.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, эмоция, психологическое благополучие, высокое значение, способность, уровень развития, высокий уровень, общий уровень, психологическое благополучие индивида.


Похожие статьи

Исследование условий и факторов эмоционального...

Эмоциональное благополучие обусловлено удовлетворением таких потребностей ребенка, как потребность в общении со сверстниками и

То есть, дети с более высоким уровнем эмоционального благополучия более склонны к сопереживанию, а популярность в классе...

Эмоциональный интеллект и психологическая культура...

Середина, Т. С. Эмоциональный интеллект и психологическая культура личности активных пользователей социальных сетей / Т. С

сеть, эмоция, эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность, социальная сеть, вид агрессии, подросток, эмоциональная...

Анализ эмпирических данных по изучению уровня...

По шкале общего эмоционального интеллекта: три человека показали очень низкий уровень ОЭИ, девять человек — низкий уровень ОЭИ, 18 испытуемых — средний уровень ОЭИ, 12 подростков — высокий уровень ОЭИ. Семь респондентов оказалось с очень высоким...

Уровень развития эмоционального интеллекта, несомненно...

Как правило, студенты, которые имеют высокий уровень креативности занимают лидерское положение в студенческой группе, обладают положительными взаимоотношениями в учебном коллективе, которые также невозможны без высокого уровня эмоционального интеллекта.

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью...

В результате диагностики уровня эмоционального интеллекта у юношей был выявлен низкий уровень выраженности всех показателей кроме «самомотивации», который имеет среднее значение (рис.1). Таким образом, из всех компонентов эмоционального интеллекта у юношей...

Структура эмоционального интеллекта участников...

эмоциональный интеллект, эмоция, высокий уровень самосознания, способность, переговоры, переговорный процесс, индивидуальная эффективность, совместный процесс, эмоциональная компетентность...

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса...

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в

Большую часть своей жизни личность проводит в группе и значение занимаемого в группе

Уровень развития эмоционального интеллекта, несомненно, оказывает влияние на общение...

Теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта...

Эмоциональный интеллект — это понятие, которое характеризует способность человека

Е. П. Кретова, рассматривавшая значение эмоционального интеллекта для процесса

Интергативный уровень эмоционального интеллекта у данной группы испытуемых низкий.

Об особенностях структурных компонентов эмоционального...

эмоциональный интеллект, высокий уровень, уровень, шкала, общий эмоциональный интеллект, уровень МЭИ, контрольная группа, межличностный эмоциональный интеллект, группа А, ранняя юность. К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов.

Похожие статьи

Исследование условий и факторов эмоционального...

Эмоциональное благополучие обусловлено удовлетворением таких потребностей ребенка, как потребность в общении со сверстниками и

То есть, дети с более высоким уровнем эмоционального благополучия более склонны к сопереживанию, а популярность в классе...

Эмоциональный интеллект и психологическая культура...

Середина, Т. С. Эмоциональный интеллект и психологическая культура личности активных пользователей социальных сетей / Т. С

сеть, эмоция, эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность, социальная сеть, вид агрессии, подросток, эмоциональная...

Анализ эмпирических данных по изучению уровня...

По шкале общего эмоционального интеллекта: три человека показали очень низкий уровень ОЭИ, девять человек — низкий уровень ОЭИ, 18 испытуемых — средний уровень ОЭИ, 12 подростков — высокий уровень ОЭИ. Семь респондентов оказалось с очень высоким...

Уровень развития эмоционального интеллекта, несомненно...

Как правило, студенты, которые имеют высокий уровень креативности занимают лидерское положение в студенческой группе, обладают положительными взаимоотношениями в учебном коллективе, которые также невозможны без высокого уровня эмоционального интеллекта.

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью...

В результате диагностики уровня эмоционального интеллекта у юношей был выявлен низкий уровень выраженности всех показателей кроме «самомотивации», который имеет среднее значение (рис.1). Таким образом, из всех компонентов эмоционального интеллекта у юношей...

Структура эмоционального интеллекта участников...

эмоциональный интеллект, эмоция, высокий уровень самосознания, способность, переговоры, переговорный процесс, индивидуальная эффективность, совместный процесс, эмоциональная компетентность...

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса...

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в

Большую часть своей жизни личность проводит в группе и значение занимаемого в группе

Уровень развития эмоционального интеллекта, несомненно, оказывает влияние на общение...

Теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта...

Эмоциональный интеллект — это понятие, которое характеризует способность человека

Е. П. Кретова, рассматривавшая значение эмоционального интеллекта для процесса

Интергативный уровень эмоционального интеллекта у данной группы испытуемых низкий.

Об особенностях структурных компонентов эмоционального...

эмоциональный интеллект, высокий уровень, уровень, шкала, общий эмоциональный интеллект, уровень МЭИ, контрольная группа, межличностный эмоциональный интеллект, группа А, ранняя юность. К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов.

Задать вопрос