Проблемы теории и практики разработки и принятия государственных решений и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 27.05.2020

Статья просмотрена: 1089 раз

Библиографическое описание:

Шахмин, Д. В. Проблемы теории и практики разработки и принятия государственных решений и пути их решения / Д. В. Шахмин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 410-412. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70733/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматриваются проблемы эффективности государственного управления России и на основе анализа проблем рассмотрены вероятные пути их решения, и создания полноценного гражданского общества.

Ключевые слова: Россия, государственное управление, либерально-демократическая модель, методология.

Проблемами теории и практики разработки и принятия государственных решений продолжают заниматься ученые многих областей науки. Вопрос эффективности государственного управления особенно остро стал на современном этапе развития Российского государства и от того как он будет решен будет зависеть дальнейшее будущее всего российского государства. От эффективности разработки и реализации государственных решений зависит жизнь и процветания многих народов проживающих на территории современной России и от того как эти решения разрабатываются и притворяются в жизнь и формируется авторитет государственной власти, становится он популярной в народе или же призираемой.

Изучение теории и методологии принятия и реализации государственных решений показывает, что на всех этапах развития социально-политической мысли качество жизни общества зависело от модели государственного управления. В то же время социально-политическая деятельность способствовала изменению механизмов принятия государственных решений в частности и моделей государственного управления в целом. Следовательно, можно утверждать о диалектической связи между развитием общества и способами управления социумом.

В современном мире создано значительное количество и моделей принятия государственных решений, разработанных в основном на Западе и активно используемых различными политическими акторами управления в России. Принятие данных решений часто осуществляется без учета социально — экономических, культурных, правовых, социально- психологических особенностей Российского государства. Существующие способы разработки, принятия и реализации государственных решений в основном не приводят к получению желаемого результата по различным причинам. В то же время теории и методологии испытанные российской действительностью не используются, а если и используются, то с задержкой в несколько лет, что подтверждает несформированость концепций и механизмов принятия государственных решений в отечественной науке и государственной практике.

Особенностями процесса реализации и принятия государственных решений в России являются:

− неотделимость политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика неразрывно связанна с другими сферами жизни из-за неразвитости институтов гражданского общества, которые должны ее контролировать и ограничивать. Неразвитость гражданского общество является особенностью политического процесса в России. В такой ситуации ни один вопрос экономического, социального и духовного развития не решается без вмешательства власти.

При переходе России к рыночной экономике статусная расслоенность сталкивается с социально-экономической, классовой. Неравенство в обществе, вызванное приватизацией и перераспределением государственной собственности, сформировало массу политических интересов и выражающих их сил. В этих условиях влияние государство уменьшается и растет желание правящего класса сохранить свое экономическое, политическое влияние и превосходство, и создать партию власти.

− отсутствие согласия между участниками политической жизни.

В России не было традиции согласия между различными участниками политической жизни государства и ее невозможно было упрочить за несколько лет реформ. Другая же причина отсутствия согласия кроется в различном взгляде различных политических сил и элит на понимании свободы и демократии, а также в неравных возможностях их участия в разработке и реализации государственных решений и удовлетворения собственных интересов.

− неорганизованность и высокая степень интеграции политических ролей. Фиктивное многообразие участников политического процесса, поскольку их возможности и влияние на принятие решений весьма ограниченны. Политические партии не способны в полной мере выражать интересы гражданского общества. Это связанно с тем, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами политические партии мало кого представляю и сами партии больше похожи на объединение единомышленников вокруг лидера, а не на формулу связи власти с гражданским обществом. [1]

− отсутствие тесного взаимодействия участников принятия государственных решений, в результате чего в обществе отсутствует единая коммуникационная система. Вертикально организованный процесс принятия государственных решений выполняет свои функции с помощью диалога власти и общества, в котором общество доносит свои требования до властных структур с помощью разветвленной системы представительства.

− в основе процесса принятия государственных решений лежит навязывание обществу нововведений со стороны государства. Активная роль государства, как в формировании проблем, так и объединение интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества.

Во взаимодействии «власть — общество» инициатива принадлежит государству, так как оно концентрирует ресурсы в своих руках

− особенностью процесса принятия государственных решений является огромная концентрация государственной власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет оппозицию выступать в качестве радикальных движений, а не политических соперников. Борьба правящей элиты и оппозиции является следствием культурно-политической неоднородности самой элиты, которая ориентируется, как на либеральные, так и на социалистические ценности. Этим и объясняется невысокая эффективность разработки и реализации принимаемых государственных решений.

