Коллективно-синергетическая природа лидерства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 27.04.2020

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Симутин, М. С. Коллективно-синергетическая природа лидерства / М. С. Симутин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69316/ (дата обращения: 17.04.2024).



В статье автор рассматривает понятия «лидер» и «лидерство» с точки зрения синергетического подхода. Обосновывается взаимосвязь коллективных представлений о лидерстве и реальный образ лидера. Предлагаются различные методы по воздействию на коллективные представления о лидере.

Ключевые слова: лидер, лидерство, коллективный разум, синергия, руководство.

  1. Лидер игруппа. Какова связь? Порождает ли группа лидера или лидер создаёт группу?

Проблематика возникновения и развития лидерства в психологии управления занимает одно из актуальных направлений научного поиска. Прежде, чем приступить к рассмотрению вопросов взаимообусловленности позиций лидера и группы, обратимся к толкованию в научной литературе основных дефиниций. Итак, «лидер» — это член организованной группы, за которым эта группа признает определенное право принимать и диктовать значимые для группы решения в ситуациях любого уровня, т. е., по сути дела, «лидер» — есть главная авторитетная личность в группе, занимающая системообразующую роль в совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе» [3].

В то же время, «группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например, социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т. д.» [2].

Во всякой группе можно обнаружить лидера, следовательно, мы вправе сделать вывод о том, что всякая группа так или иначе сформирует/выберет лидера. Такой феномен можно объяснить с помощью понятия «коллективный разум», т. е. концентрации воли многих людей в консенсусном принятии решений. В таком разрезе, через субъектность группы, мы и попробуем рассмотреть само лидерство, которое есть «процесс социально-психологической самоорганизации и самоуправления общением и деятельностью членов малой группы, осуществляемый лидером как субъектом спонтанно, на основе восприятия, подражания, эмпатии, понимания и др.» [4].

  1. Синергетика лидерства иформирование управляющих структур

Исходя из теории о «коллективном разуме», мы можем определить особую специфику группового поведения индивидов. Так, каждый из участников по отдельности выполняет определённый объём работы, а, если, объединить таких индивидов в группу, мы обнаружим, что масштаб работы не будет равен простому сложению мощностей индивидов. Этот эффект получил название синергии, его можно условно обозначить схемой «1+1=3», где лишняя «единица» и есть синергетический эффект.

Теперь же предположим, что каждый член коллектива имеет определённый управленческий потенциал. В таком случае, мы имеем право утверждать, что сложение всех управленческих потенциалов членов группы порождает своеобразную синергию управления, — именно этим синергетическим эффектом управления можно обосновать феномен самоорганизации. Таким образом, объединение всех управленческих мощностей коллектива вызывает как минимум самоупорядоченность последнего, что в свою очередь можно рассматривать как преструктуральную стадию коллективного генезиса. Получается, что перед формированием образа конкретного лидера неизбежно существует своя структура и специфика организации — это важно понимать, поскольку в последующем это так или иначе не позволит лидеру использовать всю широту стилей лидерства: как минимум, состав группы заранее предопределяет то, как будет управлять лидер.

Данный процесс можно метафорично сравнить с возникновением первичного органического бульона, приведшего к возникновению простейших форм жизни. Так и формирование лидера — есть происхождение «жизни» группы в той же степени произвольное, в той же степени обусловленное необходимостью развития.

Как формируется сам лидер в такой парадигме? Для этого обратим внимание на то, что у каждого участника группы есть свой «идеал» управленца-лидера, однако, как только человек оказывается в коллективе, происходит синергетическое слияние идеалов каждого члена группы. Таким образом, формируется общий «надидеал», который в свою очередь, путём банального перебора всех возможных альтернатив, находит своё воплощение в лидере. Нужно понимать, что так или иначе лидер будет отсортирован из близких к группе источников внешней среды или, что гораздо чаще, из доступных в самой группе. Почему так? Сущность такого отбора заключается в том, что, несмотря на идеальность образа лидера, он нуждается в привязке к конкретной «экосистеме» того коллектива, который этот идеал вырабатывает. С точки зрения американского социолога Дж. Коулмана [7], лидерство — важная характеристика структуры группы, а лидерские качества, приобретаются в процессе группового опыта, во взаимодействии между субъектами, поэтому лидерство следует рассматривать «либо как искусство достижения согласия в совместной деятельности, либо как инструмент достижения конечной организационной цели и решения конкретных задач» [1].

