Реализация уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Метальников, А. М. Реализация уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе / А. М. Метальников, О. В. Карпанин, А. Е. Костяев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68694/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья посвящена применению уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе на основе лабораторных стендов.

Ключевые слова: автоматизированная обучающая система, уровневой подход, направление подготовки, среднее профессиональное образование, основная профессиональная образовательная программа.

Выполнение лабораторной работы на разном уровне сложности с точки зрения постановки цели и трудоемкости задач ее достижения для пользователей с разным уровнем подготовки является явным преимуществом в применении АОС, которая может быть использована для изучения различных групп дисциплин: полупроводниковая электроника, электрические измерения, метрологические характеристики автоматизированных комплексов и т. д. [1].

В качестве примера в первую очередь рассмотрим применение АОС и реализацию уровневого подхода для изучения дисциплин по полупроводниковой электронике, микроэлектроники и наноэлектроники. Проведенный анализ, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) высшего образования (ВО) и среднему профессиональному образованию (СПО), а также учебных планов различных учебных заведений России, позволил сделать следующие выводы.

  1. Требования к результатам обучения студентов по основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) в сильной степени зависят не только от ступени (уровня) образования, но также и от направления, профиля и формы обучения.
  2. Иерархию определения требований к результатам обучения профессионального образования можно отобразить в виде схемы на рисунке 1.

Рис. 1. Иерархия определения требований к результатам обучения профессионального образования

  1. Всего в профессиональном образовании по техническим направлениям подготовки можно выделить следующие ступени образования: СПО, бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура.
  2. Уровень требований к результатам обучения в бакалавриате и специалитете практически одинаковые.
  3. Условно глубину изучения и спектр вопросов, которые необходимо освоить в ходе обучения, для различных ступеней обучения сформулированы следующим образом:

СПО — «Ознакомление»;

бакалавриат и специалитет — «Изучение и основы НИР»;

магистратура — «Глубокое изучение и НИР»;

аспирантура — «НИР и техническое творчество».

  1. Наиболее востребованной разрабатываемая система является для бакалавриата и специалитета.
  2. Наиболее трудоемким, с максимальным уровнем сложности аппаратно-программного и методического обеспечения является АОС для направления подготовки «Электроника и наноэлектроника» дистанционной формы обучения для профилей (программ) обучения, включающих проектно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельности в качестве основных (как правило, такие виды деятельности включены в ОПОП академических профилей подготовки бакалавров и магистров).

Исходя из выше приведенных выводов, разработку данной системы следует ориентировать в первую очередь на уровень подготовки «бакалавр» и «специалист» с возможностями реализации требований к другим ступеням образования [2].

Далее указаны общие требования к АОС по глубине изучения темы исследований.

Уровень «Ознакомление» позволит изучить общее назначение и продемонстрировать основные характеристики и параметры полупроводниковых приборов (диоды, транзисторы и тиристоры). В данной подсистеме должна быть реализована не только подробная справочная система, но и грамотно построенная контекстная справка.

Уровень «Изучение и основы НИР» позволит не только изучить основные параметры и характеристики полупроводниковых приборов (помимо указанных выше приборов, сюда входят также элементы нано- и микроэлектроники), но и навыки построения методики эксперимента. Обучающийся должен также научиться анализу полученных результатов с возможностью расчета других характеристик и параметров на основе имеющихся полученных данных. Система контекстной справки может быть активной либо нет в зависимости от методики преподавания или конкретных требований ведущего преподавателя. Справочная система не должна и не может заменять лекционные занятия и учебные пособия по изучаемой дисциплине, она лишь содержит минимальный объем знаний для успешного выполнения лабораторных работ. Для наиболее одаренных и подготовленных студентов система должна предоставлять возможность проводить самостоятельные эксперименты для изучения и определения дополнительных возможностей полупроводниковых приборов.

Уровень «Глубокое изучение и НИР» предполагает в первую очередь возможность построения самостоятельной методики эксперимента. Система справки будет содержать лишь информацию о возможностях стендов АОС. Обязательным компонентом системы должна стать приставка с произвольным по структуре полупроводниковым прибором. У ведущего преподавателя должна быть возможность гибко менять программу исследований. АОС также может стать основой для написания магистерской диссертации.

Последний уровень «НИР и техническое творчество» предполагает возможность изучения свойств, характеристик и параметров новых или модернизированных элементов электроники, микроэлектроники и наноэлектроники. Система справки будет содержать лишь информацию о возможностях стендов АОС [3].

В условиях возрастающих требований к качеству инженерного образования с целью повышения эффективности обучения при выполнении лабораторных работ требуется обеспечение учебного процесса современными высокопроизводительными автоматизированными стендами с подобной системой уровневого подхода.

