Особенности гендерных переживаний кризиса 13 лет школьниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 17.05.2020

Статья просмотрена: 422 раза

Библиографическое описание:

Усманова, А. И. Особенности гендерных переживаний кризиса 13 лет школьниками / А. И. Усманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 654-656. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70181/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье рассматриваются гендерные особенности кризиса 13 лет школьниками. Рассмотрены симптомы подросткового кризиса и факторы, влияющие на него.

Ключевые слова: кризис, пол, поведение, опыт, агрессия.

The article considers gender experiences’ features of the 13 years crisis by students. Symptoms of a teenage crisis and factors of influence are considered.

Key words: crisis, gender, behavior, experience, agression.

В настоящее время проблема гендерной идентичности в подростковом возрасте чрезвычайно актуальна. Психиатр Хельмут Ремшмидт отмечает, что среди подростков выявлена социальная реакция на изменения их внешности, которую они включают в представление о себе. Следует, что одной из важнейших стадий формирования гендерной идентичности является подростковый возраст, во время которого происходит осознание гендера и социальной роли в психики личности [5, c. 109].

Кризис 13 лет является переломным моментом социального процесса, который напоминает кризис трех лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» приобретает социальный смысл. В литературе кризис описан как «негативная фаза полового созревания». Он распознается падением успеваемости, снижением продуктивности, нарушением психологической гармонии с собой. Кризис 13 лет относится к числу острых [1, с. 105].

Главным симптомом проявления этого кризиса является снижение продуктивности и способности к учебной деятельности в любых сферах учебы. В особенности регресс заметен, когда ученику дается творческое задание. Лишь выполнение механических заданий остается без негативных изменений. Подросток впервые обращает внимание на окружающих людей, начинает сравнивать себя с другими.

Следующим симптомом является негативизм. Иногда данную фазу так и называют фазой второго негативизма в сравнении с кризисом трех лет. Дети как бы обосабливаются от среды, приобретают враждебность, склонны к ссорам и нарушениям дисциплины. В это же время они испытывают внутреннее беспокойство, неудовлетворенность, стремление к уединению и самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется сильнее и чаще, чем у девочек, но начинается позже — в 14–16 лет. При этом поведение подростка во время кризиса не всегда обладает отрицательным характером.

В течение подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, возникают возрастные периоды с более высокой и более низкой степенью демонстрации агрессивного поведения. Установлено, что у мальчиков имеется два пика проявления агрессии: 12 лет и 14–15 лет. У девочек наибольшая степень проявления негативного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [3, c. 55].

Сравнение уровня проявления самых разных типов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков сильнее всего выражена склонность к прямой физической и вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Можно сделать вывод, что для мальчиков характерно не столько проявление агрессии по критерию «вербальная — физическая», сколько ее демонстрация в открытой форме и непосредственно с оппонентом. Девочки отдают предпочтение именно вербальной агрессии в любой форме — прямой или косвенной.

С начала подросткового возраста самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков, и данная тенденция непосредственно связана с самооценкой внешних данных. Некоторые исследователи обнаружили, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности собственного тела, чем с оценкой его эффективности. У мальчиков, наоборот, главный критерий самооценки — эффективность тела [4].

Исследовательницы Т. В. Калинина и Н. С. Уривская докладывают о существовании гендерных особенностей демонстрации агрессивного поведения, определяющихся социокультурной средой, в которой проходит подростковое воспитание. Согласно исследованиям, проведенным педагогами-психологами в г. Самара в 2017 году, негативные проявления присутствуют как у девочек, так и у мальчиков. Но такие проявления значительным образом отличаются. Мальчики обычно демонстрируют физическую агрессию, а девочки склонны к вербальной агрессии. Гендерные роли подразумевают проявления агрессивного поведения у мальчиков, а у девочек подобное поведение подавляется и осуждается институтами социализации, — семьей и школой. Все эти факторы необходимо учитывать родителям, учителям, психологам и социумом при взаимоотношении с подростками, ведь агрессию легче предотвратить, чем потом подавлять агрессивное поведение [2].

Школа — это важный институт мужской и женской гендерной социализации. Межличностные отношения и учебная взаимосвязь между учителем и учеников выступают как одни из важнейших факторов гендерной социализации подростка. Очень часто учителя определяют мальчиков как невоспитанных, более активных, дерзких, менее трудоспособных, а девочек — как старательных, аккуратных, покладистых, отзывчивых, что показывает их приверженность традиционным идеям о гендерных ролях. Кроме этого, подростки учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением окружающих людей — родителей и других детей.

