Профессиональные стандарты в сфере инноватики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 20.04.2020

Статья просмотрена: 585 раз

Библиографическое описание:

Аполлонова, М. В. Профессиональные стандарты в сфере инноватики / М. В. Аполлонова, Н. А. Польщикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 221-224. — URL: https://moluch.ru/archive/306/69030/ (дата обращения: 16.04.2024).



В 195 статье действующего Трудового кодекса РФ дано определение таких терминов как «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» [1]. Однако, раньше такой термин как «профессиональный стандарт» полностью отсутствовал в нашем законодательстве, что и мешало созданию и реализации их на практике.

Профстандарт для нанимателя считается основой для установления определённых требований по исполнению трудовых обязанностей и функций сотрудника с учётом специфических особенностей и деятельности определённой организации.

В последние несколько лет появилась проблема, когда молодой выпускник ВУЗа имеет определённые профессиональные компетенции, но работодателю необходимы абсолютно другие. Поэтому для разработки федеральных программ в сфере образования необходимо руководствоваться положениями уже утвержденных правительством профессиональных стандартов, соответствующих образовательным направлениям подготовки.

Рассмотрим две ступени высшего профессионального образования — бакалавриат и магистратура в России по специальности «Инноватика»

Бакалаврская программа подразумевает следующие направления профдеятельности:

  1. Инновационное развитие страны, отдельных регионов;
  2. А также отрасли и отдельно взятые организации, то есть:

– процессы связанные с инновационными преобразованиями;

– управление инновационной деятельностью;

– нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности;

– инфраструктура инноваций и нововведений;

– инновационное предпринимательство;

– экономическое и финансовое обеспечение инновационной деятельности;

– маркетинг в инновационной деятельности;

– разработка и реализация инноваций;

– развитие инноватики как области для научно-технической деятельности.

Объектами для профессиональной деятельности выпускника-бакалавра являются:

– инновационные проекты, направленные на создание конкурентоспособных производств и товаров;

– инновационные проекты для реинжиниринга бизнес-процессов;

– инновационное развитие малого и среднего бизнеса;

– программы инновационного развития территории;

– теоретические основы инноватики;

– развитие инноватики как науки;

– инноватика как область научно-технической деятельности;

– инновационные технологии в сфере обучения.

Бакалавр инноватики может выполнять следующие о виды профдеятельности:

– производственно-управленческая;

– экспериментально-исследовательская.

Выпускники-бакалавры по направлению подготовки «Инноватика» способны адаптироваться ко всем видам деятельности, основывающиеся на системном анализе, моделировании процессов, автоматизированном управлении и применении других информационных технологий [4].

Магистерская программа подразумевает следующие направления профдеятельности:

  1. Научно-исследовательская

– Уметь разработать и/или выбрать определенную технологию для выполнения научного исследования, а также определить издержки на его организацию;

– умение применять советующие инструменты при выполнении анализа полученных итогов научного эксперимента;

– уметь отразить итоги своих научных изысканий на конференциях, а также в печатных изданиях

– уметь критически оценивать ситуацию и современные проблемы в сфере инноватики, а также ставить цели, находить пути решения задач;

– уметь интерпретировать, использовать, а также представлять итоги научной деятельности.

  1. Научно-педагогическая

– уметь создавать, использовать, модернизировать и адаптировать в образовании инновационные технологии;

– уметь проводить учебные занятия, а также руководить работой студентов.

  1. Организационно-управленческая

– для коммерциализации результатов научных разработок суметь выбирать выгодную технологию;

– умение организовывать работу творческого коллектива для достижения поставленных целей, находить и применять решения по части управления, оценивать эффективность, качество труда, а также издержки и результаты деятельности целого коллектива;

– умение дать объективную характеристику экономического потенциала инноваций, а также определить уровень затрат для реализации научно-исследовательского проекта;

– уметь определить и выбрать оптимальное решение в процессе создании инновационной продукции с учётом следующих требований: по качеству, стоимости производства, сроков выполнения, конкурентоспособности на рынке и экологической безопасности для человека и окружающей среды;

– способность рассчитать и составить технико-экономическое обоснование, разработать планы различного вида по организации инновационной деятельности в научно-производственных подразделениях организации.

