Поликультурное воспитание в образовательной среде современной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 17.04.2020

Статья просмотрена: 1755 раз

Библиографическое описание:

Шаяхметов, Б. Р. Поликультурное воспитание в образовательной среде современной школы / Б. Р. Шаяхметов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68960/ (дата обращения: 20.04.2024).



В науке при рассмотрении проблем воспитания в многонациональном социуме систематически используется понятие мультикультурного образования. В отечественной педагогике распространены также понятия поликультурного воспитания (образования) и многокультурного воспитания.

Понятие поликультурного воспитания содержит множество других характеристик, которые отражены в целом ряде дополнительных понятий: этнокультурное, кросскультурное, межкультурное, полиэтническое воспитание и т. д. Концепции поликультурного воспитания фокусируются на ряде общих педагогических принципов: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования с социальными группами различных рас, религий, этносов и пр.; воспитание готовности к взаимному сотрудничеству; признание взаимной ответственности за положительный характер межэтнического и межкультурного общения.

Полиэтничность социума неизбежно порождает серьёзные сложности для воспитания. Каждая этническая субкультура неизбежно в той или иной степени изолирована и достаточно жёстко определяет границы развития личности. Воспитание должно преодолевать такую культурную изоляцию путём диалога этнических, национальных и универсальных человеческих ценностей. Воспитание предстаёт тем самым как интегративный социальный процесс, в центре которого находится отдельная личность, которая, будучи участником межкультурного и межэтнического диалога, погружается в океан этнического и культурного многообразия.

Школа является важнейшей частью социокультурной среды. В настоящее время большинство школ мегаполисов можно характеризовать как поликультурную образовательную среду. Поликультурной образовательной среде свойственна полиэтничность и многообразие культур как во взаимодействии субъектов образовательного процесса, так и в освоении ими объектов познания, в формировании и постижении картины мира. Тип школы с полиэтническим составом учащихся представляет и гимназия № 3 Кировского района г. Казани Республики Татарстан. В ней учатся представители многих национальностей при доминировании татарского этноса.

В современных условиях перед школой с полиэтническим составом учащихся стоят две проблемы — формирование у учащихся качеств толерантности и формирование этнической идентичности, связанной с чувством патриотизма. В образовательной среде школы проблемы формирования этнической идентичности, а также межличностной и межнациональной толерантности школьников решаются во взаимодействии классной и внеклассной деятельности. Обе эти задачи решаются в гимназии целенаправленно. Коллектив педагогов под руководством директора Булатовой А. А. последовательно ведет учебную и внеучебную работу в данном направлении. В статье обратим пристальное внимание на роль внеклассной деятельности.

Многие годы в гимназии № 3 г.Казани работает клуб «Патриот», который ведет систематическую и разнообразную работу. В его программу входит изучение основ этнокультуры в полиэтническом направлении, освоение исторического прошлого Татарстана и России. Ребята исследуют историю и традиции своей семьи, города, республики, страны. Постепенно формируется этническая (через внимание к традициям семьи, предков), региональная (через приобщение к культуре города и республики) и российская идентичность. Истории и культуре народов республики адресованы конкурсы и брейн-ринги, мероприятия, посвященные героям и победам нашей страны, посещение мемориалов военной славы, культурно-исторических достопримечательностей.

В последние годы в школе активно развивается форма фестиваля. В нем принимает участие вся школа, причем особой массовостью отличается начальная школа. Младшие школьники участвуют в конкурсах фестиваля дружно, в тесном взаимодействии детей с учителями и родителями.

Фестиваль, являясь своеобразной педагогической технологией, проектируется как система способов, методов, средств, форм для решения культуротворческих задач. Во всех его видах сочетается поисковая исследовательская деятельность с художественно-творческой, состязательной, реализуется взаимодействие школы с семьей. И во всей работе прослеживается идея единства веками складывавшейся общности народов нашей страны. В соответствии с психолого-педагогическими основами детей различаются пропорции поисковой и художественно-творческой деятельности. В начальной школе преобладает художественно-эстетическое освоение заявленной темы, в основной и полной средней школе возрастает осмысление историко-мировоззренческих вопросов.

Рассмотрим это на некоторых примерах.

В 2010 году в гимназии был впервые организован фестиваль национальных культур «Радуга друзей», проходивший как серия конкурсов в течение учебного года. Ребята обратились к этническим истокам своих семей, выбрали один этнос, представители которого учатся в их классе, узнавали традиции, народную и профессиональную культуру. Каждый класс участвовал в увлекательных конкурсах, которые оценивало строгое жюри. Все дети с удовольствием участвовали в конкурсе национальных игр «В кругу друзей». Для конкурса «Парад народов» ребята с родителями и педагогами школы создавали костюмы, изучали и осваивали особенности национальных танцев и песен. Особый резонанс вызвал конкурс «Секреты национальной кухни», где можно было отведать вкусные блюда и познакомиться с созданной каждым классом книгой рецептов. Конечно, кулинарный конкурс проходил в союзе с родителями. А в начальной школе он превратился в совместные праздники детей и родителей в каждом классе.

Важен познавательный эффект конкурса исследовательских работ школьников 5–11 классов. Каждый класс основной и полной средней школы создал краткую энциклопедию культуры изучаемого народа, в результате в гимназии появилась серия «Национальная энциклопедия».

