Активизация устной речи на уроках русского языка в условиях поликультурной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 10.05.2020

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Курасова, А. А. Активизация устной речи на уроках русского языка в условиях поликультурной среды / А. А. Курасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 515-516. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69884/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье автор рассматривает определенные приемы активизации речевой деятельности обучающихся в условиях поликультурной среды, обеспечивающие дальнейшее развитие и совершенствование устной речи.

Ключевые слова: дети-инофоны, поликультурная среда, мотив, речевая ситуация, диалог.

Владение русским языком рассматривается как одна из основных задач в процессе формирования вторичной языковой личности обучающегося в целях развития межкультурной коммуникации. Опыт показывает наличие затруднений в свободном говорении учеников, для которых русский язык является неродным, что свидетельствует о необходимости усиления коммуникативного компонента на уроках гуманитарного цикла. Навыки говорения необходимо целенаправленно формировать, систематически используя различные методы и приемы активизации устной речи. При этом необходимо учитывать наличие у обучающихся мотива, действительное намерение участвовать в общении. Речевая ситуация способствует появлению такого мотива.

Ситуации общения, возникающие в процессе обучения, условно можно разделить на три группы: реальные, условные и проблемные [2]. Реальные ситуации во время образовательного процесса немногочисленны, зачастую они относятся к опозданиям, самочувствию, выполнению или невыполнению домашнего задания.

Появление проблемной речевой ситуации зависит от наличия нескольких точек зрения во время диалога. Данные обстоятельства подводят обучающегося к необходимости самому начать конструировать и реконструировать имеющийся багаж знаний. Цель педагога в данном случае — поставить проблемный вопрос таким образом, чтобы на него было несколько возможных ответов, которые приведут к столкновению мнений.

На уроке русского языка в 8 классе по теме «Роль второстепенных членов предложения. Дополнение» возможна постановка следующего проблемного вопроса: так ли необходимы в реальной жизни второстепенные члены предложения? В процессе ответа обучающиеся приводят различные примеры из собственного опыта, из родного языка, доказывая необходимость или же ненужность данных синтаксических единиц в речи. Упрощая научный материал, подбирая различные ситуации общения, учитель вызывает у обучающихся иноэтничной культуры инициативу к диалогу в процессе обучения.

Условные ситуации в большей степени способны моделировать реальные ситуации общения с различными типами речевого поведения. Во время проведения уроков развития речи смоделировать необходимую ситуацию и спровоцировать определенные высказывания помогут следующие действия преподавателя: представить похожую ситуацию в реальном общении; указать время и место данной ситуации, описать участников разговора и их характеры; установить цель общения; сообщить эту информацию обучающимся [1].

С целью повышения мотивации и развития коммуникативных навыков школьников необходимо создать информационный пробел, когда участники процесса общения не знают, в чем заключается роль их оппонента. Условная ситуация создается с помощью речевой установки, где определяются вышеупомянутые параметры возможного диалога.

Общение всегда личностно. Необходимо учитывать возрастную категорию, национальную принадлежность, мировоззрение, интересы и чувства участников образовательного процесса. Одна и та же тема может обсуждаться по-разному [1]. К примеру, тема урока русского языка «Чужая речь» в поликультурной среде должна изучаться с точки зрения языковой специфики народов. Особенности построения предложений с прямой или косвенной речью выстраиваются в сравнении с родным для ученика языком.

Текстоцентрический подход в обучении русскому языку детей-инофонов дает возможность после прочтения текста дать школьникам несколько заданий на выбор, например: изменить данный текст, добавляя причастные и деепричастные обороты, сравнить возможность употребления данных конструкций в родном языке; определить стилевую принадлежность предложенного материала, подобрать подобный пример из родного языка; придумать другой конец текста, используя примеры жизни людей иной национальности и т. д.

Каждый из предложенных вариантов задания предполагает не механическое заучивание, а настоящее самостоятельное речевое высказывание. Интерес к тексту, его орфографическим и пунктуационным особенностям, не будет потерян, если каждый раз задания будут представлены в новом формате [3]. Стоит посмотреть на предложенный материал и с авторской точки зрения, с позиции корректора, журналиста, рассказчика и т. д. Речевая задача способна изменить и сам предмет обсуждения.

Гораздо более трудна для обучающегося, изучающего русский язык как неродной, работа в процессе диалогового взаимодействия. Трудность диалога обусловлена такими характеристиками как ситуативность и реактивность. При обучении диалогу необходимо учитывать две разновидности диалоговой формы: свободной и стандартной (типовой) [2]. Здесь появляется возможность применить на практике ролевое взаимодействие, используя шаблонные выражения, характерные для русского языка. Когда ученик выступает в роли покупателя или продавца, врача или пациента, такая роль сравнительно жестко определена типовой ситуацией. Беседы, дискуссии, интервью, т. е. такие формы коммуникации, в которых социальные речевые роли не фиксируются, являются свободными формами диалога.

