Электронное правительство как необходимое условие развития современного государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 25.04.2020

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Пономарёва, А. Э. Электронное правительство как необходимое условие развития современного государства / А. Э. Пономарёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 226-229. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69186/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор пытается определить юридическое понятие электронного правительства России, сравнить его становление с зарубежным опытом других государств.

Ключевые слова: электронное правительство, государство, государственное управление, цифровое управление.

Одним из условий развития современного механизма государственного управления в настоящее время является концепция электронного правительства. Понятие «электронное правительство» берет свое начало от английской аббревиатуры «e-government» (electronic government) или «i-government» (information government). Впервые он был использован на Западе в конце 1970-х годов и применялся не только к деятельности государственных органов, но и в сфере бизнеса. Однако, в ходе совершенствования сферы государственного управления стало понятно, что «электронное правительство» как термин намного шире сфер государства и экономики, что он включает в себя не только взаимодействие органов власти друг с другом, бизнесом и гражданами, но и деятельность государства по глобальному внедрению в повседневную жизнь человека компьютерных технологий.

На данном этапе в науке есть несколько подходов к понятию e-government. Ряд ученых, проводя полный разбор и перевод этого словосочетания, отмечают, что слово «government» переводится в разных значениях [1]. Например, это и власть в целом, и правительство как отдельный орган, и сам процесс руководства или управления. Поэтому ошибочно понимать под ним только деятельность правительства, как это происходит в большинстве отечественной литературы. Сейчас концепция электронного правительства включает в себя три составляющих: government to government или G2G (государство для государства)- сфера взаимодействия государственных органов или должностных лиц между собой, government to business или G2B (государство для бизнеса)- взаимодействие различных субъектов бизнеса с государством и наоборот, government to citizens или G2C (государство для граждан)- система электронных государственных услуг для граждан. Во многих государствах данная концепция так и осталась лишь сферой G2C [4].

В различных странах становление и развитие системы электронного правительства проходило неравномерно и непоследовательно. Именно поэтому профессор М. А. Сединкин в зависимости от особенностей географического положения и национальности выделяет четыре типа электронного правительства:

– континентально-европейский (страны Западной, Восточной и Центральной Европы),

– англо-американский (Канада, США, Великобритания),

– азиатский (Сингапур, Южная Корея),

– российский [3].

Наиболее успешный из них является англо-американский тип электронного правительства, реализуемый в США и Великобритании. Это является следствием успешного законотворческого процесса и реализации принятого законодательства. Кроме того, в настоящее время в Америке создано специальное ведомство по электронному правительству и информационно-цифровым технологиям, которое осуществляет контроль и надзор за соблюдением вышеперечисленного законодательства, а также занимается вопросами упрощения взаимодействия граждан и бизнеса с государственными органами. Это позволяет экономить деньги и время граждан. Механизмы предоставления электронных государственных услуг в США отличаются высокой мобильностью. Получить их можно не только через официальные порталы и сайты, но и через специальные приложения в мобильных устройствах и центрах обслуживания граждан.

Интересный путь становления проделала и азиатская модель e-government, представленная в Южной Корее. Там уже в 1987 году был принят первый закон о расширении распространения и поощрении использования информационных систем. Причиной этому был резкий скачок в развитии компьютерных технологий, начавшийся в 1970-х годах. Именно в Корее впервые были разработаны приложения для мобильных устройств, предоставляющие государственные услуги и действующие на разных платформах — как iOS, так и Android.

В России данная система начала свое развитие в 2000-х годах и до сих пор не получила легального закрепления, но в доктрине пользуется большой популярностью. Под электронным правительством в отечественной юридической литературе понимают новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Многие ученые в своих работах уже изучили данную сферу, и на основе их работ я могу выделить ряд проблем. Во-первых, в российской концепции понятие e-government ряд исследователей использует в понимании электронного правительства, что является не совсем верно. Government- в переводе с английского может означать не только правительство, как определенный орган власти, но и все органы власти в целом или непосредственно сам процесс управления. Последнее представляется наиболее удачным употреблением, ведь процесс управления как термин шире, чем термин «орган власти». Так и профессор С. А. Олейник предлагает взамен e-government или “электронное правительство” использовать понятие электронного государства или электронного управления [1]. Во-вторых, в большинстве зарубежных стран, также как в России, e-government ошибочно рассматривают только как широкое введение и применение современных мобильных электронно-информационных технологий в сфере государственного управления. Однако, в данном случае технологии являются лишь средством в системе преобразования отношений государства с гражданами, юридическими лицами или государственными органами. Можно сказать, что таким образом создается новый вид государственного управления.