− следующей особенность процесса принятия государственных решений в России является размывание традиций посткоммунистического общества, привело к тому, что лидера ради удержания власти в своих руках прибегали к помощи других государств. [1]

Данные особенности и оказали пагубное влияние на особенность построения и работоспособность системы принятия государственных решений в России.

Ярким примером является «Административная реформа. Ставились цели сокращения и удешевления аппарата, увеличение эффективности государственного управления. Получилось, по мнению большинства экспертов, следующее. Хаотизация управления в первый год, доходившая до паралича управляемости, рост «эффективного количества высокооплачиваемых должностей государственных руководителей, удорожание аппарата, неработоспособность в отдельных звеньях (например, законотворческой работы правительства). С позиций заявленных целей можно говорить о провале реформы. Продолжая рассмотрение особенностей механизма принятия государственных решений в России, следует отметить, что сегодня важную роль в государственном управлении выдвигается задача социальной интеграции. К этому обязывает рост сложности и масштабности возникающих социальных проблем, требующих при принятии решений всестороннего учета интересов заинтересованных участников. Чем разнообразнее круг субъектов — участников процесса принятия государственных решений, тем выше способность политической системы своевременно реагировать на назревшие проблемы и интересы общества. [2]

Для решения этих проблем необходимо провести ряд нижеследующих мер, которые могут помочь укреплению российского государства, формированию гражданского общества, повышению роли законодательных и исполнительных органов власти, и именно: следует исключить некоторые недостатки в управлении страной Государственной думе и Совету Федерации, оказывая более эффективную помощь в своевременном получении качественных заключений правительства Российской Федерации на вносимые законопроекты;

– необходимо более четко узаконить механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере дифференциации полномочий по предметам совместного ведения;

– важную роль в повышении эффективности механизма принятия государственных решений должны сыграть становление и развитие системы изучения правоприменительной практики, а также среднесрочного прогнозирования и планирования законодательных приоритетов. Установление прямой связи полномочий и расходных обязательств, предусмотренных законами, скорее всего приведет к сокращению доли внешних законов. изучение законодательства и практики в сфере правоприменения может стать важным методом осуществления государственного надзора;

– необходимо углубить принципы демократии в формировании механизма принятия государственных решений;

– целесообразно сосредоточить внимание на основных направлениях деятельности в области государственных решений: с политической целесообразности — к эффективности, оцениваемой по целевым и функциональным показателям;

– следует развивать контекстуальный подход к эффективности, связанный с оптимизацией сопряжения основных ветвей власти при сохранении их независимости;

– согласовывать и координировать парламентскую деятельность по вертикали (федеральный, региональный, местный уровни) и по горизонтали (внутрипарламентское взаимодействие);

– должно иметь место превосходство гуманистических ценностей в целевых и функциональных показателях, стандартах и критериях эффективности механизма принятия государственных решений; предельное сочетание представительных и профессиональных подходов в формировании структур парламента;

– увеличение профессионализма аппарата и научно экспертных начал в оценке эффективности механизма принятия государственных решений;

– развитие информационной открытости государственных структур. [3, c.24]

Таким образом, можно прийти к выводу что необходимо отойти от либерально-демократической модели управления, так как меньшинство населения с демократических позиций не имеют законных основ на выработку системы ценностей и целей, неприемлемых для большинства населения. Нужно вернуться к модели управления, когда государство при принятии государственных решений отражает интересы не отдельной социальной группы, а всего населения. Что касается проблемы конфликта интересов меньшинства и большинства, то данная проблема решается как в теоретическом, так и эмпирическом плане. [4,c 3–4]

Кроме того, методически важно отметить отсутствие ценностного подхода к созданию философии государственного управления. Идеологическая карта мира указывает на то, что ведущие государства мира строят своѐ будущее на основе ценностей, основанных на тех или иных идеологиях (европеизма и др.) и только политические акторы современной России уверены в том, что отсутствие государственной идеологии на протяжении двух десятилетий — это нормальное явление.

Литература:

  1. Исаев Б. А., Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. С.24.
  2. Сосунов Д. В. Процесс принятия политических решений в современной России (федеральный и региональный уровень). Автореферат дис…. канд.полит.наук. Воронеж, 2008.
  3. Трубицын, Андрей Витальевич. Механизмы регулирования деятельности муниципальных органов власти и управления на региональном уровне (политологический анализ). Автореферат дисс….канд.полит.наук: Ростов на Дону, 2013.
  4. Сулакшин С. С. Ценностное, мотивационное, градиентное государственное управление как российский вызов // Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. — Вып. 13. — М.: Научный эксперт, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): решение, Россия, государственное управление, гражданское общество, российское государство, государственная власть, особенность процесса принятия, политический процесс, принятие решений, современная Россия.