Таким образом, мы определили, что лидер есть полностью продукт коллектива, его маленький «бог», механизмы и рычаги лидерства уже определены, и для лидера остаётся доступным лишь порядок использования этих рычагов.

  1. Лидер ируководитель. Концепция «Царь иБог» как высочайшая сенситивность каналов управления

Следующий важный вопрос, который должен быть рассмотрен — взаимодействие понятий «лидерство» и «руководство». В литературе можно встретить крайне полярные точки зрения от отождествления понятий до их антагонизма. Всё же большинство авторов делает различие между «формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера» [5]. В рамках нашего подхода, нам видится различие этих понятий в самом смысле их необходимости. Так лидер, являясь в сущности «добавочным продуктом» группы, вовсе может и не быть руководителем. Рассмотрим тривиальный пример с капитаном корабля.

Условный капитан набирает команду на новый корабль. Он осуществляет рекрутинг, профотбор, распределение ролей и делегирование полномочий. В данном примере мы видим руководство. Конкретно лидера здесь не может быть, поскольку не образовался сам коллектив. Затем, в плавании, образуется коллектив команды корабля, составляющей частью которого является и руководитель. При формировании общей идеологической установки идеалы капитана так же учитываются. Рационально предположить, что в качестве лидера команды капитан видит себя и это видение растворяется в общем идеале команды. Остаётся лишь вопрос, насколько силён компонент видения капитана (что есть сугубо психологическая черта) и насколько в итоге оказывается близок к идеалу всей команды капитан, а учитывая, что он нанимал матросов, то изначально у тех сложилась психологическая картина «превосходства» капитана.

Делаем соответствующий вывод — руководитель, изначально создающий команду, имеет больший шанс стать её лидером, во всяком случае, на начальном этапе существования коллектива, — поэтому руководителю, назначенному в уже существующую группу, приходится сложно. С одной стороны, он деформирует предыдущий идеал внесением своего идеала в общий идеал коллектива, с другой, не обладает бонусами основателя. Можно предположить, что смену руководителя лучше переживают большие коллективы, так как идеал нового руководителя практически никак не сместит общий идеал. Отсюда и вытекает формула сменяемости государственной власти и высших должностных лиц.

Но, возвращаясь к взаимосвязи лидера и руководителя, нам кажется достаточно логичным назвать лидера — «Богом», а руководителя — «Царем». Исходя из вышеописанной модели, мы делаем вывод, что наиболее эффективный вид «лидер-руководитель» можно шутя назвать «И Царь и Бог». Такой подход позволяет субъекту использовать максимальную скорость решений, доступную для руководителя, и высочайший синергетический эффект воздействия, доступный для лидера.

  1. Управление синергетикой коллектива через «инъекции», «утечки» и «перестановки»

Перейдём к наиболее практической части дискурса. Как, зная такой механизм возникновения лидерства, выстроить наиболее эффективную систему управления? Система управления — это совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность, направленную на достижение цели, то есть предвосхищенного результата [6]. Рассмотрим несколько допустимых методик, основываясь на том, что, в отличие от классических методов политтехнологий, мы работаем не над лидером, а над группой, которую он возглавляет.

Первое, уже описанное во втором подпункте средство, мы можем условно назвать «эффектом основателя». В таком случае, чтобы добиться совмещения лидерства и руководства, руководителю придётся собрать большую часть коллектива. Особенно это хорошо реализуемо для проектного управления, где легко создать группу с нуля.

Второй логичной моделью нам видится метод «инъекций». Как мы уже говорили, вновь назначенный руководитель сам становится частью группы и деформирует общий идеал. Разумеется, существенным такое влияние будет только в малых группах. Однако, для доведения общего синергетического идеала имеет смысл внедрение в группу ещё определенного количества человек, разделяющих идеал более-менее аналогичный руководителю. Большее воздействие способно скорректировать групповой идеал до такой степени, чтобы руководитель мог быть лидером. Похожим образом поступил И. Сталин, когда организовал дополнительный набор в РКП(б), что обеспечило ему рост поддержки.[1]

Третья концепция обратна «инъекции», в случае применения «утечки» мы избавляемся от определённого количества людей, смещающих общий идеал в сторону от необходимого. Нужно понимать, что это, в первую очередь, не устранение откровенных врагов, а скорее удар по сторонникам «третьего пути». Оппозиция так или иначе имеет сложившееся представление об анти-лидере, а вот сторонники альтернатив, оказывают сильное воздействие на идеал управленца.

