Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 05.06.2020

Статья просмотрена: 521 раз

Библиографическое описание:

Корягина, С. А. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / С. А. Корягина, В. А. Бабкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 246-247. — URL: https://moluch.ru/archive/313/70996/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена вопросам расследования преступлений совершенных в результате несоблюдении правил дорожного движения. Особое внимание уделено разработке профилактических мероприятий, которые могли бы быть действенным механизмом снижения количества ДТП.

Ключевые слова: виктимность, безопасность дорожного движения, ПДД.

Необходимость исследования проблемы уголовной ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта связана с рядом факторов: потребностью регулярного обеспечения законности при расследовании преступлений; потребностью теоретического обеспечения положений уголовного законодательства и единообразного подхода к практике применения норм в рассматриваемой сфере.

Анализ официальных данных о погибших и раненых в результате дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что меры в области безопасности дорожного движения не приводят к существенному улучшению ситуации в данной сфере. На протяжении ряда лет наблюдается рост погибших и раненых в результате дорожно-транспортных преступлений, увеличиваются масштабы и тяжесть вреда, причиняемого участникам дорожного движения.

В механизме российского предупредительного воздействия в сфере безопасности дорожного движения человеческому фактору как объекту профилактики традиционно принадлежит определяющая роль. Такая профилактика в большинстве случаев направлена на потенциальных наиболее распространенных виновных участников дорожно-транспортных преступлений. Однако их эвентуальные потерпевшие редко являются объектом профилактической деятельности. Сегодня степень профилактического воздействия на виктимность граждан со стороны отечественных правоохранительных органов незначительна и уступает многим зарубежным странам в организации этой деятельности и ее эффективности [4, c.8]. Таким образом изменение подходов к профилактике нарушений правил дорожного движения является важной задачей для снижения числа преступлений в этой сфере.

Наиболее действенным механизмом снижения ДТП будет выступать проведение таких мероприятий как:

– ужесточение требований к прохождению медицинской комиссии будущих водителей;

– создание оптимальной программы подготовки будущих водителей, которая бы отличалась организованностью и особыми требованиями к лицам, проходящим обучение;

– проведение сотрудниками ГИБДД работы с населением, целью которой является противодействие правовому нигилизму;

– создание специализированного телевизионного канала, посвященного правилам дорожного движения, что, во-первых, будет способствовать накоплению знаний и их совершенствованию, а во-вторых, позволит получить информацию об изменении Правил дорожного движения, что в последнее время происходит все чаще.

Конечно, надо учитывать, что часть из этих мероприятий вполне могут вызвать негативную реакцию как среди тех, кто только готовится получить право управлять транспортным средством, так и среди уже опытных водителей. В первом случае это связано с тем, что ужесточиться механизм получения водительского удостоверения, во втором случае больше будет играть психологический фактор, поскольку водители со стажем неохотно принимают какие-либо нововведения. Однако это является недостаточно важным условием для отказа от таких мероприятий, поскольку человеческая жизнь бесценна, а водитель, нарушивший правила дорожного движения и причинивший тяжкий вред здоровью или смерть другим участникам дорожного движения, несет наказание, которое не соответствует тому вреду, который был причинен [2, c.157].

Конечно, надо понимать, что не только человеческий фактор является причиной аварий, на это влияют и состояние дороги, техническая исправность автомобиля (при том необходимо принять и то, что отдельные агрегаты могут отказать в независимости от правил эксплуатации транспортного средства), однако посредством создания действенного механизма который воздействует на сознание об неотвратимости наказания, позволит минимизировать количество ДТП. Такой механизм, прежде всего, состоит в изменении положений ст. 264 УК РФ относительно ужесточения дополнительного наказания за совершенное деяние, а также в работе с будущими и настоящими водителями [1]. Стоит отметить, что работа в первую очередь должна быть проведена именно с населением, ведь по большому счету, соблюдение правил на дорогах зависит именно от сознательности и самодисциплины водителей.

Действующее законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, нуждается в совершенствовании, при этом предлагаемые изменения должны строго соответствовать в первую очередь задачам и принципам УК РФ, а санкция вышеуказанной статьи — отвечать целям наказания, установленным общей частью УК РФ, что в настоящее время выполняется не в полной мере.

Кроме того, в целях снижения виктимности водителей, практикующих опасное вождение целесообразно:

– формировать в обществе резко отрицательное отношение и атмосферу нетерпимости к подобного рода явлению;

– обеспечивать неотвратимость наказания за правонарушения, совершенные водителями, практикующими опасную езду.

Однако, несмотря на очевидную значимость профилактики дорожно-транс-портного травматизма данное направление в противодействии дорожно-транспортной преступности реализуется недостаточно эффективно, практически не действует в отношении потенциальных потерпевших участников дорожного движения. В современной политике обеспечения безопасности дорожного движения виктимологическая профилактика пока еще не находит должного отражения [3, c.652].

Несмотря на то, что в действующем российском законодательстве виктимологическая профилактика как особый вид профилактики правонарушений не закреплена, ее потенциал как самостоятельного предупредительного направления разрабатывается, обосновывается и доказывается на уровне криминологических и иных исследований.

Необходимо учитывать современные виктимологические исследования дорожно-транспортных жертв, особенности виктимизации в сфере дорожного движения. Важным обстоятельством выступает дальнейшая разработка, и реализация профилактических мер в отношении разных видов участников дорожного движения и виктимогенных факторов, их законодательное обеспечение в современных условиях.

