Экспертное исследование финансовых результатов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 06.04.2020

Статья просмотрена: 662 раза

Библиографическое описание:

Яковенко, Д. С. Экспертное исследование финансовых результатов / Д. С. Яковенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 284-289. — URL: https://moluch.ru/archive/304/63110/ (дата обращения: 25.04.2024).



Актуальность экспертного исследования финансовых результатов объясняется потребностью собственников бизнеса в оперативной и точной информации о его эффективности с целью своевременного нивелирования факторов, отрицательно влияющих на финансовые результаты и развития положительных тенденций.

Ключевые слова: анализ деятельности, предприятие, экспертное исследование, финансовые результаты.

В настоящей статье рассмотрим основные методики экспертного исследования финансовых результатов, предлагаемые в настоящее время авторами современной экономической литературы, и дадим им критическую оценку, выделив основные достоинства и недостатки.

Так, по мнению С. Г. Чеглаковой, анализ финансовых результатов целесообразно проводить в следующей последовательности [6 с. 102]:

  1. Используя данные бухгалтерской отчетности формы «Отчет о финансовых результатах» анализируются абсолютные и относительные показатели прибыли, в таблице проводится анализ и оценка их уровня и динамики. По результатам проведенного анализа делаются обоснованные выводы.
  2. Далее на основании одно из способов (графического или математического) изучается влияние на прибыль изменения объемов производства. Применение обоих методов: графического и математического позволяет получить результаты, дополняющие друг друга. В частности, графический метод позволяет наглядно представить взаимосвязь и зависимость показателей: объем производства, цен продажи, затрат и прибыли. В то время как применение математического метода, позволяет получить более точные и достоверные результаты.
  3. Затем проводится факторный анализ прибыли на основе использования традиционной или маржинальной методики. Маржинальная методика в основе содержит алгоритм формирования прибыли по системе «директ-костинг». Маржинальная методика факторного анализа прибыли от продаж основана на деление расходов на постоянные и переменные. Преимущество данной методики состоит в том, что она позволяет получить более точные расчеты вследствие того, что учитывает зависимость расходов от объема реализации продукции. Изменение объема и структуры реализации продукции влечет за собой изменение выручки и суммы переменных расходов. В то время как постоянные расходы не подвержены влиянию объема продаж.

При применении метода «директ-костинг» следует определить какая продукция производится предприятием: одно или многономенклатурная. Это необходимо для того, что при многономенклатурном производстве методика факторного анализа прибыли должна учитывать структуру реализованной продукции, то есть методика усложняется за счет влияния еще одного фактора.

По окончании анализа абсолютной суммы прибыли проводится оценка эффективности деятельности предприятия на основе относительных показателей — рентабельности. Рентабельность измеряется с помощью системы относительных показателей, характеризующих экономическую эффективность производственной, инвестиционной и коммерческой деятельности, а также выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Если прибыль характеризует эффект (результат) производства, то рентабельность — экономическую эффективность принятых управленческих решений, потому что величина рентабельности отражает соотношение эффекта (прибыли) и вложенного в производство капитала или потребленных ресурсов. Анализ рентабельности предприятия проводится на основании данных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и регистров бухгалтерского учета.

Следовательно, достоинствами данной методики экспертного исследования финансовых результатов является применение горизонтального анализа при изучении динамики прибыли и маржинального анализа при проведении ее факторного анализа. Кроме того, для каждого этапа подробно рассмотрены источники информации для анализа прибыли и рентабельности. Также достоинством является то, что рассматриваемая методика приемлема для предприятий, перешедших на составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Недостатком данной методики считаем недостатком учета в факторных моделях прибыли инфляционных факторов, а также неполное рассмотрение показателей рентабельности. Кроме того, недостаточно изучен процесс расчета различных коэффициентов.

Осуществлять анализ финансовой деятельности по следующим этапам предлагает Г. В. Савицкая [1, с. с. 95]:

  1. Анализ состава и динамики общей прибыли. При проведении анализа предлагается классифицировать прибыль по следующим признакам:

а) по видам деятельности: прибыль от текущей деятельности, в том числе прибыль от основной и прочей текущей деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности и прибыль от финансовой деятельности;

б) по составу элементов, формирующих прибыль: валовая прибыль, маржинальная прибыль, общая сумма прибыли до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистая прибыль, нераспределенная прибыль, капитализированная прибыль;

в) от характера деятельности предприятия: прибыль от обычной деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций;

г) по характеру налогообложения: налогооблагаемая и не облагаемая налогом прибыль;

д) по степени учета инфляционного фактора: номинальная прибыль, реальная прибыль, скорректированная на темп инфляции в отчетном периоде;

е) по экономическому содержанию: бухгалтерская и экономическая прибыль;

ж) по характеру использования: чистая прибыль подразделяется на капитализированная (нераспределенная) прибыль и потребляемая прибыль.