Литература:

  1. Метальников А. М., Карпанин О. В., Чайкин М. С. Аппаратное и программное обеспечение автоматизированной обучающей системы для исследования вольт-амперных характеристик полупроводниковых приборов // Молодой ученый. — 2019. — № 50. — С. 118–121.
  2. Башкатова Ю. В. О принципах построения автоматизированных обучающих систем// Научно-методический журнал «Педагогическая информация» — под ред. Я. А. Ваграменко. — № 1. — 2001. — М.- с. 49–52.
  3. Чернова, Я. П. Принципы построения автоматизированных обучающих систем / Я. П. Чернова //Научно-технический вестник Поволжья. 2010. № 1. С. 168–171.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, результат обучения, уровневый подход, автоматизированная обучающая система, возможность стендов, Глубокое изучение, основная профессиональная образовательная программа, полупроводниковая электроника, справочная система, техническое творчество.


Похожие статьи

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения...

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

История создания автоматизированных обучающих систем

17. Автоматизированная обучающая система КОНТАКТ/ОС / Л.В. Зайцева, Л.В. Ницецкий

32. Педагогические вопросы внедрения ЭВМ и автоматизированных обучающих систем в

40. Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке...

Внедрение автоматических обучающих систем в учебный...

Для передачи автоматизированным обучающим системам некого содержания обучения

Не преуменьшая значения в АОС технических возможностей ЭВМ, все-таки следует признать

учебный процесс, образовательный процесс, учебный материал, компьютер, обучение...

Применение современных педагогических технологий в среднем...

Основой целью среднего профессионального образования является подготовка

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу

Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать...

Изучение систем автоматизированного проектирования...

Статья посвящена вопросу изучения систем автоматизированного проектирования на

Основная ее цель, это предоставить студентам и школьникам возможность реализовать свои

Статья посвящена решению проблемы создания обучающих приложений, похожих на...

Применение современных информационных технологий...

Это, прежде всего, контрольные программы тестового типа, обучающие программы, контрольно-обучающие программы

Основной задачей использования современных информационных методик является расширение интеллектуальных возможностей человека.

Организация программно-аппаратной системы по сопровождению...

Материально-технические условия реализации, адаптированной основной образовательной программы профессионального образования

Развертывание программно-аппаратной системы по сопровождению образовательной деятельности профессионального...

Использование электронных средств обучения при изучении...

- применение автоматизированных форм контроля и самоконтроля процесса обучения.

Интерактивность, то есть возможность для студента самому управлять скоростью и

При использовании электронных средств обучения в процессе изучения специальных дисциплин...

Возможности создания единой системы обучения для...

Изменение стандартов и направлений образования на всех ступенях обучения открывает большие возможности для обучения и

Основные термины (генерируются автоматически): этап обучения, будущая профессия, высшее образование, образовательная система, целое...

Похожие статьи

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения...

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

История создания автоматизированных обучающих систем

17. Автоматизированная обучающая система КОНТАКТ/ОС / Л.В. Зайцева, Л.В. Ницецкий

32. Педагогические вопросы внедрения ЭВМ и автоматизированных обучающих систем в

40. Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке...

Внедрение автоматических обучающих систем в учебный...

Для передачи автоматизированным обучающим системам некого содержания обучения

Не преуменьшая значения в АОС технических возможностей ЭВМ, все-таки следует признать

учебный процесс, образовательный процесс, учебный материал, компьютер, обучение...

Применение современных педагогических технологий в среднем...

Основой целью среднего профессионального образования является подготовка

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу

Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать...

Изучение систем автоматизированного проектирования...

Статья посвящена вопросу изучения систем автоматизированного проектирования на

Основная ее цель, это предоставить студентам и школьникам возможность реализовать свои

Статья посвящена решению проблемы создания обучающих приложений, похожих на...

Применение современных информационных технологий...

Это, прежде всего, контрольные программы тестового типа, обучающие программы, контрольно-обучающие программы

Основной задачей использования современных информационных методик является расширение интеллектуальных возможностей человека.

Организация программно-аппаратной системы по сопровождению...

Материально-технические условия реализации, адаптированной основной образовательной программы профессионального образования

Развертывание программно-аппаратной системы по сопровождению образовательной деятельности профессионального...

Использование электронных средств обучения при изучении...

- применение автоматизированных форм контроля и самоконтроля процесса обучения.

Интерактивность, то есть возможность для студента самому управлять скоростью и

При использовании электронных средств обучения в процессе изучения специальных дисциплин...

Возможности создания единой системы обучения для...

Изменение стандартов и направлений образования на всех ступенях обучения открывает большие возможности для обучения и

Основные термины (генерируются автоматически): этап обучения, будущая профессия, высшее образование, образовательная система, целое...

Задать вопрос