Обучение диалогу методом «сверху вниз», т. е. на основе диалога модели, признано эффективным при обучении стандартным (типовым) диалогам. Метод «снизу-вверх» предполагает высокий уровень развития речи и является неэффективным в условиях поликультурной образовательной среды. Более того он может воспрепятствовать инициативе и творчеству.

При активизации устной речи у детей-инофонов совершенствуются следующие навыки и умения: формулировка различных типов вопросов, логика и ясность изложения, проявление внимания, заинтересованности, употребление различных вводных конструкций и клише; заинтересованность к изучению русского языка, исследование культурных особенностей изучаемой речи в сравнении с родной; использование разнообразных способов реализации речевых функций.

Литература:

  1. Аракелян, О. В. Поликультурное образование и этнопсихология / О. В. Аракелян. — М.: Народное образование. — 1998. — № 3. — С. 11–35.
  2. Гальскова, Н.Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — М.: Академия, 2015.
  3. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителя / С. С. Артемьева, Е. В. Дождикова, Л. Ю. Денискина и др.; под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. — М.: Просвещение, 2006. — 127 с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, поликультурная среда, родной язык, устная речь, второстепенный член предложения, образовательный процесс, предложенный материал, прием активизации, процесс обучения, речевая ситуация.


Похожие статьи

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Использование речевой образовательной ситуации в процессе... Речевая образовательная ситуация – это ситуация актуального

Ключевые слова: ролевая игра, интенсификация, устная иноязычная речь школьников. На современном глобализационном этапе развития...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Расширить предложение второстепенными членами. Пасека находится в ….

Хочется подробнее остановиться на следующих приёмах работы направленных на развитие речи учащихся

Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения.

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

Особенности обучения русскому языку в классе... Таким образом, обучение языку абсолютно обоснованно выходит за рамки учебного

Язык-посредник в преподавании иностранного языка. иностранный язык, родной язык, учебный процесс, родной язык учащихся, русский язык...

Использование речевой образовательной ситуации в процессе...

Образовательно-речевая среда организовывается преподавателем следующим образом: отбирается необходимый речевой материал, исследуются отношения между участниками процесса иноязычного делового общения, выбираются ключевые понятия.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

Ключевые слова: русский язык, развитие речи, развитие речи учащихся, устная речь, урок

Развитие речи является одной из важнейших задач обучения русскому языку в школе.

Речевая деятельность, развиваемая, в первую очередь, на уроках русского языка, имеет...

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный процесс. Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной... Необходимо, чтобы в систему упражнений для развития...

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи — важная задача обучения родному языку.

Проблема обучения школьников письменным речевым высказываниям является актуальной еще и потому, что в старших

В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников

Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского...

Одной из самых главных задач обучения русской литературе и русскому языку

Речь признаётся базисом для всех видов мыслительной деятельности, поэтому её качество есть

Работа над повышением речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования.

Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка...

Похожие статьи

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Использование речевой образовательной ситуации в процессе... Речевая образовательная ситуация – это ситуация актуального

Ключевые слова: ролевая игра, интенсификация, устная иноязычная речь школьников. На современном глобализационном этапе развития...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Расширить предложение второстепенными членами. Пасека находится в ….

Хочется подробнее остановиться на следующих приёмах работы направленных на развитие речи учащихся

Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения.

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

Особенности обучения русскому языку в классе... Таким образом, обучение языку абсолютно обоснованно выходит за рамки учебного

Язык-посредник в преподавании иностранного языка. иностранный язык, родной язык, учебный процесс, родной язык учащихся, русский язык...

Использование речевой образовательной ситуации в процессе...

Образовательно-речевая среда организовывается преподавателем следующим образом: отбирается необходимый речевой материал, исследуются отношения между участниками процесса иноязычного делового общения, выбираются ключевые понятия.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

Ключевые слова: русский язык, развитие речи, развитие речи учащихся, устная речь, урок

Развитие речи является одной из важнейших задач обучения русскому языку в школе.

Речевая деятельность, развиваемая, в первую очередь, на уроках русского языка, имеет...

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный процесс. Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной... Необходимо, чтобы в систему упражнений для развития...

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи — важная задача обучения родному языку.

Проблема обучения школьников письменным речевым высказываниям является актуальной еще и потому, что в старших

В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников

Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского...

Одной из самых главных задач обучения русской литературе и русскому языку

Речь признаётся базисом для всех видов мыслительной деятельности, поэтому её качество есть

Работа над повышением речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования.

Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка...

Задать вопрос