Концепция «кокутай» как основа национального самосознания Японии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 06.06.2020

Статья просмотрена: 1836 раз

Библиографическое описание:

Гафурова, Х. Ш. Концепция «кокутай» как основа национального самосознания Японии / Х. Ш. Гафурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 504-506. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71043/ (дата обращения: 20.04.2024).



Япония представляет с собой идеальный пример для изучения трансформации национальной идеи и ее воплощения в современном японском обществе. Именно национальная идея способствовала подъему и развитию национального духа японского народа, что к процветанию, и мощному развитию страны.

Философская платформа современной Японии опирается на многовековую национальную традицию и современные передовые технологии.

Национальная идея состоит в особом оригинальном философском подходе к созданию «образа страны». В течение своей истории Япония неоднократно оказывалась перед необходимостью приблизится к современности и ко всему «чужому» и одновременно отстаивать свою традиционную систему взглядов.

Истоки национальной идеи проявились еще в период Эдо (1600–1867), когда было основано единственное в истории Японии учение, имеющее полное право претендовать на звание японской идеи и получившее название «школа национальных наук». Именно представители этой школы Мотоори Норинага (1730–1801) и Хирата Ацутанэ (1776–1843) создали особый тип мироведения, надолго определившего развитие японской философской и политической мысли [3, с. 7].

Мотоори Норинага признан из главных теоретиков японской национальной идеи, выявляющей национальный характер японской нации и исключительность положения Японии в мире. Он считал, что только в стране, где правит император, суть «истинного Пути» передается из поколения в поколение, что делает Японию «божественной страной», за которой должны все следовать и ей подчиняться [3, с. 8].

Предложенный Норинага и Ацутанэ «Путь Японии» определялся как следование правилам и обычаям императорского дома, поскольку пониманием «истинного Пути» может обладать только этнический японец.

Поскольку, укоренившееся в современной Японии националистические представления в большей степени сформировались на подлинно самобытной национальной идее, то рассматривать ее эволюцию невозможно без концепции кокутай, основные принципы которой легли в основу официальной платформы национальной идеи.

Возникшая в первой половине XIX в. школа Мито занималась разработкой концепции кокутай (国体- «государственный организм»), которая стала официальной и правовой доктриной Японии в период Мэйдзи (1868–1912 гг.).

Согласно учению школы Мито, руководимой Аидзава Сэйсисан (1782–1863), кокутай — это специфическая японская национально-государственная общность, объединяющая в себе мир богов «ками» и императора, японский народ и японские острова [3, с. 11].

Учитывая, что Япония на протяжении двух столетий находилась в полной изоляции от мира, обеспечивающей географическую замкнутость страны, в философском обществе сформировалась такая концепция как кокутай.

Современные японские религиоведы Мураками Сигэеси и Ямагути Сатоси [4, с.140–141] определяют кокутай как дух нации, суть которого состоит в особом статусе императора как связующего звена между миром богов и миром людей [1, с. 146]. Некоторые японские историки утверждают, что кокутай — это идеологическая концепция государства начала XX века, в основе которой лежит идея божественного происхождения династии японских императоров [5, с. 209–210].Уникальность кокутай состоит также в том, что японская династия императоров непрерывна, что Япония единственная страна в мире, которая унаследовала «божественное» управление страной.

Российские ученые определяют кокутай как основу государственности, благодаря которой сохранилась японская национальная идентичность [2]. В. Молодяков считает, что уникальность и неповторимость кокутай позволяет выделить такую особенность японского общества, как обладание душой живого и развивающегося организма, отличает его от Европейских стран [3, с. 11–13].

Видный правовед и идеолог Хиранума Киитиро (1867–1952) утверждал: «Японское государство не имеет аналогов в мире…В других странах династии основывались людьми. Именно людьми поставлены у власти короли, императоры и президенты в других странах, и лишь в Японии престол унаследован от божественных предков. Поэтому правление императорского дома–это продолжение деяний божественных предков. Династии, созданные людьми, могут гибнуть, но трон, основанный богами, неподвластен воле людей» [1, с 73]. Из этого положения делается вывод, что основу концепции кокутай составляет идея мифической связи императора с народом, что подтверждается полнотой императорской власти. Практическим воплощением этого стала революция Мэйдзи.