  1. Анализ маржинальной прибыли. По мнению Г. В. Савицкой, маржинальная прибыль — разность между выручкой и переменными расходами, приходящимися на реализованную продукцию, является очень ценным показателем при анализе финансовых результатов [1, с. 98]. С ее помощью можно правильнее оценить эффективность отдельных видов продукции и отдельных сегментов предприятия. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.
  2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, товаров и услуг. На данном этапе изучается основная часть прибыли предприятия — прибыль от реализации продукции и услуг, изучается ее динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы ее изменения. Факторный анализ прибыли от реализации продукции проводится как в целом по предприятию, так и отдельных видов продукции. Прибыль от реализации отдельных видов продукции зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации продукции, усеченной ее себестоимости, уровня среднереализационных цен и суммы постоянных затрат, приходящихся на анализируемый вид продукции;
  3. Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли. На данном этапе анализируется влияние структуры продукции на изменение прибыли. Выясняются виды продукции, способствующие увеличению прибыли — высокорентабельные виды продукции и отрицательно влияющие на прибыль — низкорентабельные или убыточные виды продукции. Увеличение доли высокорентабельных и снижение доли низкорентабельных или убыточных видов продукции способствует росту прибыли. Влияние структурного фактора на изменение прибыли автор предлагает рассчитывать используя прием абсолютных разниц.
  4. Анализ уровня среднереализационных цен. На данном этапе автором предлагается методика расчета влияния качества реализованной продукции, рынков ее сбыта, конъюнктуры рынка, инфляционных процессов на уровень среднереализационных цен как одного из основных факторов роста прибыли.
  5. Анализ прочих финансовых доходов и расходов. Определяется состав, структура и динамика доходов и расходов от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочих внереализационных доходов и расходов. Рассчитывается их влияние на изменение прибыли.
  6. Анализ показателей рентабельности. Приводится методика расчета показателей рентабельности основной (операционной) и инвестиционной деятельности, рентабельности продаж (оборота), доходность капитала предприятия и его частей. Также для определения влияния факторов на изменение показателей рентабельности приводятся различные факторные модели и приводятся алгоритмы расчета влияния факторов.

Здесь же отметим, что у Г. В. Савицкой очень подробно рассмотрены методологические аспекты оценки эффективности, то есть показателей рентабельности, приведены методики и мнения авторов отечественной и зарубежной литературы на определение числителя и знаменателя показателя рентабельности, обозначены направления развития факторного анализа показателей рентабельности.

Следовательно, наиболее полную методику экспертного исследования финансовых результатов, рентабельности и их факторного анализа, приводит Г. В. Савицкая. Также как положительный момент отметим наличие методики подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.

Недостаток методики: трудоемкость работы при расчете множества показателей. Также считаем недостатком, что предлагаемая методика рассчитана для производственных предприятий и в большинстве примеров по тексту учебников, сельскохозяйственных предприятия, имеющих свою специфику. То есть для проведения факторного анализа финансовых результатов предприятий торговли или сферы услуг методику анализа финансовых результатов надо адаптировать, в некоторых случаях она неприемлема.

Методику экспертного исследования финансовых результатов в определенной последовательности предлагают также Н. В. Войтоловский, А. П. Калинина и И. И. Мазурова [2, с. 308]:

  1. На первом этапе формируется система показателей прибыли, в частности валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) и чистая прибыль
  2. Затем на основе метода дедукции проводится анализ общей прибыли — прибыли до налогообложения — ее вертикальный, горизонтальный и факторный анализ, а затем анализируются отдельные составные элементы ее формирующие.
  3. На следующем этапе анализируется динамика чистой прибыли и рассчитывается влияние факторов, ее формирующих: сумма прибыли до налогообложения, сумма текущего налога на прибыль, изменение суммы отложенных налоговых активов за отчетный период, изменение суммы отложенных налоговых обязательств за отчетный период.
  4. Затем проводится факторный анализ прибыли от продаж на основании следующих методик:

а) рассчитывается влияние факторов первого порядка: физического объема продаж, себестоимости и цены единицы продукции по ассортименту реализуемой продукции;

б) факторный экспресс-анализ прибыли от продаж.