Если анализировать правовое регулирование российской системы e-government, то она наиболее полно представлена в трех нормативно-правовых актах: Федеральной программе «Электронная Россия 2002–2010», государственной программе «Информационное общество 2011–2020» и в концепциях развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде [6]. Для начала, в 2003 году в России был создан информационный ресурс, который предоставил гражданам эффективный и быстрый доступ к информации о деятельности и организации исполнительной власти.

В 2007 году был создан совершенно новый подход к осуществлению обмена сведениями, содержащимися в базах данных информационных систем органов власти всех уровней, на основе создания общероссийского Государственного информационного центра. В 2010 году была разработана первая полная концепция электронного правительства Министерством информационных технологий и связи совместно с Министерством экономического развития и торговли. Согласно этой концепции основными задачами стали модернизация экономики, общественных отношений, обеспечение прав граждан путем повсеместного распространения информационно-коммуникационных технологий. Конечным результатом всех нововведений стал единый портал государственных услуг, осуществляемый через сеть Интернет. Первичный список осуществляемых услуг был достаточно скуден. В него включались лишь услуги по информированию граждан о деятельности государственных органов и их должностных лиц, статистика и отчетность по исполнению указов и распоряжений Президента РФ, программ и концепций, расходованию бюджетных средств. Сейчас же он включает более 20 направлений деятельности, таких как услуги в сфере образования и науки, в сфере здравоохранения, в сфере содействия занятости населения и записи актов гражданского состояния, услуги в сфере культуры, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в налоговой сфере, нотариальные услуги, гос. закупки и др. Сейчас список предоставляемых услуг расширен почти до 80, но многие из них еще не начали полноценную работу. В некоторых регионах они работают лишь в тестовом режиме.

С 1 января 2013 во всех субъектах РФ заработали единые многофункциональные центры, которые по принципу «одного окна» оказывают тот же перечень государственных услуг, что и единый портал для тех граждан, которые не используют сеть Интернет. Кроме того, к направлениям электронного правительства относятся: электронная дорожная инфраструктура, online-страхование и удаленные банковские услуги, проведение широкополосного доступа в интернет в социально-значимые объекты и т. д. Сейчас в условиях мировой пандемии коронавируса данные услуги являются не только актуальными, но и жизненно необходимыми.

Для улучшения деятельности государственных органов была создана единая автоматизированная система Управление. Она позволяет осуществлять электронный документооборот между различными органами власти различных уровней, проводить информационно-аналитическую деятельность, мониторинг и контроль за исполнением приоритетных направлений, а также реализовывать основные задачи, поставленные Президентом и Правительством РФ.

28 мая 2019 года Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ была принята программа Цифрового государственного управления на 2018–2024 года. Целями данного проекта являются: внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; создание платформы идентификации, включая биометрическую идентификацию, облачную квалифицированную электронную подпись, цифровые профили гражданина и юридического лица, а также единое пространство доверия электронной подписи на базе единой системы идентификации и аутентификации; создание платформы межведомственного взаимодействия и обмена данными, в том числе нормативной справочной информацией, на базе системы межведомственного электронного взаимодействия и единой системы нормативной справочной информации; обеспечение функционирования платформы поиска работы и подбора персонала на базе информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», включая взаимодействие между образовательными учреждениями, работодателями и студентами/выпускниками при организации стажировок и практик посредством электронного документооборота; обеспечение развития системы «Мир» и введение, функционирование и развитие удостоверения личности гражданина («электронный паспорт») Российской Федерации и т. д. Всего в программе указано более 60 направлений деятельности электронного или как названо в программе цифрового правительства [2].

Подводя итог, можно сделать вывод, что в Российской Федерации пройден первый этап становления электронного правительства. Созданы все условия для реализации в полном объеме прав граждан и юридических лиц. На втором этапе законодателю следует задуматься об обеспечении безопасности созданных систем и электронных баз данных, правовом закреплении их понятия и статуса, равному и открытому доступу к ним всех субъектов права, появлению и развитию понятия «электронная демократия» и исключению недавно появившегося негативного явления «электронная коррупция» [2].