Выпускники, в сфере инноватики которые освоили программу магистратуры получают возможность работать в следующих областях:

– Инновационное развитие регионов, предприятий;

– внедрение инновационных технологий;

– развитие инфраструктуры по инновационному пути;

– информационное обеспечение инноваций и инновационной деятельности;

– финансовое обеспечение деятельности по разработке инноваций;

– нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности.

Объектами профдеятельности выступают:

– процессы, связанные с инновациями и инновационной деятельностью;

– программы для инновационного развития различных субъектов;

– подготовка кадров в сфере инновационной деятельности;

– образовательные технологии инновационного характера.

Для выпускников, освоивших магистерскую программу по специальности «Инноватика» в Федеральном государственном образовательном стандарте представлены следующие компетенции к получению:

  1. универсальные:

– наличие критического и системного мышления: используя системный подход выпускник-магистр может осуществлять критический анализ, и, помимо этого, разрабатывать стратегию действий;

– разработка и реализация проекта: выпускник-магистр может управлять проектами учитывая их особенности на всех этапах жизненного цикла;

– командная работа и лидерство: выпускник-магистр для достижения поставленной цели, может организовать работу коллектива, а также руководить ею, помимо этого, может сформировать командную стратегию;

– коммуникация: для использования в академическом, а также в профессиональном взаимодействии выпускник-магистр активно применяет современные технологии и технические разработки в целях коммуникации на русском и/или иностранном языках;

– межкультурное взаимодействие: во время процесса взаимодействия между разными культурами выпускник-магистр способен учитывать специфические особенности этих культур анализировать их;

– самоорганизация и саморазвитие: основываясь на собственном анализе самооценки выпускник-магистр может определять приоритетные направления для своей деятельности и реализовывать их, а также выявить способы для их совершенствования.

  1. общепрофессиональные компетенции:

– умение анализировать: на основе полученных знаний в сфере управления в технических системах способность их анализировать, а также выявлять естественно-научную сущность проблем;

– формулирование задач и методов решения: для решения задач в технических системах умение ставить цели, формулировать задачи и обосновывать способы их решения;

– самообразование в профессиональной сфере: для решения задач и проблем различной сложности, связанных с управлением в технических системах умения получать новые умения, знания и навыки самостоятельно;

– оценка эффективности результатов деятельности: выпускник для оценки эффективности внедрения управленческих систем в производственные, а также в непроизводственные сферы способен самостоятельно сформировать критерии для оценки для дальнейшего применения;

– анализ научно — технической информации: с использованием имеющегося опыта как отечественного, так и зарубежного в областях построения экосистем и управления инновациями, выпускник-магистр умеет самостоятельно собирать и анализировать информацию;

– обоснование решений: для применения в инновационных системах субъектов различного уровня умение выбирать решения аргументированно и объективно;

– выполнение экспериментов: выпускник умеет с помощью современных технических и информационных средств выполнять эксперименты и исследования на субъектах с применением установленных методик;

– решение профессиональных задач: для решения задач в профессиональной сфере выпускник способен использовать полученные знания в сфере истории и философии нововведений, а также с применением математических моделей, методов и компьютерных технологий;

– руководство коллективом: толерантное восприятие в коллективе культурных, и социальных различий, а также конфессиональных и этнических для эффективного руководства.

  1. профессиональные компетенции:

– профессиональные компетенции выпускников-магистров формируются на основе утверждённых профессиональных стандартов, которые в случае наличия соответствуют профессиональной деятельности магистров [3].