Указанными авторами отмечается, что для оперативного анализа необходим экспресс-анализ прибыли по данным бухгалтерской отчетности изучаемой организации и сравнении полученных результатов с данными предприятий-конкурентов, а для более детального анализа и принятия обоснованных управленческих решений необходимо проведение анализа прибыли, согласно первому подходу с детальной оценкой влияния факторов первого порядка.

Отличительной особенностью рассматриваемой методики экспертного исследования финансовых результатов, по сравнению с аналогичными у других авторов, является методика сегментарного анализа прибыли от продаж и рентабельности продаж. Как положительный момент рассматриваемой методики, отметим предлагаемый алгоритм расчета влияния инфляции на прибыль от продаж, а также применение метода отклонений при расчете влияния факторов для оценки изменений фактической величины прибыли от продаж от их нормативных (сметных) значений.

В заключение рассматриваемой методики авторами предлагается подробный анализ рентабельности организации.

В качестве достоинства рассматриваемой методики экспертного исследования финансовых результатов отметим наличие двух вариантов: экспресс-анализ и подробный анализ финансовых результатов и рентабельности. Положительным также считаем различные варианты анализа прибыли от продаж, что предусматривает всестороннее изучение резервов роста прибыли от продаж.

Недостатком методики считаем избыточность показателей для анализа финансовых результатов, что увеличивает трудоемкость его проведения.

С. М. Пястоловым рекомендуется проводить анализ финансовых результатов в следующей очередности [5, с. 84]:

  1. Сначала изучаются показатели, формирующие финансовые результаты предприятия: выручка от реализации, валовая прибыль от реализации, балансовая прибыль, чистая прибыль.
  2. Далее проводится вертикальный и горизонтальный анализ прибыли посредством расчета отклонений, темпов роста, удельных весов.
  3. На следующем этапе рассчитывается влияние факторов на изменение прибыли от реализации.
  4. Проводится анализ эффективности использования ресурсов предприятия, в частности, общая рентабельность активов, чистая рентабельность оборотных активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность продукции. Также при оценке эффективности деятельности предприятия рассчитываются значения эффектов операционного и финансового рычагов, с целью оценки привлечения влияния заемных средств для приращения капитала и структуры затрат на прибыль.

В заключение рассматриваемой методики автором выделяются внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на интенсивность и эффективность использования средств предприятия, в частности, оборачиваемости текущих активов.

Достоинствам предлагаемой методики экспертного исследования финансовых результатов считаем подробное рассмотрение информационного обеспечения анализа финансовых результатов.

Недостатком является отсутствие конкретики при расчете предлагаемых показателей анализа финансовых результатов и односторонность их изучения.

Подробный анализ финансовых результатов деятельности организации предлагается А. Д. Шереметом. Автором предлагаются разносторонние показатели, характеризующие абсолютные показатели прибыли на основе методов горизонтального и вертикального анализа [7, с. 32].

Много внимания при рассмотрении методики экспертного исследования финансовых результатов указанным автором уделено изучению оценки инфляционных факторов на изменение финансовых результатов, что особенно актуально в условиях рыночной экономики. Достоинством также являются подробные алгоритмы факторного анализа прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли, рентабельности продаж и затрат, что позволяет выявить резервы роста прибыли и рентабельности. Для проведения анализа финансовых результатов по предлагаемой методике достаточно данных отчета о финансовых результатах [7, с. 36].

Недостатком рассматриваемой методики является недостаток относительных показателей, так как именно относительные показатели позволяют оценить качество прибыли и степень отдачи на вложенный капитал.

Э. А. Маркарьян подчеркивает при изложении методики экспертного исследования финансовых результатов важность не абсолютных, а относительных показателей прибыли. Этим автор акцентирует внимание на важности показателей рентабельности (продаж, собственного капитала и других). Обосновывает он свою точку зрения тем, что при оценке качества прибыли важен не сколько абсолютный показатель прибыли, столько значение прибыли, полученной со 1 рубля (100 рублей) использованных ресурсов [4, с. 49].

Так как основным источником формирования общей прибыли предприятия является прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг, методике ее вертикального, горизонтального и факторного анализа Э. А. Маркарьяном уделяется основное внимание. Изучается влияние факторов первого порядка на прибыль от продаж: объем и структура проданной продукции, ее себестоимость и среднереализационные цены. Подробно изучаются факторы, оказавшие основное влияние на прибыль от продаж, а именно, проводится анализ динамики объема продаж.