При наблюдающейся и прогнозируемой тенденции роста дорожно-транспортных происшествий и преступлений, увеличения числа пострадавших целесообразность реализации виктимологической профилактики очевидна. Ее целью является снижение виктимности жертв дорожно-транспортных преступлений, тяжести причиненного им вреда, а также улучшение состояния безопасности дорожных условий до уровня максимальной защищенности участников дорожного движения. Она может выступить одним из наиболее действенных средств снижения последствий дорожно-транспортной аварийности, предупреждения, как административных правонарушений, так и более опасных дорожно-транспортных преступных посягательств.

В виктимологической профилактике виктимного поведения скрыты резервы успешной деятельности по уменьшению дорожно-транспортного травматизма. Будучи экономичным методом воздействия на дорожно-транспортную преступность, виктимологическая профилактика должна стать перспективным направлением всей многоплановой работы с реальными и потенциальными потерпевшими, антивиктимизационной деятельности, связанно с совершенствованием состояния транспортных средств и дорожных условий.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  2. Судакова О. В. Оптимизация транспортного законодательства с целью эффективного функционирования транспортного комплекса России / О. В. Судакова // Евразийский юридический журнал. — 2018. № 2. С. 156–158.
  3. Чучаев А. И. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств / A. И. Чучаев // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. — М.: Проспект, 2018. — С. 650–653.
  4. Якимов А. Ю. Ограничение права на управление автомототранспортными средствами (различные виды и их правовая природа) / А. Ю. Якимов // Административное право и процесс. — 2016. — № 4. — С. 8–13.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, УК РФ, водитель, дорожно-транспортная преступность, неотвратимость наказания, преступление, профилактика, расследование преступлений, транспортное средство, уголовная ответственность.


Похожие статьи

Практика расследования преступлений, связанных...

В данной статье рассмотрена криминалистическая характеристика статьи 264 части 3 Уголовного кодекса РФ, выявлены особенности расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортного средства...

Уголовно-правовая характеристика нарушений правил...

Объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является общественные отношения и интересы, обеспечивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в результате которым причиняется предусмотренный законом вред.

Понятие, значение и последствия транспортных преступлений

Уголовно-правовая литература уже на протяжении большого количества времени изучает правовую природу транспортных преступлений. С появлением транспортных средств человечество открыло для себя много удобств, упрощающих повседневную жизнь.

Понятие и признаки транспортного преступления

Коробеев А. И. Транспортные преступления и транспортная преступность.

УК РФ, транспортная безопасность, дорожное движение, Уголовный кодекс РФ, преступление...

Статья 264 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение указанных...

Криминалистическая методика расследования...

Джалавян, В. В. Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений / В. В. Джалавян.

дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, РФ, место происшествия, водитель, место совершения, мероприятие, ДТП...

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного...

Одним из распространённых преступлений указанной группы является нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предусмотренное ст. 264 УК РФ, а также ст. 264.1 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым...

К вопросу о разграничении нарушений правил дорожного...

При этом определение дорожно-транспортного преступления в Уголовном кодексе РФ отсутствует.

Основное отличие от субъекта преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ

Дорожно-транспортные преступления очень распространены и несут общественную...

Криминологическая характеристика субъекта преступления...

Ключевые слова: субъект преступления, водитель, лицо, управляющее транспортным средством, пассажир, дорожное движение. Согласно действующему уголовному законодательству РФ субъектом нарушения правил безопасности дорожного движения или...

К вопросу об уголовной ответственности лиц при обоюдном...

УК РФ, транспортная безопасность, дорожное движение, Уголовный кодекс РФ, преступление, общественная опасность, лицо, умышленное совместное участие, Общая часть, неосторожное преступление. К вопросу о примирении в случае смерти потерпевшего.

Похожие статьи

Практика расследования преступлений, связанных...

В данной статье рассмотрена криминалистическая характеристика статьи 264 части 3 Уголовного кодекса РФ, выявлены особенности расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортного средства...

Уголовно-правовая характеристика нарушений правил...

Объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является общественные отношения и интересы, обеспечивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в результате которым причиняется предусмотренный законом вред.

Понятие, значение и последствия транспортных преступлений

Уголовно-правовая литература уже на протяжении большого количества времени изучает правовую природу транспортных преступлений. С появлением транспортных средств человечество открыло для себя много удобств, упрощающих повседневную жизнь.

Понятие и признаки транспортного преступления

Коробеев А. И. Транспортные преступления и транспортная преступность.

УК РФ, транспортная безопасность, дорожное движение, Уголовный кодекс РФ, преступление...

Статья 264 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение указанных...

Криминалистическая методика расследования...

Джалавян, В. В. Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений / В. В. Джалавян.

дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, РФ, место происшествия, водитель, место совершения, мероприятие, ДТП...

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного...

Одним из распространённых преступлений указанной группы является нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предусмотренное ст. 264 УК РФ, а также ст. 264.1 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым...

К вопросу о разграничении нарушений правил дорожного...

При этом определение дорожно-транспортного преступления в Уголовном кодексе РФ отсутствует.

Основное отличие от субъекта преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ

Дорожно-транспортные преступления очень распространены и несут общественную...

Криминологическая характеристика субъекта преступления...

Ключевые слова: субъект преступления, водитель, лицо, управляющее транспортным средством, пассажир, дорожное движение. Согласно действующему уголовному законодательству РФ субъектом нарушения правил безопасности дорожного движения или...

К вопросу об уголовной ответственности лиц при обоюдном...

УК РФ, транспортная безопасность, дорожное движение, Уголовный кодекс РФ, преступление, общественная опасность, лицо, умышленное совместное участие, Общая часть, неосторожное преступление. К вопросу о примирении в случае смерти потерпевшего.

Задать вопрос