Литература:

  1. Олейник Сергей Александрович, Мельничук М. А. Правовые основы деятельности электронного правительства в России и за рубежом и тенденции их развития // Вестник МИЭП. 2014. № 2 (15).
  2. Паспорт федерального проекта Цифровое государственное управление от 28 мая 2019 года https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-tsifrovoe-gosudarstvennoe-upravlenie.pdf
  3. Сединкин М. А. Электронное правительство, или как открыть власть для общества? — Екатеринбург, 2011.
  4. Целищева Е. Ф. От электронного правительства к электронному государству // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. — 2011. — № 2 (6).
  5. Кашина Е. А. Формирование электронного правительства в Российской Федерации: социально-политический аспект. — М., 2009.
  6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы): Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, государственное управление, услуга, государство, гражданин, Россия, США, Великобритания, единый портал, Южная Корея.


Похожие статьи

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

Под электронным правительством понимается преобразование государственного управления в открытую сетевую форму.

услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый портал, орган власти...

О роли и влиянии развития государственных и муниципальных...

Так, в Великобритании предоставление государственных услуг через портал имеет три основных разделения государственных услуг

В США, на основе единой платформы, интегрированы сервисы всех уровней власти: федеральных, штатов и местных органов.

Совершенствование межведомственного взаимодействия...

«Электронное правительство» — организационная форма государственного управления, учитывающая интересы граждан, которая

Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, услуга, электронный вид, Южная Корея, Россия, Единый...

Открытость государственного управления в зарубежных странах

Ключевые слова: Открытое правительство, открытость, государство, власть, государственное управление, Российская Федерация, органы исполнительной власти, зарубежный опыт, США, Великобритания, Германия, Канада, Швеция.

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

Ключевые слова: электронное правительство, электронные государственные услуги, Интернет, информационно-коммуникационные технологии, информационное общество. В связи с переходом к новому, информационному этапу общественного развития, различные сферы...

Реализация программы "Электронное правительство" на...

В модели "электронное правительство" выделяются четыре четко выраженные сферы

Государственная услуга – это действия (решения) выполняемые по запросу или требованию по признанию

электронное правительство, государственное управление, EGDI, гражданин...

Государственное устройство Великобритании

Форма государственного устройства — квази‑единое государство.

Правительство Великобритании в наше время: базируется на Вестминстерской системе.

Также в королевстве отсутствует единая конституция. Ее составляют наиболее важные документы...

Предоставление государственных услуг | Статья в журнале...

С момента открытия Единого портала государственных услуг в декабре 2009 года он превратился в достаточно популярный способ доступа к государственным услугам в электронном виде. По итогам 2013 года число его зарегистрированных пользователей...

Структура механизмов электронного правительства России

услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый портал, орган власти, повышение качества, качество

электронное правительство, электронный вид, услуга, Россия, электронный документ, исполнительная власть, местное...

Похожие статьи

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

Под электронным правительством понимается преобразование государственного управления в открытую сетевую форму.

услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый портал, орган власти...

О роли и влиянии развития государственных и муниципальных...

Так, в Великобритании предоставление государственных услуг через портал имеет три основных разделения государственных услуг

В США, на основе единой платформы, интегрированы сервисы всех уровней власти: федеральных, штатов и местных органов.

Совершенствование межведомственного взаимодействия...

«Электронное правительство» — организационная форма государственного управления, учитывающая интересы граждан, которая

Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, услуга, электронный вид, Южная Корея, Россия, Единый...

Открытость государственного управления в зарубежных странах

Ключевые слова: Открытое правительство, открытость, государство, власть, государственное управление, Российская Федерация, органы исполнительной власти, зарубежный опыт, США, Великобритания, Германия, Канада, Швеция.

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

Ключевые слова: электронное правительство, электронные государственные услуги, Интернет, информационно-коммуникационные технологии, информационное общество. В связи с переходом к новому, информационному этапу общественного развития, различные сферы...

Реализация программы "Электронное правительство" на...

В модели "электронное правительство" выделяются четыре четко выраженные сферы

Государственная услуга – это действия (решения) выполняемые по запросу или требованию по признанию

электронное правительство, государственное управление, EGDI, гражданин...

Государственное устройство Великобритании

Форма государственного устройства — квази‑единое государство.

Правительство Великобритании в наше время: базируется на Вестминстерской системе.

Также в королевстве отсутствует единая конституция. Ее составляют наиболее важные документы...

Предоставление государственных услуг | Статья в журнале...

С момента открытия Единого портала государственных услуг в декабре 2009 года он превратился в достаточно популярный способ доступа к государственным услугам в электронном виде. По итогам 2013 года число его зарегистрированных пользователей...

Структура механизмов электронного правительства России

услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый портал, орган власти, повышение качества, качество

электронное правительство, электронный вид, услуга, Россия, электронный документ, исполнительная власть, местное...

Задать вопрос