Основное внимание при анализе финансовых результатов уделяется показателям рентабельности, характеризующим относительную доходность, или прибыльность, выражаемую в процентах к затратам средств или имущества.

Э. А. Маркарьян считает, что при изучении спроса на продукции важным является оценка рентабельности производственных фондов. Кроме того, заслуживает внимания факторный анализ рентабельности собственного капитала. Рентабельность собственного капитала позволяет оценить эффективность использования инвестированных собственниками средств в развитие предприятия и сравнить с альтернативным вложением денежных средств, например, с доходом от вложения этих средств в другие ценные бумаги [4, с. 52].

Л. Т. Гиляровская при изложении авторской методики экспертного исследования финансовых результатов в качестве источника его информации использует бухгалтерскую отчетность. Считаем, что это является достоинством методики, так как в современных условиях большинство информации является коммерческой тайной, а бухгалтерская отчетность отличается своей сравнительной доступностью. Недостатком же считаем, что информация бухгалтерской отчетности о финансовых результатах достаточно ограничена, что не позволяет провести глубокий факторный анализ [3, с. 85].

Достоинством методики экспертного исследования финансовых результатов, предлагаемой Л. Т. Гиляровская, считаем использование метода «чтения» бухгалтерской отчетности. Автором обозначены самые важные стороны в бухгалтерской отчетности, на которые необходимо обратить внимание при анализе финансовых результатов организации.

К положительным моментам рассматриваемой методики также следует отнести достаточно всесторонний и подробный анализ относительных показателей финансовых результатов.

Много внимания уделяется автором анализу прибыли (убытку) от продаж товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как основной составляющей прибыли до налогообложения, чистой прибыли и, как правило, превышающую их. Расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж проводится на основании данных Отчета о финансовых результатах (Форма № 2) и другим учетным данным организации.

Таким образом, изучив методики экспертного исследования финансовых результатов, предлагаемые авторами экономической литературы, отметим, что порядок его проведения в зависимости от автора не имеет существенных отличий. Отличия состоят в глубине и детализации проводимых исследований в зависимости от цели анализа и пользователей его результатов. Как показало исследование, наиболее полную методику экспертного исследования финансовых результатов предлагает Г. В. Савицкая. Особенно много внимания уделяется ею показателям эффективности деятельности организации — рентабельности, ее факторному анализу, что позволяет выявить резервы роста прибыли и рентабельности.

Литература:

  1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 378 с.
  2. Войтоловский Н. В. Экономический анализ: учебник /Н. В. Войтоловский, А. П. Калинина, И. И. Мазурова; под редакцией Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 680 с.
  3. Гиляровская Л. Т. Бухгалтерский учет финансовых резервов предприятия / Л. Т. Гиляровская, Л. А. Мельникова. — СПб: Питер, 2017. — 192 с.
  4. Маркарьян Э. А.Финансовый анализ:учебное пособие / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. — 9-е изд., перераб.. — М.:КноРус, 2017. — 192 с.
  5. Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / С. М. Пястолов. — 11-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с.
  6. Чеглакова С. Г. Анализ финансовой отчетности.– М.: Дело и сервис, 2017. — 304 с.
  7. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 176 c.
Основные термины (генерируются автоматически): прибыль, рассматриваемая методика, бухгалтерская отчетность, факторный анализ, факторный анализ прибыли, анализ, изменение прибыли, продажа, собственный капитал, чистая прибыль.


Похожие статьи

прибыль, факторный анализ прибыли, анализ, чистая...

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал.

Факторный анализ прибыли от продаж (Рот прод) в общем виде можно привести по данным

Положение по бухгалтерскому учету. Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99...

Факторный анализ прибыли от продаж позволяет оценить...

Методика факторного анализа прибыли от продаж. На рассмотрение предлагается две

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал.

Факторная модель прибыли от реализации продукции позволяет установить изменение...

Использование данных отчета о прибылях и убытках...

Факторный анализ прибыли от продаж позволяет оценить резервы повышения эффективности производства, сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов [1, с. 105]. Основными факторами, влияющими на сумму прибыли...

Бухгалтерская отчетность как инструмент анализа финансового...

Методы анализа бухгалтерской отчетности предстают в виде различных инструментов, позволяющих рассмотреть аспекты деятельности

Факторный анализ — выявление и оценка факторов (причин), которые оказывают влияние на показатели деятельности организации.

Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический...

В условиях рыночной экономики и высокой конкуренции основными факторами, определяющими благополучное функционирование организации, является эффективное управление бизнесом, поиск резервов рационального использования ресурсов, расширение деятельности.

Экономический анализ и оценка качества прибыли

прибыль, факторный анализ прибыли, анализ, чистая прибыль, недостаток методики, отчетный период, методика, реализация продукции, валовая прибыль, финансовая деятельность. Ключевые слова. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия.

прибыль, факторный анализ прибыли, анализ, чистая...

В статье рассмотрены вопросы аудита и анализа прибыли от продаж, представлен подход к планированию прибыли от продаж на

Проведем горизонтальный анализ прибыли ООО ПКФ «ССС», составив аналитическую таблицу с данными за два периода: 2011 и 2012 гг. (табл. 2).

Методика финансового анализа, используемая в диагностике...

Основа горизонтального анализа — временной анализ динамики показателей. При проведении данного анализа рассчитываются темпы роста и

Достаточно полная методика проведения коэффициентного и факторного анализа предложены Л. В. Донцовой и Н. А. Никифофоровой...

Концептуальные методы определения прибыли как элемент...

Рассмотрены концепции отражения прибыли, а также, опираясь на труды ученых М. Ф. ван Бреды и Э. С. Хендриксена, сформирована модель концептуальных подходов определения финансового результата. Главной идеей модели является бухгалтерский учет прибыли...

Прибыль и рентабельность как основные характеристики...

Прибыль — показатель, который наиболее полно отражающий эффективность производства, состояние производительности труда, объем и качество произведенной продукции. Это предопределяет важность и значимость анализа финансовых результатов деятельности...

Похожие статьи

прибыль, факторный анализ прибыли, анализ, чистая...

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал.

Факторный анализ прибыли от продаж (Рот прод) в общем виде можно привести по данным

Положение по бухгалтерскому учету. Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99...

Факторный анализ прибыли от продаж позволяет оценить...

Методика факторного анализа прибыли от продаж. На рассмотрение предлагается две

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал.

Факторная модель прибыли от реализации продукции позволяет установить изменение...

Использование данных отчета о прибылях и убытках...

Факторный анализ прибыли от продаж позволяет оценить резервы повышения эффективности производства, сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов [1, с. 105]. Основными факторами, влияющими на сумму прибыли...

Бухгалтерская отчетность как инструмент анализа финансового...

Методы анализа бухгалтерской отчетности предстают в виде различных инструментов, позволяющих рассмотреть аспекты деятельности

Факторный анализ — выявление и оценка факторов (причин), которые оказывают влияние на показатели деятельности организации.

Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический...

В условиях рыночной экономики и высокой конкуренции основными факторами, определяющими благополучное функционирование организации, является эффективное управление бизнесом, поиск резервов рационального использования ресурсов, расширение деятельности.

Экономический анализ и оценка качества прибыли

прибыль, факторный анализ прибыли, анализ, чистая прибыль, недостаток методики, отчетный период, методика, реализация продукции, валовая прибыль, финансовая деятельность. Ключевые слова. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия.

прибыль, факторный анализ прибыли, анализ, чистая...

В статье рассмотрены вопросы аудита и анализа прибыли от продаж, представлен подход к планированию прибыли от продаж на

Проведем горизонтальный анализ прибыли ООО ПКФ «ССС», составив аналитическую таблицу с данными за два периода: 2011 и 2012 гг. (табл. 2).

Методика финансового анализа, используемая в диагностике...

Основа горизонтального анализа — временной анализ динамики показателей. При проведении данного анализа рассчитываются темпы роста и

Достаточно полная методика проведения коэффициентного и факторного анализа предложены Л. В. Донцовой и Н. А. Никифофоровой...

Концептуальные методы определения прибыли как элемент...

Рассмотрены концепции отражения прибыли, а также, опираясь на труды ученых М. Ф. ван Бреды и Э. С. Хендриксена, сформирована модель концептуальных подходов определения финансового результата. Главной идеей модели является бухгалтерский учет прибыли...

Прибыль и рентабельность как основные характеристики...

Прибыль — показатель, который наиболее полно отражающий эффективность производства, состояние производительности труда, объем и качество произведенной продукции. Это предопределяет важность и значимость анализа финансовых результатов деятельности...

Задать вопрос