Ключевые слова

Россия, методология, государственное управление, либерально-демократическая модель

Похожие статьи

Гражданское общество современной России

Гражданское общество современной России. Авторы: Абражеева Дина Викторовна, Музыкин

Россия на сегодняшнем этапе развития является правовым и демократическим

Гражданское общество невозможно без чувства ответственности населения за решения...

Развитие гражданского общества в современной России...

Исследуя становление гражданского общества в современной России необходимо

Что необходимо сделать для поддержания процесса становления гражданского общества?

гражданское общество, Россия, свобода граждан, правовое государство, свобода человека

публичная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ...

Причины укрепления вертикали исполнительной власти...

Политика в России проникает во все сферы жизни общества. При незрелости гражданского общества возникает вполне естественная необходимость в укреплении вертикали исполнительной власти в стране. В данном случае политический процесс приобретает черты...

Перспективы построения государства как гражданско-правового...

Принятие в процессе управленческих действий соответствующих решений влечёт

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема

Гражданское общество и правовое государство как явления государственно-правового...

Пути становления государственной власти в современной...

Российское государство прошло в своём государственном развитие целые эпохи, отпечаток, который отразился на вид государственной власти. Россия на протяжении множества веков прошла долгий путь развития: раннефеодальное государство, феодально-раздробленное...

Проблемы становления государственной власти в обществе

Государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и самый

Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не

Право и долг гражданина — участвовать в принятии государственных, региональных и...

Проблемы реализации принципа народовластия в процессе...

Конституция РФ, государственная власть, Российская Федерация, государственное устройство, государственное устройство России, субъект федерации, Российское государство, политический режим, государство, узкая форма.

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

В современной России происходит процесс модернизации системы государственного управления, основной целью которой, является переориентация целей, методов и приоритетов деятельности государственного управления на интересы и потребности граждан.

Роль институтов гражданского общества в локальном...

Управление (governance) — процессы, посредством которых принимаются и реализуются государственные политические решения.

Отношения между органами власти и различными секторами общества определяют, как делаются и как предоставляются услуги.

Похожие статьи

Гражданское общество современной России

Гражданское общество современной России. Авторы: Абражеева Дина Викторовна, Музыкин

Россия на сегодняшнем этапе развития является правовым и демократическим

Гражданское общество невозможно без чувства ответственности населения за решения...

Развитие гражданского общества в современной России...

Исследуя становление гражданского общества в современной России необходимо

Что необходимо сделать для поддержания процесса становления гражданского общества?

гражданское общество, Россия, свобода граждан, правовое государство, свобода человека

публичная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ...

Причины укрепления вертикали исполнительной власти...

Политика в России проникает во все сферы жизни общества. При незрелости гражданского общества возникает вполне естественная необходимость в укреплении вертикали исполнительной власти в стране. В данном случае политический процесс приобретает черты...

Перспективы построения государства как гражданско-правового...

Принятие в процессе управленческих действий соответствующих решений влечёт

гражданское общество, Россия, государство, объединение, общество, проблема

Гражданское общество и правовое государство как явления государственно-правового...

Пути становления государственной власти в современной...

Российское государство прошло в своём государственном развитие целые эпохи, отпечаток, который отразился на вид государственной власти. Россия на протяжении множества веков прошла долгий путь развития: раннефеодальное государство, феодально-раздробленное...

Проблемы становления государственной власти в обществе

Государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и самый

Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не

Право и долг гражданина — участвовать в принятии государственных, региональных и...

Проблемы реализации принципа народовластия в процессе...

Конституция РФ, государственная власть, Российская Федерация, государственное устройство, государственное устройство России, субъект федерации, Российское государство, политический режим, государство, узкая форма.

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

В современной России происходит процесс модернизации системы государственного управления, основной целью которой, является переориентация целей, методов и приоритетов деятельности государственного управления на интересы и потребности граждан.

Роль институтов гражданского общества в локальном...

Управление (governance) — процессы, посредством которых принимаются и реализуются государственные политические решения.

Отношения между органами власти и различными секторами общества определяют, как делаются и как предоставляются услуги.

Задать вопрос