Таким образом, возрастной кризис является особым, относительно непродолжительным по времени периодом перехода в возрастном развитии к новому качественно специфической стадии, которая характеризуется резкими психологическими изменениями. В подростковой психологии возрастные кризисы у школьников 13-ти лет являются кризисами социального развития, характеризующиеся противоречием между личностным Я и внешним миром. Данный кризис отличается падением продуктивности и частыми проявлениями негативизма.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 2012. — 672 с.
  2. Калинина Т. В., Уривская Н. С. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 8–11.
  3. Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. — СПб.: 1999. — 358 с.
  4. Курочкина И. А. Психологические особенности структурных компонентов гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 6–7. — С. 1518–1524.
  5. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Пробл. становления личности — М.: Мир, 1994. — 319 с.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, девочка, мальчик, подростковый возраст, вербальная агрессия, кризис, гендерная идентичность, снижение продуктивности.


Похожие статьи

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного...

подростковый возраст, агрессивное поведение, женщина, гендерная идентичность, агрессия, проявление агрессии, гендерная роль, девочка, мальчик, мужчина. Особенности агрессивного поведения подростков. вербальная агрессия, агрессивное поведение...

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

Подростковый возраст — этап от 10–11 до 15 лет. Соответствующий началу перехода от детства к юности и относящийся к числу критических

подростковый возраст, агрессивное поведение, женщина, гендерная идентичность, агрессия, проявление агрессии, гендерная...

Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного...

Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Считается, что подростковый возраст является одним из самых трудных

Кризис подросткового возраста — абсолютно нормальное явление, которое свидетельствует о развитии личности, но при...

Агрессивное поведение современных подростков

В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.

Агрессия в подростковом возрасте как... | Молодой ученый

Цыренов В.Ц. Агрессивное поведение подростков как социально-педагогическая

Ключевые слова: агрессивное поведение, вербальная агрессия, отношение, дети подросткового

Ключевые слова: гендерные особенности, подростковый возраст, агрессия, агрессивное...

Причины и формы психологического кризиса в системе...

Входе исследования выявлено, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, а в случае

подростковый возраст, агрессивное поведение, женщина, гендерная идентичность, агрессия, проявление агрессии, гендерная роль...

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как...

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками...

Особенности восприятия семейного воспитания у подростков...

Ключевые слова: подростки, агрессивность, стиль семейного воспитания. Подростковый возраст является одним из самых сложных

Проблема нашего исследования: различается ли и как восприятие стиля семейного воспитания подростков с разным уровнем агрессивности?

Психолого-педагогическое исследование агрессивности...

В подростковом возрасте дети переживают сложный, часто противоречивый период.

Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств через речевую форму общения

Ключевые слова: гендерные особенности, подростковый возраст, агрессия, агрессивное...

Похожие статьи

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного...

подростковый возраст, агрессивное поведение, женщина, гендерная идентичность, агрессия, проявление агрессии, гендерная роль, девочка, мальчик, мужчина. Особенности агрессивного поведения подростков. вербальная агрессия, агрессивное поведение...

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

Подростковый возраст — этап от 10–11 до 15 лет. Соответствующий началу перехода от детства к юности и относящийся к числу критических

подростковый возраст, агрессивное поведение, женщина, гендерная идентичность, агрессия, проявление агрессии, гендерная...

Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного...

Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Считается, что подростковый возраст является одним из самых трудных

Кризис подросткового возраста — абсолютно нормальное явление, которое свидетельствует о развитии личности, но при...

Агрессивное поведение современных подростков

В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.

Агрессия в подростковом возрасте как... | Молодой ученый

Цыренов В.Ц. Агрессивное поведение подростков как социально-педагогическая

Ключевые слова: агрессивное поведение, вербальная агрессия, отношение, дети подросткового

Ключевые слова: гендерные особенности, подростковый возраст, агрессия, агрессивное...

Причины и формы психологического кризиса в системе...

Входе исследования выявлено, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, а в случае

подростковый возраст, агрессивное поведение, женщина, гендерная идентичность, агрессия, проявление агрессии, гендерная роль...

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как...

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками...

Особенности восприятия семейного воспитания у подростков...

Ключевые слова: подростки, агрессивность, стиль семейного воспитания. Подростковый возраст является одним из самых сложных

Проблема нашего исследования: различается ли и как восприятие стиля семейного воспитания подростков с разным уровнем агрессивности?

Психолого-педагогическое исследование агрессивности...

В подростковом возрасте дети переживают сложный, часто противоречивый период.

Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств через речевую форму общения

Ключевые слова: гендерные особенности, подростковый возраст, агрессия, агрессивное...

Задать вопрос