Четвертый метод — «перестановки». В действительности, зная, что группа выдаёт сложный синергетический эффект, можно влиять на общий идеал, не избавляясь от кого-либо, а просто переставляя местами сотрудников, усиливая одни позиции и ослабляя другие. Прежде всего речь идёт о коммуникативной составляющей, можно усилить коммуникативные позиции нужных идей с целью изменения идеала в свою пользу.

Если обобщить все перечисленные методы, можно выделить новую функцию, которая присуща только руководителю-лидеру — управление синергией. Он может возложить эту функцию на себя или поручить это специальному отделу и внешним подрядчикам.

  1. Вывод. Обоснование необходимости дальнейших исследований

В рамках данного рассуждения, на наш взгляд, нам удалось собрать целый спектр исследовательских и управленческих задач. Прежде всего, необходимо построить точные эмпирические модели коллективно-синергетического лидерства. Так же необходимо детально изучить место данного подхода в общенаучном спектре. Очевидно, что с привлечением современных цифровых-аналитических технологий мы открываем для современного руководителя широкие возможности к автоматическому «лидербилдингу», когда с помощью машинных алгоритмов можно будет регулировать коллективный идеал в течение реального времени. Широкую применимость такой подход найдёт во всех сферах управления, причём не взирая на специфичность некоторых, поскольку везде речь идёт о коллективах. Если начать разрабатывать более сложные методы и вводить оперирование количественными данными, то этот подход займёт свое место в сфере коммерческого консалтинга.

Литература:

  1. Ананченко М. Ю. Сущность и источники лидерства. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. — 2005. — № 1.- С. 47–54.
  2. Войтина Ю. М. Понятие группы и ее классификация. Виды групп. // https://psy.wikireading.ru/30247
  3. Яманова А. Л. Лидерство в управлении: основные понятия, сущность и роль. //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 7. // https://clck.ru/MLW6t
  4. Руководство и лидерство. / Под ред. Б. Д. Парыгина. — Л. — 1973. — 144с.
  5. Руководство и лидерство. // https://works.doklad.ru/view/QMLwGuC6-NM/all.html
  6. Экономика инновационные подходы. // http://bibliotekar.ru/economika-9/22.htm
  7. Coleman J. C., Hammen C. L. The Individual and the Group. // A Study of Organizational Leadership. Harrisburg. Stackpole Books. — 1976. — P. 141–171.

[1] Имеется в виду начавшийся после смерти В. И. Ленина 21 января 1924 года, массовый набор в РКП(б). Соответствующее решение было принято Пленумом ЦК РКП(б) уже 29—31 января 1924 года; в соответствии с постановлением Пленума «О приёме рабочих от станка в партию» набор распространялся в первую очередь на рабочих, а также на беднейших крестьян.

Основные термины (генерируются автоматически): лидер, группа, общий идеал, руководитель, совместная деятельность, коллектив, подход.


Ключевые слова

лидер, лидерство, синергия, руководство, коллективный разум

Похожие статьи

Феномен лидерства в коллективе младших школьников

Сфера деятельности лидера является в основном малая группа, где он является лидером.

В этом плане идеал очередности имеет один недостаток: в ней не предполагается избрание лидера, как наиболее достойного система передачи роли лидера каждому члену коллектива...

Тренинги командообразования как способ решения проблем...

Основные термины (генерируются автоматически): творческий коллектив, коллектив, группа, лидер, индивид, эффективное лидерство, социальная

Стиль управления коллективом выступает в качестве своеобразной системы психологических воздействий руководителя по...

Становление лидерских качеств руководителей коммерческих...

Лидер неформально возглавляет коллектив или большую его часть, «вдохновляет»

Но практически все исследователи разделяют общее понимание что лидерство, как система

Важнейшей задачей реализации управленческой деятельности в современных условиях...

Распределенное лидерство в контексте педагогики общей заботы...

дальнейшей совместной деятельности, обсуждения общих проблем и принятия решений. В этом случае куратор лишь устанавливает

Основные термины (генерируются автоматически): Иваново, распределенное лидерство, общая забота, учебная группа, лидер, куратор, группа...