В середине XIX в. Япония переживала глубокий кризис, который привел в духовной деградации и социально-политическому распаду общества и государства. Элита Японии, в которую входили представители школы национальных наук, опираясь на национальные традиции, ставили перед собой цель возвысить значимость несменяемости династии императоров. Последователи концепции кокутай в распространении националистических идей среди простого народа видели спасение Японии.

После восшествия на престол императора Мэйдзи начался период воплощения в жизнь «национальной идеи». 5 апреля 1868 г. был издан Указ «О единстве ритуала и управления», что положило начало новому политическому акту управления страной. В основу новой системы легло учение школы Мито и школы национальных наук. Последователи школы Мито считали: «Император, исполняющий жреческие функции, воссоединяется со своими божественными предками и, сливаясь с их духом, будет направлять подданных и умножать их процветание. Почитание богов императором и управление государством едины. Император передает божественные предначертания своих предков и освещает великий принцип кокутай в великий путь, по которому предназначено следовать подданным» [3, с.16].

Идеология школы национальных наук и концепция кокутай были призваны возвратить императору всю полноту политической власти. Ученики школы национальных наук и последователи школы Мито рассматривали вопрос о восстановлении императорской власти, имея в виду и сакральное измерение. Представители обоих школ считали, что гармония в государстве может быть только тогда, когда существует взаимосвязь между императором и народом, при этом император несет ответственность за судьбу своего народа, а народ, в свою очередь, предан императору. Япония стала следовать принципу «единства ритуала и управления», что, по мнению Ю. Эволы, могло стать залогом верховной Гармонии [6, с.106]

Таким образом, концепция кокутай стала своего рода идеологией Японии периода Мэйдзи.

Следующим этапом в становлении новой Японии стал процесс интернационализации, когда страна пыталась выстроить тактику взаимодействия с «цивилизованным миром». Если в прошлом Япония заимствовала китайскую и индийскую философию и переработала их, сохранив традиции императорского дома и тем самым создала свою самобытную культуру, основанную на кокутай, то с началом проявления Мэйдзи, Япония столкнулась с большим потоком западной культуры, который внес немало смятения в японское общество. Перед новыми правителями Японии встал вопрос: как, основываясь на принципах кокутай, переработать западную культуру и создать новую японскую культуру.

Япония выбрала «золотую середину» и воплотила ее в формуле«вакон-есай» («японский дух-европейская наука»). Благодаря тому, что правящая элита, заинтересованная в сохранении концепции кокутай, предложила формулу «вакон-есай» благодаря которой позволялось «европейской науке» пропитываться «японским духом» и принималось лишь то, что могло обогатить новую Японию.

Государственная концепция кокутай и «национальная наука» оставались прочными, однако в интеллектуальной среде под иностранным влиянием начинается подъем национального самосознания. Ключевую роль в этом сыграл профессор Токийского университета Ходзуми Яцуми (1860–1912), один из самых авторитетных идеологов и юристов того времени. Ходзуми, являясь наследником японской традиционной мысли и одновременно германской школы права, на протяжении всей своей научной деятельности пытался решить вопрос: как перевести сугубо японские философские понятия кокутай на юридический язык, который был бы понятен не только в Японии, но и во всем цивилизованном мире [3, с. 20]. Идеи Ходзуми поддерживал и Иноуэ Тэцудзиро (1855–1944) первый японец, ставший профессором философии Токийского университета(до него это пост занимали только иностранцы). По возвращении из Германии он стал заметной фигурой в научных кругах и одним из главных теоретиков «национальной морали» («кокумин дотокурон») [3, с. 20]. Основу его учения составлял принцип «морального воспитания» и идеологического контроля. Он не видел противоречий между этикой и политикой, считая, что они должны взаимно дополнять друг друга для достижения желанной гармонии. Иноуэ утверждал, что теория кокутай и синто служат для этого наиболее приемлемой этической основой.