В 2015 году фестиваль «Диалог поколений: Мы этой памяти верны» был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Во многих мероприятиях фестивального марафона участвовали ветераны Великой Отечественной войны, они выступали в классах с воспоминаниями. Школьники активно участвовали в поиске свидетельств о Великой Отечественной войне в своих семьях, искали фотографии, брали интервью у своих родных. В итоге составлена летопись «Великая Отечественная война в воспоминаниях моей семьи». По традиции проводились и творческие конкурсы. Особый успех выпал на долю конкурса «Военная песня». Каждый класс театрализовал песню военной тематики.

В ходе подготовки и проведения фестивалей создается атмосфера единения участников в важном духовно-созидательном деле. В содержании материалов всех фестивалей и конкурсов прослеживается этническое разнообразие, соблюдается принцип взаимодействия поколений для сохранения культурно-исторической памяти народа. Внимание к связям между поколениями сказывается на отношениях родителей и детей, формировании их исторического сознания, укреплению семейного единства.

Литература:

  1. Низамова Л. Р. Идеология и политика мультикультурализма: потенциал, особенности, значение для России // Гражданское общество в многонациональных и поликонфессиональных регионах. М., 2005.
  2. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2002. № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, начальная школа, поликультурное воспитание, внеклассная деятельность, воспитание, гимназия, класс, поликультурная образовательная среда, полиэтнический состав учащихся, этническая идентичность.


Похожие статьи

Поликультурное пространство как основа построения содержания...

Цели поликультурного воспитания: обеспечение поликультурного просвещения; приобщение к культуре своего этносоциума (а, значит, сохранение

Педагог контролирует деятельность учащихся по нескольким направлениям: - развитие навыков и умений ребенка в конкретной...

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по...

Средствами поликультурного воспитания учащихся начальной школы являются: общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная литература; народные игры и игрушки; декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка...

Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов

Таким образом, поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых этносов в условиях глобализации современного мира, и оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включение их ценностей в практику воспитания и...

Формирование поликультурной компетентности воспитанников...

Поликультурное воспитание — это направление педагогической науки и практики

Современное поликультурное воспитание в нашем центре занимает очень важную роль

В нашем образовательном учреждении обучаются дети разных национальностей и все они...

Особенности воспитания патриотизма в современной...

Гаджимагомедова, Ш. С. Особенности воспитания патриотизма в современной полиэтнической школе / Ш. С. Гаджимагомедова.

использовать этнические традиции и устное народное творчество в гражданско-патриотическом воспитании личности старшеклассника

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, полиэтнический коллектив, этноориентированный образовательный

Поликультурное воспитание дошкольников рассматривается как процесс формирования у детей национальной идентичности и...

Поликультурная образовательная среда как элемент...

Поликультурная образовательная среда как совокупность условий реализации образовательного процесса является необходимым, объективно существующим условием в контексте формирования толерантности субъектов образовательного процесса.

Формирование этнического самосознания студентов...

Программа формирования этнического самосознания реализуется через деятельность

В отечественной этнопсихологии и этносоциологии основным содержанием этнического

В этом случае поликультурное образовательное пространство выступает как среда...

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед

Этническая идентичность — это осознание своей принадлежности к определённой

Лингвокраевение привлекает внимание учащихся к языковой среде, окружающей нас и...

Формирование межэтнических отношений младших школьников...

Образовательные стандарты второго поколения определили необходимость изменения содержания обучения и воспитания в

На наш взгляд, только формирование у младших школьников межнациональной толерантности в процессе внеклассной деятельности...

Похожие статьи

Поликультурное пространство как основа построения содержания...

Цели поликультурного воспитания: обеспечение поликультурного просвещения; приобщение к культуре своего этносоциума (а, значит, сохранение

Педагог контролирует деятельность учащихся по нескольким направлениям: - развитие навыков и умений ребенка в конкретной...

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по...

Средствами поликультурного воспитания учащихся начальной школы являются: общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная литература; народные игры и игрушки; декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка...

Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов

Таким образом, поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых этносов в условиях глобализации современного мира, и оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включение их ценностей в практику воспитания и...

Формирование поликультурной компетентности воспитанников...

Поликультурное воспитание — это направление педагогической науки и практики

Современное поликультурное воспитание в нашем центре занимает очень важную роль

В нашем образовательном учреждении обучаются дети разных национальностей и все они...

Особенности воспитания патриотизма в современной...

Гаджимагомедова, Ш. С. Особенности воспитания патриотизма в современной полиэтнической школе / Ш. С. Гаджимагомедова.

использовать этнические традиции и устное народное творчество в гражданско-патриотическом воспитании личности старшеклассника

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, полиэтнический коллектив, этноориентированный образовательный

Поликультурное воспитание дошкольников рассматривается как процесс формирования у детей национальной идентичности и...

Поликультурная образовательная среда как элемент...

Поликультурная образовательная среда как совокупность условий реализации образовательного процесса является необходимым, объективно существующим условием в контексте формирования толерантности субъектов образовательного процесса.

Формирование этнического самосознания студентов...

Программа формирования этнического самосознания реализуется через деятельность

В отечественной этнопсихологии и этносоциологии основным содержанием этнического

В этом случае поликультурное образовательное пространство выступает как среда...

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед

Этническая идентичность — это осознание своей принадлежности к определённой

Лингвокраевение привлекает внимание учащихся к языковой среде, окружающей нас и...

Формирование межэтнических отношений младших школьников...

Образовательные стандарты второго поколения определили необходимость изменения содержания обучения и воспитания в

На наш взгляд, только формирование у младших школьников межнациональной толерантности в процессе внеклассной деятельности...

Задать вопрос