Преподаватель-лидер: особенности поведения и способы...

Отличия руководителя группы от лидера группы заключаются в следующем

Совмещение ролей «преподаватель-руководитель» и «преподаватель-лидер» повышает общую

Вот такие подходы стали точками отсчета для анализа методом наблюдения лидерских особенностей...

Лидерство руководителя в контексте управленческой культуры...

В статье обосновывается, что лидерство руководителя научного коллектива в комплексе

Это производная от их взаимодействия в процессе совместной деятельности, но вместе с тем она

Главной отличительной чертой руководителя коллектива ученых является его научное...

Проблемы взаимодействия руководителя и коллектива...

Качества руководителя можно условно разделить на две группы. Первая группа — его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности. Вторая группа — интеллектуальные и личностные качества: знания...

Роль межличностных отношений в управлении коллективом

3) Руководители могут сами создать для членов групп и команд возможность повышения

Казаков И. С. Реализация компетентностного подхода в современном образовании / И. С. Казаков

Коллектив — это не простая арифметическая сумма индивидов, а качественно новая.

Функции лидера в успешном управлении командой в организации

Основные термины (генерируются автоматически): роль человека, лидер, лидерство, участник группы, успешное управление, управленческая деятельность, группа, механизм формирования лидерства, лидерское поведение, формирование лидеров.

Эффективное взаимодействие руководителя и коллектива...

Статья посвящена проблемам взаимодействия руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива. Автором в статье раскрыты принципы, функции, способы организации и компоненты совместной деятельности руководителя и коллектива.

Похожие статьи

Феномен лидерства в коллективе младших школьников

Сфера деятельности лидера является в основном малая группа, где он является лидером.

В этом плане идеал очередности имеет один недостаток: в ней не предполагается избрание лидера, как наиболее достойного система передачи роли лидера каждому члену коллектива...

Тренинги командообразования как способ решения проблем...

Основные термины (генерируются автоматически): творческий коллектив, коллектив, группа, лидер, индивид, эффективное лидерство, социальная

Стиль управления коллективом выступает в качестве своеобразной системы психологических воздействий руководителя по...

Становление лидерских качеств руководителей коммерческих...

Лидер неформально возглавляет коллектив или большую его часть, «вдохновляет»

Но практически все исследователи разделяют общее понимание что лидерство, как система

Важнейшей задачей реализации управленческой деятельности в современных условиях...

Распределенное лидерство в контексте педагогики общей заботы...

дальнейшей совместной деятельности, обсуждения общих проблем и принятия решений. В этом случае куратор лишь устанавливает

Основные термины (генерируются автоматически): Иваново, распределенное лидерство, общая забота, учебная группа, лидер, куратор, группа...

Преподаватель-лидер: особенности поведения и способы...

Отличия руководителя группы от лидера группы заключаются в следующем

Совмещение ролей «преподаватель-руководитель» и «преподаватель-лидер» повышает общую

Вот такие подходы стали точками отсчета для анализа методом наблюдения лидерских особенностей...

Лидерство руководителя в контексте управленческой культуры...

В статье обосновывается, что лидерство руководителя научного коллектива в комплексе

Это производная от их взаимодействия в процессе совместной деятельности, но вместе с тем она

Главной отличительной чертой руководителя коллектива ученых является его научное...

Проблемы взаимодействия руководителя и коллектива...

Качества руководителя можно условно разделить на две группы. Первая группа — его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности. Вторая группа — интеллектуальные и личностные качества: знания...

Роль межличностных отношений в управлении коллективом

3) Руководители могут сами создать для членов групп и команд возможность повышения

Казаков И. С. Реализация компетентностного подхода в современном образовании / И. С. Казаков

Коллектив — это не простая арифметическая сумма индивидов, а качественно новая.

Функции лидера в успешном управлении командой в организации

Основные термины (генерируются автоматически): роль человека, лидер, лидерство, участник группы, успешное управление, управленческая деятельность, группа, механизм формирования лидерства, лидерское поведение, формирование лидеров.

Эффективное взаимодействие руководителя и коллектива...

Статья посвящена проблемам взаимодействия руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива. Автором в статье раскрыты принципы, функции, способы организации и компоненты совместной деятельности руководителя и коллектива.

Задать вопрос