Япония вступила на путь дискуссий по выяснению сущности кокутай.

Правительство выпустило два заявления, разъясняющих официальную точку зрения на сущность кокутай; в 1937 г. в свет вышла книга «Основные принципы кокутай». Книга стала новой официальной формулировкой национальной идеи [3, с. 22]. В указанной книге окончательно оформилась официальная концепция национальной идеи, утверждавшая единство императора и народа; император «одухотворял» государство, но не возглавлял его; государство существовало благодаря императору, что окончательно сформировало суверенитет императора и стало краеугольным камнем концепции «государственного организма», «одухотворенного божественным монархом» [3, с. 24].

В книге «Основные принципы кокутай» не было обойдено вниманием такое традиционное понятие японской философии и этики, как «ва» («гармония»). Согласно учению кокутай, гармония — это часть единого организма, присущая отношениям императора и народа, человека и божеств, человека и природы, японцев между собой. Залогом гармонии является слияние «сердец» императора и народа.

Таким образом, книга «Основные принципы кокутай» была последней попыткой формирования национальной идеи в традиционной Японии и отразила заключительную стадию эволюции развития японского общества довоенной Японии.

Большой знаток восточной и западной культуры, философ Вацудзи Тэцуо (1889–1960), в работе «Японский дух» писал: «Для нас, японцев, японский дух — не что иное, как абсолютный дух в частной форме Японии», это отразилось не только в политической жизни, но и на литературе и искусстве страны. Подобное мышление спасло японскую духовную культуру от тотальной катастрофы 1945 г.

Многовековая японская философия и по сей день играет важную роль в формировании современной духовной жизни Японии.

Литература:

1. Ballou.R. O. Shinto, the Unconquered Enemy.N.Y.,1945.–239p.

2. Мещеряков А. Н. Быть японцем. История, поэтика и сценография японского тоталитаризма. М.–Наталис,2009. –592с.

3. Молодяков В. Э. Япония в меняющемся мире. Идеология. История. Имидж. М.:- Моногатари,2011.–303с.

4. Мураками С. Кокка синто (Государственный синто).–Токио:Иванами,2010.–

5. Суэки Ф. Нихон сюкеси (История религий Японии). Токио: Иванами, 2006.–248c.

6. Эвола Ю. Языческий империализм. Москва,1992.– 106c.

7. Yamaguchi S. English-Japanese Shinto from an International Perspective. Tokyo: Ebisu,2012.–220p.

Основные термины (генерируются автоматически): Япония, национальная идея, император, западная культура, японское общество, императорская власть, мир богов, современная Япония, Токийский университет, японский народ.


Похожие статьи

Прошлое и культ императора в религиозно-мифологической...

японское общество, японская государственность, Япония, культ императора, меч, императорская власть, император, японский народ, японская нация, бронзовое зеркало.

Возрождение культа японского императора во второй половине...

японское общество, японская государственность, Япония, культ императора, меч, императорская власть, император, японский народ, японская нация, бронзовое зеркало. Историко-мифологические представления как основа... Влияние опыта русско-японской войны...

японское общество, японский этнос, Япония, национальный...

японское общество, японская государственность, Япония, культ императора, меч, императорская власть, император, японский

японский народ, японская нация, Япония, искусство аниме, культурная идентичность, японская анимация, анимационное искусство...

Исторический аспект создания первых письменных источников...

японское общество, японская государственность, Япония, культ императора, меч, императорская власть, император, японский народ

бог Инари, лис, храм, Япония, инари, легенда, небольшой храм, японский фольклор, представление японцев, буддийский монах.

Япония, японский народ, праздник, культурная традиция...

японский народ, японская нация, Япония, искусство аниме, культурная идентичность, японская анимация, анимационное искусство, национальное сознание японцев, белый цвет, японское общество. Детский цикл обычаев и обрядов в традиционной культуре...