По состоянию на начало 2020 г. в реестре профессиональных стандартов имеется три стандарта так или иначе связанных с инновациями. Все три стандарта разработаны «РОСНАНО». В 2011-м году было образовано публичное акционерное общество «РОСНАНО» путём реорганизации госкорпорации «Российская корпорация нанотехнологий»

Госкорпорация занимается инвестированием напрямую, в проекты преимущественно высокотехнологичные, а также через различные инвестиционные фонды, которые применяют нанотехнологии для обеспечения развития инновационный производств по всей территории нашей страны. Тем самым осуществляя государственную политику, направленную на развитие наноиндустрии в Российской Федерации.

Эти профстандарты затрагивают следующие виды профдеятельности:

– стандартизация инновационной продукции наноиндустрии;

– испытания инновационной продукции;

– оценка и обеспечение безопасности инновационной продукции наноиндустрии.

Профессиональные стандарты имеют технический характер с точки зрения профессий, которые в себе содержат, то есть в них присутствуют: инженеры-химики, инженеры-физики, инженеры промышленности и в производстве, инженеры в других отраслях. Также во всех этих трёх стандартах есть специалисты в области техники, которые не входят в другие группы. Эта группа довольно обширна. В неё могут входить: инженер по материаловедению, инженер по работе с атомной энергией, инженер по медицинскому оборудованию, инженер по стандартизации, инженер по технике безопасности, инженер по морским спасательным операциям и так далее.

В 2004-м году был утверждён профстандарт для профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сфере» [2].

Основными направлениями для деятельности работника являлись: разработка предложений, а также подготовка материалов для управления инновационной деятельностью в организации:

– ведение переговоров и сотрудничества с партнёрами на рынке инновационных продуктов и технологий;

– выработка мероприятий, связанных с продвижением на рынок нового инновационного продукта;

– исполнение мероприятий для продвижения на рынок инновационного продукта;

– сбор актуальной правовой информации о рынке инновационной продукции;

– анализ информации о рынке инновационной продукции.

Направления профессиональной деятельности в образовательных стандартах сильно отличаются от видов профессиональной деятельности в профессиональных стандартах. Если в профессиональных стандартах деятельность имеет более техническую сторону, то в образовательном стандарте деятельность имеет склонность к экономике. То есть можно утверждать, что образовательные стандарты по инноватике носят более управленческий характер нежели профессиональный стандарт связанные с инновационной деятельностью. После 2006 г. когда был отменён профессиональный стандарт, который отвечал требованиям образовательного стандарта по направлению «Инноватика», профессий ранее перечисленные входящие в профессиональный стандарт стали именоваться просто — менеджер. Другими словами, на начало 2020 г. отсутствует профессиональный стандарт, который мог бы регламентировать и контролировать профессиональную деятельность выпускников бакалавриата и магистратуры по специальности «Инноватика».

С учётом этого и специфических особенностей инноватики и инновационной деятельности можно предложить следующее пути решения:

– законодательно закрепить понятие инноватика и дать ему определение;

– разработать и утвердить единый профессиональный стандарт, который бы соответствовал образовательному стандарту по инноватики;

– определить и сгруппировать профессии которые могут входить в сферу инноватики при этом не затрагивать техническую составляющую.

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 06.12.2020).
  2. Постановление Минтруда РФ от 05.03.2004 N 34 «Об утверждении профессионального стандарта по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=331838#05522291079285978 (дата обращения: 11.12.2020).
  3. Приказ Минобрнауки России от 30.10.2014 N 1415 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 27.04.05 Инноватика (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2014 N 34983). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171759/ (дата обращения: 10.12.2020).
  4. Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 N 1006 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 27.03.05 Инноватика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2016 N 43452). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203985/ (дата обращения: 10.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, инновационная продукция, стандарт, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, решение задач, инновационный продукт, магистерская программа, научно-техническая деятельность, нормативно-правовое обеспечение.


Похожие статьи

Нормативно-правовое обеспечение проектной...

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике.

‒ Федеральные государственные образовательные стандарты (в которых закреплены особенности реализации образовательной деятельности...

Основные принципы и задачи инновационной деятельности...