Япония глазами японцев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Чтобы рассмотреть Японию с точки зрения японца мы обратимся к японской литературе, как средневековой, так и современной; к поэзии разных веков. Удивительное свойство старинной японской прозы (которую продолжают и современные авторы) — это безобманность.

Основные черты и моменты формирования японского...

Религия в традиционном обществе — это один из важнейших факторов национальной самоидентификации, критерий, согласно которому, человек считает себя частью той или иной группы.

Влияние религии на политическую жизнь Японии | Молодой ученый

Приведен главный японский международный конфликт на религиозной основе, связанный с

Япония. Страна, которая занимает четвертое место в мире по уровню ВВП(ППС), входит в число стран

Религиозный ландшафт современного японского общества достаточно разнообразен.

Особенности японской системы образования в эпоху Мэйдзи...

По сей день неизменно японской остается последовательность в воспитании детей и обращении к ним. Такая слаженная работа начинается с воспитания детей в семье, продолжая школой, и оканчивая различными директивами, поступающими из министерства образования.

Аниме как отражение японской культурной идентичности

Статья посвящена анализу содержания культурной самобытности Японии сквозь призму японской субкультурной традиции — аниме.

япония, японец, японское общество, стыд, японская культура, чувство стыда, иностранный язык, русский человек, японский народ...

Похожие статьи

Прошлое и культ императора в религиозно-мифологической...

японское общество, японская государственность, Япония, культ императора, меч, императорская власть, император, японский народ, японская нация, бронзовое зеркало.

Возрождение культа японского императора во второй половине...

японское общество, японская государственность, Япония, культ императора, меч, императорская власть, император, японский народ, японская нация, бронзовое зеркало. Историко-мифологические представления как основа... Влияние опыта русско-японской войны...

японское общество, японский этнос, Япония, национальный...

японское общество, японская государственность, Япония, культ императора, меч, императорская власть, император, японский

японский народ, японская нация, Япония, искусство аниме, культурная идентичность, японская анимация, анимационное искусство...

Исторический аспект создания первых письменных источников...

японское общество, японская государственность, Япония, культ императора, меч, императорская власть, император, японский народ

бог Инари, лис, храм, Япония, инари, легенда, небольшой храм, японский фольклор, представление японцев, буддийский монах.

Япония, японский народ, праздник, культурная традиция...

японский народ, японская нация, Япония, искусство аниме, культурная идентичность, японская анимация, анимационное искусство, национальное сознание японцев, белый цвет, японское общество. Детский цикл обычаев и обрядов в традиционной культуре...

Япония глазами японцев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Чтобы рассмотреть Японию с точки зрения японца мы обратимся к японской литературе, как средневековой, так и современной; к поэзии разных веков. Удивительное свойство старинной японской прозы (которую продолжают и современные авторы) — это безобманность.

Основные черты и моменты формирования японского...

Религия в традиционном обществе — это один из важнейших факторов национальной самоидентификации, критерий, согласно которому, человек считает себя частью той или иной группы.

Влияние религии на политическую жизнь Японии | Молодой ученый

Приведен главный японский международный конфликт на религиозной основе, связанный с

Япония. Страна, которая занимает четвертое место в мире по уровню ВВП(ППС), входит в число стран

Религиозный ландшафт современного японского общества достаточно разнообразен.

Особенности японской системы образования в эпоху Мэйдзи...

По сей день неизменно японской остается последовательность в воспитании детей и обращении к ним. Такая слаженная работа начинается с воспитания детей в семье, продолжая школой, и оканчивая различными директивами, поступающими из министерства образования.

Аниме как отражение японской культурной идентичности

Статья посвящена анализу содержания культурной самобытности Японии сквозь призму японской субкультурной традиции — аниме.

япония, японец, японское общество, стыд, японская культура, чувство стыда, иностранный язык, русский человек, японский народ...

Задать вопрос