Инновационная деятельность направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для

- разработка дифференцированных продуктов и процессов; - научно-техническое обеспечении процессов вывода товаров на рынок

Внедрение ФГОС как инновации в профессиональном образовании

Работа в инновационном режиме, т. е. использование интерактивного обучения, новых методик, позволяет обеспечить качество обученности выпускников в компетентностном ключе, повысить качественные показатели теоретических знаний и практического опыта.

Инструменты стимулирования инновационной деятельности для...

инновационный продукт, инновационная деятельность, научно-техническая продукция, рынок инноваций, коммерческий обмен, рынок

Их задачами являются выбор и оценка приоритетных направлений инновационного развития, методическое руководство разработкой...

Методика интеграции образовательной...

Селиванов, С. Г. Методика интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в технических вузах / С. Г. Селиванов, Д. А. Ахмедзянов, С. Н. Поезжалова.

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной...

профессиональный стандарт, функция, предмет, программа...

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональный стандарт, образовательная программа, федеральный

Создав условия для активной творчески-рабочей деятельности, заместитель директора по УМР Боровик Светлана Васильевна и старший...

Государственная поддержка инновационной деятельности

- кадровое обеспечение инновационной деятельности; - формирование научно-инновационной инфраструктуры; - институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора; - обеспечение социальной и экологической...

Теоретические основы инновационной деятельности

Н. Ханчук в своей статье «Инновационная деятельность в системе научных категорий» утверждает, что инновационная деятельность «представляет сложную категориальную структуру» и выделяет категории инновационной деятельности: историческая...

Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство...

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит

3. Повышение уровня профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ.

- нормативно-правовая, включающая в себя правовые и нравственные основания...

Инновационная деятельность как основа конкурентоспособности...

Ключевые слова: инновационная деятельность, конкурентоспособность, новая управленческая концепция, изменение системы методической работы. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...

Похожие статьи

Нормативно-правовое обеспечение проектной...

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике.

‒ Федеральные государственные образовательные стандарты (в которых закреплены особенности реализации образовательной деятельности...

Основные принципы и задачи инновационной деятельности...

Инновационная деятельность направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для

- разработка дифференцированных продуктов и процессов; - научно-техническое обеспечении процессов вывода товаров на рынок

Внедрение ФГОС как инновации в профессиональном образовании

Работа в инновационном режиме, т. е. использование интерактивного обучения, новых методик, позволяет обеспечить качество обученности выпускников в компетентностном ключе, повысить качественные показатели теоретических знаний и практического опыта.

Инструменты стимулирования инновационной деятельности для...

инновационный продукт, инновационная деятельность, научно-техническая продукция, рынок инноваций, коммерческий обмен, рынок

Их задачами являются выбор и оценка приоритетных направлений инновационного развития, методическое руководство разработкой...

Методика интеграции образовательной...

Селиванов, С. Г. Методика интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в технических вузах / С. Г. Селиванов, Д. А. Ахмедзянов, С. Н. Поезжалова.

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной...

профессиональный стандарт, функция, предмет, программа...

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональный стандарт, образовательная программа, федеральный

Создав условия для активной творчески-рабочей деятельности, заместитель директора по УМР Боровик Светлана Васильевна и старший...

Государственная поддержка инновационной деятельности

- кадровое обеспечение инновационной деятельности; - формирование научно-инновационной инфраструктуры; - институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора; - обеспечение социальной и экологической...

Теоретические основы инновационной деятельности

Н. Ханчук в своей статье «Инновационная деятельность в системе научных категорий» утверждает, что инновационная деятельность «представляет сложную категориальную структуру» и выделяет категории инновационной деятельности: историческая...

Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство...

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит

3. Повышение уровня профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ.

- нормативно-правовая, включающая в себя правовые и нравственные основания...

Инновационная деятельность как основа конкурентоспособности...

Ключевые слова: инновационная деятельность, конкурентоспособность, новая управленческая концепция, изменение системы методической работы. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...

Задать вопрос